Дети с нарушением опорно двигательного аппарата обучаются в специальных коррекционных школах

Обновлено: 05.07.2024

Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной разнообразностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются разные виды патологии опорно-двигательного аппарата. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость (инфантильность) проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных (1) технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).

Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды (2), обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с нарушениями ОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно – двигательного аппарата:

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Чаще прибегайте к советам специалистов. Взаимодействуйте со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК).
  11. Приспособьтесь к двигательным возможностям ребенка, сделайте тренажеры и специальные приспособления для стимуляции развития двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка. Познакомьтесь с приемами массажа и нормализации тонуса мышц.
  12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Уважаемы родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата (НОДА), то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.

Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

— реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

— какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:

1) есть ли на территории образовательной организации плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое;

2) есть ли пандус у входа в здание;

3) есть ли вдоль коридоров поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию; ширина дверных проемов должна быть не менее 80 — 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет;

7) каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

(1) Ассистивные технологии — специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение, улучшающее мобильность, слух, зрение и возможности для общения.

(2) Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Задержкой считается отклонение рейса от расписания на 30 и более минут.

Пассажирам настоятельно рекомендуют не вылетать ближайшими рейсами, а встречающим – посещать перечисленные аэропорты.

Сегодня московскими парковками пользуются более 125 000 водителей, имеющих петербуржские номера. Не менее 500 000 .

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Содержание

Детский сад плюс начальная школа↑

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные↑

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?↑

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети , имеющие частичную потерю слуха и разл ичную степень недоразвития речи, но сохранившие самосто ятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путё м создания слухо -речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию . Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формиро вание навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?↑

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Посетите школу лично!↑

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант↑

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны↑

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2020 году ↑

С писок самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 - VI вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . П рофсоюзная, 62

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: пон едельник 07:30 - пятница 18:00

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцие й метро Новые Черемушки . Школа предлагает д венадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе и меется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме , роспись по дереву , переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия , клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

СКШ №991 - VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: у л. Шипиловская , 59, корп. 2

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

Режим работы: пон едельник - пятница 08:00 - 18:00

О дна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская .

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное , социально-педагогическое , физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

В школе р аботают: дефектологи , психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 - VIII вида

Административный окр уг: Южный

Адрес: Черноморский бульва р, 8

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник - пятница, 08:00 - 17:40

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановс кая , Варшавская.

Основные задачи школы : исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты осна щены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

СКОШИ №1 III - IV вида

Адрес: ул ица 3-я Мытищинская , 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 - пятница 20:00 .

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих .

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

СКОШИ №2 - IV вида

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

Ежегодно в школе обучает ся около 300 человек по специально й программе для слабовидящих . Для каждого составляется индивидуальный учебно- коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

СКШ №532 - VIII вида

Административн ый округ: Центральный

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник - пя тница 09.00 — 14.10

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития , краеведческую деятельность . Большое внимание уделяется урокам труда.

СКШИ №108 - VIII вида

Административный округ: Ю го-Западный

Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 7:30 — пя т ница 21:00

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школ ы, профильные трудовые навыки.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) - V вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . Н агорная, 22

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник — пят ница 07:00 - 21:00

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с провед ением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции . При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

А Вы знаете, что коррекционные школы отличаются во видам?

Существуют специальные "коррекционные" школы, для детей с ограниченными возможностями здоровья или с отклонениями в развитии, когда их обучение в обычной общеобразовательной школе затруднительно или невозможно.

Но оказывается, эти школы различаются по видам.

Рекомендации по поводу выбора школы даёт ПМПК (психолого-медико-педагогическая-комиссия). Они обследуют ребёнка и дают рекомендации по поводу школы. Они только рекомендуют, а последний выбор остаётся за родителями. Но в реальности, обычно родители отдают детей учиться туда, куда рекомендовала комиссия ПМПК.

Существуют много диагнозов и ограниченных возможностей организма, на основании которых можно подобрать тот или иной вид коррекционной школы для ребёнка. Они имеют аббревиатуру, не всегда понятную родителям.

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

ЗПРР - задержка психо-речевого развития

ЗПР - задержка психического развития

ЗРР - задержка речевого развития

ОНР - общее недоразвитие речи

УО- умственная отсталость

ММД - минимальная мозговая дисфункция

РДА - ранний детский аутизм

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью

ДЦП - детский церебральный паралич

ОДА - опорно-двигательный аппарат

ПОДА - поражение опорно-двигательного аппарата

Вот что обозначают виды коррекционных школ, начиная с I (1) и по VIII (8).

1 - для глухих детей

В школах I (1 вида) обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие.

Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовые навыки.

2 - для слабослышащих и позднооглохших

В школах II (2 вида) вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь.

Главное направление школы - активная речевая практика для воспитанников путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

3 - для незрячих детей

Школы III (3 вида) - для слепых детей.

4 - для слабовидящих детей

Школы IV (4 вида) - для слабовидящих детей.

5 - для детей с тяжелыми нарушениями речи

Школы V (5 вида) - для учеников с нарушениями речи, в частности детей с заиканием.

6 - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Школы VI (6 вида)- для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Основной диагноз таких учащихся - различные формы детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговые и черепно-мозговые травмы.

7 - для детей с задержкой психического развития

Школы VII (7 вида) для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти. внимания, эмоциональная неустойчивость.

Главное направление школы - в процессе занятий активизировать познавательную деятельность, формирование навыков и умений учебной деятельности.

8 - для детей с умственной отсталостью

Школы VIII (8 вида) для обучения умственно отсталых детей.

Главное направление школы - научить детей считать, писать, читать и ориентироваться в социально-бытовых условиях.

Обучающиеся школ 8 вида получают лишь справку о том, что прослушали школьную программу.

А если у ребёнка сразу несколько диагнозов, дцп и зпр, то выбор вида школы будет зависеть от основного диагноза, по которому, например, у ребёнка инвалидность.

Несколько лет назад, я хотела отдать своего сына с овз в спортивное учреждение, которое есть в городе и оно как раз именно для инвалидов. Но его туда не взяли. Хотя ребёнок в отличной физической форме. Знаете почему, потому что, основное заболевание должно быть с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А если основное заболевание - психическое, то в спортивное учреждение, созданное для инвалидов, ребёнка не возьмут. Может сейчас что-то изменилось.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

Дисплазия тазобедренных суставов

Вальгусная деформация коленных суставов

Плоско-вальгусная деформация стоп

Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

1. Реабилитационные
 разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
 укрепление мышечного корсета;
 формирование правильной осанки;
 коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
 укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
 развитие динамической координации и соразмерности движений;
 развитие статического равновесия;
 развитие пространственной ориентировки;
 развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
 формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
 формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
 развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
 развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
 увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
 снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
 выработка привычек здорового образа жизни;
 повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
 закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
 обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
 формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
 воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
 воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
 поддержание интереса к двигательной деятельности;
 воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.

Читайте также: