Диагностические испытания в школе пифагора

Обновлено: 04.07.2024

Дела человеческие. Дела одних темны и суетны, дела иных кричащи и помпезны. Но есть дела, дарящие вдохновение и силу всем тем, кто хранит их в своей памяти, обращается к ним, утоляет из них свою жажду прекрасного, как путник, припадающий к ледяной чистоте источника. Такие дела, подобно жемчужинам, хранятся в сокровищнице человечества. И как жемчуг тускнеет и умирает без человеческого тепла, так и эти великие дела могут умереть, если люди перестанут вдохновляться их мудростью и не будут использовать их уроки. А стоит лишь нам заглянуть в кладовую свершений, и мы обретем в ней мечты и надежды.

Примерно за пол тысячелетия до нашего века, после долгих лет обучения у египетских жрецов и халдейских магов, пройдя посвящения во все таинства Библа и Тира, в священнодействия сирийцев и мистерии финикийцев, в возрасте 56 лет, на родной остров Самос возвращается мудрый и богоподобный Пифагор. Но он не долго задерживается на своей родине. Не то, чтобы он, подобно многим до и после него, не стал “пророком в отечестве своем” — самосцы постоянно привлекали его к государственным делам, внимали его мудрым советам, почитали и ценили; не то, чтобы его сограждане отличались какой-то особой невежественностью и невосприимчивостью к ученью (бестолковостью) и не понимали его советов, скорее Самос оказался слишком тихой гаванью для этого великого человека, а история в лице тех, кто стекался со всей Эллады, чтобы только поговорить с ним, требовательно звала его в другие края к иным делам.

И он отправляется в Италию — туда, где бурлила кипучая жизнь, где греки осваивали новые земли, и основывали новые колонии, куда стекались ищущие, деятельные и испытывающие тягу к новому люди. Ямвлих пишет о том, что на самой первой беседе, которую провел Пифагор по приезде в Италию, присутствовало около двух тысяч человек. Впечатление, произведенное им, было столь сильно, что все они со своими женами и детьми, не уходя домой, на том же месте основали общину, для того чтобы обучаться у Пифагора. Так возникла знаменитая школа, оказавшая влияние на все дальнейшее развитие эллинской цивилизации.

Этих учеников называли акусматиками, то есть “слушателями”. Их молчание подразумевало не только ограничение в словах. Прежде всего их задачей было научиться внутреннему безмолвию, контролю над бешенно скачущими, теснящимися в голове мыслями. Они должны были учиться спокойствию и сосредоточенности, дающим возможность слышать тихий голос своего высшего начала, должны были стать способными воспринимать уроки жизни и приучиться контролировать свои инстинкты и эмоции.

Акусматики еще не считались принятыми в школу и не имели возможности учиться у самого Пифагора. Они лишь проходили подготовку, направленную на очищение разума.

Основываясь на изучении божественных законов и выработке критериев в соответствии с ними, можно выбрать наилучший образ жизни и следовать ему. Ученику необходимо быть особенно внимательным к тому, что он думает перед тем, как что-либо сделать, к тем мыслям, которые приходят во время действия, и к анализу результатов своего поступка. Тем самым он тренирует и развивает свое разумное начало и учится подчинять ему начало вожделеющее.

Подобный образ жизни, в свою очередь, способствует тому, чтобы развить основную добродетель впечатлительного начала – мужество, которое позволяет человеку противостоять чрезмерным желаниям своей низшей природы и стойко преодолевать превратности и удары судьбы, не предаваясь отчаянию и печали.

Считая важным для человека получать впечатления от совершенных форм и образов, Пифагор сделал музыкальное воспитание главным, используя музыку для восстановления душевного равновесия, и даже разработал систему лечения музыкой, с помощью которой он мог исцелять не только душу, но и тело человека. Он умиротворял страсти и страдания своих учеников с помощью особых мелодий, которые составлял, как аптекарь составляет лекарства. Известен случай, когда с помощью музыки Пифагор усмирил пьяного юношу, пытавшегося ворваться ночью к своей возлюбленной, которая была с его соперником, и собиравшегося поджечь их. Пифагор убедил флейтиста сыграть спондаическую мелодию, после чего юноша быстро успокоился и отправился домой.

Для воспитания вожделеющего и впечатлительного начал Пифагор советовал воздерживаться от употребления мяса живых существ, вина и некоторых других видов пищи, препятствующих бодрости и ясности ума, рекомендовал недолгий сон, пренебрежение славой и богатством, а также укрепляющие тело упражнения.

Пифагор внимательно наблюдал за своими учениками, хотя и не открывался им. Он обращал внимание на то, как они умеют молчать и хранить в тайне услышанное, контролировать свое поведение, как ведут себя с друзьями и с врагами. Он изучал их способности к запоминанию и осмыслению, здравомыслие. Он давал ученикам специальные испытания на свойства их натуры, выделяя тех, кто способен глубоко воспринимать его мудрость.

О пифагорейской дружбе известно много историй. Так, легенды гласят, что однажды тиран Дионисий, решив проверить крепость этой дружбы, призвал к себе пифагорейца Финтия и умышленно обвинил в заговоре. Это подтвердили все присутствующие, и Дионисий приговорил Финтия к смерти. Финтий же, немало удивленный происшедшим, попросил Дионисия лишь об одном – об отсрочке казни на один день, для того чтобы иметь возможность уладить свои домашние дела, так как он был старшим и большинство дел вел сам. Дионисий спросил, кто мог бы остаться поручителем за Финтия, и тот попросил позвать своего друга Дамона. Когда Дамону рассказали о том, что произошло, он сказал, что ручается за Финтия, и остался у Дионисия в качестве заложника. Когда же пришел назначенный час, приговоренный к смерти Финтий вернулся, и все были удивлены и покорены его поведением. Дионисий даже просил, чтобы его взяли третьим в этот союз, но друзья наотрез отказались сделать это. Другая история говорит о том, что пифагорейцы, даже не знавшие друг друга, стремились оказывать друг другу помощь и поддержку. Когда один из пифагорейцев тяжело заболел на постоялом дворе, он, не имея средств оплатить хозяину приют и уход, попросил того нарисовать на воротах пентаграмму, сказав, что, увидев этот знак, придет человек, который заплатит за все труды. Хозяин, не питая особой надежды, выполнил просьбу умирающего. Через некоторое время, когда больной пифагореец уже скончался, появился человек, узнавший знак. Он расспросил хозяина о том, что случилось, и выплатил ему гораздо больше денег, чем тот истратил.

Испытания, которые выпадали на долю акусматикам, мог выдержать далеко не каждый, но они способствовали развитию врожденных способностей и помогали человеку выявлять пороки, особенно свойственные всем от природы невоздержанность и корыстолюбие, и бороться с ними. Исправление характера осуществлялось в основном через формирование недостающих качеств и сдерживание излишних. Тому, кто был слишком импульсивным, приходилось выполнять кропотливую работу, требующую постоянных усилий; тому, кто был медлителен, требовалось проявлять динамичность и реакцию; тот, кому нравилось говорить, был вынужден молчать; стеснительный должен был выполнять функции организатора. Все эти упражнения, которые зачастую требовали от человека преломить самого себя, также позволяли выявить и обострить недостатки и инстинкты, которые человек еще не научился контролировать, но вместе с тем давали ему возможность увидеть и оценить те стороны своей личности, о которых он даже не подозревал. И здесь помогало умение переключать внимание со своих желаний, трудностей и страданий на высшие предметы.

Тем, кто показывал себя неспособным, Пифагор отказывал в принятии в школу. Те же, кто проходил все эти труды и испытания, торжественно принимались в ученики философской школы и допускались к участию в беседах самого Пифагора.

Однако Пифагор считал неверным обучать всех одинаково, ведь разные люди обладают различными способностями, темпераментами и склонностями. Он четко определял меру учения и наилучший способ воспитания для каждого, предлагая курс наук и темы бесед в соответствии со способностями и склонностями человека.

Учеников, принятых в школу, называли математиками, то есть “познавателями”. В пифагорейском понимании это означает изучающих эзотерическую науку, или гнозис, то есть природные взаимосвязи и науки: науку чисел, геометрию, астрономию и принципы музыкальной гармонии. На этом этапе акусматы объяснялись уже в оккультном ключе. Математикам Пифагор определил иметь общее имущество и проводить все время, живя бок о бок.

Ученики Пифагора вели образ жизни, наилучшим образом способствующий возвышению души. Их день начинался с пения гимнов богам и одинокой прогулки в тишине в священных рощах или возле храмов, во время которой они размышляли обо всех делах, которые им предстояло совершить в течение дня, и вспоминали данные обещания. Они считали, что нельзя встречаться с людьми, пока не приведешь в порядок мысли и не настроишь душу на спокойный, возвышенный лад. Лишь после такой прогулки они вступали в общение друг с другом, стараясь использовать это время для повторения уроков и исправления нравов. Затем наступало время ухода за телом. Особенно любимыми были занятия бегом и гимнастические упражнения с гирями, причем каждый подбирал упражнения, тренирующие тело в соответствии со спецификой труда, которым он был занят. Далее следовал завтрак и занятия общественными делами. В полуденное время они снова отправлялись на прогулку, на этот раз по несколько человек, вспоминая уроки Пифагора и ведя философские беседы. После прогулки они совершали омовение и встречались на совместных трапезах, в которых одновременно участвовало около десяти человек. На обед ели лепешки, хлеб, сырые и вареные овощи, редко – мясо жертвенных животных. После обеда следовало чтение, когда младший читал, а старший указывал отрывки, которые следовало читать, и комментировал их. Затем расходились по домам, а от дневных волнений освобождались, слушая музыку. Перед тем как отойти ко сну, размышляли о прошедшем дне: в чем преуспели, во всем ли проявляли разумность и справедливость, удалось ли сделать все то, что было намечено, в чем потерпели неудачу, — а также намечали планы на следующий день.

Однако во все времена люди и деяния мудрые и высокие вызывают злобу и зависть у людей ограниченных и низких, которые, не умея подняться сами, пытаются самоутвердиться за счет того, что разрушают высокое и прекрасное. Чем больше в душе у человека света, тем больше тьмы, противостоящей ему, он вызывает. Не минула чаша сия и Пифагорейскую школу. Многие граждане были недовольны пифагорейцами. Им не нравилось все: и что пифагорейцы не делают ничего необдуманного, и что не нарушают данного слова и все дела доводят до конца, и что встают вместе с солнцем, и что у них все общее, и что разумно управляют своим имуществом, и что Пифагор допускает к своим занятиям не всех, и что они хранят в тайне свои знания. Особенно это недовольство зрело в умах наиболее близких пифагорейцам людей. Это стало питательной почвой для заговора против Пифагора, чем и воспользовался Килон. Властный, жестокий, амбициозный, он, в силу своих качеств, не был принят в Пифагорейскую школу. Его самолюбие было задето, и он начал настоящую войну против Пифагора и его последователей. Он выждал момент, когда пифагорейцы собрались для обсуждения общественных дел в одном доме, приказал запереть их там и поджечь. Сорок самых авторитетных пифагорейцев сгорели заживо, и лишь двоим удалось спастись. По этому злодеянию подкупленные судьи не вынесли никакого решения, открыв травлю пифагорейцев. Многие из них были убиты, их имущество было отобрано, а земельные наделы поделены заново. Оставшиеся в живых пифагорейцы были вынуждены бежать.

Таинственна судьба самого Пифагора. По одним источникам, его не было в городе, когда возник мятеж, но, узнав о гибели своих учеников, он затосковал и умер, по другим – он бежал от мятежа в святилище Муз, где оставался без пищи сорок дней и от этого скончался.

Спустя годы жителями Кротона овладело раскаяние и они стали делать все возможное, чтобы вернуть назад оставшихся в живых пифагорейцев. В результате на Кротон вернулось около шестидесяти человек; теперь они имели такую хорошую репутацию, что им пели хвалебные песни на праздниках в честь Муз и приносили в храме Муз общественную жертву.

Пифагорейская школа просуществовала всего лишь сорок лет, однако ее импульс вдохновлял всех философов эллинского мира. Через полтора века после смерти Пифагора Платон в своем “Государстве” и других работах изложит и разовьет принципы и учение Пифагорейской школы. И хотя беспощадный Сатурн- время поглотил многое из сделанного Пифагором, пощадив лишь крохи его учения и оставив нам самим искать зерно истины на руинах памяти, — теперь мы, подобно неофитам-акусматикам, можем попытаться без подсказки и помощи сами открыть идею Пифагорейской школы и вернуть ее в мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Школа Пифагора.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школа Пифагора Школа была основана Пифагором и просуществовала до начала IV в.

Школа Пифагора Школа была основана Пифагором и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г.

Школа Пифагора Претендент должен был выдержать ряд испытаний; обет пят.

Школа Пифагора Претендент должен был выдержать ряд испытаний; обет пятилетнего молчания. Другим законом организации было хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось – вплоть до смерти.

Школа Пифагора Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели песни, аккомпанируя.

Школа Пифагора Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели песни, аккомпанируя себе на лире, потом делали гимнастику, занимались теорией музыки, философией, математикой, астрономией и другими науками. Часто занятия проводились на открытом воздухе, в форме бесед. Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Теано – жену Пифагора.

Первый этап Пифагор обычно отправлял кандидата обратно, советуя повременить и.

Первый этап Пифагор обычно отправлял кандидата обратно, советуя повременить и прийти вновь через три года. Этот внешне очень суровый прием имел глубокий смысл - ведь любой импульс, даже самый прекрасный и чистый, должен пройти испытание временем.

Второй этап В этот период человек еще не считался учеником Школы и назывался.

Третий этап Лишь после долгих лет такой работы акусматик становился настоящим.

Четвертый этап Посвятить себя служению людям, обществу естественный шаг для з.

Пятый этап Высшей же ступенью в Пифагорейской школе считалось обучение полити.

Чет -нечет Все числа пифагорейцы разделяли на две категории — четные и нечетн.

Тетрада Числа 1, 2, 3 и 4 составляли знаменитую "тетраду". Геометрически тетр.

Тетрада Числа 1, 2, 3 и 4 составляли знаменитую "тетраду". Геометрически тетрада изображалась "совершенным треугольником", арифметически — "треугольным числом" 1+2+3+4 = 10. Пифагорейцы, клялись "тем, кто вложил в нашу душу тетраду, — источник и корень вечной природы".

Идеальное число Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому.

Идеальное число Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять — идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 184 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.07.2016 705
  • RAR 585.4 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Танчик Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Любви .


Нет необходимости подробно рассказывать о Пифагоре, ведь его имя знакомо каждому со школьной скамьи, а жизнь его достойна скорее многотомного романа, нежели журнальной статьи. К тому же о величии людей судят по их деяниям, а величайшим из творений Пифагора является его школа. Несомненно, Пифагор был великим мудрецом. Более тридцати лет он обучался сначала в Греции, потом в Египте, а затем в Вавилоне и познал, наверное, все, что было возможно в те времена знать о вселенной и человеке. Он был сведущ во всех науках, он был высоким жрецом, Иерофантом, посвященным во многие мистерии. Легенда о том, что он был сыном Аполлона, была широко известна и что не вызывала у современников никаких сомнений - столь велик и прекрасен был этот человек, столь высоким и непоколебимым был его авторитет, хотя он и не занимал важных государственных постов. Его приглашали как мудрого советника в общественных делах, его ждали в храмах как великого жреца, но вместо того, чтобы наслаждаться почетом и славой, он уехал на побережье Италии, в Кротон, где основал первую в истории философскую школу.


Философия стала краеугольным камнем обучения в Пифагорейской школе. Здесь изучали самые разнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку и многое другое; старшие ученики занимались также практическими вопросами: экономикой, политикой, медициной. Но одновременно с этим пифагорейцы постигали главное - Любовь с большой буквы, любовь ко всему сущему. А так как любви нельзя научить - ей можно только научиться, слой за слоем снимая с себя покровы черствости и эгоизма, - то этот процесс длился многие годы. Каждый ученик проходил в Школе три основных этапа.
Первым этапом, первым шагом на пути к философии было само поступление в Школу. Уже здесь ярко проявлялись отличия пифагорейской системы воспитания от принятой тогда и сохранившейся, в общем-то, и по сей день системы обучения. Если последняя ставит своей основной задачей обучить человека - то есть привить ему определенные навыки, передать необходимые для жизни в обществе знания и нормы, - то главной целью пифагорейского воспитания было изменение человека, раскрытие его внутренних способностей, которые он мог бы наилучшим образом использовать на благо других. Но далеко не каждый может удержаться от применения этих проявляющихся внутренних потенциалов в личных целях, поэтому, принимая человека в Школу, Пифагор обращал внимание не на то, насколько развитым, умным, сильным он является или какими способностями обладает, а на то, насколько он владеет собой и умеет распоряжаться теми внутренними силами, которые у него уже есть, насколько он искренен и бескорыстен в своем стремлении к знаниям. Ведь знание, используемое как предмет купли-продажи или инструмент для достижения личных целей, не может приносить пользу и в конечном счете оборачивается против того, кто так его применяет. Поэтому первый этап - прием в школу - был весьма необычен, особенно с нынешней точки зрения. Школа не стремилась набрать как можно больше новых учеников, завлекая их обещаниями; напротив, Пифагор обычно отправлял кандидата обратно, советуя повременить и прийти вновь через три года. Этот внешне очень суровый прием был исполнен глубокого смысла - ведь любой импульс, даже самый прекрасный и чистый, должен пройти испытание временем. Кроме того, если человек легко получает то, к чему стремится, он не осознает всей ценности обретенного, считая его само собой разумеющимся. Кто-то уходил обиженным и даже затаивал злобу; но если человек все же возвращался, это подтверждало, что его стремление учиться в Школе было зовом души, и свидетельствовало о силе характера, без которой невозможно быть учеником.


После поступления начинался второй этап,

На этом, последнем, этапе начинается познание любви преображающей, той любви, которая трансформирует, полностью изменяет человека и все, с чем он соприкасается. Любое деяние такой любви, которая является одновременно и высшей мудростью, закономерно и неизбежно несет на себе печать справедливости, добра и красоты, перенося ее на все, с чем соприкасается. Такая любовь-мудрость является венцом огромных усилий ученика и уже не покидает его всю оставшуюся жизнь, она буквально преображает человека и весь мир вокруг него. С момента своего проявления она становится для человека главной движущей силой, давая ему и вдохновение, и силы, не позволяя отступать перед самыми сложными препятствиями. Прекрасным свидетельством этого являются многочисленные истории о дружбе и любви пифагорейцев, их готовности помогать друг другу и разделять любые тяготы, опасности и испытания.

Школа притягивала чистых, благородных людей из самых далеких уголков мира, служила оплотом надежды, озаряя своим светом окружающий мир. Она просуществовала всего около сорока лет, но все эти годы, словно маяк в непогоду, показывала застигнутым бурей, что рядом есть твердая почва, что есть вечные ценности и нравственные законы, о которые разбиваются бурные волны изменчивого мира.

Но во все времена чистое и светлое уже самим фактом своего существования восстанавливает против себя все темное, порочное, эгоистичное. Очевидно, Пифагор и его ученики слишком резко выделялись на общем фоне своим благородством, альтруизмом и мудростью. Это возбуждало недовольство и даже ненависть многих низких, корыстолюбивых и тщеславных людей: одни завидовали уважению и почету, которые оказывались пифагорейцам, и тому, что они всегда делают все хорошо и правильно; другие были недовольны тем, что, устанавливая справедливые законы, пифагорейцы мешали им поживиться за чужой счет; ненависть третьих порождалась ущемленными амбициями - ведь в Школу невозможно было попасть по протекции или за деньги. Недовольным согражданам не нравилось решительно все: то, что пифагорейцы не делают ничего необдуманно, что не нарушают данного слова, что доводят до конца все дела, что встают вместе с солнцем, что разумно управляют своим имуществом, что у них все общее, что Пифагор допускает к своим занятиям не всех, что они хранят свои знания в тайне. Все это стало питательной почвой для заговора против Школы. Возглавил недовольных Килон, властный, жестокий, амбициозный, которому в свое время было отказано в приеме в Школу. Активно играя на недовольстве людей, он начал настоящую войну против Пифагора и его учеников. Выждав момент, когда сорок самых авторитетных пифагорейцев собрались вместе для обсуждения общественных дел, он приказал запереть их в доме и поджечь его. Лишь двоим из них удалось спастись. Безнаказанность убийц открыла дорогу настоящей травле пифагорейцев. Многие были убиты, их имущество отобрано, земельные участки поделены. Оставшиеся в живых были вынуждены бежать.

Тогда, в период суровых испытаний, и показало себя в полной мере пифагорейское воспитание. Хотя ученикам пришлось без оружия защищать от нападений себя, своих близких и саму Школу, ни один из них не показал себя трусом; с другой стороны, после всего случившегося никто не стал мстить, творя собственный суд и расправу над преследователями. Когда им не удалось восстановить справедливость законным путем, они покинули Кротон и разъехались по всему свету. На новых местах они продолжали свою благородную работу, неся свет и добро тем, кто стремился к высшему. И хотя самой Школы уже не существовало, но она проросла, как прорастают семена, на почве других стран и городов. Каждый пифагореец был подобен зерну - он нес в себе импульс, росток надежды и света, и там, где он находил благодатную почву, это зерно прорастало, рождая отклик в душах людей, давая новые зерна. Так, через цепочку учеников, Пифагорейская школа просуществовала еще около тысячи лет, почти до времен падения Римской империи.

фото Пифагор

Пифагор родился примерно в 580 году до нашей эры на Самосе.

Будучи еще подростком, Пифагор обладал скромностью и мудростью, кроме того имел хорошие знания и красивую внешность, чем отличался от других молодых людей. Он пользовался большим уважением как у своих сверстников, так и у пожилых граждан. Когда он начинал говорить, все слушали его с восхищением, многие были уверены что он был сыном бога Аполлона.

Молодой человек много путешествовал, одной из первых поездок было путешествие в Милет, в школу Фалеса. Здесь Пифагор получил свое первое серьезное обучение по математике, геометрии и численным расчетам. Фалес посоветовал Пифагору поехать в Египет и пообщаться со жрецами в Мемфисе, где когда-то сам получил много знаний, предсказывая, что тогда Пифагор станет одним из самых мудрых людей.

Пифагор провел там двадцать два года, а затем перебрался в Вавилон. Когда он вернулся на Самос, ему уже было больше 50-и лет.

Возвращение Пифагора в Грецию

Пифагор пытался каким-либо образом передать своим соотечественникам накопленные знания, но они не проявляли нужного интереса и не следовали его учению. Тогда Пифагор отказался от своих планов и решил прекратить обучение.

Школа Пифагора, пифагорейцы

Около 530 г. до н.э. учёный переехал в греческую колонию на юг Италии. Здесь он нашёл много последователей и единомышленников и быстро завоевал большую репутацию, впечатлив их мудростью и своими особыми психическими способностями.

Вокруг Пифагора сформировалась группа аристократической молодежи и образованных людей, которых он сплотил в сообщество преданных последователей своего учения. Сторонники Пифагора следовали методам, которые он разработал и изучали его философские теории.

Новый элемент, который Пифагор привносит в греческую мысль - это концепция философии как образа жизни. Философское посвящение - это не просто введение в теоретическую систему, это полный ментальный сдвиг, приверженность новому образу жизни.

В учении Пифагора акцент делается на эмпирическом элементе, а не на познании. Вот почему философия не может культивироваться в изоляции: она требует членства в группе единомышленников, братства со строгой иерархией и общинной собственностью, где преобладает форма учителя и ученика.

Пифагорейская община была закрытой: правило молчания защищали общие доктрины от непосвященных.

Пифагорейское учение

Пифагор своим учением стремился: во-первых, привести человека к пониманию законов природы, а во-вторых, улучшить и развить его способности.

Для Пифагора и его сторонников пифагорейцев суть вещей заключалась в числах и математических отношениях. Где числа и математические отношения - там законы, регулирующие наш физический и интеллектуальный мир.

Истинный источник мудрости для пифагорейцев - это тетрада, то есть первые четыре натуральных числа, которые считаются взаимосвязанными в разных отношениях. Квадрат Пифагора означает сумму четырех первых чисел, т. е. число 10 = (1 + 2 + 3 + 4). Пифагорейцы считали корень и источник каждого творения этим квартетом чисел, тетрада была для них священной клятвой.

Пифагор приписывал цифрам метафизические свойства, говоря, что они, числа, управляют движениями звезд и что они занимают определенное место во Вселенной.

Пифагорейцы следовали установленным моральным ценностям, такими как уважение к семье, запрет на прелюбодеяние, благочестие и соблюдение религиозных ритуалов.

Пифагорейская школа пользовалась философскими и религиозными доктринами своего основателя, но также активно участвовала в политической жизни южной Италии. Преобладание пифагорейцев в Кротоне, вероятно, способствовало доминирующему положению этого города в регионе. Но как это часто бывает, харизматическая личность, такая как Пифагор, вызывала сильную враждебность у завистников. После беспорядков, разразившихся в Кротоне, Пифагор был вынужден переехать в близлежащий Метапонтий, где он умер.

Читайте также: