Дети со станции зоо краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Кристиана Ф. (Вера Кристиана Фельшеринов, 20 мая 1962, Гамбург) - бывшая наркоманка, известная по ее автобиографической книге Мы, дети с вокзала Цоо и по одноименному фильму, основанному на книге, в которых описан ее опыт употребления наркотиков в подростковом возрасте.

Содержание

Детство

Кристиана родилась в Гамбурге, но переехала вместе с семьей в Западный Берлин, когда она была ребенком. Они поселились в Гропиусштадте, недалеко от Нойкольна, состоящего из преимущественно многоэтажных панельных домов, в социально проблемном районе. Отец Кристианы бил жену и детей, и в итоге ее родители развелись. Когда ей исполнилось 12 лет, она начала курить гашиш вместе с компанией друзей, которые были немного старше ее, в местном молодежном клубе. Постепенно они начали экспериментировать с тяжелыми наркотиками, такими как ЛСД и различными видами таблеток. В конце концов она попробовала героин. К тому времени, когда ей исполнилось 14, она стала наркоманкой и проституткой, большую часть времени проводя на самой крупной станции городского железнодорожного транспорта того времени Зоологический сад (нем. Bahnhof Zoo). Там она стала частью печально известной группы подростков наркоманов и проституток (обоих полов).

Книга

Два журналиста из новостного журнала Stern, Кай Герман и Хорст Рик, встретили Кристиану в 1978 году в Берлине, где она была свидетельницей по делу против мужчины, который давал несовершеннолетним девочкам героин в обмен на секс. Журналисты хотели изучить проблему наркотиков среди подростков в Берлине, которая была очень серьезной, но в то же время умалчиваемой. Они провели двухчасовое интервью с Кристианой. Эти два часа вылились в два месяца, в течение которых Кристиана дала полное описание жизни наркоманов и проституток, которую испытали на себе она и другие подростки в 1970-х в Западном Берлине. Журналисты последовательно опубликовали серию статей в Stern, основанных на записях интервью с Кристианой. Интервью были очень обширными, и, в конечном счете, издательский дом Stern решил опубликовать книгу Кристиана Ф. Мы, дети с вокзала Цоо в 1979 году. Книга описывает ее жизнь с 1975 по 1978 годы, когда ей было 12-15 лет. Повествование идет от первого лица, от имени Кристианы, но написана книга была журналистами, которые фактически стали литературными неграми. Другие, такие как мать Кристианы и различные люди, которые были свидетелями ухудшения ситуации с наркотиками в Берлине в то в время, также внесли вклад в книгу. В книге повествуется также о нескольких друзьях Кристианы наряду с другими наркоманами, а также описываются типичные места наркомании в Берлине.

Фильм

В 1981 году история Кристианы превратилась в фильм, режиссером которого стал Ули Эдель, а продюсером Бернд Айхингер и Ханс Вет. В Германии названием фильма стало Wir Kinder vom Bahnhof Zoo, а в англоязычных странах Christiane F. Сценарий был написан Германом Вайгелем. Во время работы над фильмом Кристиана давала советы, но сама в фильме не появилась. Большая часть фильма снята в настоящих мрачных окрестностях Гропиусштадта и станции Зоо. Дэвид Боуи, любимый певец Кристианы того времени, появляется в фильме в роли себя самого на концерте. Почти вся музыка в фильме предоставлена Боуи, и в 1981 был выпущен его альбом-саундтрек Christiane F.

Дальнейшие события

После успешных книги и фильма, Кристиана обнаружила, что стала чем-то вроде звезды. Многие юные девочки Германии начали почитать ее и подражать ее стилю одежды, а также совершать визиты на станцию Цоо, которая стала местом паломничества туристов. Это озадачило экспертов по подростковой наркомании, которые были напуганы тем, что несмотря на реалистичные сцены "ломки", показанной в фильме, молодежь начнет считать Кристиану героиней и моделью для подражания. Книга была продана невероятно успешно, тираж в Германии перевалил за три миллиона экземпляров, и несмотря на это, нельзя сказать, что Кристиана очень богата, - ее гонорар составил миллион марок, которых хватило не так уж надолго. Она продолжила бороться с зависимостью от наркотиков, однако время от времени их употребляла. Она выпустила несколько музыкальных записей c Александром Хаке, снималась в кино. Жила в США и в Греции, в 1993 вернулась в Германию. В 1994 году она начала употреблять метадон. Кристиана до сих пор получает письма от поклонников, СМИ Германии также проявляют к ней интерес, желая знать, чем она занимается все эти годы. На момент 2008 года она жила в маленькой квартире под Берлином, вместе с сыном, которого она родила в 1996.

Почему это кино все еще актуально и зачем его смотреть русским людям? Давайте разбираться.

На тему подростковой наркомании в конце 70-х – начале 80-х практически никто не высказывался. Все это воспринималось в каком-то прикладном ключе – вот были хиппи и они курили траву, употребляли ЛСД, слушали рок-музыку. Эксперименты 60-х, к сожалению, привели к большим наркотическим проблемам. Популярность приобрели тяжелые наркотики. Западная экономика переживала не лучшие времена (Нью-Йорк и Берлин 70-х представляли собой ужасное зрелище). Естественно, все это попало к детям. Кристина уже в четырнадцать лет плотно сидела на игле и занималась проституцией. Дети действительно в тринадцать – четырнадцать лет уже умирали от передозировок, было много суицидов на этой почве. В фильме все это наглядно отображено. Уве Даль первым талантливо изобразил жизнь наркомана от первого укола и до логического конца – смерти.

Передать наркотическую атмосферу режиссеру помогли операторы Юрген Юргес и Юстус Панко. Очень реалистично сняты сцены употребления героина, процесс ломки, состояние детей под воздействием наркотиков. Никаких прикрас, только упор на реалистичность. Цель такого подхода ясна – обратить внимание на проблему и мотивировать родителей уделять больше внимания своим детям.

По поводу драматургии и художественных особенностей можно дискутировать бесконечно. Возникают проблемы с динамикой, есть претензии к монтажу. Выбор актера на роль Детлефа тоже вызывает вопросы. Натя Брункхорст прекрасно справляется с ролью Кристины (в реальности Кристиана) – ей удается показать состояние от спокойствия до психопатии очень убедительно. Отдельно необходимо отметить Дэвида Боуи, который был композитором фильма. Вы вообще слышали Heroes на немецком?

Главную героиню фильма играет Натя Брункхорст. Актриса подобрана бесподобно: каблуки и накрашенные губы превращают ее во взрослую красотку, а маечка-трусики делают ее десятилетней девочкой, вызывая жалость и умиление. Таков и есть ее возраст сейчас: она на грани между детством и взрослой жизнью. Она живет в Берлине с матерью, сестрой и котом. Презирает отца, с которым мама разошлась. Впрочем, нового друга мамы она презирает тоже. Ей противно находиться дома, и она уже научилась врать — о том, куда она идет, когда и с кем.

Christiane F.

На самой модной дискотеке Берлина, где слушают тяжелый рок, пьют, курят, нюхают и колются, она знакомится с парнем по имени Детлеф. Он уже сидит на героине. Вслед за ним Кристиана начинает нюхать, а потом и колоться. К концу фильма нежная девочка превратится в полутруп, жаждущий только дозы. Ее лучшие друзья погибнут. Сама она выживет почти чудом. А ведь как поначалу манила свободой ее новая жизнь!

Ее зовут Вера Кристиана Фельшеринов, именно Кристиана, а не Кристина, как в русском переводе. Сейчас ей за 50, она до сих пор живет в пригороде Берлина. В последние годы, судя по сведениям из интернета, время от времени еще принимала наркотики. А тогда, в середине 1970-х, ей было 14. Хрупкая фея героина и проституции, сумевшая, в отличие от многих, выжить.

За всю картину Кристиана улыбнется всего три раза. Первый раз — на той самой дискотеке. Ради этого Кристиана чуть ли не в первый раз накрасила губы и переобулась в обувь на каблуках, сложив в пакетик кроссовки. Подруга-старшеклассница помогла пройти в клуб. Сколько новых парней и девчонок! Там выпивают, там целуются, а вон там передают друг другу и исчезают в туалете. Кристиана бродит по залам и коридорам, вглядываясь в новый мир, — и улыбается.

Christiane F.

Второй раз девочка улыбается при виде афиши концерта обожаемого ею Дэвида Боуи. К слову, Боуи написал для фильма музыку, а сцена его выступления снималась на настоящем концерте певца. В те годы в молодежной среде Берлина он был суперзвездой. Тогда, на концерте, Кристиана еще не попробовала эйдж. Спустя несколько месяцев она не задумываясь продаст драгоценные пластинки кумира, чтобы собрать денег на очередную дозу.

Christiane F.

— Нам надо перестать колоться.
— Да. И тебе не надо в это втягиваться.
— Я не хочу, чтобы ты умер.

И она улыбнулась. В третий и последний раз за весь фильм.

Утром они проснулись, начали целоваться и снова занялись любовью. Камера отъезжает к распахнутой двери, дальше в коридор, где на полу сидит парень, мокрый от пота и боли, и вкалывает шприц в вену на щиколотке, а рядом с ним, тоже на полу, голова другого — уже под кайфом. Странно, но в этой мешанине — когда в одной квартире при открытых дверях занимаются сексом, принимают наркотики, ходят в одних трусах — нет мерзости. По крайней мере в том случае, если ты, зритель, провел свою молодость бурно. Тогда разве казалось тебе мерзостью студенческая вечеринка, где курят, пьют, целуются, тошнит в ванной, а заперся в туалете?

Фильму не стоит приписывать гениальность. Но он врезается в память кадрами. В самом начале знакомства Кристианы с новым миром есть короткий момент: подростки после ночной дискотеки, украв деньги из игрового аппарата, сбежали от полиции на крышу здания и встречают там серый, влажный берлинский рассвет. Замершие фигуры расставлены вдоль парапета, как в театральной мизансцене. Несколько одиноких силуэтов с сигаретой, две пары, застывшие в объятиях… Усталые силуэты на фоне светлеющего неба. Греческие изваяния ХХ века. Дети Бога, которым некуда идти.

Christiane F.

Но это все сладости. Горького в фильме полно. Больше всего жалости вызывает сцена ломки, когда Кристиана и Детлеф пробуют вместе отказаться от эйдж. Они заперлись в комнате Кристианы, легли в постель в кофточках и трусиках. Два маленьких ребенка, скорчившихся на мятой простыне в своем страшном несчастье. Через несколько часов их будет тошнить, знобить, они будут кашлять и хрипеть. В дрожи Кристиана находит торчащий кусочек обоев и начинает нетерпеливо отдирать его. Под слоем открываются старые обои с мишками. Значит, эта комната была ее детской. Такая вот метафора чистоты и детства, к которому в полубессознательном состоянии рвется Кристиана.

А самая страшная и депрессивная сцена — конечно, момент воровства долгожданной дозы. К этому времени наша девочка дошла до предельного состояния. Ей нужен эйдж. Она выпрашивает деньги, продает пластинки Дэвида Боуи, делает минет, ворует деньги матери… И вот в туалете она наполняет шприц. Как вдруг из соседней кабинки на нее сверху прыгает парень — по совпадению, тот же самый, что помог ей уколоться впервые. Кристиана визжит, парень забирает у нее шприц, выходит к зеркалу и вкалывает его себе в вену на шее, чуть не доведя до обморока случайно оказавшуюся рядом старушку…

Ваше отношение к картине будет меняться — в зависимости от того, кто вы, сколько вам сейчас лет и какой была ваша юность. Если вы стары, а в юности были пай-мальчиком или пай-девочкой, вас не заинтересует такой фильм. Если у вас уже есть свои дети, вы сожметесь от ужаса и жалости к персонажам и страха за своего ребенка. Если ваша молодость начиналась бурно и еще не завершилась вполне, то вы вспомните это чувство, свойственное только юным: смелость, всемогущество, полная власть над собственным телом и эксперименты с ним. Ты не боишься боли, крови, шума. Когда тебе 17, ты можешь все. И выжить тоже.

Заглавная мелодия фильма на немецком языке

История Кристианы стала большим потрясением для тогдашнего немецкого общества. До выхода книги проблема наркозависимости и проституции среди детей и подростков не привлекала к себе такого внимания. Журналисты Stern обратились к Кристиане, когда она в качестве свидетельницы участвовала в суде над бизнесменом, который пользовался сексуальными услугами детей и расплачивался с ними героином. Сперва репортеры рассчитывали на двухчасовую беседу, однако в итоге общение с девочкой растянулось на два месяца. За это время она в подробностях рассказала историю почти всей своей 15-летней жизни.

Там что-то было про фильм.

Концерт Дэвида Боуи во Франкфурте-на-Майне, 1978 год

Концерт Дэвида Боуи во Франкфурте-на-Майне, 1978 год

Hans H. Kirmer/Global Look Press

А что сейчас?

Читайте также: