Детский сад рисование хохломская роспись

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Сказ о "Хохломе"

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от увиденного.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Конспект НОД ОО"Художественно-эстетическое развитие" рисование для детей старшего дошкольного возраста "Золотая хохлома" упражнения в рисовании элементов хохломской росписи.

ВложениеРазмер
Конспект НОД "Золотая хохлома" 23.86 КБ
Приложение к НОД "Золотая хохлома" 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: художественно-зстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

- Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

- учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

Материалы и оборудование:

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. (см. прил. рис.1)

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

2. Основной этап

Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

Посуда эта – не простая,

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Листья, ягоды, цветы,-

Угадали роспись вы?

Дети . Хохломская роспись!

Воспитатель. Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети . чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

-Какие узоры нарисованы на посуде?

Дети . Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

-давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

Дети . Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики

Дети . Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Дети . Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?

Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании.

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий. (рис.3.)

Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым цветом.

Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка?

Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши брусничка, смородинка и рябинка были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

У каждого из вас есть полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы. (рис.5)

Брусничку начинаем рисовать с серединки.

Молодцы, замечательные получились ягодки.

А теперь приступим к рисованию смородинки.

Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка).

Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.

Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.

Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

Молодцы, у всех получились красивые смородинки и рябинки.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. (рис.6)

Ну вот наши ягодки подсохли, давайте “оживим” ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.

3. Заключительный этап

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .

Программные задачи:
1. Уточнить знания о хохломской росписи;
2. Развивать умение вырисовывать элементы хохломской росписи;
3. Развивать художественное творчество;
4. Воспитывать эстетический вкус;
5. Воспитывать интерес к русским народным промыслам.

Предварительная работа: Рассматривание хохломской росписи. Рассматривание элементов хохломской росписи. Беседы.




Необходимый материал:
- альбомный лист;
- акварель;
- кисть;
- непроливайка с водой;
- простой карандаш;
- трафарет или шаблон разделочной доски.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе

Автор работы: Тырлова Оксана Владимировна

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.


Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные. Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_a31e78b0f65e39c4e44eb8b27920c606.jpg.jpg

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками.

Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись , для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают и попробуем её нарисовать.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком…

- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

Блещут краски так ярко

Что в лучах ее теплых

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_76a3ebdbe2701b388340338616e7317c.jpg.jpg

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

-Ну вот мы и мастера и мастерицы.

Давайте ребята сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы

Для этого нам понадобятся:
- карандаши жёлтый и красный;
- чёрная гуашь;
- широкая кисть №5 или №6.
1.Сначала жёлтым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_6c6f8e846d0323f0009035e58a8e7621.jpg.jpg

2.Красным карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_8f25f033280c89db6cc273bc29a59389.jpg.jpg

3.Между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_a6d2a5c5f53f570ec5636aca3ed1eb94.jpg.jpg

4.Между нижними листиками рисуем завитки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_f647ba640fac0550a09619514727088e.jpg.jpg

5.Добавляем мелкие цветы и завитки наверху.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_8e6dd5573efd04b882c0671721054d08.jpg.jpg

6. Закрашиваем всю тарелочку чёрной гуашью.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27746_d7cd74f97fe4420211f28b5839f49752.jpg.jpg

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные тарелки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

- Выберите и покажите самую красивую тарелку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта тарелка лучше других.

В ходе проведения занятия, дети в старшей группе знакомятся с содержанием материала, технологией изготовления, узорами, элементами декора, а также колоритом. Для успешного проведения урока, проводится беседа о традиционных промыслах. Рассматриваются предметы с хохломской росписью.


Занятие в детском саду по декоративному рисованию

Цели занятия

Приемы декоративного рисования

Воспитатель учит дошкольников рисовать узоры при помощи кончиков кистей, всей кисточкой. Они начинают свободно двигать данным средством по разным направлениям.


Как нужно подготовить детей к занятию

Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет

Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.

Мотивирующее начало занятия

К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.

Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.


Физкультминутка

Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.

Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат.

Материалы для рисования

Чтобы создать настоящее произведение искусства, понадобятся следующие материалы:


Какие материалы нужно подобрать для работы


Индивидуальные задания

Начиная свое творчество, каждый юный мастер должен четко знать и помнить последовательность выполнения работы. Для старших групп детского сада воспитатели составляют индивидуальные задания. После их выполнения делается выставка. дети должны рассмотреть все работы, сделать анализ и выбрать наиболее удачные рисунки.


Пошаговый организационный ход выполнения работы

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.


Подведение итогов

Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.

Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.

Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.

Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия.

Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.

Читайте также: