Диагностическая карта наблюдения в доу

Обновлено: 07.07.2024

Мониторинг по образовательным областям.
Области
Коммуникация (казахский язык, развитие речи)
Творчество (музыка, рисование, аппликация, лепка)
Познание (конструирование, математика, ознакомление с окружающим миром, экология)
Социум (основа экологии, ознакомление с окружающим миром, художественная литература)
Примечание–максимальное количество баллов 20.

Развитие речи -

Развитие мелкой моторики -

Произношение -

Возрастные особенности (любимые игры, игрушки) -

Умения взаимодействовать со сверстниками -

Отношение к труду -

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребё нком необходимыми знаниями по образовательным областям:

Высокий уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).

Средний уровень - 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).

Низкий уровень - 0 баллов - ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области).

Музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог принимают участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Технология работы с таблицами следующая:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы ДО.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет)

Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе (5-6 лет, Н. В. Верещагина

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы :

- проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики :

- индивидуальная;

Описание инструментария по образовательным областям

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребёнка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

3. Имеет представления о видах труда и творчества.

Методы: наблюдения (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

4. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, фамилии родителей, их профессию.

Форма проведения: индивидуальная.

1. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объёмные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Составляет по образцу и плану рассказы по сюжетной картине, по серии картин, из личного опыта, на тему, предложенную воспитателем. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

2. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка - цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Возрастная группа 5-6 лет

п/п Разделы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание,

воспитание Ребенок в семье и сообществе Формирование основ безопасности

общественных местах, в общении со

сверстника ми, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, выражать свое отношение к окружающему Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы, занятиям.

умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); соблюдать культуру еды Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности, самообслуживания Имеет представления о семье, её членах, профессиях родителей.

родителей Имеет представления о себе как о члене коллектива, участвует в совместной проектной деятельности Знает

поведение в быту, в

природе, на дороге, знает дорожные знаки, название улиц, дом. адрес, телефон Знаком с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и

Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Возрастная группа 5-6 лет

п/п Разделы Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности Формирование элементарных математических представлений

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска.


Предмет диагностики

Диагностическая карта ФГОС направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием малыша.

Периодичность проведения

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС заполняются воспитателем не реже двух раз в год. В сентябре текущего года воспитатель планирует для каждого воспитанника индивидуальное развитие по определенным образовательным направлениям. В мае он выполняет сравнение начального уровня и полученных результатов. Среди распространённых методов, применяемых для таких диагностик, выделяют анкетирование. Чтобы проводить наблюдение, воспитатель должен владеть информацией о показателях, используемых для характеристики навыков и умений дошкольников в каждой образовательной области.


Структура диагностики

Диагностическая карта ФГОС заполняется на основе личного маршрута развития малыша, в ней отражается его личностное развитие, систематизируются промежуточные и конечные результаты. Основные требования к уровню подготовки детей в ДОУ указаны в новых стандартах, они являются ориентирами для работы. Чтобы организовывать свою педагогическую деятельность, правильно заполнять диагностические карты в ДОУ по ФГОС, воспитатель пользуется специальными таблицами. В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.


Диагностические карты в ДОУ по ФГОС предполагают четкое указание всех навыков, которыми должен овладеть дошкольник.

В речевой области предполагается:

  • знание некоторых жанров детской литературы;
  • пересказ литературного произведения, умение составлять рассказ по определенному плану;
  • овладение отличиями между словом, предложением, буквой, звуком, определение их последовательности;
  • умение использовать в разговорной речи антонимы, синонимы, обобщающие слова, составлять сложные и логичные предложения

Диагностическая карта ребенка предполагает оценивание формирования подобных навыков и умений по трёхбалльной системе. Далее определяется средний балл, он и указывается в таблице.

Организуется процедура проведения педагогической диагностики разными способами, в зависимости от направлений программы, особенностей ребенка. В любом случае в карте должны быть отражены разные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, интеллектуальная. Рекомендации ФГОС содержат примеры создания проблемных ситуаций, с помощью которых можно проанализировать навыки, имеющиеся у дошкольника. Такие примеры предлагаются еще не для всех образовательных областей, поэтому воспитатели вынуждены самостоятельно разрабатывать приемы проведения наблюдений за своими подопечными, чтобы заполнять диагностические таблицы. Среди требований, предъявляемых к подобной диагностике, отметим, что проводиться исследование должно в естественных для ребенка условиях, не допускается применение специальных тестовых заданий для анализа навыков будущего школьника. Воспитатель работает в тесном сотрудничестве с детским психологом, чтобы исключить любые стрессовые ситуации, которые могли бы негативно отразиться на психическом состоянии дошкольника, как-то его расстроить.

Данные наблюдений фиксируются в таблице по трехбалльной системе:

3 балла - ребенок действует самостоятельно

2 балла - ребенок действует с помощью взрослого

1 балл – данный показатель у ребенка не проявляется

В последней строке таблицы вычисляется среднее арифметическое значение баллов, что дает возможность сделать вывод об индивидуальных особенностях развития конкретного ребенка

Если ребенок имеет среднее значение:

менее 1,5 баллов – низкий уровень развития

1,5 - 2,5 балла – средний уровень

2,5 – 3 балла – высокий уровень развития

По результатам последнего столбика делается общий вывод по группе в %.

Социально – коммуникативное развитие детей 2-3 лет

Ф И ребенка

Владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Сформированы элементарные понятия о себе, семье, детском саде

Сформирована позитивная установка к различным видам труда и творчества

Сформированы основы элементарной безопасности

Средний балл

В игре подражает действиям взрослого

Способен играть рядом (параллельно) с другими детьми не мешая

Здоровается, и прощается, благодарит вербальными и невербальными способами

Называет свое имя

Называет членов своей семьи

Говорит о себе в первом лице

Способен выполнять элементарные трудовые действия (мыть руки, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, ложкой)

Способен снимать и надевать элементарные предметы гардероба (носки, брюки, на резинке, сандалии на липучке)

Наблюдает за трудовыми действиями взрослого и имитирует их в своей деятельности

Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в природе (не подходит к незнакомым животным, не берет в рот растения).

Имеет представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться)

Познавательное развитие детей 2-3 лет

Развитие познавательно исследовательской деятельности

Приобщение к социокультурным ценностям

Сформированы элементарные математические

Сформированы элементарные представления о себе

Ознакомление с миром природы

Средний балл

Способен назвать предметы окружающей действительности, их назначение

Исследует цвет, форму, величину предметов разными способами (стучит, катает, бросает…)

Называет элементарные свойства предметов

Собирает матрешку, пирамидку, ориентируясь на величину

Играет в сюжетно-отобразительные игры

Различает понятия один -много, еще один

Подбирает рамки вкладыши , соотнося величину и форму

Правильно определяет части собственного тела

Узнает некоторых домашних животных и их детенышей в натуре, на картинках, в игрушках

Различает по внешнему виду некоторые овощи и фрукты

Речевое развитие детей 2-3 лет

Речь как средство коммуникации

Речь как освоение родного языка

Средний балл

Задает вопросы и отвечает на вопросы сверстников и взрослых

Понимает речь, обращенную к нему

Радуется контакту со сверстниками

Понимает двойственную инструкцию (возьми мишку и положи его спать)

Способен согласовывать существительные и местоимения с глаголами

Правильно использует в речи некоторые прилагательные, обозначающие свойства и качества

Строит предложения из 2-3 слов, согласованных между собой

Использует в речи глаголы, обозначающие собственные действия и действия других

Использует в речи существительные – названия предметов и игрушек

С удовольствием слушает народные сказки, потешки, песенки

С удовольствием рассматривает иллюстрации в книгах

Договаривает предложения из известных сказок

Художественно-эстетическое развитие детей 2-3 лет

Проявляет интерес и самостоятельность в изобразительной, конструктивно-модельной, художественной деятельности

Включается во взаимодействие со взрослыми в ходе продуктивной деятельности

Обладает начальными представлениями о способах продуктивной деятельности

Средний балл

Проявляет интерес к действиям с карандашами и красками

Вместе со взрослым участвует в продуктивной деятельности

Отвечает на элементарные вопросы взрослого о средствах, свойствах

Общается со взрослым во время продуктивной деятельности

Видит контур предметов

Рисует разные линии

Отрывает часть пластилина от куска

Создает изображение предметов доступными способами

Владеет приемами раскатывания, сплющивания, скатывания

Называет некоторые детали конструктора

Сооружает элементарные постройки по образцу

Физическое развитие детей 2-3 лет

Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)

Умеет принимать жидкую и твердую пищу.

Правильно использует ложку, чашку.

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры.

Может прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под дугу, перелезать через препятствие, лежащее на полу.

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Читайте также: