Диагностические карты в школе

Обновлено: 28.06.2024

Единый государственный экзамен прочно вошел в нашу жизнь, и, естественно, встает вопрос о качественной подготовке к ЕГЭ. Сложно вести учет освоения учащимися программного материала, видеть систему повторения пройденного, корректировать работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Помочь в решении проблем может диагностическая карта учащихся.
В таблице диагностической карты собран перечень всех заданий с № 1 по № 21 базового уровня и с №1 по №11 профильного уровня. При выполнении тестовой работы по определенному набору заданий в таблице проставляется "0" (если задание выполнено неверно) или "1" (если задание выполнено верно). Эта система учета знаний учащихся удобна, наглядна. Вести мониторинг выполнения заданий может сам ученик после проверки работы учителем. После заполнения диагностической карты, учитель видит с какими заданиями не справился учащийся и , следовательно, может провести консультацию и составить новый вариант самостоятельной работы по темам, в которых были допущены ошибки
Диагностическая карта по подготовке к ЕГЭ по математике учащихся 11 класса, разработана по тематике экзаменационной работы по профильной и базовой математике. Может быть полезна для оформления папок по подготовке к ЕГЭ.

Оценить 1673 1

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Детям нужно овладеть способами обновления и пополнения своих знаний. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом.

Главные цели современного начального образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности – не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения.

Учителю очень важно знать, не только что именно не усвоил ученик, но и почему он этого не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями.

Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Диагностику результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ:

1) итоговой работы по русскому языку,

2) итоговой работы по математике,

3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Методика рекомендованная ФГОС второго поколения базируется на общих принципах:

- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким разделом достижений планируемых результатов и повышенных уровней подготовки;

- оценивать методом "сложения", при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение;

- кумулятивной (накопительной) оценки;

- открытость и реалистичность норм и критериев;

- признание права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

- признание права учащегося на досдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

Мне, как учителю, тема "Диагностика результатов обучения учащихся" кажется актуальной на сегодняшний день.

Диагностическая карта (диагностограмма), которую заполняю во время проверки самостоятельных и контрольных работ, представляет собой таблицу.

Диагностограмма дает возможность наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков. В своей работе я использую диагностограммы несколько видов:

Тематическая диагностограмма (Т.д.). Ее конкретной узкой темы. Цель – текущий контроль за усвоением.

Итоговая (годовая) диагностограмма (И.д.). Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения.

Форма и содержание карты сжато представлены ниже:

Диагностическая карта проверки техники чтения:


После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса. После составления диагностических карт, учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Школьники осознают, что составление таких карт не несет карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения. Системная диагностика предметной обученности даёт мне возможность сравнивать умения учащихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающе-коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.

Диагностирование фактического уровня обученности позволяет мне планировать методы и приемы работы по изучению следующей темы; помогает в самоанализе работы .

Диагностика и составление диагностических карт помогает предупредить неуспеваемость школьников, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материаля для учителя.Диагностическая карта ученика.

Методические материалы для работы учителя

Диагностическая карта изучения учителем обученности и обучаемости школьников, дающие низкие показатели обученности по итогам 1 четверти

Уровни и показатели

Возрастные особенности и нормы

Приемы развития, формирования, коррекции

Что знает ученик?

Виды Этапы Уровни Качества

Приемы диагностики типичных затруднений в ходе учебного опроса, письменных контрольных работ, индивидуальных обучающих занятий, в том числе: графическая запись системы понятий раздела и их связей, задачи с несколькими решениями, самостоятельное составление задач данного типа, задания на самоконтроль и самооценку

Младший школьный возраст: вхождение в учебную деятельность и овладение ее отдельными компонентами Средний школьный возраст: осознание в целом строения учебной деятельности и самостоятельный переход от одного звена к другому, интерес к взаимоконтролю Старший школьный возраст: индивидуальный стиль учебной деятельности, самообразование

Индивидуальные различия в уровне сформированности разных компонентов учебной деятельности, разная форма выполнения действий. Индивидуальный стиль учебной деятельности

Организация учебной деятельности, полная структура учебной деятельности, учебная деятельность — главный объект управления на уроке, организация самостоятельной работы через формирование самоконтроля и самооценки, новые технологии обучения — крупные единицы учебного материала, различение способа и результата на основе поиска нескольких способов, развитие индивидуальности

Учебная деятельность (умение учиться)

Как умеет ученик учиться?

Учебная задача Учебные действия Действия самоконтроля и самооценки результатов

Обучаемость(прогноз)

3 . Как может ученик учиться? Восприимчивость к усвоению новых знаний и способов (как может ученик учиться в сотрудничестве со взрослым)

Активность ориентировки, перенос, принятие дозированной помощи взрослого

Задания повышенной трудности с дозированной помощью взрослого (разные виды помощи) . Задачи со скрытыми возможностями и неопределенной инструкцией

Стимулирование обучаемости как главная задача обучения, активность ориентировки в новых условиях, переход от одного звена решения к другому, поощрение всех видов самодеятельности, решение нестандартных задач, постановка в позицию оценивающего и оцениваемого, развитие готовности к самообучению, стимулирование реалистической самооценки и уровня притязаний, постановка новых задач саморазвития. Главная

Способность к самообучению и саморазвитию (как может обучаться и развиваться самостоятельно) Ради чего ученик учится?

Умение действовать в уме, познавательная инициатива (выход за пределы обязательного) , познавательная самостоятельность, осознанность (рефлексия), преднамеренность (произвольность) , креативность

Задачи на умение решать в уме, задачи, требующие нестандартного решения

Работоспособность, выносливость

Какие цели ставит школьник в учении?

Задания на выполнение объема работы в единицу времени

цель: обучить средствам и способам учебной деятельности и саморазвития и дать возможность сделать выбор с учетом своей индивидуальности

1. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. Школьная психодиагностика: Достижения и перспективы. — Киев, 1980.

2. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.

3. Гильбух Ю. 3. Психодиагностическая функция учителя: Пути ее реализации / / Вопросы психологии. — 1989. — № 3.

4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1981.

6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.

7. Зак А. 3. Как определить уровень развития младших школьников. — М., 1982.

8. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М., 1975.

9. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. — М., 1979.

10. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. — М., 1989.

11. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся: Какими они должны быть. — М., 1978.

12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

13. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

14. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Р. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990.

15. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя// Вопросы психологии. — 1984. — № 4.

16. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. — М., 1987.

Система диагностических минимумов – комплекс мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения в целом. Диагностика школьного развития, ориентированная на проведение дальнейшей психокоррекционной работы со школьниками, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей и подростков, которые должны быть учтены в процессе коррекции. Психолого-педагогический статус ребенка. Психолого-педагогическая карта ребенка. Содержание системы диагностических минимумов. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума.


Диагностика школьного развития, ориентированная на проведение дальнейшей психокоррекционной работы со школьниками, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей и подростков, которые должны быть учтены в процессе коррекции. То есть на изучение психолого-педагогического статуса ребенка.

Психолого-педагогический статус ребенка – совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. При этом различные диагностические схемы в разном объеме используют параметры, входящие в статус. Так, в ходе диагностического минимума выявляются особенности статуса школьников обследуемой параллели в объеме психолого-педагогической карты [1].

– схема структурированного наблюдения особенностей обучения и поведения школьников, осуществляемого педагогами и психологами в различных учебных целях. В процессе же углубленных или дифференциальных обследований, в ходе которых уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей школьника, могут анализироваться и другие параметры статуса.

Прежде всего, подробнее всего остановимся на содержании диагностического минимума – основной диагностической схеме в модели практикоориентированной диагностики школьного развития. Рассмотрим содержание двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено. Один минимум в каждой паре направлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй – на выявление особенностей процесса адаптации и возникающих трудностей [2].

Система диагностических минимумов – комплекс мероприятий по диагностике школьного развития учащихся на разных этапах обучения в целом. Система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник в период десятилетнего (одиннадцатилетнего), обучения, может быть представлена в следующем виде:

– обследование старших дошкольников (5-6 лет) на этапе приема в школу;

– обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;

– обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы;

– обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

– обследование подростков в период острого возрастного кризиса;

Перейдем к рассмотрению общих принципов построения диагностического минимума.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:

– экспертные опросы педагогов и родителей;

– структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;

– психологическое обследование самих детей;

– анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.

Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет, во-первых, выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; во-вторых, уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения.

Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.

Структурированное наблюдение школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации, прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.

Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ данных предыдущих диагностических срезов [3].

Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успеваемости ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Выше уже отмечалось, что в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьников прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами. Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами – психодиагностическими методами, позволяющими осуществить экспресс-диагностику учащихся), ориентированными на групповое проведение [4].

Итак, общий принцип отбора диагностических средств для изучения школьного развития состоит в следующем:

1. Разработка представлений о психолого-педагогическом статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития;

2. Разработка системы психолого-педагогических требований к содержанию выделенных параметров статуса;

3. Описание конкретных психолого-педагогических характеристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики;

4. Подбор конкретных диагностических приемов [5].

Важнейшим интеллектуальным параметром статуса практически на всех ступенях обучения является произвольность психических процессов. Так, в период обучения в начальной школе к этому параметру предъявляются следующие психолого-педагогические требования:

1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе;

2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий;

3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым;

4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче;

5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи [6].

Читайте также: