День открытых дверей по профориентации в школе

Обновлено: 07.07.2024

Знакомство с учебным заведением, его историей, преподавателями, специальностями и достижениями – все это необходимо будущему абитуриенту. Ведь подростки, которым исполнилось 15-16 лет, стоят уже перед сложным выбором будущей профессии. На что ориентироваться таким подросткам? На мнение об учебном учреждении окружающих (престижное или нет), на престиж специальностей/профессий (высокооплачиваемая или нет), ориентироваться на друзей и мнение родителей? Вот и получается, что в последние годы мы столкнулись с проблемой, что престиж рабочих профессий в обществе упал. Родители предпочитают платить за высшее образование, нежели отдать своего ребенка в колледж или техникум. Специальность и профессия подростками выбирается неосознанно. А результатом становиться то, что по выпуску работать по специальности идут не многие. Эту тему можно было бы развивать и далее. Но цель нашей разработки в другом. Мы решили провести мероприятие, которое выйдет из банальных рамок презентации учебного учреждения.

Таким образом, актуальность мероприятия заключается в следующем:

во-первых, через проведение профессиональных проб и мастер-классов происходит знакомство подростков с элементами профессиональной деятельности рабочих разных специальностей;

во-вторых, небольшой численный состав групп позволяет разглядеть, потрогать, попробовать поработать на макетах и оборудовании; присутствие руководителя маршрута у каждой команды позволяет задать вопросы и сразу получить на них ответы.

Цель мероприятия: раскрыть содержание основных направлений подготовки в ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить задачи:

- дать информацию об учебном заведении ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж; о специальностях и профессиях, по которым осуществляется подготовка в образовательном учреждении;

- сформировать у обучающихся школ мотивацию получения профессионального образования в Новокузнецком горнотранспортном колледже;

- способствовать профессиональному самоопределению участников дня открытых дверей через участие в мастер-классах, профессиональных пробах, викторинах;

- познакомить с ситуацией востребованности специальностей и рабочих профессий на рынке труда и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

рассказать о правилах приема, перечне документов и внутреннем распорядке колледжа.

Участники мероприятия:

- педагогические работники и представители студенческого самоуправления колледжа;

Время проведения : 2 часа 40 минут.

Оборудование: учебные мастерские, кабинеты, мультимедийное оборудование, микрофоны, маршрутные листы, буклеты о специальностях, листы регистрации школ, благодарственные письма.

Форма проведения: День открытых дверей.

Подготовительный этап включает :

Разработку программы проведения дня открытых дверей, содержания и маршрутов в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности, подготовку руководителей маршрутов (Приложение 1)

Рассылку пригласительных писем по образовательным учреждениям Орджоникидзевского района и г. Новокузнецка (Приложение 2)

Разработку сценария мероприятия

Подготовку презентации о колледже (видеофильма)

Подготовку бланков для регистрации участников мероприятия (Приложение 3), раздаточного материала о специальностях ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж (буклетов), бланков благодарственных писем директорам школ (Приложение 4)

Назначение руководителей маршрутов ответственных за проведение презентаций специальностей, профессиональных проб, мастер-классов (педагогов профессионального цикла выпускающих специальностей)

Проведение инструкционного совещания с педагогическим коллективом образовательного учреждения по проведению мероприятия Дня открытых дверей

День открытых дверей начинается с инструктажа по правилам техники безопасности.

Основной этап Дня открытых дверей состоит из следующих элементов:

1этап - встреча обучающихся в фойе. Жеребьевка.

В фойе главного корпуса происходит регистрация участников мероприятия. Каждый руководитель группы школьников, при регистрации указывает №школы, количество человек, класс. Школьникам предлагается выбрать один из разноцветных буклетов. Студенческий совет провожает школьников в актовый зал, где абитуриенты знакомятся с ведущей мероприятия.

В актовом зале осуществляется демонстрация видеофильма о колледже, ведущая мероприятия предоставляет слово директору, выступает агитбригада.

Согласно цвету буклета участники Дня открытых дверей делятся на группы, и отправляются с куратором, из числа преподавателей колледжа, по маршрутам.

2 этап- посещение мастер-классов, профессиональных проб, презентаций специальностей.

Согласно разработанным маршрутам проводится экскурсия по колледжу, происходит знакомство школьников со специальностями.

Заключительный этап - подведение итогов, проведения анкетирования учащихся школ, вручение благодарственных писем директорам школ.

Итогами поступивших абитуриентов из школ Орджоникидзевского района г. Новокузнецка

Количеством заявлений на поступление в ГБПОУ НГТК, поступивших после проведения мероприятия

Результатами анкетирования школьников по итогам проведения дня открытых дверей

Отзывами учителей и учащихся школ о проведенном мероприятии

Сценарий открытых дверей

Подготовительный этап. Для привлечения школ города Новокузнецка и Новокузнецкого района к участию в Дне открытых дверей проводится агитационная работа. Во все школы рассылаются приглашения принять участие в Дне открытых дверей (Приложение 2), в которых сообщается о дате, времени и программе проведения. Разрабатывается план мероприятия, информационный материал, презентация о колледже, подготавливается необходимое оборудование. Назначаются руководители маршрутов, преподаватели ответственные за поведение презентации специальности и проведение мастер-классов, ответственные за регистрацию участников мероприятия.

Часть 1 Актовый зал

Мы рады встречи с Вами!

Сегодня в нашем колледже большой праздник!

Мы встречаем тех, кто, надеемся, придет к нам в сентябре уже не в качестве гостей,

А в качестве полноправных студентов нашего колледжа.

Слово для приветствия предоставляется кандидату педагогических наук – директору Новокузнецкого горнотранспортного колледжа – Полуэктову Анатолию Петровичу.

А сейчас Вам о наших специальностях расскажет агитбригада встречайте

Я родилась в Кузбасском милом крае,
В Новокузнецк я с детства влюблена.
С недавних пор, однако, вам признаюсь,
Мне всех милей в нем улица одна.
Зыряновская, номер – две девятки
Её назвали много лет назад.
Храм транспорта там возвели чудесный,
В котором каждый был учиться рад.
Такой простой и многим незнакомый -
И множество специальностей там есть.
Но где ещё, в каком другом районе
Чудеснее и краше колледж есть?
Мне здесь лишь год осталось проучиться,
Но верю: как бы, ни было потом,
Я буду помнить и всегда гордиться,
Что я училась в колледже таком.

А для того чтобы узнать подробнее о специальностях мы отправимся на экскурсию

Распределение школьников по маршрутам согласно цвету буклета.

Маршрут №1Руководитель Марко Надежда Ивановна

С ней на экскурсию отправляются все ребята, у которых буклеты оранжевого цвета. Просим всех ребят и родителей у кого буклеты оранжевого цвета встать и пройти за руководителем на маршрут

Маршрут№2 Руководитель Шафоркина Ирина Анатольевна

С ней на экскурсию отправляются все ребята, у которых буклеты розового цвета

Просим всех ребят и родителей у кого буклеты розового цвета; встать и пройти за руководителем на маршрут

Маршрут№3 Руководитель Карцева Надежда Николаевна

С ней на экскурсию отправляются все ребята, у которых буклеты зеленого цвета

Просим всех ребят и родителей у кого буклеты желтого цвета; встать и пройти за руководителем на маршрут

Маршрут№4 Руководитель Ярощук Наталья Владимировна

С ней на экскурсию отправляются все ребята, у которых буклеты желтого цвета

Просим всех ребят и родителей у кого буклеты желтого цвета; встать и пройти за руководителем на маршрут

Актовый зал часть 2.

Ведущий 2 Ну, а сейчас давайте подведем итоги, каждому из вас мы предлагаем заполнить анкету и передать ее руководителю маршрута.

Ведущий1 Слово для подведения итогов предоставляется директору колледжа – Анатолию Петровичу Полуэктову.

Ведущий 2 Благодарственное письмо администрации ГБПОУ Новокузнецкого горнотранспортного колледжа за плодотворное сотрудничество в области профориентационной работы с обучающимися и активное участие в Дне открытых дверей вручается

МАОУ Средней общеобразовательной школе №99

(Вручение благодарственных писем образовательным учреждениям).

Ведущий1 Слово предоставляется представителям образовательных учреждений

Это первая ступень -
На подъеме к мастерству,
Что украсит жизнь твою.
Чтоб профессией владеть,
В этой сфере преуспеть,
Надо очень постараться,
И с душой за дело взяться.

Лучезарно улыбаться,
Не грустить, а лишь смеяться,
Целей всех своих добиться
И успехом поделиться!

Анализ результатов поступивших абитуриентов по итогам участия в дне открытых дверей

Диаграмма 1. Итоги поступления абитуриентов из школ Орджоникидзевского района г. Новокузнецка

t1610472497af.jpg

Диаграмма 2. Количество заявлений на поступление в ГБПОУ НГТК, поступивших после проведения мероприятия

Рефлексия по итогам проведения дня открытых дверей

Для выявления эффективности проведенного дня открытых дверей школьникам в конце мероприятия предлагается заполнить анкету.

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы, обводя кружком соответствующий твоему мнению вариант ответа:

Понравилась ли тебе день открытых дверей в ГБПОУ Новокузнецком горнотранспортном колледже?

Если нет, то почему? ______________________________________________

Желаешь ли ты освоить одну из специальностей, профессий, с которой ты познакомился во время дня открытых дверей?

Какая из представленных специальностей понравилась тебе в большей степени и почему?

Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте

Операционная деятельность в логистике

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Открытые горные работы

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Техническое регулирование и управление качеством

Узнали ли Вы о ней что-нибудь новое для себя?

Считаете ли Вы себя пригодным к этой специальности?

Помог ли день открытых дверей в выборе специальности ?

помог выбрать будущую специальность ;

получил(а) существенную дополнительную информацию ;

получил(а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора

полезной информации не получил(а)

Планируешь ли ты поступать в ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж ?

Еще не определился с учебным заведением

Твои предложения по улучшению проведения дня открытых дверей __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

ГБПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж активно проводит работу по формированию позитивного имиджа, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей. Через знакомство с колледжем на дне открытых дверей возникает интерес к образовательной организации, а у многих - желание учиться именно здесь. Результатом качественного проведения профориентационной работы является выполнение плана набора студентов по заявленным специальностям и профессиям.

Данное мероприятие-это и отдых, и развлечение для зрителей, творчество и самообразование для участников, а самое главное это большой праздник, как для всех гостей и участников, так и для самих организаторов, которого ждут с нетерпением, а организаторы с особым трепетом!

Список информационных источников:

Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. – (Библиотека школьного психолога). - Текст: непосредственный.

Автор: Гробова Ольга Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Нижнетагильский филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Россия, Свердловская область, г. Нижний Тагил
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проведени мероприятия профориентационной направленности "День открытых дверей"
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

проведения мероприятия профориентационной направленности

о проведении мероприятия профориентационной направленности

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

мероприятия профориентационной направленности

мероприятия профориентационной направленности

Юрьевна
– заместитель директора по социально-педагогической работе. Слово предоставляется
Путиловой Ольге Павловне
– заместителю директора по учебной работе. Слово предоставляется
Новожиловой Татьяне Юрьевне
- заместителю директора по практическому обучению.
Ведущий

Ведущий 2:
Каждый из Вас стоит на пороге выбора вашей будущей профессии. Прекрасной на наш взгляд для Вас может стать профессия медицинского работника.
Ведущий 1:
Наши студенты хотели бы рассказать Вам о выборе своей будущей специальности в нашем колледже. Встречаем!
В1:
Мы молоды, сильны, способны творить! И очень мы любим наш колледж! Здесь каждый студент желает медиком быть! И воплотим же мечту свою в жизнь!
В2:
Мы будем мед.сёстры и браться в больнице, Поможем всем людям, кому пригодиться! И будем, конечно же, все мы гордиться, Тем, что поможем мы исцелиться!(Сестринское дело)
В1:
Лечебное дело – специальность не лёгкая! Мы будем врачами лечить и спасать! Диагнозы ставить! Больных уважать! (Лечебное дело)
В2
: Есть дело очень важное! Смелое, отважное! Быть акушером, правда, ведь нужно, Здоровые дети России послужат! (Акушерское дело)
В1:
Мы любим науку, грызём её гранит И будут нас на зубных техников учить! Красивые зубы всем людям нужны! Будем коронки на зубках лечить! (Стоматология ортопедическая
)

В2:
А так же у нас лабораторную диагностику учат! Все люди качественную помощь получат!
Узнаем все методы этой работы Обследуем всех с человечной заботой! (Лабораторная диагностика)
В1:
Мы гордость страны! И мы знаем это! Хорошие медики будут на свете!
Ведущий 2:
Также на базе колледжа открылись
подготовительные

Летние каникулы – отличное время для школьников, чтобы подумать о будущей профессии. Сегодня существует множество проектов, которые доступно рассказывают ребятам о том, какие специалисты будут востребованы на рынке труда. Расскажем о том, как выбрать для ученика траекторию развития и заинтересовать его конкретной специальностью.


Билет в будущее

После тестирования участник может пройти профессиональные пробы – мастер-классы, хакатоны, конкурсы и другие практико-ориентированные мероприятия, которые позволяют погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. На профпробы записываться нужно заранее: в списке множество компетенций – от блокчейна до флористики. В рамках проекта в каждом регионе планируют провести масштабные фестивали, где школьники смогут ближе познакомиться с разными профессиональными сферами: фармацевтикой, энергетикой, ракетостроением, технологиями искусственного интеллекта и другими. После профессиональных проб у школьника появится свой личный наставник – школьный учитель, студент профильного вуза, который будут дистанционно помогать в изучении будущей профессии.

Окно в профессию

Важно, чтобы учитель старался помочь ребятам в профессиональном самоопределении. Например, вёл календарь профориентации, где будет отмечать все важные события в этой сфере: дни открытых дверей вузов, программы стажировок и практик для школьников.

Полное погружение

Экскурсия

До окончания школы ученики могут попробовать себя в нескольких профессиях. Это поможет им сделать правильный выбор. Какую роль в таком случае может сыграть учитель? Например, организовать экскурсию на промышленное предприятие или креативную студию, где ученики смогут увидеть, как работают специалисты.

Чтобы повысить вовлечённость учеников, можно подготовить для них задание: самостоятельно узнать у сотрудников компании, какие должности есть на предприятии, а поле экскурсии сделать об этом видеоролик или презентацию.

Стажировка

Другой формат погружения в профессию – стажировка. Это возможность поработать над реальными задачами. После окончания стажировки ребята смогут завести полезные знакомства и получить строчку в резюме.

Такой формат подойдет больше старшеклассникам с 14 лет (по закону), ученики помладше могут поехать в профориентационный лагерь.

Мастер-класс

Эксперт познакомит ребят с профессией. Он поделится хитростями в решении рабочих проблем и подскажет, какие дополнительные навыки понадобятся школьникам. В формате мастер-класса будет проще сосредоточиться на самой профессии, а не компании в целом.

На бесплатном онлайн-курсе повышения квалификации Фоксфорда эксперты рассказывают о трендах на рынке труда и новых профессиях. Каждый вебинар касается одной современной сферы и помогает разобраться, как она устроена и какое образование поможет успешной карьере внутри этой индустрии.

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

    Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Школьная профориентация

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

Профориентация в школе

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Старшеклассники, 10-11 классы

Формы профориентационной работы в школе

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Этапы профориентации в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Цели и задачи профориентации в школе

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.


Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи "организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются", то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит "диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)".

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить "идеально профориентированного" человека. После 9 класса школьник должен выйти "ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.



Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают "корпоративные классы" для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов


Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР "Гуманитарные технологии".

"Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май - это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация - это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра - тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре".


Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

"После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы".

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.


Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: "Начинает казаться, что если мы отменим такую "профориентацию", то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится".


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

"Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование "для галочки" и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации".

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

✎ Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
✎ Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) - взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
✎ Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
✎ Всероссийская ПрофДиагностика - комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
✎ Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего - история успешного профессионала, четвертого - экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас "главное действующее лицо" профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: