Дэвид харви право на город краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Зигмунт Бауман. Город страхов, город надежд. - Логос, № 3 (66), 2008.

Дэвид Харви. Право на город. – Логос, № 3 (66) 2008.

Неприкосновенный запас, № 3 (59), 2008.

Проблема оппозиции в России слишком часто сводится либо к не адекватым, либо к банальным описаниям. Адекватные рассуждения начинаются при следующей постановке вопроса: каково содержание оппозиции в условиях, когда две трети населения искренне поддерживают текущий политический курс?

Александр Шубин. Социализм – это самоуправление. - Левая политика, № 5, 2008.

Спустя несколько лет после появления оригинального текста географ Дэвид Харви предложил более радикальную интерпретацию концепции права на город. Исследователь утверждает, что оно никогда не существует в нейтральном пространстве и за него нужно бороться — если права горожан нарушены, то необходимо заявить об этом в публичном поле , ведь только через постоянную публичную демонстрацию собственных взглядов жители смогут действительно влиять на городские процессы.

Даже несмотря на то что в российской урбанистике право на город потеряло весь демократический потенциал, идеи Лефевра и Харви нашли отражение в городских событиях последних нескольких лет.

И пусть городская демократия все же уступила место полицейским нарядам по вечерам и заборам с замками, в российскую урбанистику вернулся некоторый радикализм, а в городскую повестку — вопросы инклюзии и доступности города для всех.

Этические границы понятия также проявили себя в этом году. Дискуссия вокруг музея Зои Космодемьянской, примера новой волны мемориальной архитектуры, отчетливо указала на возрастные и поколенческие различия в восприятии городского пространства. Примеры мировых городов — как, например, памятник жертвам холокоста в центре Берлина — уже не раз указали на то, что пространство обретает городское значение в зависимости от реальных потребностей горожан, а не благодаря своей изначальной функции, и культурный код определяется в равной степени данью памяти и эстетичным фотографиям в инстаграме.

Финал этих историй пока остается открытым — но именно такие дискуссии и создают почву для права на город. И существует надежда, что они смогут удержаться как от беспрекословных властных решений, так и от излишнего морализма.

Хотя автор опирается на анализ процессов, имевших место в США и Западной Европе в 1960-1970-х годах ХХ века, его наблюдения полувековой давности более чем актуальны для сегодняшней России. Работы Харви, тесно связанные с идеями левых интеллектуалов (прежде всего французских) середины 1960-х, сильнейшим образом повлияли на англосаксонскую традицию исследования города в ХХ веке.

Городские революции

Обратимся сначала к Парижу времен Второй империи. 1848 год принес первый очевидный и общеевропейский кризис, выразившийся как в наличии незадействованных излишков капитала, так и в излишках рабочей силы. По Парижу он ударил особенно сильно и вылился в бесплодную революцию безработных рабочих и тех буржуазных утопистов, которые считали социальную республику спасением от жажды наживы и неравенства, поглотивших Июльскую монархию. Республиканистски настроенная буржуазия жестоко подавила революционеров, но оказалась не способна разрешить кризис. Результатом стало возвышение Луи Наполеона Бонапарта, который в 1851 году организовал переворот и на следующий год провозгласил себя императором. Чтобы удержать политическую власть, он развернул масштабные репрессии альтернативных политических движений. С экономической ситуацией решено было разобраться путем широкой программы инфраструктурных инвестиций как внутри страны, так и за границей. Последнее включало в себя строительство железных дорог по всей Европе и в восточном направлении, а также поддержку крупномасштабных проектов, таких как сооружение Суэцкого канала. Внутри страны проводились работы по объединению железнодорожной сети, строительству портов и гаваней, осушению болот. Кроме того, проводилась реорганизация городской инфраструктуры Парижа. В 1853 году Бонапарт назначил Жоржа-Эжена Османа ответственным за проведение работ по городской реконструкции.

Перенесемся теперь в США 1940-х гг. Масштабная мобилизация сил для военных действий временно разрешила проблему с размещением прибавочного капитала (вместе с сопутствующей ей безработицей), которая казалась такой неподатливой в 1930-х годах. Но все были озабочены вопросом, что же будет после войны. Политически ситуация была опасной: федеральное правительство по сути управляло национализированной экономикой и находилось в союзе с коммунистическим Советским Союзом, при этом в 1930-х годах возникли мощные общественные движения с социалистическим уклоном. Как и во времена Луи Бонапарта, правящий класс и здесь прибег к мощным дозам политических репрессий, последующая история маккартизма и холодной войны, многочисленные признаки которой были заметны уже в ранних 1940-х годах, тоже вполне узнаваема. На экономическом фронте главным по-прежнему был вопрос, куда девать избыточный капитал.

Субурбанизация в США была не просто вопросом новой инфраструктуры. Как и в Париже времен Второй империи, она включала в себя радикальную трансформацию жизненного стиля, внедряя новые продукты, начиная от жилья и заканчивая холодильниками и кондиционерами, а также двумя машинами в гараже и огромным ростом потребления бензина. Она изменила и политический ландшафт, поскольку субсидируемое домовладение для среднего класса сместило фокус общественных действий на защиту ценностей собственности и на индивидуальные идентичности, подтолкнув избирателей в пригородах к консервативному республиканизму. Обложенные кредитами домовладельцы, как считалось, менее склонны выходить на демонстрации. Этот проект удачно помог освоить излишки капитала и усилил социальную стабильность, хотя и за счет выхолащивания центров городов и роста городских волнений среди тех, кто не был допущен к новому проекту процветания (в основном афроамериканцев).

К концу 1960-х годов начал разворачиваться кризис другого рода; Мозес, как и Осман, впал в немилость, и его решения стали рассматривать как неправильные и неприемлемые. Традиционалисты объединились вокруг Джейн Джекобс и пытались противопоставить жесткому модернизму проектов Мозеса эстетику местных соседских сообществ. Но пригороды были уже построены, и вызванные этим радикальные изменения в стиле жизни имели множество социальных последствий, например, подведя феминисток к выводу о том, что пригороды являются основным источником зла. Если османизация сыграла свою роль в формировании Парижской коммуны, то в США бездушность пригородной жизни внесла свой вклад в драматические события 1968 года. Исполненные возмущения студенты, выходцы из белых семей среднего класса, дошли до фазы открытого протеста, стали искать союзников в среде маргинализированных групп борцов за гражданские права и объединились с ними в борьбе против американского империализма в порыве создать движение за созидание мира другого типа, в котором будет и другой городской опыт.

Вместе с бунтами 1968 года пришел и финансовый кризис в кредитной сфере, которая через заемное финансирование обеспечила бум на рынке недвижимости в предыдущие десятилетия. Кризис набирал обороты в конце 1960-х годов, пока, наконец, вся капиталистическая система не рухнула, начавшись с лопнувшего пузыря мирового рынка недвижимости в 1973 году, за которым последовало финансовое банкротство города Нью-Йорка в 1975-м. Как полагает Уильям Таб, реакция на результаты последнего по сути положила начало формированию неолиберального ответа на проблемы сохранности классовой власти и возрождения способности поглощать излишки, которые капитализм должен производить, чтобы выживать (Tabb, 1982).

[1] Подробнее см.: Harvey D. Paris, Capital of Modernity. New York, 2003.


Весь январь жители Троицка обсуждали, должна ли в городе появиться мегашкола, искали недостатки существующего проекта и предлагали свои варианты.

На публичные слушания, завершающиеся на днях, был вынесен готовый проект, который не может претерпеть значительных изменений. В то же время основная идея современного градостроительства заключается в том, что обыватели имеют право участвовать в проектировании пространства, которое их окружает.

Как появилась идея о том, что горожане могут сами принимать решения? Нужно ли это самим жителям, и для чего? Как они могут использовать это право, чтобы добиться наиболее эффективных результатов?

Это классика. Книга была издана в 1961-м, и именно с неё началась современная урбанистика. Американская писательница и активистка Джейн Джекобс впервые поставила вопрос, что важнее: изящность дизайна или комфорт жителей? В своей книге она вдоль и поперёк критикует устройство американских мегаполисов 50-х с их сверх-рациональной планировкой и красивыми, но совершенно непригодными для жизни задумками.

Джекобс предлагает идти от частного к общему. В начале понять, что нужно конкретному горожанину, и только потом, отталкиваясь от опыта этого самого горожанина, начинать планировать городскую среду. Неважно, что дизайнер знает, где красивее проложить дорожку. Важно, что по ней будет ходить конкретный человек. Поэтому и строить её следует там, где он ходит чаще всего.

Сейчас многие идеи Джекобс кажутся настолько очевидными, что сложно представить, как когда-то о них не думали вовсе. Идеи о том, что у людей разный уровень дохода и разные интересы, они отличаются своими запросами и потребностями. И о том, что в разных районах одного и того же города живут совершенно разные сообщества. Эти различия необходимо учитывать при проектировании городской среды.



Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 2015.

Книга вышла в 2010-м и описывает множество современных кейсов по всему миру, в которых жителям удавалось повлиять на политику городских властей. Профессор, мировой идеолог сочувствующего проектирования Генри Санофф рассматривает участие граждан в принятии решений как важнейший принцип работы демократии. Власть граждан, по ему мнению, не должна ограничиваться голосованием на выборах.

Три раздела книги посвящены проектированию малых городов, городских кварталов и общественных учреждений. Но, пожалуй, самым важным является четвёртый раздел —приложение. Оно содержит детальные инструкции по воплощению описанных историй в реальной жизни: планы проведения дизайн-игр и воркшопов, советы по использованию исследовательского инструментария и повышению эффективности проектов. Прямо сейчас, во время жарких дебатов про строительство школы, секреты Генри Саноффа пригодились бы многим троичанам.

Заказать на OZON.

Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8, 2015.

Книга вышла в 2010-м и описывает множество современных кейсов по всему миру, в которых жителям удавалось повлиять на политику городских властей. Профессор, мировой идеолог сочувствующего проектирования Генри Санофф рассматривает участие граждан в принятии решений как важнейший принцип работы демократии. Власть граждан, по ему мнению, не должна ограничиваться голосованием на выборах.

Три раздела книги посвящены проектированию малых городов, городских кварталов и общественных учреждений. Но, пожалуй, самым важным является четвёртый раздел —приложение. Оно содержит детальные инструкции по воплощению описанных историй в реальной жизни: планы проведения дизайн-игр и воркшопов, советы по использованию исследовательского инструментария и повышению эффективности проектов. Прямо сейчас, во время жарких дебатов про строительство школы, секреты Генри Саноффа пригодились бы многим троичанам.

Заказать на OZON.


Есть большая разница между тем, как пространство было задумано планировщиками, тем, как его воспринимают жители, и тем, как они в результате его используют, говорит Лефевр. В государственной застройке сквозит идеология, однако действия людей, использующих городскую среду для своих повседневных целей, могут изменить первоначальную задумку архитекторов. Центральная городская площадь, задуманная как величественный памятник Второй мировой войне, может в два счёта превратиться в скейт-площадку, как только там регулярно начнут собираться подростки со скейтбордами.


Переиздание текста 1980 года. Французский философ и антрополог Де Серто, вслед за Лефевром, пишет о том, как важно, чтобы житель грамотно использовал городское пространство. Учёный считает, что именно через захват пространства власть реализует свои стратегии. Государство ставит заборы, прокладывает маршруты, выделяет большие территории под свои нужды. Так оно навязывает гражданам свою повестку, демонстрирует, что важно, а что нет.

Жители могут и должны бороться с захватом пространства, отвечая властям тем же. Их задача — присвоить себе городскую территорию. Сделать это можно самыми разными способами: рисуя на асфальте, протаптывая новые пешие маршруты во время прогулки или сажая грядки прямо во дворах.

Заказать на OZONе.

Переиздание текста 1980 года. Французский философ и антрополог Де Серто, вслед за Лефевром, пишет о том, как важно, чтобы житель грамотно использовал городское пространство. Учёный считает, что именно через захват пространства власть реализует свои стратегии. Государство ставит заборы, прокладывает маршруты, выделяет большие территории под свои нужды. Так оно навязывает гражданам свою повестку, демонстрирует, что важно, а что нет.

Жители могут и должны бороться с захватом пространства, отвечая властям тем же. Их задача — присвоить себе городскую территорию. Сделать это можно самыми разными способами: рисуя на асфальте, протаптывая новые пешие маршруты во время прогулки или сажая грядки прямо во дворах.

Заказать на OZONе.


Дэвид Харви - автор 11 книг. Из известных произведений можно выделить: Краткая история неолиберализма, The Enigma of Capital: and the Crises of Capitalism, Rebel Cities: From the Right to the City to the Urban Revolution. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Краткая история неолиберализма

Неолиберализм – теория, согласно которой рыночный обмен является основой системы этических норм, достаточной для регулирования всех человеческих действий,стал доминировать в мыслях и делах жителей большинства государств земного шара примерно с 1970-х. Распространение новой теории шло параллельно с пересмотром взглядов на права государства, когда проводилась приватизация, изменялась финансовая сист.

Социальная справедливость и город

Перед читателем одна из классических работ Д. Харви, авторитетнейшего англо-американского географа, одного из основоположников “радикальной географии”, лауреата Премии Вотрена Люда (1995), которую считают Нобелевской премией по географии. Книга представляет собой редкий пример не просто экономического, но политэкономического исследования оснований и особенностей городского развития. И хотя автор о.

Rebel Cities: From the Right to the City to the Urban Revolution

Long before Occupy, cities were the subject of much utopian thinking. They are the centers of capital accumulation as well as of revolutionary politics, where deeper currents of social and political change rise to the surface. Do the financiers and developers control access to urban resources or do the people? Who dictates the quality and organization of daily life? Rebel Cities places the city.

Paris, Capital of Modernity

David Harvey's historical work on 19th century Paris is universally regarded as brilliant. As much as Benjamin and Marx, he has demonstrated the absolute centrality of capital in creating the modern city--its class relations, culture, urban form,

Spaces of Global Capitalism: Towards a Theory of Uneven Geographical Development

Fiscal crises have cascaded across much of the developing world with devastating results, from Mexico to Indonesia, Russia and Argentina. The extreme volatility in contemporary political economic fortunes seems to mock our best efforts to understand the forces that drive development in the world economy. David Harvey is the single most important geographer writing today and a leading social theori.

Читайте также: