Детям с бедной фантазией сложно учиться в школе

Обновлено: 04.07.2024

Существуют люди, которые под фантазией и воображением (которые всегда идут рядом друг с другом, хоть и являются немного разными вещами) представляют что-то ненужное, несерьезное, легкомысленное. На самом же деле, развитие этих двух весьма важных качеств является движущей силой нестандартного мышления, умением справляться с задачами нетривиальным путем, искать смелые и интересные решения, обозначить свое место в жизни.

Зачем ребенку развивать фантазию

Дети не умеют думать в рамках каких-то законов, поэтому им свойственно фантазировать и придумывать исходы тех или иных событий. Тут наступает черед мамы и папы, которые должны помочь малышу развить чувство фантазии.

Если процесс развития будет выстроен надлежащим образом, ребенок вырастет разносторонним человеком, будет обладать творческим мышлением, гораздо лучше приспособится к окружающей среде и адаптируется в ней.

Ему необходимо дать как можно больше новой информации, ведь на основании уже полученных знаний он учится воображать, добавляя к старому что-то новое, получая необыкновенный, порой очень неожиданный результат. Детям свойственно быть любопытными, задавать кучу вопросов, впитывать в себя разнообразие мира, в котором оказались, поэтому так важно с самого раннего детства помогать своим детям окунуться в окружающую среду, поощрять любопытство, не упуская возможности самим узнавать что-то новое, ведь, отвечая на бесконечные вопросы маленьких почемучек, родители порой понимают, что сами не знают всего, о чем их спрашивают.

Итак, что же дает нам своевременное развитие в малышах их фантазии?

  1. Помогает находить нетривиальные, нестандартные способы решать проблемы.
  2. Ускоряет процесс познания окружающего их мира, позволяет чувствовать себя более свободными.
  3. Облегчают период социальной адаптации, развивает внимание, улучшает память.
  4. Улучшает психическое состояние.

С чего начинать занятия

Как уже писалось выше, начинать развивать в детишках фантазию и воображение необходимо с самых первых дней их жизни. Что же родители могут предложить своим крохам, дабы начать зарождать в них эти необходимые качества?

  1. Для начала можно развесить над ними карточки с разнообразными изображениями, которые малыши смогут изучать, лежа на спине. Периодически карточки необходимо менять, вешая на их место новые. Даже такая вещь, как рассматривание простейших картинок, уже является хорошим подспорьем детям для полета их фантазии в дальнейшем.
  2. Малышам обязательно нужно петь песенки, колыбельные, ставить им музыку, читать им сказки, стихи, потешки. Выстраивать интонацию необходимо таким образом, чтобы было понятно, где грусть, где радость, возмущение, облегчение. Сказки-кладезь ценнейшей информации для маленьких слушателей, они способствуют формированию новых образов в голове, знакомят с окружающим миром, учат сопереживать и анализировать действия персонажей. Родителям необходимо быть полностью вовлеченными в процесс познавания мира через сказки и песенки.
  3. Необходимо давать ребенку как можно больше возможностей тренировать тактильные ощущения. Пусть перетрогает все-от гладких поверхностей до шероховатых. Крупа, песок, камушки, орешки, вода-пусть все пройдет сквозь его маленькие пальчики. Мягкие, твердые, теплые и холодные-нужно обеспечить достаточное количество материалов для троганья и изучения.

Начиная с того времени, как крохе исполнится четыре года, взрослые должны обеспечить ему полноценную почву для развития фантазии. Советы для родителей, как развить воображение у детей постарше:

  1. Предлагайте малышу придумывать пользу разных предметов. Дайте ему любую вещь и попросите назвать все возможные способы применения.
  2. Посмотрите вместе с чадом мультфильм, почитайте книгу. Можно, не дочитывая, не досматривая до конца, вместе с ним придумать свою собственную концовку, одушевить неодушевленные предметы, придумать персонажам новые черты характера, наделить их волшебными способностями.
  3. Подкиньте малышу несколько сюжетов и попросите сочинить коротенькую историю, или сказку по этим сюжетам. Если он затрудняется, начинайте фантазировать вместе с ним, задавайте наводящие вопросы, на которые он будет отвечать, ставьте его в затруднительные положения, из которых он будет находить выход.
  4. Мастерите из конструктора предметы, которых нет в инструкции, вырезайте из бумаги аппликации, вклеивайте их в альбом, лепите из глины, собирайте паззлы, рисуйте красками, фломастерами, карандашами. Вот в таких делах и живет настоящий полет фантазии.
  5. Выходите на улицу, садитесь на скамейку, рассматривайте прохожих, спрашивайте у чада про разных людей, чем бы они могли заниматься, куда именно они спешат, о чем думают.
  6. Почаще играйте с детьми в ролевые игры. Так легко представить себя пациентом, которого осматривает заботливый врач, или прилежным учеником, сидящем на уроке под пристальным вниманием строгого, но справедливого маленького педагога. Тут, кроме развития фантазии и воображения, тренируются еще и навыки общения с людьми.
  7. Делайте семейные вылазки в музеи, галереи, активно обсуждайте увиденное, предполагайте, что художники хотели изобразить на своих картинах. Ходите в кино и театры, дайте малышу возможность приобщиться к прекрасному миру искусства.

Советы психологов

Педагог-психолог Вихрова Татьяна Владимировна призывает всех родителей не преуменьшать значение воображения и не пытаться с пеленок приучать малышей ко взрослой и ответственной жизни. Взрослые порой чересчур много времени проводят за мыслями о том, как бы скорее подготовить детей к обучению в школе. Но самое сильное действие в период от рождения и до семилетнего возраста-это игра. Если дети не дофантазируют, не доиграют, им будет сложно обучаться в школе.

Психологи выделяют три вида воображения:

  1. Воссоздающий вид. За основу берется прочтенная книга, или просмотренный фильм и новые образы создаются уже на основании изученного материала.
  2. Творческий вид. Развитием именно этого воображения у детей и надо заниматься. Фантазии берутся прямо из головы, не опираясь на уже полученные знания.
  3. Неуправляемый вид. Нафантазировав, ребенка полностью поглощает им же созданный мир, он готов доказывать всем, что он реальный и существует на самом деле.

Вот, по мнению психологов, самые эффективные способы поддерживать и развивать в ребенке жажду к фантазиям:

Итальянский детский писатель и журналист Джанни Родари в 1973 году создал целую книгу под названием "Грамматика фантазии", в которой мастерски описал способы развития детской фантазии, творческого мышления и сочинения сказок. В своем произведении он предлагает много фантазировать, заниматься смешной ерундой, меняя обстановку дома и в школе, ведь при обучении так много усилий прилагается к тому, чтобы быть внимательным и все запоминать, а не воображать.
Вот некоторые примеры занятий с детьми, которые предлагает нам известный писатель:

Сказка из одного слова

Смысл игры в том, что ребенок говорит одно слово, потом придумывает слова на ту же букву, что и первоначальное, затем, дабы усложнить задачу, придумать новые слова на каждую из букв исходного.
Для сочинения рассказа, или сказки нужно придумать хотя бы два слова и чем они будут противоположнее по смыслу, тем веселее будет сказка.

Многие авторы в своих книгах использовали фантастические гипотезы. Что было бы, если бы. Тут главное чтобы взять первые попавшиеся в голову существительное и глагол. Что было бы, если бы Красная Шапочка отправилась на вертолете в страну чудес? Самые нелепые и необычные примеры вызывают у детей наибольший восторг. "Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, — полезнее"-говорит нам сам автор.

Все наоборот

Любой вещи можно задать противоположные функции, например, представить, что зонтик не укрывает от дождя, а сам создает дождь и поливает им всех вокруг, нафантазировать о кинотеатре, куда ты приходишь не для того, чтобы посмотреть кино, а чтобы в нем сняться.

Фантазировать на ошибках

Ошибки в дошкольной (да и в школьной) жизни могут принести массу положительных эмоций, если использовать их со смехом. Например, Джанни Родари предлагает детям переписывать стихотворения, нарочно совершая ошибки в них. Получаются забавные нелепицы, которые отвлекают от накатанной колеи обучения чему-то серьезному.

Переписывание сказок

Дети любят читать одну и ту же сказку по сто раз. Но когда-то и она надоедает. Меняя факты, мы вновь пробуждаем к ней интерес и порой избавляемся от страхов. Например, три поросенка могут строить не дома, а сажать овощи на огороде, а волка можно превратить в смешного зайца, который уже совсем не пугает.
Можно смешивать героев из разных сказок, тогда медвежонок Умка встретится с котом Матроскиным и они будут вместе жить в вымышленном месте под названием Тилимилитрямдия.

Взрослый Альберт Эйнштейн сказал: "Без воображения нет соображения". Очень важно уделять много времени для развития в своих детях таких важных качеств, которые помогут ему найти место в этой жизни, стать успешными, творческими и интересными личностями.

Статью проверил и отредактировал эксперт Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте для Мамочек .

п. с. Данная статья носит исключительно информационный характер и выражает личное мнение автора. Мы не даем никаких рекомендаций. Мнение автора статьи и мнение владельца данного канала могут не совпадать.

Понравился материал? Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх!


Мировая литература богата множеством интересных и познавательных произведений, но почему-то ваш ребенок не хочет знакомиться с новыми. Он готов слушать только любимую сказку. Например, вы прочитали своему малышу перед сном “Три поросенка”. Он вас внимательно выслушал, а потом заснул. На следующий день он опять просит вас прочесть ему “Три поросенка”. Вы уступаете. На следующий день - та же ситуация. Разберемся, зачем это ребенку и отчего это происходит.

Понимание


Возможно, ваш малыш с первого раза не может понять, о чем идет речь. Или ему непонятны отдельные части произведения. Желание разобраться во всем и побуждает его просить и просить вас перечитывать ему одно и тоже.

Возьмем для примера пятилетнюю девочку Таню. Она и мама много общаются, но мама не навязывает ей собственное мнение, изредка рекомендуя что-либо. Когда рекомендации ее устраивают, Танюша берет их на вооружение. Это касается еды, прически, выбора одежды. Недавно мама рассказала Танюше, как правильно учиться, чтобы усваивать и понимать. Девочка внимательно слушала, ее заинтересовал этот вопрос. Мама сказала, что во время чтения сказки может встретиться непонятное слово. И тогда часть произведения превратится в пустоту. Забудется то, о чем шла речь. Как результат, сказка окажется непонятной.


Таня внимательно слушала, и мама поняла, что затронула важную тему. Вероятнее всего, девочка уже сталкивалась с пустотой и поэтому просила перечитывать сказку снова. Мама перечитывала, но непонятные слова все еще оставались. Получалось, что одну и ту же сказку перечитывали множество раз. Когда мама рассказала Тане про пустоту, девочка озарилась. Пришло понимание, что необходимо делать, когда нужно что-то понять. С тех пор, когда мама ей читает, она останавливает ее и просит объяснить непонятное слово, встреченное в сказке. Если с первого раза не ясно, мама объясняет снова, и тогда чтение продолжается. Постепенно у девочки в привычку вошло прояснять непонятные слова, и теперь она полностью понимает текст.

По каким еще причинам дети просят перечитывать сказки?

Новое


Для малышей множество вещей непонятны и неизвестны, поэтому они всегда открыты для нового. Метод повторения для ребенка наиболее прост и понятен, поэтому он использует его для изучения и запоминания нового. Когда он узнает новое слово, повторяет его много раз, чтобы запомнить. Чувство стабильности и уверенности - вот что дает ребенку повторение. То же происходит и во время чтения. Если малыш просит вас перечитывать книгу снова и снова, значит, она ему понравилась и понята им.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Оказывается здесь дело не в генетике, не в условиях жизни, не в репетиторах и дополнительных занятиях. Более того, оказывается, что различия между детьми не связаны непосредственно с деньгами и богатством родителей!

Многолетние исследования в различных странах и регионах подтверждают, что значительно более высокие результаты действительно демонстрируют дети из обеспеченных семей. Долгое время этот факт принимался как само собой разумеющийся. Иногда это объяснялось наследственностью, в других случаях - условиями жизни и т.д., и только новейшие исследования позволили сделать шокирующий вывод – причины следует искать совершенно в другой сфере.

Оказывается этот недостаток и присущ в большей степени бедным семьям. А ведь самый важный фактор развития ребенка – это диалог с родителями в любом возрасте. Люди с высшим образованием понимают это гораздо лучше. А среди богатых их оказалось просто больше.

Как вам такая теория? Согласны? Или у вас есть другое объяснение?

Когда училась я, то богатенькие только пили и гуляли.

Очень актуальная статья и очень точно подметили учёные о том, что в бедных семьях не понимают, что надо с самого раннего детства разговаривать с малышом, но объяснения от учёных нет, объяснение этому дал академик Н.В. Левашов. Судите сами. На его сайте ссылка на www.levashov.ws есть книга "Сущность и разум" в которой говорится что у малыша очень бурно развивается головной мозг и надо ребёнку давать как можно больше РАЗНООБРАЗНОЙ (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО) качественной информации и это возможно только при разговоре и обучении. Если этого не делать, то развитие ребёнка может сильно затормозиться или даже может так случиться, что он останется по сути на уровне умного животного и не сможет стать человеком в полном смысле этого слова. Ярким доказательством этого служат РЕАЛЬНЫЕ МАУГЛИ, когда потерявшегося ребёнка в джунглях воспитывали животные и когда такого ребёнка спустя годы находили, то он будучи физически здоровым оставался до конца жизни животным и даже не мог говорить на человеческом языке. Даже по телевидению показывали такого МАУГЛИ в Индии - он был прикован на цепь, как собака. Для этого ребёнка ЭВОЛЮЦИОННОЕ ОКНО ЗАХЛОПНУЛОСЬ, а почему так можно узнать скачав эту книгу.

Умение приносить пользу это первичная оценка способностей.Деньги это средство для власти, ради абсолютной власти.Путь в никуда,в саморазрушение.Именно туда ведёт мировая финансовая мафия. Попы в основном,к сожалению,тоже сбились с пути,идут за золотым тельцом.Угробить себя и всё человечество с потомками негативная оценка индивида.
ссылка на 3rm.info

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

Мне повезло родиться и вырасти в Петербурге, но я достаточно рано поняла, в каких разных условиях могут расти и развиваться дети и как сильно это может повлиять на их жизненный путь. С этим связана история моей семьи.


В России образовательное неравенство связано, во-первых, с бедностью населения. Сейчас в нашей стране живут около 33 миллионов детей — и 23% из них живут за чертой бедности. Если переводить это в цифры, то это порядка 7,5 миллиона детей.

Во-вторых, есть аспект так называемого пространственного неравенства. И Россия — один из мировых лидеров по разнице в уровнях развития между регионами.

Экономически развитые регионы можно сравнить по уровню качества жизни с развитыми странами. А уровень жизни в бедных регионах (как, например, Ингушетия) сравним с уровнем жизни в Гондурасе. То есть мы с вами буквально живём в одной стране… Но на самом деле мы живём в разных странах.

Существует сравнительное исследование PISA — это замер академических результатов детей в возрасте 15 лет в разных странах мира. Детей тестируют не только по уровню знаний, но и по способности применять эти знания в неучебных ситуациях (в исследованиях PISA это называется грамотностью). Выделяют три вида грамотности: коммуникацию на родном языке, естествознание и математику. Согласно последним замерам, в России около трети детей не осваивают — даже минимально — необходимый уровень грамотности, по крайней мере по одному из направлений. Это каждый третий девятиклассник. И около 12% детей не осваивают элементарного уровня грамотности по всем направлениям. Это значит, что, когда ребёнок читает даже простой текст, он с трудом может понять смысл прочитанного.


Проблема усугубляется из-за того, что дети из бедных семей, как правило, попадают в школы, у которых недостаточно ресурсов

Часто эти школы показывают низкие результаты, но не потому, что там плохие учителя.

Перед школами изначально стоит очень сложная задача: им нужно компенсировать тот недостаток культурного капитала, внимания и поддержки, который дети недополучают в силу системных обстоятельств. Но у школ этого ресурса нет: им сложно привлечь учителей, обеспечить их качественное обучение, создать комфортную среду внутри и вокруг школы, дополнительные занятия и активности.


Образовательное неравенство — это, безусловно, часть глобальной темы социального неравенства. Может быть, вы заметили, что этой темы у нас в публичной повестке как будто нет: про неё мало пишут или говорят, она практически табуирована.

Я связываю это с тем, что в нашем советском прошлом равенство было частью идеологии, но в итоге оказалось такой фикцией, что эта идея теперь отчасти похоронена в нашем обществе. Тем не менее мне кажется, что про это надо говорить — и говорить больше.

В России мы привыкли, что большие изменения всегда идут сверху. Воля сверху — это точно необходимое условие для изменений, но недостаточное.


Анастасия Байчорова, выпускница программы Teach For America, директор по инклюзии и разнообразию в Teach For All

Я родилась в Минске — и переехала в США, когда поступила в университет. Как любой эмигрант, я верила, что если много работать и стараться не покладая рук, то всё непременно получится. Помню, как в общежитии я жила с девочкой из Нью-Йорка, которая мечтала стать врачом. Мы вместе брали уроки биологии. Но я отучилась в Минске в хорошей гимназии, и мне всё давалось легко (даже с моим очень плохим английским в то время). А моя соседка с трудом могла понять, о чём идёт речь на лекциях. Позже она призналась, что в её школе биологию сначала вёл физрук, затем — учитель рисования, и поэтому её предметные знания стремились к нулю.

Тогда я поняла, насколько разные возможности мы получаем с детства. Причём они не зависят ни от интересов ребёнка, ни от интеллектуальных способностей. Это разные стартовые точки, из которых мы отправляемся в мир. В этом и заключается образовательное неравенство (educational inequality): кому-то приходится работать в десять раз больше, чтобы добиться того же, чего другие достигли с лёгкостью.


Сейчас я работаю в организации Teach For All — это союз 56 организаций в 56 странах мира, которые работают над вопросом образовательного неравенства в своей стране. Причём в разных странах неравенство выглядит по-разному. Где-то оно заключается в базовом отсутствии школ и невозможности их посещать. А где-то уровень образования в центральных и региональных школах настолько разный, что даже после 11 лет за партой можно выйти без каких-либо знаний и навыков.

В Америке 17% детей живут за чертой бедности — почти каждый пятый ребёнок.

Здесь место рождения и достаток родителей напрямую определяют, как часто ты сможешь посещать врача, какое получишь образование и какую карьеру сможешь построить


В Teach for America хотели изменить эту ситуацию — чтобы много новых учителей вошли в систему, с их новым видением ребёнка и его возможностей, и заново отстроили эти отношения на местах. Каждый год в программу приходили примерно 200 новых учителей, которые потом превращались в 200 лидеров и масштабировали изменения в своих школах. Два последних министра регионального образования (у нас они называются chancellors) — это выпускницы программы. И количество выданных дипломов с 50% выпускников выросло до 90%. Так и выглядит настоящее системное изменение. Но, как и в случае любых изменений, важно продолжать работу, чтобы закрепить результат.

И тогда я понял, что другого варианта, собственно, и нет.

Я не знаю, как ещё можно изменить эту ситуацию неравенства, кроме как через школу


Я увидел заботливое отношение к участникам — причём оно основано не просто на доброте, но на глубоком понимании того, как важно для человека находиться в ресурсном состоянии, особенно в школе. Только находясь в балансе, только понимая смысл своей работы, человек сможет принести пользу и быть счастливым. Было бы неплохо перенести эту модель на многие другие институции в нашей стране. Так то, что изначально в моём представлении было классной волонтёрской инициативой, развернулось как очень продуманный и осмысленный проект.


Читайте также: