Служба медиации в школе санкт петербурга

Обновлено: 30.06.2024

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

3

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

mediacija1

Миссия школьной службы примирения:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

ЦЕЛЬ:

Обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
2. Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
3. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Руководитель социальных проектов по медиации в образовании:
Георгий Сергеевич Кузьмин, член Ассоциации "Лига Медиаторов", заведующий ресурсным центром дополнительного образования ГБОУ СОШ № 323 Невского района

Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. В ее состав входят умения правильно воспринимать и оценивать людей и их личностные особенности, предсказывать поведение людей, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения. Коммуникативная компетентность — это интегративное комплексное умение человека эффективно, в соответствии с конкретной ситуацией, использовать адекватные способы общения.

Конфликт – осознанное противоречие в отношениях сторон, выраженное в действиях, направленных на использование друг друга в своих интересах и нанесение ущерба.

Конфликтная ситуация – состояние в отношениях сторон, вызванное актуализацией существующих между ними противоречий по поводу ценностей, интересов или правил поведения, характеризующееся негативным эмоциональным фоном и искажением восприятия. Конфликтная ситуация может быть состоянием явным или скрытым, острым или устойчивым. Конфликтную ситуацию можно назвать конфликтом с момента совершения односторонних действий, направленных на нанесение ущерба.

Медиация – это особые переговоры с участием нейтрального посредника, помогающего сторонам прийти к взаимовыгодному решению. Медиация является одной из форм внесудебной работы с конфликтом, наряду с консультированием, переговорами, и арбитражем.

  • Добровольность участия и принятия решений - в медиации все происходит только с согласия сторон. Принцип добровольности распространяется и на медиатора. Он может остановить процедуру, если увидит, что потерял нейтральность, или что стороны не готовы договариваться.
  • Нейтральность посредника - он не встает ни на чью сторону, не оценивает, не советует, не принимает решений. Медиатор отвечает за процедуру переговоров, а стороны - за их результат.
  • Равноправие сторон - у сторон есть равное право на изложение своей точки зрения, обсуждение проблемы, выработку и принятие решений. Медиатор уделяет обеим сторонам равные время и внимание. Это особенно важно, если за пределами медиации стороны не равны в своем статусе.
  • Конфиденциальность - все, что происходит в помещении для медиации, остается в его стенах, если стороны не договорились об обратном. По желанию сторон технические записи медиатора уничтожаются.

Медиативно-примирительные технологии – это множество переговорных процедур, используемых, чтобы помочь сторонам конфликта прийти к договоренности. В качестве конфликта может рассматриваться и криминальная ситуация.

Восстановительное правосудие – особый подход к правосудию, устанавливающий в качестве главной цели не наказание виновного лица, а возмещение материального и психологического ущерба, причиненного жертве, а также восстановление отношений между виновной и потерпевшей сторонами. Восстановительное правосудие также предполагает конкретный набор принципов, правил и процедур, направленных на реализацию обозначенной выше цели. В общемировой практике восстановительное правосудие как подход широко используется в рамках ювенальной юстиции – в случае, когда одна или обе стороны противоправного деяния не достигли совершеннолетия. В этом случае восстановительное правосудие выступает методом профилактики правонарушений в противовес закреплению у виновной стороны криминального способа мышления и поведения.

Примирение (в юридическом смысле) – форма прекращение судебного разбирательства по договоренности сторон, более не имеющих друг к другу неурегулированных претензий; примирение сторон возможно по ограниченному кругу дел. Примирение в юридическом смысле является одной из значимых возможностей, используемых в рамках восстановительного правосудия. Примирение же в широком смысле можно отождествить с восстановлением отношений.

Сообщество – это объединение, группа из некоторого числа людей, связанных общими интересами, целями.



Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов?


Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Служба школьной медиации является еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации”.
Процедура медиации – способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника – медиатора.
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.
В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду


Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит: обеспечение формирования и обучения “групп равных” (“группы равных” – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).
Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка “групп равных”. Формирование “групп равных” из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
– использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
– применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Медиатор – независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.


Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства



Состав службы медиации в 2020 – 2021 учебном году

Руководитель службы – Мальнева Татьяна Ивановна – учитель начальных классов
Медиаторы:
Гончарова Лилия Амировна – зам. директора по ВР
Гусакова Вероника Владимировна – педагог-организатор

При возникновении конфликтной ситуации (спора) между учащимися, учителем и учащимся, учителем и родителями, родителями и др. Вы можете обратиться за помощью в Школьную службу медиации по тел. 417-32-40 (Пн-пт. 9.00-16.00).


Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. Один из способов решения конфликтных ситуаций – служба медиации.

Процедура медиации – способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника – медиатора.
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.
В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.


Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит: обеспечение формирования и обучения “групп равных” (“группы равных” – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).
Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка “групп равных”. Формирование “групп равных” из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
– использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
– применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.


Состав службы медиации в ГБОУ школе №100

Руководитель службы медиации – Смирнова Наталья Борисовна (социальный педагог);

Читайте также: