Диагностика буд по фгос в школе 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта результатам освоения АООП.

Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Программа строится на основе дифференцированного и деятельностного подходов к обучению и позволяет реализовывать индивидуальный и в коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, формирование учебного поведения, формирование умения выполнять задание, формирование умения самостоятельно переходить от одного задания.

1.1. Цели реализации Программы

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

1.2. Характеристика образовательных потребностей детей с ТМНР

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

2. Характеристика и направления формирования БУД

2.1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

  • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
  • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.Данная программа рассчитана на пятилетний срок обучания (1допольнительный, 1-4 классы).

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика и состав базовых учебных действий

Наименование БУД

Характеристика и состав БУД по годам обучения

1,2 год обучения

3 год

4 год

5 год

Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.

Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться
-нахождение места хранения игрушек
-нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;
-нахождение своего набора индивидуальных заданий;

Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Приветствовать одноклассников при встрече; прощаться организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

+ радоваться вместе с детьми;
Выполнение действие способом рука-в-руке;
-подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)

Следить за объяснением учителя.

Поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

- вставать при ответе;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком.

брать ручку, карандаш при выполнении письменных работ.
- вставать при ответе.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам.

- открывать учебник. - выполнять инструкции педагога: дай, встань, сядь, посмотри.
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения выполнение задания:
в течение определенного периода,
от начала до конца;
- переход от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

- Рисовать, слушать, собирать мозаику и др. задания в течение 5-20 минут
- выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца.
- поддержание правильной позы

-выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени.

- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

- выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени;
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание;
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.

- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе,
- подражание простым движениям и действиям с предметами

- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет.
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.

- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому (технологическая карта), самостоятельно выходить из кабинета, передвигаться по школе, находить свой класс, находить столовую, медицинский кабинет, туалет.
- выполнение действий с предметами
(по подражанию, образцу,
- выполнение простых заданий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
- выполнение задания без постоянного контроля со стороны учителя на групповом занятии

Основные направления реализации Программы

Главными направлениями программы является формирование учебного поведения и подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельностью

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов отражена в виде таблицы. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) различны, то связи БУД и предметов могут отличаться. Все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, коррекционного курса и внеурочной деятельности.

Взаимосвязь БУД с предметами, коррекционными курсами и внеурочной деятельностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

  1. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждый период/ класс образования в условиях внедрения ФГОС.
  2. Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.
  3. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

Инструментарий отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД)

в рамках ФГОС УО

Инструментом для отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) в рамках ФГОС УО, (далее ФГОС) является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих детское действие.

Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждый период/ класс образования в условиях внедрения ФГОС.

Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и положительное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению у обучающегося социальных ролей.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики развития обучающегося, для прогнозирования профессиональной деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Оценивание сформированности БУД осуществляется по 4 уровням: минимальный, достаточный, расширенный, углубленный.

Которые устанавливаются тремя способами

Подсчет количественных показателей.

Описание качественных показателей - критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержание.

Описание используемой ребёнком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой.

Качественная характеристика уровней сформированности БУД:

Минимальный уровень –узнавание объекта изучения, частичное воспроизведение учебного материала;

Достаточный уровень- неосознанное воспроизведение учебного материала, наличие существенных ошибок;

Расширенный уровень – воспроизведение материала на уровне понимания, наличие несущественных ошибок, применение знаний в знакомой ситуации;

Углубленный уровень – полное воспроизведение учебного материал с единичными ошибками, владение им на уровне применения в знакомой ситуации.

Мониторинг БУД осуществляется с периодичностью 3 раза в год.

Рубежная диагностика по итогам первого полугодия (2 декада декабря);

Промежуточная диагностика по итогам учебного года (1 декада мая).

Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период. Поэтому в начале сентября проводится входная диагностика совместно с психологом школы. Вторая рубежная диагностика по итогам первого полугодия проводится в декабре и на конец года осуществляется промежуточная диагностика БУД. И в конце 4 класса осуществляется итоговая диагностика за 4 года обучения.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии обучающегося, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: шкальная и уровневая.

0 баллов ― действие отсутствует;

1 балл ― действия понимает, но применяет нерегулярно;

2 балла -― действие появляется;

Низкий уровень - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

Средний уровень - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

Уровень выше среднего - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

Высокий уровень - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

Балльная система оценки позволяет объективно оценить рубежные и промежуточные достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Способы фиксации сформированности БУД:

Для мониторинга по каждому из 4 базовому учебному действию выбираются 5 основных критериев – оснований. Из получаемых 20 показателей максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся – 40 баллов.

Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям. Округление результатов осуществляется в пользу обучающегося.

Наглядное представление результатов мониторинга БУД демонстрируется построением диаграмм, гистограмм с группировкой и лепестковой диаграммой.

Механизмы и инструменты оценки сформированности БУД.

- Метод экспертной оценки.

- Метод включённого педагогического наблюдения,

- Метод тестов.

Метод экспертной оценки — это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности.

Экспертами выступают ведущие специалисты обучающегося (логопед, если присутствуют нарушения речевой сферы, психолог, если у обучающегося наблюдаются нарушения поведенческой или эмоционально-психических сфер развития)

Оценка сформированности БУД осуществляется экспертами при помощи шкал, где берутся показатели от 0 до 2 баллов.

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие по указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

Затем на одном листе по каждому из 4 базовому учебному действию эксперты выставляют оценку для 5 основных критериев – оснований.

Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям. Округление результатов осуществляется в пользу обучающегося.

Наглядное представление результатов экспертной оценки демонстрируется построением диаграмм, гистограмм и лепестковой диаграммой.

Метод включённого педагогического наблюдения характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности, в целостности и динамики их изменения;

- Метод тестов.

Все эти методы представляют собой качественную оценку сформированности БУД.


Элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Содержимое разработки

Формирование базовых учебных действий

по ФГОС

Хорошавина Вероника Николаевна

Что такое базовые учебные действия? Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Что такое базовые учебные действия?

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются: • формирование мотивационного компонента учебной деятельности; • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся; • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Задачами реализации программы являются:

• формирование мотивационного компонента

• овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

• развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

• определить функции и состав базовых учебных

действий, учитывая психофизические

особенности и своеобразие учебной

• определить связи базовых учебных

действий с содержанием учебных предметов;

Принципы базовых учебных действий: принцип деятельности; принцип непрерывности; принцип целостного представления о мире; принцип психологической комфортности; принцип творчества; принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося.

Принципы базовых учебных действий:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип творчества;
  • принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого

обучающегося.

Функции БУД обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Функции БУД

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формированиеготовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему образованию;
  • обеспечение целостности

развития личности

обучающегося.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Базовые учебные действия, формируемые

у младших школьников, обеспечивают,

с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной

деятельности на доступном

для него уровне.

ВИДЫ БУД личностные регулятивные коммуникативные познавательные

познавательные

Личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Личностные БУД

обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные БУД обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Коммуникативные БУД

обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

регулятивные БУД

обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

познавательные БУД представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

познавательные БУД

представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

 В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит

делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе

осуществить корректировку процесса

их формирования на протяжении всего

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Для оценки сформированности каждого

действия используется следующая система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,

которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять

действие, но иногда допускает ошибки,

которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет

действие в любой ситуации.

Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию: от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Новые стандарты кардинально меняют требования к оцениванию:

от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЖЕЛАЮ ВАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.

Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно - деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность

вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждой ступени образования в условиях внедрения ФГОС.

Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится стартовая диагностика совместно с психологом школы.

Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Методы сбора информации:

Оценка школьной мотивации (1-2 класс).

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

Источник информации:

Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.

Данные о сформированности личностных БУД

Определение своего отношения к школьной действительности.

познавательной деятельности для ребенка, умение задавать вопрос.

Умение устанавливать связи между содержанием

учебных предметов и познавательными интересами обучающихся.

Самооценивание результата учебной деятельности.

Данные о сформированности регулятивных БУД

Определение цели учебной деятельности.

Действие удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Планирование решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий.

Осуществление итогового и пооперационного контроля деятельности.

Действие сравнивать с эталоном результаты деятельности.

Оценивание по параметрам своего задания (легко или возникли трудности).

Данные о сформированности познавательных БУД

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план.

Знаково-символические действия – кодирование.

Выявлять уровни развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Выявлять сформированность логических действий установления взаимно-однозначного соответствия.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Данные о сформированности коммуникативных БУД

Уровень смыслового чтения.

Навык грамотной устной речи.

Работа со "свернутой" информацией.

Соблюдение простейших норм речевого этикета.

Понимание речевое обращение другого человека.

Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.

Действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Диагностика сформированности базовых учебных действий

Сформированность личностных БУД

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

Сформированность регулятивныхБУД

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

Сформированность познавательныхБУД

Кол-во набранных балов

Количество обучающихся

Сформированность коммуникативных БУД

Кол-во набранных баллов

Количество обучающихся

сформированности БУД

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

"Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто.
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто.
3. Больше всего я люблю, когда учитель.
4. Больше всего я не люблю, когда учитель.
5. Больше всего мне школа нравится за то, что.
6. Я не люблю школу за то, что.
7. Мне радостно, когда в школе.
8. Я боюсь, когда в школе.
9. Я хотел бы, чтобы в школе.
10. Я не хотел бы, чтобы в школе.
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе.
12. Если я невнимателен на уроке, я.
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я.
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я.
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я.
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я.
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я.
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я.
19. Мне всегда интересно, когда на уроках.
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках.
21. Если нам не задают домашнего задания, я.
22. Если я не знаю, как решить задачу, я.
23. Если я не знаю, как написать слово, я.
24. Я лучше понимаю, когда на уроке.
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Читайте также: