Детский труд и отдых шацкий краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Дети почти дошли до леса. К их приезду был построен барак. Большой двухэтажный дом с хорошей террасой и двумя балконами, выходящими на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков здания также была построена хижина и установлена металлическая печь. Это была первая кухня.Рабочие сделали самую трудную из корчевок, но создать нормальные условия жизни для себя предстояло детям.Вместе с Шацким для организации жизни детей пришли несколько молодых людей, которые были его бывшими учениками в московских обществах. Среди них был ученик Строгановского училища А. Гаврилов, впоследствии создатель художественной студии в колонии. Первая группа колонистов состояла из 25 детей старшего возраста, затем пришли остальные. всего в первое лето было 47 мальчиков и девочек от 7 до 16 лет.

Учителя стремились организовать жизнь детей так, чтобы через работу они научились заботиться о себе, приобрели навыки жизни в обществе и получили всесторонний жизненный опыт благодаря контакту с внешним миром. Пять часов в день отводилось на общественную работу.

В следующем году в колонию прибыло 55 детей. К этому времени в доме были коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми дети ухаживали сами. В течение следующих нескольких лет число колонистов выросло до 100-150 человек.

Здание школы

В 1925 году было построено новое двухэтажное здание школы — деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5-9 классы, и условия учебного процесса были значительно улучшены. В тот год в колонии было 200 детей, 88 из которых жили в интернате, остальные были приезжими детьми. Интересно проследить социальный состав колонистов. Все 30 учеников на первом этапе были из крестьянских семей, а на втором этапе половина — крестьянские дети, а остальные — из семей рабочего класса и белых воротничков. Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера были посвящены прослушиванию классической музыки, сопровождаемому беседами о композиторах, о времени, в котором они жили.

Вот как описывает эти посещения колонист 1920-х годов Юрий Скаткин: Это было настоящее нашествие любопытных учителей, которые открыли для себя неизвестное царство. Почти вся Европа посетила его. Не отставала и Америка — идеями Шацкого заинтересовались две знаменитости: Дьюи и Вуди … Колонистам срочно требовалось создать комитет гостеприимства — встречать гостей, приводить их в колонию, приглашать на обед, развлекать концертами…

Основная деятельность

Учителя старались пробудить в детях любовь к музыке, литературе, театру и живописи. Вечера, посвященные прослушиванию традиционной музыки, сопровождались беседами о композиторах и временах, в которые они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович читал оперные арии, а Валентина Николаевна сопровождала его и читала лекции. У Шацкого был свой театр, где учителя вместе с детьми выступали в качестве актеров. Для детей младшего возраста был организован кукольный театр. После строительства районной электростанции в колонии были проложены электрические линии, появились радиоприемники. На полях начал работать трактор, были куплены сеялка и косилка. Все машины обслуживались пожилыми заключенными. В этот период колонию посещало много гостей, которые хотели познакомиться с организацией воспитательного процесса и работы. Но вскоре для станции начались трудные времена.

Педагогика Шацкого

Но вот уже 12 лет Шацкий остается моим самым дорогим, талантливым и мудрым учителем. Я прочитал все, что мог найти о Шацком и его работе. У Шацки я нашел ответы на многие вопросы в области образования, которые мучили и мешали моей работе в течение многих лет. Я создал школу, очень похожую на ту, которую 105 лет назад создал Станислав Теофилович Шацкий.

Таким образом, отечественное образование было лишено замечательного опыта, в котором оно так нуждалось.
Все, что Шацкий включил в единое педагогическое пространство, было разделено четкими границами на множество самостоятельных отделов, тщательно охраняемых от вмешательства соседей, связанных как интеллектуально, так и содержательно. И первые, и вторые пришли из средних и высших педагогических учебных заведений.

Системы обучения

Стране нужны ориентированные на ценности, конкурентоспособные профессионалы. Поэтому педагогическая наука и практика все больше подтверждают мысль о том, что отчуждение ученика и учителя сегодня можно преодолеть только путем гуманизации самой школы.

Гуманизация означает поворот школы к ребенку, уважение его личности и достоинства, доверие к ребенку, принятие его личных целей и интересов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Полезное

Детский труд и отдых — общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909 19, Москва. Продолжило деятельность общества Сетлемент , включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали… … Педагогический терминологический словарь

ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

ДЕТСКИЙ САД — ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда… … Большая медицинская энциклопедия

ОТДЫХ — ОТДЫХ, понятие, обычно противополагаемое работе, труду и обозначающее состояние недеятельности, покоя, либо же такого рода деятельности (занятия, игры, развлечения, спорт), которая способствует восстановлению затраченной в процессе проф. труда… … Большая медицинская энциклопедия

Шацкий, Станислав Теофилович — Шацкий, Станислав Теофилович … Википедия

Вадковский переулок — Москва … Википедия

Зеленко, Александр Устинович — Александр Устинович Зеленко … Википедия

Морозовская дача — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 августа 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Дошкольные учреждения — образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6 7 летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17 18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях.… … Педагогический терминологический словарь

В кратчайшие сроки колония уже была готова принять первую группу, которая состояла из детей, чьи родители представляли рабочий класс и не могли обеспечить благоприятные условия жизни. Воспитанники прибыли в сопровождении наставников Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, которые готовы были принять на себя все вопросы, касающиеся воспитания в колонии.

На территории колонии к этому моменту уже было построено здание в два этажа с лоджией и балконами по всей протяженности верхнего этажа сооружения. Кухня была возведена из остатков строительных материалов, имела вид небольшого шалаша и была оборудована железной плитой. Наиболее трудоемкие работы были произведены рабочими, на плечи детей легла обязанность по благоустройству территории, соответственно личным нуждам и потребностям.

На помощь новым воспитанникам прибыли и бывшие ученики Шацкого, коих насчитывалось 47 человек разного пола и возраста от 7 до 16 лет. В их задачу входила совместная организация подобающих условий жизни в колонии.

Основа деятельности

Работа закипела практически сразу. Воспитанники разделились на группы по интересам и выбрали бригадиров. Также была сформирована отдельная группа из старших воспитанников 14 - 16 лет. Мальчики, совместно с педагогом, продолжали благоустраивать участок. В их обязанности входило:

  • Удаление остатков насаждений.
  • Прокладка дорожек.
  • Строительные работы.
  • Другие виды тяжелой трудовой деятельности.

Педагоги старались организовывать трудовые действия воспитанников с расчетом развития навыков самообслуживания. Дети получали опыт из различных жизненных сфер и взаимодействия с окружающим миром, бесценные навыки коллективного взаимодействия и общения.

Расцвет и упадок деятельности С. Т. Шацкого

В задачи станций входило:

  • Координация просветительской деятельности среди населения.
  • Организация учебного и воспитательного процесса с колонистами.
  • Создание опорных пунктов по ликбезу.
  • Организация досуга сельского населения.

Вовлеченные в процесс старшие колонисты с удовольствием устраивали для крестьян всевозможные спектакли и выступления, вели борьбу за чистоту и гигиену, обучали сельских детей основам цветоводства и огородничества. По итогам работы в сфере теории и методики преподавания, было создано огромное множество методических программ и пособий для учителей.

В процессе своей работы педагоги стремились привить своим воспитанникам любовь к музыке, театру, живописи, литературе. Ни один тематический вечер не проходил без беседы о выдающихся деятелях своего направления. На музыкальных вечерах Шацкий исполнял оперные арии под аккомпанемент своей супруги. Станислав Теофилович управлял собственным театром, где в качестве актеров были задействованы как воспитанники, так и педагоги. У ребят младшего возраста был театр кукол.

С ростом интереса стал возрастать и процент недоверия к системе Шацкого. Связи с иностранными коллегами были разорваны, а обсуждение достижений колонии прекратились. Шацкого повсеместно обвиняли в злоупотреблении трудовым воспитанием, и в 1932 году станция была закрыта. Колония была переформирована в среднеобразовательное учебное заведение с интернатом и методическим центром для школ Угодско-Заводского региона. Такое грубое отстранение от любимого дела всей жизни сильно сказалось на педагоге и через 2 года у Шацкого не выдержало сердце.

Станислав Теофилович Шацкий(1887-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, основоположник внешкольных учреждений России. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин. Совместно с А.И. Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление.

- у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

- дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
- дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

- детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

- громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Педагогический процесс на опытной станции строился как взаимодействие педагога и воспитанника, воспитание было призвано охватить духовный мир ребенка и сферу практической реализации его способностей, Новаторство Шацкого заключалось в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, но и определял взаимосвязи между его участниками, так и между отдельными элементами: умственным и физическим трудом, искусством и игрой, Нарушение связей между компонентами воспитания, считал Шацкий, приведет к одностороннему развитию ребенка. По Шацкому материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируются искусством и игрой. Труд, игра, искусства - три элемента детской жизни, неотделимые друг от друга и являющиеся обязательным условием социализации и развития личности ребенка. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного, и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих способностей ЛИЧНОC'IИ в коллективе.

К началу 1920 г. Станция уже объединяла 15 школ. С начала 20-х г.: колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, Решая задачи организации учебного процесса с детьми, Шацкий внес значимый вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы.

Советская школа 1920-х п; остро нуждалась в педагогической теории формирования личности в социальной среде. Исследования, проводившиеся сотрудниками Первой опытной станции, стали первыми шагами в области социальной педагогики в России. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В области дошкольного воспитания под руководством Шацкого были разработаны принципы организации занятий с детьми в детском саду по видам деятельности.

Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих В состав станции. Приезжали и учителя из отдаленных селений. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения.

В 20-е гг. XX в. Шацкий был привлечен Н.К Крупской к участию в работе учебно-педагогической секции Государственного ученого совета по составлению новых комплексных программ для школ l-й ступени. Педагог считал, что эти программы должны обеспечивать воспитание в детях понимания соотношения природы, труда и общества в условиях советской действительности.

Педагогические взгляды С.Т. Шацкого были оригинальными и не сочетались с общепринятыми идеологическими установками. Интерес к его личности и педагогическим взглядам возродился в СССР в 60-е гг. ХХ в.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Гост

ГОСТ

Организация колонии

Вскоре на лесной участок прибыла группа детей со своими наставниками - Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Дети были отобраны из семей трудящихся, не имевших возможности создать для них благоприятные условия жизни.

К приезду группы уже было построено большое двухэтажное здание с превосходной лоджией и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Из остатков строительных материалов соорудили импровизированную кухню – шалаш, куда поставили железную плиту. Самую тяжелый труд, корчёвку пней, произвели рабочие, но обустроить для себя необходимые условия жизни предстояло лично детям.

Помимо главных наставников в колонию прибыли бывшие ученики Шацкого для помощи в организации жизни юных воспитанников. А их прибыло немало, всего 47 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 16 лет.

Основная деятельность

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитатели старались организовать жизнь детей так, чтобы через труд они обучались самообслуживанию, приобретали навыки сотрудничества в коллективе, получали многоплановый жизненный опыт из контактов с находящимся вокруг миром.

На следующий год в колонию прибыло уже 55 ребят. К данному времени тут содержались лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. Через несколько лет количество колонистов выросло до 100-150 человек.

В задачи станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с колонистами, но и проведение интенсивной работы в этом направлении среди населения. Сотрудники Шацкого приняли участие в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В данную работу обширно вовлекались и старшие колонисты. Они организовывали для крестьян выступления и спектакли, обучали сельских ребятишек растить цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в жилищах и на улицах. Итогом работы станции в сфере теории и методики преподавания явились бессчетные методические разработки для учителей, учебные пособия и заметки по педагогике.

Педагоги старались привить ребятам любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, приуроченные к слушанию традиционной музыки, сопровождались разговорами о композиторах, о времени, в котором они жили. На данных вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий управлял и собственным театром, где совместно с детьми в роли актеров выступали учителя. У младших ребят был кукольный театр.

После строительства районной электростанции в колонии была проложена электропроводка, появились радиоприемники. На полях загудел трактор, ыли приобретены сеялка, косилка. Все данные машины обслуживали старшие воспитанники. В этот период колонию навещало немало гостей, желавших познакомиться с навыком организации учебного процесса и воспитательной работы.

Читайте также: