Дерево проблем в доу

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Построение дерева целей

Что нужно для составления дерева целей

Если вы только учитесь стратегическому планированию или строите дерево целей для себя, то кроме самого желания быть успешным, нужны: чистый лист бумаги А4 (на обучающем этапе – возможно стопка бумаги), ручка.

Если готовите презентацию дерева целей: в таком случае подойдут многие программы на ПК (Mind Manager, простенький SmartArt MS Word, …)

Этапы построения дерева целей

1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.
2. Записываем условия, под-цели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы,: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, что бы осуществить цель номер 1? См. пример ниже.
2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.
3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

Общие рекомендации к построение дерева целей

Достраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.

Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.

Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.

Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.

Тренироваться и еще раз тренироваться. В идеале вы спустя некоторого времени достигнете такого успеха в построении целей – что будете делать это почти автоматически.

Не боятся ошибок. Ошибки – необходимое условие в успешном обучении.

hello_html_m5bc66d2b.jpg

hello_html_m3377cfec.jpg

Модель дерева целей

1. Метод дерева целей

Метод дерева целей (рис.1) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Рис. 1 - Дерево целей

Составленное дерево целей имеет систему решений на бумаге. То есть план по достижению ОСНОВНОЙ цели рис.1 - I (1). Дерево целей может быть составлено и для любой цели: глобальной, месячной, годичной.

Принцип разбиения общей цели на подцели и задачи иллюстрирует схема, представленная на рисунке 2.

Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель.

Рис.2 - Сокращенное дерево целей

2. Дерево целей

Таблица 1 - Дерево целей на примере продвижения по карьерной лестнице

Работа по служебным обязанностям

Выступления и доклады на конференциях

Проявление лидерских качеств в коллективе

1.1. Выполнение нормы

2.1. Выбор проблемы

3.1. Ровные отношения с коллективом

4.1. Новые подходы к выполнению работы

5.1. Умение говорить

1.2. Выполение сверхурочной работы

2.2. Подготовка доклада

3.2. Оперативные решения проблем коллектива

4.2. Идеи по сплочению коллектива

5.2. Умение слушать

1.3. Творческий подход к работе

2.3. Поиск конференций

4.3. Энтузиазм в выполнении новых работ

5.3. Умение воспринимать критику

2.4. Подготовка к выступлению

5.4. Достижение поставленных целей в работе

2.1 Работа по служебным обязанностям

1. Выполнение нормы

Для того, чтобы работа по служебным обязанностям выполнялась качественно и эффективно, необходимо выполнять тот объем работ, который задан режимом предприятия. Для этого необходимо точно знать количество работы в единицу времени, а также уметь планировать работы, ранжировать их по важности и распределять по времени.

2. Выполнение сверхурочной работы

Выполнение сверхурочной работы добавляет ценность к работнику, а также позволяет зарекомендовать его в глазах вышестоящих должностей. Однако при этом необходимо помнить, что первоначально должен выполняться заданный план работ.

3. Творческий подход к работе

Творческий подход, несомненно, покажет профессионализм и интерес к работе, а также с развитием творчества приходит энтузиазм и повышается работоспособность.

2.2 Выступления и доклады на конференциях

1. Выбор проблемы

Проблема подготавливаемого доклада должна касаться деятельности предприятия, а сам доклад должен предлагать методы решения поставленной проблемы.

2. Подготовка доклада

Подготовка доклада включает в себя поиск и анализ информации, переработку, анализ решения проблемы, предложенного другими источниками и выводы по проделанной работе.

3. Поиск конференций

Конференции могут быть как внутри предприятия, так и в других организациях, которые проводят их по данной тематике проблем.

4. Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению включает в себя составление презентации и тезисов выступления.

Необходимо грамотно, четко и лаконично представить свой доклад.

2.3 Проявление лидерских качеств в коллективе

1. Ровные отношения с коллективом

Отношения в коллективе должны быть ровные и доброжелательные. Необходимо гасить конфликты до их проявления.

2. Оперативное решение проблем коллектива

При возникновении проблем в коллективе надо предлагать их решения до того, как о них узнает начальство. Стараться делать это без конфликтов и стычек.

Лидер отличается тем, что может взять на себя ответственность за свои слова и поступки коллектива.

2.4 Инициатива

1. Новые подходы к выполнению работы

Предложение новых идей и подходов к выполнению заданного объема работ.

2. Идеи по сплочению коллектива

Сплочение коллектива в рабочее и нерабочее время требует определенной ответственности, инициативы и энтузиазма. Главное - чтобы люди потянулись за идеей.

3. Энтузиазм в выполнении новых работ

Необходим, чтобы привлекать работников к деятельности компании.

2.5 Представление начальству

1. Умение говорить

2. Умение слушать

Умение говорить и слушать надолго определяет отношения начальника и подчиненного с обеих сторон.

3. Умение воспринимать критику

Важно уметь корректно отвечать на поставленные вопросы, признавать свои ошибки и предлагать меры по их исправлению.

4. Достижение поставленных целей в работе

Необходимо для того, чтобы о работнике сложилось положительное мнение.

Исходя из большого числа целей предприятия, их индивидуального характера и сложных взаимосвязей для их анализа используется специальная модель - модель дерева целей.

Кроме того, подобная модель позволяет учесть и существование иерархии целей. Это означает, что между целями, помимо конфликтов, обычно существуют и другие связи. Ими являются отношения подчинения (для реализации цели А необходимо осуществление целей B, C и т.д., которые называют целями-средствами) и предшествования (до цели D надо выполнить цель E). Кроме того, между целями могут быть отношения совместного подчинения, при котором они являются детализирующими частями или предшественниками одной и той же более глобальной цели.

· содержание цели (что должно быть достигнуто?);

· масштаб цели (в каком объеме должна быть достигнута цель?);

· срок выполнения цели (за какое время должна быть достигнута цель?).

Модель дерева целей может быть описана с помощью связного ориентированного древовидного графа, вершины которого являются целями различной степени детализации, а ребра - связями между ними. Эти связи заключаются в том, что для выполнения некоторой цели (вершины графа) необходимо и достаточно выполнить хотя бы часть ее подцелей (подчиненных ей вершин).

Как правильно поставить цель (задачу)?

hello_html_ff7c3c3.jpg

hello_html_m3377cfec.jpg

Мы уже писали о том, что когда задача излагается образно, в виде метафоры, рисунка, иероглифа, сознание воспринимает её легче и легче справляется с решением.А самым понятным для сознания образом будет нечто архетипическое, глубинное, понятное всем культурам во все времена.

Один из таких вечных и древних архетипов – архетип Дерева.

Мировое Древо – это самый старый и универсальный символ, которым можно охватить, описать практически всё, что есть во Вселенной.

Поэтому неудивительно, что многие креативные техники работают с образом Древа, используя его по-всякому.

Итак, сейчас мы будем строить (и разрушать!) дерево Проблем.

Продумайте и выпишите отдельным списком – список обстоятельств, мешающих выполнению задуманного. То, что нужно преодолеть.

Переходим непосредственно к рисунку Дерева

Рисуем горизонтальные линии – это ветви нашего дерева. В каждой ветке пишем препятствия (по одному препятствию на одну ветку!). На нижних ветках – самые лёгкие препятствия, на высоких – самые сложные.

Представьте себе, что Вы – дровосек. Дровосеку всегда сложно обрубить ветви, которые расположены выше его роста, не правда ли?

Делаем из этого схематичного рисунка – рисунок красивый (дорисовываем детальки), чтобы все видели, что перед ними, действительно – дерево.

Это звучит неправдоподобно, но такая техника очень быстро приводит людей, ей овладевших, к решению проблемы.

И дело тут не в архетипе дерева, просто когда кто-либо начинает думать, особенно подключая образное мышление, его задачи решаются быстрее и легче, чем у других.

Дерево проблем — дерево решений

hello_html_m345ff29c.jpg

Дерево решений

hello_html_5d0d3297.jpg

Цель : создание эффективной системы управления, основанной на принципах менеджмента, ориентированной на качество предоставляемых образовательных услуг, позволяющих быть конкурентоспособным адаптированным образовательным учреждением и реализовать стратегическую цель.

Цель : Повышение уровня воспитания и обучения с позиции социальных и личностных результатов детей и качества предоставляемых образовательных услуг.

Цель : Создание эффективной дидактической системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей

Цель: создание коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса как основы для развития механизмов компенсации у каждого ребенка и формирования его личностных основ; взаимосвязное формирование лексико-грамматических компонентов языка и развитие связной речи.

Цель: Создание эффективной оздоровительной системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей

Цель : Создание эффективной воспитательной системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей

Цель: Создание эффективной системы национального образования, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей

Цель : создание эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров, ориентированных на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей

Цель : создание эффективной, мобильной ресурсообеспечивающей системы ДОУ, включающей: нормативно правовое и информационно-методическое обеспечение кадров.

Цель : создание эффективной системы

социальными институтами, содействующими

и формированию позиций имиджевой политики.

Задачи первого этапа :

Задачи первого этапа:

Задача первого этапа:

Задачи первого этапа:

Задачи первого этапа:

Задачи первого этапа:

Задачи первого этапа:

Задачи первого этап

Задачи первого этапа:

1.Изучение социального заказа и потребностей родителей.

3.Использование эффективных технологий управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

4.Создание мониторинговой службы ДОУ

5.Совершенствование системы организации методического кабинета

1.Систематизировать организационно технологическую и учебно-технологическую документацию.

3. Помочь всем детям овладеть основами музыки, свободному проявлению их индивидуальных творческих способностей, вызвать интерес к музыкальной деятельности.

4.Формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков, воспитание чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений на занятиях по ритмопластике

5. Внедрение диагностики отслеживания результатов воспитательно-образовательной работы с детьми.

6.Отслеживание эффективности работы мониторинговой службы.

1. Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений.

2. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности.

3. Практическое усвоение практических и грамматических средств языка и развитие связной речи.

1.Совершенствовать нормативно-правовую основу оздоровительной системы ДОУ

2.Мониторинг здоровья детей.

3.Изучение и использование новых диагностик отслеживания ЗУН по физическому совершенствованию детей

4.Формировать осознанное отношение к укреплению своего здоровья у всех участников образовательного процесса :

- Формирование навыков правильной осанки детей дошкольного возраста;

-Укрепление мышечного корсета;

-Развитие координации движений;

-Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;

-Формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятий двигательной деятельности, создание мотивации к ней.

1.Совершенствовать нормативно-правовую основу воспитательной системы

2.Формирование художественной и эстетической культуры;

3. Развитие положительного психоэмоционального состояния;

4.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста .

1.Совершенствовать нормативно-правовую основу национального образования ДОУ

2.Совершенствова-ние работы с детьми по обучению детей родному языку.

3.Внедрение новых диагностик отслеживания знаний по усвоению родного языка.

1. Совершенствовать нормативно-правовую основу повышения квалификации ДОУ.

2.Повышение квалификации сотрудников за счет разнообразия видов обучения сотрудников.

3.Аппробировать новые формы повышения квалификации сотрудников.

1 . Совешенствовать нормативно-правовую основу оказания платных услуг.

2.Проведение платных образовательных услуг

3.Привлечение родителей к пополнению развивающей среды групп.

4.Приобрести ЭОР и пособия.

1.Совершенство-вать нормативно-правовую основу взаимодействия с другими социальными институтами города .

2.Определение содержательных связей с учреждениями муниципального округа.

3.Создание механизма взаимодействия трех участников пед. процесса (ребенок, семья, ДОУ).

4.Отработка механизма организации образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ

5. Внедрение новых форм взаимодействия с семьей.

Задачи второго этапа :

Задачи второго этапа:

Задачи второго этапа:

Задачи второго этапа:

Задачи второго этапа:

Задачи второго этапа :

Задачи второго этапа:

Задачи второго этапа :

Задачи второго этапа:

1.Аппробация механизмов оказания воспитательно-образовательных услуг с учетом социального заказа.

2.Изменение функционирования организации структуры управления.

3.Обеспечение управления и контроля педагогического процесса компьютерными программами, тестами и технологиями.

4.Введение эффективного функционирования мониторинговой службы.

1.Накапливание и разработка современных педагогических технологий

2.Совершенствование изобразительных способностей и подготовка детей к обучению в школе

3.Формирование пространственных представлений, мыслительных процессов.

4.Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий по конструированию и изо цикла.

5.Развитие предпосылок творческого воображения в театральных и музыкальных играх.

1. Исправление речевых нарушений на занятиях логопеда, обеспечивая овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

2. Продолжать развитие и формирование познавательного интереса к окружающему, социального восприятия и социальных представлений, словесной регуляции, сенсорно-перцептивной способности, социального опыта.

1.Внедрять новые технологии совершенствования физического воспитания и оздоровления детей.

2.Создание разноуровневых и индивидуальных коррекционных программ по физ.воспитанию

3.Подготовить публикацию по проблемам реализации проекта оздоровительной работы в ДОУ.

1.Отрабатывание методики проведения организационно-массовых мероприятий с детьми.

2.Подготовить публикацию по проблемам реализации проекта воспитательной системы.

1.Внедрять новые технологии преподавания родного языка

2.Продолжить научно исследовательскую работу воспитателей родного языка с Институтом….

3. Подготовить публикацию по проблемам обучения русскоязычных детей 2-му языку.

4.Обогащение личностной культуры дошкольника через приобщение к истокам русской и национальной народной культуры;

1.Внедрять новые информационные технологии в учебный процесс.

2.Отслеживать результативность индивидуальной исследовательской деятельности воспитателей и узких специалистов.

1.Совершенство-вать механизм учета расходуемых средств.

2.Ввести эффективную систему оказания платных образовательных услуг.

3.Создать общесадовую компьютерную сеть.

4.Проанализировать эффективность внедрения нового экономического механизма.

1.Формирование позитивной имиджевой политики ДОУ с учетом внешних и внутренних факторов.

2.Обобщение опыта деятельности ДОУ в системе сотрудничества с другими социальными институтами

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа :

Задачи третьего этапа:

Задачи третьего этапа:

1.Анализ степени выполнения программы развития ДОУ.

2.Прогнозорование и разработка концепции ДОУ и программы дальнейшего развития

1.Выявление проблем связанных с организацией образовательной

2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению образовательных услуг.

3.Подвести итоги инновационной деятельности воспитателей.

4.Разработать дальнейшее развитие дидактической системы

1. Продолжать развитие и формирование познавательного интереса и

познавательной активности; социальных представлений, словесной регуляции поведения и деятельности, познавательной направленности на установление связей между объектами и явлениями, готовность к обучению в школе.

1 .Выявление проблем связанных с организацией оздоровительной

2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению оздоровительных услуг.

3.Подвести итоги инновационной деятельности воспитателей в оздоровлении детей

4.Разработать дальнейшее развитие оздоровительной системы

1.Выявление проблем связанных с организацией воспитательной

2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению образовательных услуг.

3.Разработать дальнейшее развитие

1.Выявление проблем связанных с организацией системы

2.Провести анализ деятельности коллектива.

3.Подвести итоги инновационной деятельности.

4.Разработать дальнейшее развитие системы национального образования.

1.Выявление проблем связанных с организацией системы

2.Провести анализ деятельности коллектива.

3.Разработать дальнейшие пути повышения квалификации

1.Выявление проблем связанных с обеспечением ДОУ

2.Провести анализ деятельности коллектива. по данному вопросу.

3. Разработать дальнейшее развитие

1.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению образовательных

2.Разработать дальнейшее развитие системы взаимодействия с другими социальными институтами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы педагога по модели "Дерево целей" Ч.Черчмена и Р.Аккофа"

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы работы начинается с постановки цели и определения задач, посредством которых намечается достижение цели. Построенная система работы .

"Система работы педагога по модели "Дерево целей" Ч.Черчмена и Р.Аккофа"

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы работы начинается с постановки цели и определения задач, посредством которых намечается достижение цели. Построенная система работы .


Цель и задачи проекта. Цель проекта: воспитывать у дошкольников потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, религиозной, социальной принадлежности, а также особенностей мировоззрения,

Обозначены цель, задачи, методы в проекте по развитию толерантности у детей дошкольного возраста.



дерево целей

схема дерева целей всех систем образовательной организации ( в данном случае ДОУ).


Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об.

Дерево проблем – иерархическая структура, направленная не только на определение актуальных проблем, но и первопричину их появления, а также возможные пути решения проблемных ситуаций.

Дерево проблем – что это?

Дерево проблем – иерархическая структура, направленная не только на определение актуальных проблем, но и первопричину их появления, а также возможные пути решения проблемных ситуаций. Использоваться данный инструмент может любой организацией, столкнувшийся с необходимостью развития, устранения проблемных ситуаций.

Причинно-следственные связи – основной элемент системы

Между корнем и кроной системы должна прослеживаться четкая логика (по любому направлению). Ее отсутствие – верный признак того, что где–то была допущена ошибка, требующая обязательного пересмотра проблемы и ее причин, следствий.

Задачи и цели использования дерева проблем

Дерево поможет выделить центральный проблемный вопрос, определить полный объем информации по рассматриваемой проблеме, быстро ранжировать уже существующие в организации проблемы и не растрачивать ресурсы на решение проблемных ситуаций, разрешение которых является бессмысленным или невозможным в данный момент.

Дерево проблем

Использоваться данный инструмент может любой организацией, столкнувшийся с необходимостью развития, устранения проблемных ситуаций. Эффективность его применения возможна только при условии верного построения дерева и правильного определения всех его элементов.

Дерево проблем – что это? Основные понятия и определения

Анализ проблем – широко используемая в планировании методика, направленная на видение будущего, определение возможных его проблемных моментов, выявление отрицательных аспектов ситуации. Такое анализирование проводится с помощью дерева (таблица, схема, диаграмма), которое способствует более понятному восприятию положения.

  • Корень. Первоначальный уровень дерева. Здесь под корневой системой подразумеваются причины сложившихся ситуаций. Устранение корней у живого дерева ведет к его неминуемой гибели. Игнорирование корней (читай – причин) при построении иерархической системы приводит к невозможности решения главной проблемы (т.к. не определено, почему именно она возникла).
  • Ствол. Центральным элементом иерархической структуры является его главная проблема. Она питается причина (корнями) возникновения и постепенно переходит в следствия (т.е. в крону)
  • Крона. Завершающий уровень системы. Он подразумевает под собой следствия, которые вытекают из основного проблемного запроса. Резко обрубить крону можно. Но это не означает, что она перестанет существовать – со временем на стволе начнут появляться новые ветви и листки. Точно также происходит и с рассматриваемой иерархической структурой – игнорирование возможных следствий вовсе не означает их отсутствие.


Причинно–следственные связи – основной элемент системы

Причинно–следственные связи являются ключевым элементом дерева. Между корнем и кроной системы должна прослеживаться четкая логика (по любому направлению). Ее отсутствие – верный признак того, что где–то была допущена ошибка, требующая обязательного пересмотра проблемы и ее причин, следствий.

Часто при формировании причинно–следственных связей возникает вопрос: а что из этого связь, а что – причина? Чтобы верно определить данные элементы иерархической системы, необходимо более детально проработать саму причину: дать более общее определение (название) либо напротив детализировать ее. Можно использовать расчленение одной крупной проблемы на несколько мелких (если это возможно). Для получения максимально точного результата анализа рекомендуется проводить его группой лиц (6-12 участников), каждый представитель которой имеет прямое отношение к исследуемой отрасли.

Материалы тренингов LeadStartup

Задачи и цели использования дерева проблем

Поиск проблемы – это главная задача дерева (было бы странно, если было бы иначе). Однако, у иерархической системы причин и следствий имеется и ряд других целей, которые она способна решать при правильном подходе к составлению. Дерево поможет:

  • Выделить центральный проблемный вопрос рассматриваемой отрасли и определить степень влияния на нее первопричин, узнать о возможных следствиях.
  • Определить полный объем информации по рассматриваемой проблеме в удобном формате.
  • Быстро ранжировать уже существующие в организации проблемы и предупредить зарождение новых.
  • Не растрачивать ресурсы на решение проблемных ситуациях, разрешение которых является бессмысленным или невозможным в данный момент (необходимо разбираться с причинами).

Если просто обозначить проблему и начать ее решение, можно столкнуться с элементарной неэффективностью проводимых действий. Это может произойти из–за того, что решаемая проблема всего–навсего является следствием причины. Т.е. ее единичное устранение не гарантирует ее отсутствие в будущем (вспомним принцип отрыва листка от живого дерева). При построении же иерархического дерева можно получить более глубокие данные по проблеме.

Построение дерева проблем – основные этапы выполнения

Анализировать проблемы рекомендуется в группе единомышленников, заинтересованных в нахождении оптимального решения сложившейся ситуации. В идеале проводить первичный анализ следует в рамках рабочей сессии, попросив каждого участника предоставить N–е количество трудностей (на отдельных карточках). На основе полученных результатов и проводится вся дальнейшая работа, которую можно представить в виде следующей последовательности:

Завершенным процесс составления дерева считается только в том случае, если все участники, работавшие над его созданием, удовлетворены полученным результатом. Возведенная иерархическая система может использоваться для дальнейшего создания целей и задач, направленных на устранение имеющихся проблемных ситуаций.

Каждая проблема имеет свое место

Наглядный пример разработки дерева проблем

Для наглядности и лучшего понимания приведем пример поэтапного составления дерева проблем:

  • Главная проблема – неудобный график работы;
  • Основные причины – 1) плохая работа методистов, 2) низкий уровень менеджмента;
  • Причины причин:* Отсутствие достаточной обратной связи, нехватка методистов, недостаточный стимул для выполнения качественной работы.
  • Маленькое финансирование, отсутствие аудиторий, непродолжительные перерывы.
  • Основные следствия – 1) мало времени на еду, 2) недосып.
  • Следствия следствий:* Питание всухомятку;
  • Ухудшение здоровья.

Подробно расписанная иерархическая система представлена на рисунке ниже.

Казалось бы, обычный недосып, неужели он может представлять проблему для высшего учебного заведения? Оказывается, может. Причем не одну, а сразу несколько: от падения успеваемости учащихся до серьезного ухудшения их здоровья (падение резкости слуха, заболевания желудка и т.д.).

Главные принципы построения иерархической системы

Чтобы разработанное дерево проблем было удобно в использовании и помогло достигнуть организации необходимый результат, необходимо верно произвести работу над его построением. Данный процесс производится по следующим принципам:

Ну и самым важным принципом построения дерева является последовательность. О ней было неоднократно сказано раннее (причинно–следственные связи).

Преимущества и недостатки использования иерархической системы

Также достоинством данного метода построения причинно–следственных связей является полнота описания процесса. Объясняется это возможностью безграничного продолжения уровней до того момента, пока не будут определены первоначальная причина и конечное следствие.

К преимуществам относится и реальная эффективность. Трудности, выстроенные в виде причинно–следственных цепочек, решаются значительно быстрее, т.к. в данном случае воздействие производится точечно. Организация устраняет причину, т.е. корень проблемы, что приводит к полному исключению последней. Без составления такой структуры, чаще всего, устранению в первую очередь подвергаются следствия (крона), что никак не влияет на главную проблему.

К недостаткам такой системы относится только субъективность. Происходит это из–за того, что каждый участник сессии по составлению дерева воспринимает проблему со своей точки зрения, рассматривая ее в рамках индивидуальных убеждений, желаний. К слову, именно поэтому рекомендуется работать над созданием дерева в команде. Групповое составление иерархической системы позволяет оценить ситуацию объективно, изучив каждое субъективное мнение отдельно.

Стоит попробовать к применению…

Использовать дерево можно как в коммерческих целях (повышение уровня продаж магазина, улучшение имиджа бренда), так и в личных (личностное развитие, карьерный рост). Данный метод универсален в своем применении и не устанавливает перед использующими его участниками строгих границ. Поэтому попробовать его использовать следует каждому.

С некоторых пор я занимаюсь вопросом детских садов. Многие молодые родители надеются на мою помощь и поддержку в решении данного вопроса. Сейчас моя работа в этой сфере сводится к простому принципу – наши дети имеют право на дошкольное образование! И мы, родители, будем бороться за это право всеми доступными законными методами. Право на доступное дошкольное образование гарантировано каждому статьёй 43 Конституции и этим надо пользоваться. Моя работа уже сегодня дает первые плоды: 5 детей устроены в детский сад.

Однако после того как я принял решение об участии в выборах в Тверскую городскую Думу, я взял на себя ответственность не только по защите прав каждого конкретного ребёнка, но и обязанности по решению данного вопроса в комплексе. И речь пойдёт как о физической нехватке мест в детских садах, так и о дошкольном образовании в целом.

detsad_Kuban1

Нехватка мест в детских садах.

Самая первая и самая главная проблема, на мой взгляд, - это нехватка мест в детских садах. По разным данным очередников-дошкольников в Твери около 1800 малышей. Уверен, что очередь в детские сады в городе можно устранить за весьма короткие сроки. Чтобы решить этот вопрос, необходимо осуществить мероприятия по эффективному использованию площадей, имеющихся в сфере образования города.

Если считать, что в городе Твери 70 школ, то 1800 шестилетних детей, переводимых из детских садов в школы, теоретически распределятся по одной группе (25-27 человек) в каждую школу. Разместить одну дошкольную группу в одной отдельно взятой школе — вполне решаемая проблема. В том случае, если начальные классы той или иной школы уже располагаются в зданиях бывших детсадов, то несколько четвертых классов нужно перевести в основное здание школы, а освободившиеся места отдать под детский сад. По некоторым расчетам, строительство детского сада обойдется в сумму не менее 100 миллионов рублей. Соответственно, строительство 10-12 детских садов для всех детей-очередников в городе будет стоить не менее 1 миллиарда рублей и продлится не менее 10-12 лет. О чём это говорит? Такой путь возможен, но это долго и очень дорого. Предлагаемый мной перевод шестилетних детей из детских садов в школы осуществим за сумму в десять раз меньше — за 100-120 миллионов рублей. И самое актуальное — в максимально сжатые сроки. 100-120 миллионов рублей уйдут на ремонт классных помещений, на закупку необходимого оборудования, на переоборудование помещения под специфику детского сада.

1234

Хочу обратить внимание: в советские времена в городе было построено несколько школ со специальными помещениями для дошкольных классов. Сейчас в этих помещениях располагаются что угодно, только не то, что очень нужно. Эти помещения должны быть освобождены, и они должны использоваться именно как дошкольные образовательные помещения.

И те, и другие и правы, и неправы одновременно.

Здания и помещения, находящиеся в муниципальной собственности, должны использоваться максимально эффективно. В данном случае при ограниченности ресурсов города, мы можем воспользоваться рыночными механизмами решения данной социальной проблемы.
Коммерческие организации, которые рискнули работать в сфере дошкольного детского образования, это наши союзники. Социально ответственный бизнес – это друг общества. И в данном случае мы должны всячески помогать этим организациям. Я считаю, что неэффективно используемые и пустующие помещения, которые могли бы использоваться для дошкольного образовательного учреждения, должны передаваться таким коммерческим организациям в безвозмездное пользование при условии оплаты расходов на текущее содержание данного помещения.

Не скажу, что частные детские сады смогут очень сильно изменить ситуацию. Но совершенно очевидна необходимость таких учреждений. Думаю, что в первую очередь данные заведения будут пользоваться спросом у семей с достатком выше среднего.

В данном случае важно соблюсти баланс интересов.
Я считаю необходимым в этом случае рассмотреть возможность создания специальных групп в дошкольных детских образовательных учреждениях. Родители, которые занимаются воспитанием малышей на дому, должны иметь право доверить своё чадо в данную группу на день или на несколько дней подряд.

Конечно, это не панацея и не поможет разрешить вопрос нехватки детских садов, но в некоторых случаях для молодой семьи (а особенно в тех случаях, когда в семье только один родитель), это могло стать хоть какой-то отдушиной, и как-то, хоть иногда разгрузить и помочь фактически одиноким родителям.

Как добраться до детского сада?

Часто я сталкиваюсь с проблемой отдалённости детского сада от места жительства семьи. То есть формально права ребёнка соблюдены и место предоставлено, но добраться до детского садика практически невозможно. Особенно в утреннее время, когда приходится ехать на другой конец города по всем пробкам и в переполненных маршрутках.

Сейчас школьников, далеко живущих от места учёбы, комфортно доставляют в школу на автобусе по специальной программе. Точно так же и дошкольников в сопровождении родителей можно доставлять в детские садики. И это должна быть очень адресная помощь, которая сможет учесть интересы каждой конкретной семьи.

Обеспечение питания в детских садах.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросе питания малышей. Твери необходим комбинат дошкольного и школьного питания и систематизация вопросов питания детей.

Финансовым источником этого проекта могут быть средства бюджета Тверской области, муниципалитета Твери, деньги частных инвесторов.

Несомненно, решение вопроса о строительстве в Твери такого комбината будет иметь положительные последствия. Наличие этого комбината поможет не только решить вопрос питания для детей, но и поможет создать рабочие места. Обращу внимание, что грамотно продуманная служба доставки питания в данном случае является неотъемлемой частью строительства комбината. Это упростит медицинскую стандартизацию вопросов питания для различных категорий детей, что как следствие укрепит их здоровье. Некоторую часть продуктов питания для детей можно закупать на сельскохозяйственных предприятиях Тверской области, что освежит сельское хозяйство нашего региона. Комбинат должен быть оснащен по последнему слову техники, полностью соответствовать всем самым современным технологиям.

Так же при подготовке рациона питания необходимо привлечение соответствующих специалистов: диетологов, педиатров, — так как питание для юных граждан должно быть не только вкусным, но и максимально полезным.

Поборы.

Я бы не расценивал данный факт как однозначное зло. Как известно, проблемы детства и юношества у руководства страны не стоят в приоритете: соответственно дошкольные учреждения финансируются по остаточному принципу, что, конечно, лично меня очень огорчает.

Дерево проблем – ключевой график, призванный облегчить процесс формирования задач на предприятии и поиск путей решения. Он позволяет определить весь спектр взаимосвязанных причин и последствий проблемы, практически полностью исключая влияние внешних субъективных факторов. Дерево проблем является одним из ключевых инструментов в системном анализе. Рассмотрим построение этой модели на примере неудобного расписания в вузе.

Как построить дерево проблем

  • Как построить дерево проблем
  • Как построить дерево целей
  • Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды
  • Как построить иерархию целей

Формулировка проблемы

Составьте перечень заинтересованных лиц. То есть, необходимо выявить всех участников, которых прямо или косвенно касается данная проблема. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. На кого эта проблема оказывает самое большое воздействие? Кто будет непосредственно участвовать в решении проблемы? Какие организации или группы людей могут оказать влияние на ход работы? Установите, каким именно образом то или иное заинтересованное лицо зависит от проблемы.

Перечень заинтересованных лиц

Начните строить дерево проблем. Оно состоит из трех частей: корней, ствола и кроны. Корни – это причины, из-за которых возникла проблема. Именно они обусловливают ее существование. Если их устранить, проблема исчезнет. Ствол – формулировка. Крона – это любые последствия, которые повлекла за собой проблема. Сначала нарисуйте ствол.

Ствол

Корни

Последний пункт – крона. Определите непосредственные точки соприкосновения проблемы и последствий. Затем отследите, какое еще негативное влияние может быть оказано, то есть спуститесь на уровень ниже. Продолжайте делать это до тех пор, пока последствия еще входят в рамки проблемы.

Крона

Часто вместо одной проблемы анализируются несколько. Допустим, вместо "увеличения эффективности производства деталей" рассматривают просто "увеличение эффективности". Старайтесь этого избегать и брать максимально низкий уровень.

Дерево проблем проще всего строить в команде, используя разрезанные квадраты из бумаги. Каждому участнику выделите роль заинтересованного лица и попросите его написать на отдельном листе бумаги ключевое утверждение. В конце соедините все вместе и получите готовую модель. Проанализируйте недочеты и исправьте их.

Читайте также: