Дезертир краткое содержание улицкая

Обновлено: 08.07.2024

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

– Ее надо переименовать: вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

III. 4. Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

IV. 5. Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

V. 6. Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

7. До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

8. В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

9. И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

10. Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

11. В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Предмет: литература, урок внеклассного чтения.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс (группа): 6 класс.

Технологии: на уроке использованы компьютер, проектор, экран; применяются следующие технологии: установление смысловых связей между ключевыми словами текста, аналитическая беседа, работа с диаграммой Венна (выявление пересечений между смысловыми понятиями рассказа), работа над созданием собственного текста (письменное осмысление проблематики рассказа).

Аннотация

Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.

Далее идет аналитическая беседа, направленная на осмысление текста. Предложенные вопросы помогают учащимся понять, почему главная героиня не отправляет свою маленькую собаку на войну и рвет полученные на нее повестки из призывного пункта. Правильно или нет поступила героиня? Здесь мнения ребят могут разделиться, и вопрос останется открытым.

Завершает урок работа над созданием письменного высказывания по одной из проблем рассказа.

На этапе рефлексии учащиеся выбирают из предложенного списка три слова, которые передают их состояние и настроение на уроке.

Ход урока

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Всегда интересно открывать для себя новые лица, новых учеников. И я надеюсь на взаимопонимание, на открытый диалог, на плодотворную работу.

- Я хочу рассказать вам один случай из жизни, о котором узнала из статьи известного журналиста Василия Михайловича Пескова.

В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из небольшой деревеньки шла группа ребят.

Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.

А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату.

Мать сжала его в объятиях.

- Сынок. Живой. Никому не отдам. Один раз живём.

Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.

Семь тысяч дней, похожих как близнецы.

Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. Боялся. Уже не кары за трусость боялся - боялся жизни. Завидовал тем ребятам, которые не вернулись. Думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. А я. Зачем. Много раз трогал руками верёвку. Минута, и всё. Кому я нужен? Но жутко - живём один раз.

Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… Вот и вся трагическая и жалкая его судьба. Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб, устаёт на работе, избегает людей. Спит он по-прежнему на чердаке.

Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. Да и теперь что за жизнь? Не всякий подаёт руку. А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

Презрение людей - самое тяжкое наказание для человека. А живём один раз.

Василий Михайлович Песков, журналист

- Какое слово является ключевым для этого рассказа? (Дезертир)

- А кто такой дезертир? (Человек, который отказался служить, в данном случае защищать родину)

- Как вы относитесь к этому дезертиру? (Отрицательно, негативно, люди осуждают такой поступок)

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одноименным рассказом известной современной писательницы Людмилы Улицкой. И быть может, мы с вами уже не будем так однозначно отвечать на вопрос об отношении к дезертирству…

1. Работа по установлению смысловых связей между ключевыми словами

- А сейчас, не зная еще всего текста, попробуйте установить смысловые связи между ключевыми словами рассказа, соедините их стрелками. Т.е мы сейчас предположим, как будут развиваться события. Листы с напечатанными ключевыми словами у вас на столе.

Связи могут быть различными:

Ирина - муж Валентин - отец;

Муж Валентин - отец - хозяин;

Муж Валентин - пропал без вести;

Тильда - мобилизация - призывной пункт;

Тильда - пудель (что может сделать пудель на войне?) - противотанковый - смерть под танком; (предположите, в чем преступление и кто его совершает?)

Ирина - преступление - умереть своей смертью.

- Т.е. мы сейчас с вами предположили развитие сюжета. Давайте убедимся, правы ли мы. Прочитаем рассказ. (Чтение рассказа)

2. Аналитическая беседа

- Видите, ребята, мы с вами правильно подумали, что речь пойдет о том, как хозяйка не сможет бросить свою собаку под танк.

- Как вы думаете, как автор Л.Улицкая относится к поступку своей героини? Осуждает или оправдывает? (Оправдывает, нельзя, противоестественно посылать друга на верную гибель)

- А как вы относитесь к такому поступку героини?

Но ведь собаки реально помогали человеку на войне: искали и выносили раненых, приносили боеприпасы, да много еще чего. Если бы все поступили так, как Ирина?

3. Работа с диаграммой Венна

Война ужасна, она вынуждает человека быть жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, пропал без вести; собака спасена, потому что Ирина тоже делает свой выбор человечности.

4. Письменная работа

- Перед вами три вопроса. Они достаточно сложные. Попробуйте письменно изложить свои мысли по одной из проблем.

Несколько учащихся зачитывают ответы.

5. Рефлексия

- А теперь, ребята, вспомните еще раз наш урок. Посмотрите на экран. Мне важно знать, какие чувства вы испытывали на уроке и с каким настроением мы с вами расстаемся. (Ученикам надо выбрать 3 слова из 12, которые передают их состояние и настроение.)

6. Заключительное слово


Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: