Проблемы с расписанием в школе

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Ужас. У нас стабильное расписание. А у моей подруги, она работает в промышленно-технологическом колледже, расписание составляется на каждый день. Но она говорит удобно, все привыкли.

Соглашусь, что привычка - великое дело. Но, разве преподаватели не живые люди? Нам ведь тоже нужно как-то строить свои жизненные планы. Когда-то члены семьи нуждаются в нашей помощи, когда-то нам самим нужно сходить ко врачу, когда-то посидеть дома и встретить водопроводчика и еще может быть сто пятьдесят тысяч причин планирования собственной личной жизни. А с таким расписанием. никакой другой жизни, кроме рабочей, не может существовать.

Можно только посочувствовать вашему коллективу..Не норма это..У нас стабильное расписание. Изменения есть эпизодические..

Да, Надежда Михайловна! Действительно тяжело работать в такой ситуации. Тем более, что на это безумное количество смен основного расписания есть еще ежедневные замены, связанные с какими-то текущими проблемами. Например, болезнями преподавателей.

Нет, что Вы! Я говорю об основном расписании. Совместителей у нас, правду говоря, тоже хватает, но их деятельность регулируется заменами к основному расписанию. По нашим правилам, всякое изменение в учебном плане, например выход одной группы на учебную практику, должно сопровождаться соответствующим изменением в расписании. А планы составлены таким образом, что, например в апреле, с понедельника каждой недели одна из групп уходит на практику. Основное расписание, естественно, корректируется. Т. е. только за апрель у нас будет 4 разных расписания. А ведь есть еще и другие причины.

У нас в колледже расписание не меняется. Но я бы предпочла, чтобы менялось, чем сидеть с окнами, когда группы уходят на практику!

Надежда Леонидовна! Полностью с Вами согласна. Просто немного удивляет, что составители учебных планов не задумываются о том, что можно было бы слегка подкорректировать вариативные часы по предметам и написать учебные планы таким образом, чтобы расписание менялось, например раз в два месяца, (или хотя бы один раз в месяц) когда несколько групп одновременно уйдут на практику. Все-таки четыре расписания за месяц и 19 за год - многовато.

Уважаемая Ирина Олеговна! Практика составления расписания на следующий день или на следующую неделю довольно распространена и чрезвычайно неудобна. Даже если говорить исключительно об учебном процессе и держать в полном секрете наличие личных потребностей, это не позволяет как следует подготовиться к урокам ни педагогу, ни студентам. Но может ли этот аргумент повлиять на составителей вашего расписания? Видимо, надо не только уговаривать их, но и искать документы, регулирующие режим трудовой деятельности (например, сделать письменный запрос в министерство, а получив указание на регламентирующие документы, добиваться их пересмотра). Режим 24-готовности педагога очень напоминает службу на военном объекте и имеет корни где-то в советских временах.Попутно вспомнила давний случай, произошедший со мной. Пришла на работу, готовилась с вечера к 1 и 2 парам. Подошла к расписанию, и обнаружила, что работать сегодня буду на 3-4 парах и совсем с другими группами. Какая уж тут личная жизнь! К счастью, инцидент не стал правилом.

Благодарю Вас, Людмила Георгиевна! Именно об этом я и писала. На составителей нашего расписания, судя по происходящим событиям, такая мелочь, как подготовка к занятиям педагогов и обучающихся повлиять, видимо, не может. Причем, даже не на составителей. Завуч реально мучается с бесконечным составлением новых расписаний. Но она зависит от учебных планов, которые составляют совершенно другие люди (декабристы, которые страшно далеки от народа). И я как раз и хотела, чтобы кто-нибудь из коллег подсказал мне, какие есть документы, регламентирующие составление расписания. в учреждениях СПО. Писать в Министерство, сами понимаете, как-то не очень принято.

Отредактировано 20-04-2019 20:10

Ирина Олеговна, именно писать официальные запросы (это ведь не жалобы!). Так делал мой папа, много лет работавший преподавателем, так изредка делала и я. Официальный ответ может не понравиться Вам или администрации, но он не станет поводом для обид или выяснения отношений, поскольку будет содержать ссылки на документы. Разумеется, можно получить формальную отписку, но нередко ситуация проясняется именно таким путём. Сейчас существует возможность не только бумажного, но и электронного обращения.


В Красноярске школу на ул. Львовская уличили в неправильной расстановке уроков. Как сообщили 6 декабря в краевой прокуратуре, с жалобой на школу в ведомство анонимно обратился один из красноярцев. В ходе проверки его слова подтвердились: в учебном заведении были выявлены нарушения в составлении учебного графика.

Так, в расписании занятий отдельных классов не предусматривался облегченный учебный день, а уроки с выполнением письменных заданий проводились после занятий по физической культуре, что противоречит СанПиН.

Так, согласно правилам, различные по сложности предметы в течение дня и недели следует чередовать:

– для учеников начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) нужно чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры;

– для учащихся средних и старших классов предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Наиболее трудные предметы у первоклассников должны проводиться на 2-м уроке, во 2–4-х классах — на 2-м и 3-м уроках, в 5–11-х классах — на 2–4-х уроках. Уровень трудности уроков оценивается по шкале Сивкова, составленной еще в 1988 году.

3

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.


Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК). Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей. А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь - осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

1

Смены

2

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование. Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений. Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:

– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;

– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;

– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Составление расписания в школе является одним из важнейших и сложных видов деятельности заместителя директора. Умело составленное расписание определяет эффективность работы школы, создаёт условия для оптимальной работы учителей и учащихся.

Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно использовать таблицу, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык 11
Иностранный язык 10
Физики, химия, информатика 9
История, обществознание 8
Литература 7
Биология, география, экономика, астрономия 6
Физкультура, ОБЖ 5
Технология 4
Черчение 3
ИЗО, МХК 2
Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Для составления расписания необходимы следующие документы:

- учебная нагрузка учителей (таблица 2);

- расписание учителей (таблица 3);

- расписание по классам на неделю (таблица 4);

- временное расписание по дням недели (таблица 5);

- перечень кабинетов (таблица 6).

Таблица 2. Учебная нагрузка учителей.

Аналогично заполняется учебная нагрузка других учителей-предметников, количество учебных часов по предметам и классам определяет учебный план.

Таблица 3. Расписание учителей.

Аналогично составляется расписание на остальные дни недели. Через косую черту отмечается “алгебра” или “геометрия”, “русский язык” или “литература”, “история” или “обществознание”, “география” или “экономика”, “ИЗО” или “черчение”, “химия” или “биология” и т.д., если эти предметы ведёт один учитель. Начать расстановку часов следует с уроков технологии, иностранного языка, информатики и других предметов, по которым есть деление на подгруппы. Затем следует расставить уроки физической культуры, ИЗО, музыки, т.к. они не должны совпадать в один день в одном и том же классе.

Колонка “Классное руководство” нужна для того, чтобы расписание классного руководителя и класса совпадало по количеству на последнем уроке. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог провести после последнего урока “пятиминутку” с классом, или внеклассное мероприятие, или организовать уборку.

Колонка “Нагрузка” позволяет проверить количество часов учителя после составления расписания.

Колонка “Кабинет” необходима при расстановке кабинетов в готовом расписании.

Параллельно с заполнением таблицы 3 следует заполнять таблицу 4.

Таблица 4. Расписание по классам на неделю.

Уроки Понедельник Уроки Вторник Уроки Среда
1 математика 1 1
2 2 2
3 русский язык 3 3
4 литература 4 4
5 5 5
6 6 6
Уроки Четверг Уроки Пятница Уроки Суббота
1 1 1
2 2 2
3 3 3
4 4 4
5 5 5
6 6 6

Аналогично составляются такие таблицы для всех классов. Это позволяет видеть свободные уроки, делать перестановку, контролировать количество учебных часов на неделю.

После того, как расписание составлено, его необходимо переписать в ином виде (таблица 5).

Таблица 5. Временное расписание уроков по дням недели.

Расписание уроков на понедельник.

Аналогично выписывается временное расписание на остальные дни недели. Расписание заполняется из таблицы 3 по дням недели (сначала понедельник, затем вторник и т.д.). Можно заполнять временное расписание по урокам (первый, второй и т.д.), а можно выписывать расписание учителей (Иванов И.С., Петров Н.И. и т.д.). Такое заполнение временного расписания позволяет обнаружить ошибки: пропущенные уроки, совпадение предметов на одном уроке, ошибка в нагрузке и т.д.

После заполнения временного расписания необходимо сверить количество уроков по классам по расписанию за неделю с количеством уроков по учебному плану.

После проверки необходимо расставить номера кабинетов, если в школе не каждый учитель имеет закреплённый кабинет. Для этого используется таблица 6.

Таблица 6. Перечень кабинетов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Аналогично составляется перечень на остальные уроки и на все дни недели.

При заполнении таблицы 5 номера кабинетов учителей, имеющих кабинеты, проставляются сразу, т.к. в таблице 3 имеется колонка “Кабинеты”. Затем в таблице 6 вычёркиваются кабинеты, которые уже проставлены. Оставшиеся свободные кабинеты проставляются на уроки учителей, не имеющих своих закреплённых кабинетов, при этом учитывается предмет и свободный предметный кабинет.

Временное расписании вывешивается на доску объявлений, чтобы учителя и учащиеся могли познакомиться с ним. Как правило, возникает необходимость корректировки расписания (поменять русский язык и литературу местами, спарить уроки в старших классах, убрать первый урок учителю из-за отдалённости местожительства, перенести последний урок с одного дня на другой, т.к. учащиеся не успевают на подготовительные курсы и т.д.). После этого следует внести коррективы, учитывая пожелания учителей и учащихся. А затем перенести временное расписание на стенд с постоянным расписанием.

Примерное расписание 5 класса

(недельная нагрузка 28 часов).

В течение учебного года учителя могут болеть, посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим завучу приходится делать изменения в расписании. Обычно предмет, который нужно заменить, проводит другой учитель этого же предмета. Но это приводит к тому, что необходимо делать изменения в расписании на дополнительном стенде. Для этого используется таблица 3 “Расписание учителей” и таблица 6 “Перечень кабинетов”. В изменениях указывается расписание только тех классов, в которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в общеобразовательной школе, должен помнить о том, что его цель создать оптимальные условия для учителей и учащихся при проведении образовательного процесса.

Сколько претензий всегда у родителей и детей по поводу расписания уроков и времени начала занятий.

Вот и получается, что одних детей, которых большинство, всё устраивает. В школу успевают прийти вовремя, уроки выучить тоже успевают, да ещё и в кружках и секциях занимаются. А другим: всё плохо, всё не так.

А уж как расписание родителей не устраивает, это отдельный вопрос. Рекомендации СанПина изучают, требуют того, сами не знают чего, идя на поводу у своих детей и оправдывая нежелание учиться другими причинами.

Вот такое расписание устроило бы детей, под которых все должны подстраиваться.

Но это шуточное расписание. А как же на самом деле обстоят дела? От чего "пляшет" составитель расписания.

Конечно же, при составлении расписания обязательно учитываются рекомендации СанПина.

Вот к примеру, активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов, значит основные предметы лучше всего проводить на 2, 3, 4 уроках.

Умственная работоспособность учащихся возрастает к середине недели и остаётся низкой в понедельник и пятницу. Самый большой объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Советуют чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. А вот объяснение нового материала и проверочные работы, надо проводить на 2-4 уроках, желательно в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков используют таблицу, в которой трудность каждого предмета исчисляется в баллах.

Вот эта таблица. Ей пользуются завучи при составлении расписания занятий. Но, не всегда у них получается сделать расписание, которое удовлетворило бы всех. Почему так?

Ну смотрите сами. Спортивный зал в школах один, урок физкультуры проходит 3 раза в неделю в каждом классе. Возьмём к примеру школу, в которой по 2 класса в параллели. Значит 22 класса надо разместить в зале и желательно на первых или последних уроках. Разве это возможно? Вот и проводят учителя физкультуры уроки в зале так, что зал не простаивает, да ещё и по 2 класса одновременно там занимаются.

А уроки иностранного языка, которые делятся на подгруппы, надо проводить на 2-3 уроках. Не получается и здесь прислушаться к рекомендациям.

А про 2 смену и сказать нечего. А ведь в стране некоторые школы ещё и в подсменки работают. Так что, составить хорошее расписание очень сложно, а уж чтобы оно удовлетворяло всех, практически невозможно.

И подстраивать расписание под Петю, который не выспался или под Машу, которая сама в школу собраться не может, никто не будет. Это зона ответственности родителей.

Читайте также: