Детей в школе делят по способностям

Обновлено: 07.07.2024

На американскую систему школьного образования полно нареканий. То и дело приходится слышать, что ее необходимо реформировать. Но как? Пока никто не предложил универсального решения. Тем не менее поиски постоянно ведутся и по крупицам накапливается опыт, из которого при желании можно извлечь что-то полезное. Поговорим сегодня об одной из таких новаций.

Давайте заглянем в Washburn Elementary School в Блумингтоне, штат Миннесота. Урок чтения проходит по обычному расписанию. Учительница Ким Авалоз распределяет своих учеников на группы. По каким критериям? Прежде всего - по результатам последнего стандартизированного теста. Но не только. Принимаются также во внимание неформальные оценки, сделанные на основе личного общения. Группы формируется так, чтобы в них оказались дети с примерно одинаковым уровнем навыков по.

Почему детей в России не пускают в школы

Приказ Минобрнауки №32, вышедший в январе 2014 года, фактически лишает ребенка, не имеющего регистрации по месту жительства, возможности попасть в школу.

Только в 2014 году в России оказалось более 160 тысяч семей беженцев из Афганистана, Конго, Сирии, Украины и других стран, где ведутся военные действия. Большая часть этих семей – многодетные. И у большинства нет регистрации, поскольку получить статус беженца в России крайне трудно, и хозяева, сдающие беженцам жилье, часто не хотят оформлять регистрацию.

Я хорошо помню, как в детстве в нашу.

Минобразования готовит стандарты образования для детей-инвалидов. Раньше программы для учеников с ограниченными возможностями составляли школы, где они учатся

Речь идет о федеральных образовательных стандартах для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей, слепых, слабовидящих, c тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной.

Россия включилась в гонку за талантами

Эксперты всех стран единодушны: среди детей 2-3 процента можно считать высокоодаренными, просто одаренных - около 25 процентов. Александра Васильева - из первых. Она победительница последней Международной олимпиады по физике, единственная девушка в сборной команде России . К слову, привезла с олимпиады не только серебряную медаль, но и специальный приз Массачусетского технологического университета.

Выпускницу столичного лицея "Вторая школа" готовы были принять лучшие университеты мира. Она выбрала МФТИ и без экзаменов, как призер олимпиады, поступила. Ее школьные учителя рассказывают, что она отличается феноменальной работоспособностью, отличной памятью и умением быстро вникать в суть задачи. Александра из тех, кто одарен разносторонне. Она, наверное, могла бы стать отличным математиком, химиком, филологом, но особо заинтересовалась физикой и добилась больших успехов. Вот что она рассказала "РГ":

- Я поступила на факультет.

Украинка Алла приехала в Москву в прошлом году из города Черновцы, который расположен в Западной Украине. Алла говорит — в родном городе очень сильно выросли цены на продукты, а найти работу стало трудно. В Москве она быстро нашла работу менеджером в небольшой компании, сняла жилье и весной этого года решила перевести своего сына Александра. Она пошла в школу № 1524 и спросила, что ей надо сделать, чтобы сына приняли в восьмой класс.

Алле ответили, что документы на прием в школу теперь подают через ОСИП (Окружные службы информационной поддержки). В ОCИПе ей сообщили, что ребенка могут зачислить в школу только если у него будет временная регистрация в Москве на год. Сейчас у Александра и Аллы есть временная регистрация на три месяца. Хозяин квартиры, которую они снимают, отказывается делать им регистрацию на более длительный срок. В ОСИПе женщине отвечают, что без такого документа её сын не имеет права учиться в российской школе.

– Смешивая всех в одном классе, мы теряем разницу и получаем одинаковую серость, потому что на среднем уровне одним все равно непонятно, а другим неинтересно.

– Имею опыт работы с классами, которые были сформированы по дифференцированному принципу. Результаты впечатляющие – школа гордилась своими победителями всероссийских олимпиад, учителя имели хороший стимул для работы в таком классе. Жаль, что эта практика прекратилась.

– В обществе, как и в природе, существует неравенство. Не надо на это закрывать глаза. Неравенство проявляется и в способностях, и в мотивации, и в возможностях родителей наконец. Надо быть реалистами и подходить к решению задач реальными методами.

– Способным детям нужно создавать условия для реализации их возможностей – в классах со слабоуспевающими они реально скучают и снижают себе планку, мотивируя тем, что и так знают больше, чем другие.

– Одаренность заключается не только в том, чтобы превосходить всех учебными результатами. Одаренный ребенок должен быть одарен и социальными навыками, например, умением общаться с неодаренными или с детьми с задержкой психического развития.

– Если мы будем просто развивать способности без понимания границ их применимости, тогда, конечно, надо всех дифференцировать. Может быть, даже тогда мы договоримся о необходимости особых поселений, где одаренным не будут мешать остальные.

– Школа у нас массовая. Средняя. Работать на уроке надо со средним учеником, приглядывая за слабым и похваливая сильного. А вот после урока: сильному – на факультативы, на занятия при МГУ, Политехе, ВШЭ и пр. Слабому – на индивидуальные консультации к учителю. Одним – исследования, другим – доклады, а третьим и просто пересказать учебник. Но пусть они сами выбирают траекторию своего развития, ориентируясь на сильного ученика, сидящего за соседней партой.

Что говорят родители

– У меня отличница, и для меня, конечно, хорошо, чтобы училась она среди себе подобных, где учеба сильнее, требования выше и не приходится пол-урока успокаивать детей. Подруга (у нее мальчик неглупый, но расторможенный, учеба его не интересует – с двойки на тройку) говорит, что такое деление неэтично, кто дает школе право навешивать ярлыки – этот умный, а этот дурак. Такое деление не дает ребенку шансов вылезти: записали тебя в глупые, так и будешь всю жизнь таким, и учить тебя не будут нормально, все лучшее – гимназическим классам. Она считает, что надо всех поровну делить, чтобы слабые тянулись за сильными.

И ее я тоже понимаю, особенно применительно к ее ребенку, который неблагополучным не является, и хорошее влияние на него хорошо действует, а плохое тащит вниз. Однако, если наших детей учить вместе, моей один раз объяснишь, и этого достаточно, а Сереже повторить надо раз пять на разные лады, потратив перед этим минут 10 на то, чтобы его только усадить и привлечь внимание… А если таких полкласса, моя-то что вынесет с такого урока?

Финский опыт

Согласно исследованиям, которые раз в три года проводит авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают на сегодняшний день самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, занимают высокие места по естественным наукам, по математике. Самое интересное, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Для каждого ребенка в финской школе составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому-то более подробное изложение, а от кого-то требуется кратко о главном.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса.

Коррекционное обучение, которое проводят в малых группах или индивидуально.

А как у нас?

Путь 1. Обучение детей с проблемами развития по более легким программам

Путь 2. Учеба детей с проблемами развития на тройки и двойки

Некоторые школы идут по этому пути, объективно оценивая академические достижения всех своих учеников. В этой ситуации неуспешный ученик быстро теряет мотивацию к обучению, находя выход своей активности за пределами школы.

Такая позиция, не подкрепленная конкретной помощью (педагогической, психологической), часто приводит к самым настоящим трагедиям – уходу неуспешного ребенка в разного рода зависимости.

Путь 3. Индивидуальное обучение детей

Но, так как главным показателем работы учителя (и школы) в России являются показатели экзаменов и олимпиад, учителя предпочитают изначально работать с сильными, а не со слабыми детьми.

Бывает, в начале обучения ребенок столкивается с трудностями, но в случае психологической поддержки со стороны значимого взрослого у него возникает желание хорошо учиться. Говоря иначе, трудности инициируют стремление их преодолеть, формируют мотивацию достижения, которая необходима для достижения любого успеха – и учебного, и профессионального. Но для этого нужна необходимая психологическая компетентность как у учителя, так и у родителей ребенка.

Деление класса (по способностям?)

Дано: 4-ый класс, 30 человек, класс разделен на две группы по английскому языку строго по алфавиту. Группы примерно одинаковые по уровню, может быть, одна чуууть сильнее. Учитель: хвалить не за что, ругать не буду. 32 минуты из 40 проверяет домашнее задание, за 7 минут объясняет новую тему и задает два листа А4 на дом. Дети выполнить задание самостоятельно не могут. Кому не помогают родители или репетиторы получают плохие оценки. Родители кое-как смирились, менять вроде как не на кого. И тут. Учители решила класс ранжировать, сделать сильную и слабую группы surprised . В "сильной" группе предупредила детей, кому готовиться на вылет, в "слабой" устроила своеобразное соревнование, "кого я переведу в сильную группу". Родители очень возмущены. Ваше мнение и куда обращаться, писать? пс. С учителем говорить, кажется, бесполезно
Домино © (20.01.2014 02:01)

Оцените автора материала.

0.00 из 5 .

Не вижу ничего плохого. Никто не мешает каждому ребенку оказаться в сильной. А атмосфера соревнования кое-кое подстегнет. Только важно, чтоб пересмотр списков был ежемесячным. Но для этого важно, чтоб оба учителя шли "ноздря в ноздрю".
палк с трепа © (20.01.2014 08:01)

Обе группы ведет одна учитель. Четвероклашкам пообещала, что деление не будет пересматривать до 9 класса, "сидеть вам в этой группе теперь до 9-го класса"))).
Домино © (20.01.2014 09:01)

насчет чего писать? вобще обычно группы сильная и слабая делить по алфавиту - это значит прям все дети оного уровня, может и бывает, я не слышала о таком, даже в спецшколах все равно группы условно сильная и слабая (хотя там и "слабая" наверное сильнее нашей "сильной") а даже когда исходно делят "на глаз", все равно потом перетасовывают на сильную и слабую сильная - часто относительно понятие, это обычно инязвладеющие родители, репетиторы и те, кто хоть не имея иноязычных помощников но вообще хорошо учится и хоть как-то старается и по языку тянуться в слабой - те, кто "не умею и пофиг - пусть другие русский учат"
Dezi © (20.01.2014 09:01)

+) и как раз родители сильных и средних должны быть просто счастливы такому делению а слабые пусть занимаются а что делать
ккк © (20.01.2014 09:01)

В принципе, я тоже не против деления. Но тут прослеживается мутная составляющая. Учитель группы детям так и называет - сильная/слабая, сильными постоянно манипулирует, что скоро понизит. При том, что материал не объясняет, все ложится на родителей или репетиторов.
Домино © (20.01.2014 10:01)

мухи и котлеты у нас раза три было деление первое - сразу в 1 классе те кто приходил, не имея опыта языка - отправляли в слабую но - у некоторые родители язык знают и сами дети умные, в 3 классе перетасовали с учетом новоприбывших в 5 опять перетасовали с учетом текущей успеваемости слабые и сильные в одной группе - это мрак в институте у нас не было такого деления, считалось что раз поступили - язык знают не учли только, что после армии поступали по квоте и не знали уже (или еще) ничего и такая тоска слушать мутное пережевывание двоечника - хочется уж чем-нить кинуть в него, чтоб признался что ни бум-бум )))))))
Dezi © (20.01.2014 13:01)

имхо это довольно стандартно делить по успеваемости, и в советское время у меня в школе было тоже самое, конечно в этом есть и плюсы и минусы, но мне как бывшей отличнице, плюсы были куда очевиднее
Джейн Тлл © (20.01.2014 10:01)

Слабо верится во что? Подозревала, что будут сомнения типа, а вы уверены, что учитель такая? Да, уверена. Да и какая, в принципе, разница? Предлагается обсудить и, может быть, придумать какое то решения именно ЭТОЙ ситуации (без высказываний сомнений по поводу полной правды приведенной информации)).
Домино © (20.01.2014 10:01)

сложно что-то советовать вы откуда знаете, как она ведет урок? вы были на открытом уроке? и в принципе - объяснение полурока домашненго задания - это тоже работа я просто никак не могу увидеть криминал и мне непонятно, почему деи не могут сделать воркбук по какому учебнику вы занимаетесь?)
ккк © (20.01.2014 10:01)

Нет, не на открытом. Попросила ребенка оставить включенным телефон пару раз)). Не объяснение (его вообще нет), а проверка по ворбуку. И 7 минут на новый материал. Учебник уровня А2 (четвертый класс, второй год обучения). Грамматические структуры не очень простые для самостоятельного изучения, плюс усложненная лексика.
Домино © (20.01.2014 10:01)

к вам на собрание учитель приходит? вы одна недовольна? поговорите, что и как пойдите к директору принесите запись телефонную
ккк © (20.01.2014 11:01)

и у ребенка весь урок был телефон включен? и учитель ей это разрешил? у нас в школе запрещено иметь включенные телефоны на уроках даже не младшим школьникам и это очень правильно
Джейн Тлл © (20.01.2014 11:01)

и если ваш ребенок не справляется с грамматическими структурами из учебника для его возраста - вам скорее всего именно репетитор и нужен, тк азы вы уже пропустили
Джейн Тлл © (20.01.2014 11:01)

Мой ребенок со всем справляется). Но у него огромный бонус, он часто бывает в англоязычных странах и я - учитель английского языка ( не работаю в школе ребенка). Методику я знаю хорошо, естественно, учителю, как преподавать не объясняю))), но хочется.
Домино © (20.01.2014 12:01)

не получится ну, хотя, ссылаясь на учительский опыт и знание методик в силу профессии можно критику высказывать а мне - пофиг что свободно владею - ее не высказать, ибо я же не учитель и против такого аргумента не попрешь так что не критикую, а . пытаюсь дочке сама что-то в голову вложить дополнительно к школьной программе и не надо за других бороться - они сами решат свои проблемы
Dezi © (20.01.2014 22:01)

Единой методики нет. И идеальной тоже нет. Я вижу, как работают другие учителя. Тоже не всегда акцент делать на те аспекты и навыки языка, которые мне кажутся на данном этапе важнее. Но и я не волшебник. Но у нас совсем плохо)). А использовать служебное положение для неудобно.Тем более, уверена, что результата не будет, ну не перестроится такой учитель, не начнет готовиться к урокам, искать новые методы и дополнительный материал.
Домино © (21.01.2014 02:01)

я думаю, что учитель работает по официально выбранной школой программе, и в том формате, кторый она подразумевает просто он не такой, к какому вы (и я) в своей школе привыкли
Моталка © (20.01.2014 11:01)

у меня эти новые методики тоже протест вызывали)) просто потому что я вот такая, в сейчас ребёнок заканчивает уже школу и язык у него затруднений не вызывает с "высоты своего опыта (гы)" советую вам помочь ребёнку разобраться и адаптироваться, а не скандалить, ему в жизни много раз ещё предстоит пройти этот процесс, привычка списывать неудачи на плохие "учебники" ему ничем в жизни не поможет
Моталка © (20.01.2014 11:01)

ну и что? какая разница за счет чего результат-то налицо - одни поняли, другие - нет да, увы, учитель сел на шею родителям сплошь и рядом это
Dezi © (20.01.2014 13:01)

это совершенно нормальная практика, не понимаю, чем возмущены родители
elesha2112 © (20.01.2014 10:01)

Нормально давать домашние задания примерно на 3 часа выполнения ежеурочно)? При этом не объясняя никак материал.
Домино © (20.01.2014 10:01)

нормально делить группы на сильную и слабую насчет заданий- сходите на урок, вы же со слов детей наверное говорите
elesha2112 © (20.01.2014 10:01)

Задания каждый день вижу в дневнике, каждый день новый разворот. Вопрос то не только в том, что делить на сильную (слабую) нормально, но и критерии деления. В этом случае написание огромной домашней работы с посторонней помощью).
Домино © (20.01.2014 11:01)

:)) "ВСЕ" родители знают ! у меня сын хорошо учится - на собраниях все остальные родители уверены что это я уроки делаю, я аж не понимаю откуда у них такая вера в мои способности
Джейн Тлл © (20.01.2014 11:01)

У нас в классе сложился дружный родительский коллектив). Часто перезваниваемся и в курсе, что происходит в классе не только со слов своего ребенка).
Домино © (20.01.2014 12:01)

а по мне не дай бог мне еще чужих родителей слушать. У меня сын в 8 классе, я за эти года млн раз убедилась что потрындеть о плохих учителях и как много задают любят совсем не те мамы, кто занимаются с детьми, а те, которым самим школьная программа кажется сложной. Не в обиду - но я не хочу их слушать
Джейн Тлл © (20.01.2014 13:01)

ну пусть пишут без помощи) не думаю. что у родителей, учивших язык в советском союзе, знания лучше)) покажите. по какому учебнику вы учитесь? сейчас такие классные учебники и тетради с печатной основой! и да, задание на разворот там по учебному плану) а как вы представляете себе обучение иностранному языку, без языковой среды, так ещё и без отработки?
Моталка © (20.01.2014 11:01)

Это когда дети понимают тему. Учитель скачет по темам примерно так. some/any - сегодня, два листа на дом, a lot of/little/many/ much - завтра, послезавтра неправильные глаголы, еще через день порядок прилагательных в английском предложение. И все это на не совсем простой лексике.
Домино © (20.01.2014 12:01)

Каждая грамматическая структура должна отрабатываться до полуавтоматизма)). И на начальном этапе основной упор должен быть на наращивания словарного запаса (чего вообще не делается).
Домино © (20.01.2014 12:01)

Наоборот, немного). Я считаю, что программа языка в образовательной школе должны быть рассчитана на среднего ученика, а не подразумевать однозначное занятие с репетитором.
Домино © (20.01.2014 13:01)

увы, обычная школа как правило несостоятельна в плане иностранных языков, это грустный факт. вы хотите изменить систему?
Koh-Lanta © (20.01.2014 13:01)

Есть совершенно замечательные учителя, которые могут донести до детей азы. Мне очень не нравится существующее, к сожалению, мнение, что "сильным считается учитель, который много требует,но ничего не объясняет".
Домино © (20.01.2014 13:01)

наверное, есть причина, по которой замечательные учителя в вашей школе не работают
Bina © (20.01.2014 13:01)

отдайте ребенка туда, где есть эти замечательные учителя. нет возможности? вы ничего все равно изменить не сможете.
Koh-Lanta © (20.01.2014 13:01)

это добро пожаловать на курсы школьная программа, особенно не спецшколы (я чисто предполагаю что в спец получше структурируют) - это каша без масла вернее - салат полная бестолковщина вернее если учитель соображает - ничего, можно осилить но если и учитель слаб - пушзверек у нас такой
Dezi © (20.01.2014 22:01)

вы разделите мух от котлет. давать большие домашки и не объяснять материал это одно. Ранжировать группы по способностям и успеваемлости-другое. Первое не сосем нормально (но все же язык предполагает большую самостоятельную работу), ранжирование-нормальная практика в спецшколах языковых
Килька © (20.01.2014 11:01)

По иностранному языку такое деление часто практикуется. А вот насчет того, что материал плохо преподается, этот вопрос надо решать с учителем. Хотя, дети действительно в разных условиях, кто-то из родителей может помочь или взять репетитора, а кто-то нет. Но тут уже дело родителей на какой результат они нацелены.
mamo4ka © (20.01.2014 11:01)

Ранжировать нормально для языковых школ. Большая домашка-смотря насколько большая, а вообще язык предполагает много самостоятельной работы
Килька © (20.01.2014 11:01)

Это я понимаю. НО подача материала должна подразумевать самостоятельное выполнение работы.
Домино © (20.01.2014 12:01)

не подразумевает больше (((( не слышала ни обо одном современном учебнике, который бы позволял изучать успешно самостоятельно более того - не только новые школьные, но и старые авторы переписали свои учебники так, что они явно требуют учителя моя репетитор - она уже совсем старенькая, с опытом не сосчитать каким - была оч удивлена, увидев свой давно любимый учебник в новой редакции, это оказался просто другой учебник - далекий от привлекательности старой редакции и она тоже отметила, что с таким самому не разобраться тенденция, однако но что делать - выкручиваются люди как могут кто не может осилить - обычная школа, слабая группа, почему нет выделиться можно по другим предметам
Dezi © (20.01.2014 21:01)

Если толково проработать Юнит в классе, дети могут выполнить подобные задания в вордбуке. Но именно толково, а не гнать. И учить наизусть дома побольше, особенно хорошо тексты. Память тренируется, словарь наращивается в контексте. Это задание не сильно популярно у детей, поначалу особенно. Потом тексты начинают учиться втрое быстрее. И тут важно, чтоб требование шло именно от школы, чтоб потом на оценку ответить. Мне заставить своего ребенка учить тексты сложно), но ухитряюсь. А ничего такого не делается(. Пишуутт.
Домино © (21.01.2014 02:01)

Ну так может в слабой группе будет учитель посильнее? К сожалению, такая практика существует, что в сильной группе дети работают с репетиторами, а учитель лафу гоняет ((
Кагги-Карр © (20.01.2014 11:01)

То, что толка с этим учителем не будет, я поняла. Хочется остановить ранжирование. А так как подобного опыта не имела, думаем родителями, куда и как лучше обратиться.
Домино © (20.01.2014 13:01)

Напишите общее заявление на имя директора. думаю, что с этим проблем не будет.
Кагги-Карр © (20.01.2014 14:01)

Про лафу гоняет отличное замечание. Наша примадонна тоже в сильной группе ставит фильмы на урок, мотивируя это тем, что вы все равно умнее и все уже знаете).
Домино © (21.01.2014 02:01)

у нас тема другая. также 2 группы - тока в одной очень сильный и "суровый" педагог - ставит двойки за все в журнал электронный - даж за то, что тетрадь забыл. лююбая ошибка - сразу трояк. Другая всем ставит 4-5. Мы попали к "злой" тетечке - честно - задолбалась уже с английским этим. Уже - трояки ставят - и то нормлаьно. И таких у сильной педагогессы больше пол-группы - с довяков на трояки перебивающихся. "Добрая" училка в параллельной группе однажды проболела 2 недели - наша замещала. все отличники тамошние двояков быстренько нахватали. Скорей всего отличниками были бы в другой группе. ) так что в делении на группы по-английскому с учетом успеваемости есть определнный смысл. Или надо к худшим тянуться учителию, или к лучшим - т.е. в любом случае будет кто-то нести ущерб: лучшие "деградировать", худшие - не успевать откровенно. У меня дочь - негуманитарий никак - тяжело нам русский и английский дается - прям ахиллесова пята эти два предмета.
ленив. © (20.01.2014 12:01)

а вообще, сколько, вы считаете, должно отводиться времени на проверку домашнего задания, если в группе 15 человек? 2 минуты на одного - много?
Bina © (20.01.2014 12:01)

обращаться к зеркалу или репетитору, если сами не можете помочь ребенку с домашкой
лень © (20.01.2014 12:01)

К зеркалу зачем? Конкретно моему ребенку репетитор не нужен. Да, а книгу учителя, в которой по ступенчато расписан план урока, учитель в глаза, кажется, не видела. Но я не "пользуюсь служебным положением", считаю некорректным диктовать учителю методы и способы работы. Пока на прошлой неделе она не стала заниматься ранжированием. Рассказав детям в "слабой" группе (группы разделены строго по алфавиту), кого она собирается повышать, а в "сильной" кому готовиться на вылет. пс. Если что, узнала я это сначала со слов ребенка, которого, кстати, повысят)). И переговорила с остальными родителями.
Домино © (20.01.2014 12:01)

единственная реальная претензия к учителю - это низкий уровень как преподавателя, а Вы сами пишите, что поменять ее Вы не можете. раз нельзя решить эту проблему - решайте остальные.
лень © (20.01.2014 13:01)

почему не взять репетитора? чтобы ребенок язык знал, а там и оценки последуют. научить языку в классе, сорри, это из области фантастики.
Koh-Lanta © (20.01.2014 12:01)

ни одного человека не видела, кто бы хорошо говорил после общеобразовательной и без репетитора.
Koh-Lanta © (20.01.2014 15:01)

после общеобразовательной- нет конечно, но после спецшколы или гимназии говорят
elesha2112 © (20.01.2014 16:01)

про английский: в нем. школе, когда я в неё пришла, говорили все, свободно, с большим словарным запасом вообще не сравнить было с моими сверстниками из снг-шных школ, из тех мало кто говорил свободно даже после частных уроков с репетитором
Bastet © (20.01.2014 18:01)

у них и франц. и испанский на высоте был, а это уже другая языковая группа методика другая
Bastet © (20.01.2014 21:01)

нет, я веду к тому, что система обучения дурная у меня был каз. яз с первого класса по такой же системе, после 11 классов никто не заговорил любой язык, какой бы ни преподавали (англ. нем. фр. каз), знаний для общения на этих языках после школы нет, а это уже система преподавания
Bastet © (21.01.2014 00:01)

Еще раз напишу. Я не однозначно против деления по способностям, но тут нарушена этическая составляющая. Да, учителю проще работать в равноуровневой группе. Работать в мультиуровневой трудней, но совершенно реально. Все школы Европы имеют мультиуровневые группы по языкам. Задача учителя грамотно организовать процесс, дети учатся не только у учителя, но и друг и друга. Сильные ученики отвечают чаще, работая в парах - сильный ученик доводит конструкцию до автоматизма, ученик послабее получает разговорную практику и тд.
Домино © (20.01.2014 13:01)

какая этическая составляющая? по оценкам и знаниям делить на группы совершенно адекватное деление
Джейн Тлл © (20.01.2014 13:01)

МАнипулирование детьми, "не выучишь - оправлю к слабакам", "давай, выполняй задания лучше, переведу в сильную группу". И оценки у данного преподавателя совершенно не равны знаниям. Безупречно выполненные упражнения в рабочей тетради оцениваются на высший балл (учителя не интересует кто их выполнял).
Домино © (20.01.2014 14:01)

а как иначе оценивать задания в тетради? кроме этого есть проверочные работы, устные ответы.
лень © (20.01.2014 14:01)

совершенно правильная позиция учителя он будет давать больше, тем , кто справляетяс
elesha2112 © (20.01.2014 14:01)

Правильно навешивать ярлыки? Учитель должен понимать, кто на что и почему способен! А выставлять при классе слабого ученика, которому помочь некому и отчитывать, приводя в пример Машу, у которой репетитор каждый день ИМХО ни капли некорректно. И не педагогично!
Домино © (20.01.2014 14:01)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Группы успешности в классе: распределяем в них обучающихся, выбираем эффективную

педагогическую стратегию для планирования работы

Класс – это большая группа, где одноклассники соперничают за внимание и признание публики. Признание достижений влияет на личностное развитие.

На рисунке 1 представлены девять групп успешности. Каждый ученик в классе относится к одной из них

На схеме условные меры достижений и признания. Они могут не проявляться никогда, проявляться иногда или проявляться всегда. Группы успешности на рисунке характеризуют персональную ситуацию успеха ребенка.

Классный руководитель относит учеников к одной из групп с помощью педагогического наблюдения. Обратите внимание, что на рисунке несколько групп учеников обозначены одним цветом.

Старайтесь сделать так, чтобы постепенно все ученики перешли в эту зону.

Классный руководитель открывает список учеников и анализирует поведение каждого школьника на основе метода наблюдения. Напротив фамилии ученика педагог ставит номер группы, к которой относится ученик.

По каким критериям отнести ребенка к группе успешности

Чтобы определить, к какой группе относится ученик, нужно провести анализ по критериям:

• как часто и какими действиями ученик проявляет себя в классе;

• какие достижения ученика значимы для его окружения;

• в каких формах достижения ученика получают оценку окружения.

Классный руководитель анализирует каждого ученика по критериям и определяет в подходящую группу успеха. После этого необходимо посчитать количество учеников в группах. Разберем предложенные критерии на примере мальчика Пети.


Как планировать работу с учениками разных групп

Рассмотрим алгоритм работы классного руководителя с группами успешности. Он позволит эффективно решить воспитательные задачи в вашем классе. Используйте педагогические технологии, чтобы спланировать работу с учениками из разных групп. Шаг 1. Проведите SWOT-анализ. Технология позволит оценить внутренние и внешние факторы, которые влияют на успешность класса. Она включает в себя анализ сильных и слабых сторон группы, рисков и возможностей (рисунок 2).

Рисунок 2. Как провести SWOT-анализ среди учеников


Классный руководитель проводит анализ каждого ученика по критериям технологии SWOT. Для этого он заполняет матрицу методики. Заполним матрицу SWOT на примере Пети.

Как можно заполнить матрицу SWOT

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренние факторы

Сильные стороны Пети:

Слабые стороны Пети:

Внешние факторы

Возможности для успешности Пети:

- создание новых ситуаций успеха;

- подкрепление положительных результатов.

Угрозы успешности Пети:

- конкуренция за лидерство в классе;

- отсутствие поддержки родителей.

Шаг 2. Постройте педагогическую стратегию. После того, как вы изучили реальную картину и ресурсы, постройте пошаговую педагогическую стратегию. Она позволит изменить ситуацию. Педагогическая стратегия должна включать обязательные пункты.

Какие – на рисунке 3.

Рисунок 3. Правила педагогической стратегии


Какую педагогическую стратегию выбрать для Пети

У Пети есть спортивные способности. Классный руководитель предложил учителю физкультуры оставить мальчика за старшего или позволить под наблюдением педагога провести самому занятие. После урока педагоги обсудили результат и поделились с родителями успехами ребенка. Классный учитель поговорил с мальчиком об этом уроке и похвалил его за достижения. Так педагог повысил мотивацию к правильному социальному поведению и новым успехам Пети.

Выбирайте оптимальную педагогическую стратегию для каждого конкретного ученика.

Для этого проводите диагностику класса и используйте метод педагогического наблюдения.

1. Каждый ученик в классе относится к одной из девяти групп успешности. Ученики могут переходить из одной группы в другую.

2. Чтобы определить, к какой группе относится ученик, нужно провести анализ по четким критериям: как ученик проявляет себя в классе, какое поведение ученика ценит его окружение и как ученик реагирует на оценку окружения.

3. Классный руководитель проводит диагностику класса и подбирает оптимальную педагогическую стратегию для каждого конкретного ученика.

Читайте также: