Детский труд и отдых шацкий краткое содержание
Обновлено: 06.07.2024
Дети почти дошли до леса. К их приезду был построен барак. Большой двухэтажный дом с хорошей террасой и двумя балконами, выходящими на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков здания также была построена хижина и установлена металлическая печь. Это была первая кухня.Рабочие сделали самую трудную из корчевок, но создать нормальные условия жизни для себя предстояло детям.Вместе с Шацким для организации жизни детей пришли несколько молодых людей, которые были его бывшими учениками в московских обществах. Среди них был ученик Строгановского училища А. Гаврилов, впоследствии создатель художественной студии в колонии. Первая группа колонистов состояла из 25 детей старшего возраста, затем пришли остальные. всего в первое лето было 47 мальчиков и девочек от 7 до 16 лет.
Учителя стремились организовать жизнь детей так, чтобы через работу они научились заботиться о себе, приобрели навыки жизни в обществе и получили всесторонний жизненный опыт благодаря контакту с внешним миром. Пять часов в день отводилось на общественную работу.
В следующем году в колонию прибыло 55 детей. К этому времени в доме были коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми дети ухаживали сами. В течение следующих нескольких лет число колонистов выросло до 100-150 человек.
Здание школы
В 1925 году было построено новое двухэтажное здание школы — деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5-9 классы, и условия учебного процесса были значительно улучшены. В тот год в колонии было 200 детей, 88 из которых жили в интернате, остальные были приезжими детьми. Интересно проследить социальный состав колонистов. Все 30 учеников на первом этапе были из крестьянских семей, а на втором этапе половина — крестьянские дети, а остальные — из семей рабочего класса и белых воротничков. Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера были посвящены прослушиванию классической музыки, сопровождаемому беседами о композиторах, о времени, в котором они жили.
Вот как описывает эти посещения колонист 1920-х годов Юрий Скаткин: Это было настоящее нашествие любопытных учителей, которые открыли для себя неизвестное царство. Почти вся Европа посетила его. Не отставала и Америка — идеями Шацкого заинтересовались две знаменитости: Дьюи и Вуди … Колонистам срочно требовалось создать комитет гостеприимства — встречать гостей, приводить их в колонию, приглашать на обед, развлекать концертами…
Основная деятельность
Учителя старались пробудить в детях любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера, посвященные прослушиванию традиционной музыки, сопровождались беседами о композиторах и временах, в которые они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович читал оперные арии, а Валентина Николаевна сопровождала его и читала лекции. У Шацкого был свой театр, где учителя вместе с детьми выступали в качестве актеров. Для детей младшего возраста был организован кукольный театр. После строительства районной электростанции в колонии были проложены электрические линии, появились радиоприемники. На полях начал работать трактор, были куплены сеялка и косилка. Все машины обслуживались пожилыми заключенными. В этот период колонию посещало много гостей, которые хотели познакомиться с организацией воспитательного процесса и работы. Но вскоре для станции начались трудные времена.
Педагогика Шацкого
Но вот уже 12 лет Шацкий остается моим самым дорогим, талантливым и мудрым учителем. Я прочитал все, что мог найти о Шацком и его работе. У Шацки я нашел ответы на многие вопросы в области образования, которые мучили и мешали моей работе в течение многих лет. Я создал школу, очень похожую на ту, которую 105 лет назад создал Станислав Теофилович Шацкий.
Таким образом, отечественное образование было лишено замечательного опыта, в котором оно так нуждалось.
Все, что Шацкий включил в единое педагогическое пространство, было разделено четкими границами на множество самостоятельных отделов, тщательно охраняемых от вмешательства соседей, связанных как интеллектуально, так и содержательно. И первые, и вторые пришли из средних и высших педагогических учебных заведений.
Системы обучения
Стране нужны ориентированные на ценности, конкурентоспособные профессионалы. Поэтому педагогическая наука и практика все больше подтверждают мысль о том, что отчуждение ученика и учителя сегодня можно преодолеть только путем гуманизации самой школы.
Гуманизация означает поворот школы к ребенку, уважение его личности и достоинства, доверие к ребенку, принятие его личных целей и интересов.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Полезное
Детский труд и отдых — общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909 19, Москва. Продолжило деятельность общества Сетлемент , включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали… … Педагогический терминологический словарь
ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия
ДЕТСКИЙ САД — ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда… … Большая медицинская энциклопедия
ОТДЫХ — ОТДЫХ, понятие, обычно противополагаемое работе, труду и обозначающее состояние недеятельности, покоя, либо же такого рода деятельности (занятия, игры, развлечения, спорт), которая способствует восстановлению затраченной в процессе проф. труда… … Большая медицинская энциклопедия
Шацкий, Станислав Теофилович — Шацкий, Станислав Теофилович … Википедия
Вадковский переулок — Москва … Википедия
Зеленко, Александр Устинович — Александр Устинович Зеленко … Википедия
Морозовская дача — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 августа 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Дошкольные учреждения — образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6 7 летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17 18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях.… … Педагогический терминологический словарь
В кратчайшие сроки колония уже была готова принять первую группу, которая состояла из детей, чьи родители представляли рабочий класс и не могли обеспечить благоприятные условия жизни. Воспитанники прибыли в сопровождении наставников Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, которые готовы были принять на себя все вопросы, касающиеся воспитания в колонии.
На территории колонии к этому моменту уже было построено здание в два этажа с лоджией и балконами по всей протяженности верхнего этажа сооружения. Кухня была возведена из остатков строительных материалов, имела вид небольшого шалаша и была оборудована железной плитой. Наиболее трудоемкие работы были произведены рабочими, на плечи детей легла обязанность по благоустройству территории, соответственно личным нуждам и потребностям.
На помощь новым воспитанникам прибыли и бывшие ученики Шацкого, коих насчитывалось 47 человек разного пола и возраста от 7 до 16 лет. В их задачу входила совместная организация подобающих условий жизни в колонии.
Основа деятельности
Работа закипела практически сразу. Воспитанники разделились на группы по интересам и выбрали бригадиров. Также была сформирована отдельная группа из старших воспитанников 14 - 16 лет. Мальчики, совместно с педагогом, продолжали благоустраивать участок. В их обязанности входило:
- Удаление остатков насаждений.
- Прокладка дорожек.
- Строительные работы.
- Другие виды тяжелой трудовой деятельности.
Педагоги старались организовывать трудовые действия воспитанников с расчетом развития навыков самообслуживания. Дети получали опыт из различных жизненных сфер и взаимодействия с окружающим миром, бесценные навыки коллективного взаимодействия и общения.
Расцвет и упадок деятельности С. Т. Шацкого
В задачи станций входило:
- Координация просветительской деятельности среди населения.
- Организация учебного и воспитательного процесса с колонистами.
- Создание опорных пунктов по ликбезу.
- Организация досуга сельского населения.
Вовлеченные в процесс старшие колонисты с удовольствием устраивали для крестьян всевозможные спектакли и выступления, вели борьбу за чистоту и гигиену, обучали сельских детей основам цветоводства и огородничества. По итогам работы в сфере теории и методики преподавания, было создано огромное множество методических программ и пособий для учителей.
В процессе своей работы педагоги стремились привить своим воспитанникам любовь к музыке, театру, живописи, литературе. Ни один тематический вечер не проходил без беседы о выдающихся деятелях своего направления. На музыкальных вечерах Шацкий исполнял оперные арии под аккомпанемент своей супруги. Станислав Теофилович управлял собственным театром, где в качестве актеров были задействованы как воспитанники, так и педагоги. У ребят младшего возраста был театр кукол.
С ростом интереса стал возрастать и процент недоверия к системе Шацкого. Связи с иностранными коллегами были разорваны, а обсуждение достижений колонии прекратились. Шацкого повсеместно обвиняли в злоупотреблении трудовым воспитанием, и в 1932 году станция была закрыта. Колония была переформирована в среднеобразовательное учебное заведение с интернатом и методическим центром для школ Угодско-Заводского региона. Такое грубое отстранение от любимого дела всей жизни сильно сказалось на педагоге и через 2 года у Шацкого не выдержало сердце.
Станислав Теофилович Шацкий(1887-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, основоположник внешкольных учреждений России. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин. Совместно с А.И. Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление.
- у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;
- дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
- дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;
- детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;
- громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Педагогический процесс на опытной станции строился как взаимодействие педагога и воспитанника, воспитание было призвано охватить духовный мир ребенка и сферу практической реализации его способностей, Новаторство Шацкого заключалось в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, но и определял взаимосвязи между его участниками, так и между отдельными элементами: умственным и физическим трудом, искусством и игрой, Нарушение связей между компонентами воспитания, считал Шацкий, приведет к одностороннему развитию ребенка. По Шацкому материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируются искусством и игрой. Труд, игра, искусства - три элемента детской жизни, неотделимые друг от друга и являющиеся обязательным условием социализации и развития личности ребенка. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного, и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих способностей ЛИЧНОC'IИ в коллективе.
К началу 1920 г. Станция уже объединяла 15 школ. С начала 20-х г.: колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, Решая задачи организации учебного процесса с детьми, Шацкий внес значимый вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы.
Советская школа 1920-х п; остро нуждалась в педагогической теории формирования личности в социальной среде. Исследования, проводившиеся сотрудниками Первой опытной станции, стали первыми шагами в области социальной педагогики в России. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В области дошкольного воспитания под руководством Шацкого были разработаны принципы организации занятий с детьми в детском саду по видам деятельности.
Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих В состав станции. Приезжали и учителя из отдаленных селений. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения.
В 20-е гг. XX в. Шацкий был привлечен Н.К Крупской к участию в работе учебно-педагогической секции Государственного ученого совета по составлению новых комплексных программ для школ l-й ступени. Педагог считал, что эти программы должны обеспечивать воспитание в детях понимания соотношения природы, труда и общества в условиях советской действительности.
Педагогические взгляды С.Т. Шацкого были оригинальными и не сочетались с общепринятыми идеологическими установками. Интерес к его личности и педагогическим взглядам возродился в СССР в 60-е гг. ХХ в.
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.
ГОСТ
Организация колонии
Вскоре на лесной участок прибыла группа детей со своими наставниками - Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Дети были отобраны из семей трудящихся, не имевших возможности создать для них благоприятные условия жизни.
К приезду группы уже было построено большое двухэтажное здание с превосходной лоджией и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков строительных материалов соорудили импровизированную кухню – шалаш, куда поставили железную плиту. Самую тяжелый труд, корчёвку пней, произвели рабочие, но обустроить для себя необходимые условия жизни предстояло лично детям.
Помимо главных наставников в колонию прибыли бывшие ученики Шацкого для помощи в организации жизни юных воспитанников. А их прибыло немало, всего 47 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 16 лет.
Основная деятельность
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитатели старались организовать жизнь детей так, чтобы через труд они обучались самообслуживанию, приобретали навыки сотрудничества в коллективе, получали многоплановый жизненный опыт из контактов с находящимся вокруг миром.
На следующий год в колонию прибыло уже 55 ребят. К данному времени тут содержались лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. Через несколько лет количество колонистов выросло до 100-150 человек.
В задачи станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с колонистами, но и проведение интенсивной работы в этом направлении среди населения. Сотрудники Шацкого приняли участие в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В данную работу обширно вовлекались и старшие колонисты. Они организовывали для крестьян выступления и спектакли, обучали сельских ребятишек растить цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в жилищах и на улицах. Итогом работы станции в сфере теории и методики преподавания явились бессчетные методические разработки для учителей, учебные пособия и заметки по педагогике.
Педагоги старались привить ребятам любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, приуроченные к слушанию традиционной музыки, сопровождались разговорами о композиторах, о времени, в котором они жили. На данных вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий управлял и собственным театром, где совместно с детьми в роли актеров выступали учителя. У младших ребят был кукольный театр.
После строительства районной электростанции в колонии была проложена электропроводка, появились радиоприемники. На полях загудел трактор, ыли приобретены сеялка, косилка. Все данные машины обслуживали старшие воспитанники. В этот период колонию навещало немало гостей, желавших познакомиться с навыком организации учебного процесса и воспитательной работы.
Читайте также: