Демыкина горячее солнышко краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Галина Николаевна Демыкина

Эта бабушка прямо молчун.

Алёна раньше её не знала, хоть и жила в соседней деревне. А теперь вот приехала и удивляется. Проснётся рано

— Доброе утро, бабушка!

А сама печку топит, обед варит, песенку поёт:

И ухватом горшок как ухватит — да в печь его! Один посадит — к другому подбирается:

Получается, будто это печной горшок зовут Шура.

Алёна смотрит, смеётся тихонечко, но ей хочется чтоб бабушка с ней поговорила.

— Бабушка! А ты уже корову в стадо прогнала?

Насыпала крупы в фартук, раскрошила засохший хлеб — и во двор.

Цыплята у бабушки уже большие, длинноногие, бегут, толкаются. Ошалелые какие-то. У Алёнкиной мамы цыпляточки ещё маленькие, жёлтенькие, а куры рябенькие.

— Бабушка, ты мне обещала сказку сказать.

— Скажу. Вот только все дела переделаю.

— Я уже два дня у тебя живу, а ты всё никак не переделаешь.

Взяла старые варежки, ножик, пошла за огород. Там молодую крапиву срезает. Алёна — опять за ней.

— Бабушка, это для поросёночка?

Алёна уж прямо не знает, про что ещё спросить.

— Бабушк, ты в лото играть умеешь?

— Ты пойди с Таней соседской поиграй, — вздыхает бабушка. — Смотри, девочка какая хорошая! И за мной тогда ходить не будешь.

Будто Алёна ходит. Она и не ходит совсем. Просто ей делать нечего. А на Таню Алёна уже третий день смотрит. Эта девочка Таня всё время дразнится. Алёна ей ничего не говорит, а Таня выйдет на своё крыльцо и кончик косы к верхней губе приставит. Будто у неё такие усы. И Алёну пугает.

И вот, пока крапиву рвали, она, эта Таня, тоже на свой огород пришла. Ходит за плетнём, большую морковку вырвала, говорит:

— Здравствуй, бабушкин хвостик!

Алёна покраснела, обиделась. Глянула из-за плеча. А девочка Таня морковину над головой подняла и с ней разговаривает. Не с Алёнкой, а с ней:

— Как живёшь? Ты вкусная? Тебя так съесть или в суп положить?

Нарочно говорит, назло. Она побольше Алёны, эта девочка Таня, и дразнится.

Но вот, видно, бабушка устала. Разогнулась, сняла с головы платок, лицо вытерла.

— Ну что, пойдём в избе приберёмся?

— Приберёмся! — обрадовалась Алёна. Наконец-то дело нашлось.

В избе бабушка дала ей веник:

— Мести-то, подметать умеешь?

И пока бабушка рубила крапиву, доставала горшок из печи, поросёнку еду готовила, Алёна — раз-раз! — всю избу чистенько вымела. Потом тряпку нашла, со стола крошки собрала в горсточку.

— Ну ты и хозяйка! — удивилась бабушка. — А я думала, ты маленькая, не умеешь.

— А то. Я дома и картошку почищу, и луку с грядки принесу, я, баушк, всё могу. Потому что маме некогда. А тебе, баушк, есть когда?

— Дак ведь я одна.

— Ты, баушк, потому и молчун?

— Ты, говорю, потому и молчун, что одна?

— Разве я молчун? — Бабушка обняла Алёну, засмеялась. — Ну-ка, пошли кашу-то есть.

Эта девочка Таня

А под вечер пришла девочка Таня. Пришла и говорит:

— Не скучно тебе тут? Пойдём ко мне в куклы играть.

У Тани три куклы. Одна в платьице, совсем ещё новая. Другая голыш. А третья тряпичная. Она уже перемазана вся. И нос, и щёки тоже. И платье старенькое.

— Чур, мои будут две дочки, — сказала Таня. И взяла себе новую, в платьице, и тряпичную.

Алёне достался голыш.

— Как его зовут? — спросила Алёна.

— Не знаю. Борька, наверно, — ответила Таня. — Пойдём с нашими детками гулять.

Алёна сняла с головы платок, положила на него Борьку и завернула конвертиком: хочет — уголком платка прикроет ему лицо от солнца, а хочет — откроет, чтобы он вокруг поглядел. И песенку ему спела:

А Таня смотрела-смотрела и говорит:

— Зря я тебе Борьку дала.

А потом ещё говорит:

— Мою любимую дочку зовут Эльвира. А эту замарашку — Даша.

— Ты её не любишь?

— Ой! — удивилась Алёна. — Как же так?

— Надоела она мне. Я её в лес заведу и брошу. — И бросила Дашутку в кусты, что росли возле дома. — Пусть её тут волки съедят.

А Даша эта упала в траву и, наверно, заплакала.

Таня и Алёна постояли у крыльца. Помолчали.

— Она, может, у тебя баловница была? — спросила Алёна.

— Да нет. Просто грязнуха-замараха.

— Она, может, грубая?

— Ничего и не грубая.

— Наверно, она тебе не помогала?

— Она мне обед варила, — сказала Таня. — И бельё на речке полоскала. А я её не люблю… Пошли отсюда.

Она взяла Алёну за руку и повела в огород. В огороде у Тани росли красные маки.

— Хочешь, доченька, цветок? — спросила Таня куклу Эльвиру. И сорвала ей большой мак.

Но пока ножку ломала, весь красный бантик и осыпался. Таня бросила зелёную круглую головку, которая осталась на месте цветка, и сказала:

— У тебя бабушка сердитая? — спросила Алёна.

— Нет. Ей, бывало, что Даша скажет, то она и делает… Пойдём огурцы польём, мне бабушка велела. Гляди, солнце садится.

В огороде стояла кадушка с чёрной водой. Алёна заглянула туда и увидела стриженую беленькую девочку с куклёнком-голышом. А рядом — ещё девочку, побольше, с тёмными косами. Красивую.

Таня дала Алёне черпачок, а себе взяла лейку.

Алёна зачерпнула. Девочки в бочке замутились, распались, только белые пятнышки от платьев на воде.

— Ты очень-то не гляди, там водяной живёт, — сказала Таня. — Так и затянет в бочку.

Алёна ничего не сказала и поскорее пошла с водой вдоль грядок лука и моркови следом за Таней. Одна луночка от моркови была свежая, утренняя. Это здесь Таня с морковиной разговаривала.

Земля на грядках была рыхлая и сухая. Листья вяло опустились, но плети были тугие, цепкие, и на них сидели крепенькие, пупырчатые огурчики.

Девочки аккуратно лили под листья воду, чтоб не сбить огурцы. Алёна увидала, как Таня нагнулась, сорвала огурец и спрятала в карман платья.

— А тебе не дам, — сказала она кукле Эльвире. — Дашутка одна там, в лесу, а ты за мою юбку держишься!

Алёна носила, носила воду, черпала её и старалась не смотреть в чёрную кадку. А потом босым ногам стало холодно и плечам тоже. И солнышко ушло за болота, за лес.

— Мне домой пора, — сказала Алёна.

— Завтра приходи, — позвала Таня. — Да ты беги через огороды, здесь калиточка есть.

Выбежала на улицу.

— Ты куда? — крикнула вслед бабушка.

Подошла к Таниному дому, а уже темно и кусты тёмные. Вдруг что-то там, в кустах, задвигалось, забелело… А потом ступеньки Таниного крылечка скрипнули, будто по ним поднимался кто-то. Подобралась Алёна к кустам, потянулась за куклой… а её и нет. Нет и нет. Только в Таниной избе дверь хлопнула.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

здравствуйте, подскажите книга планируется к изданию еще?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста ожидается ли поступление данной книги?

очень жду, когда книжка появится в продаже, в детстве была такая!

Книжка очень добрая. рекомендую мамам девочек 5 лет. Конечно, тот быт совсем не знаком нашим современным детям, доча постоянно спрашивала про то что такое покос, зачем они сушат траву. Не знают запаха сена. Но в целом очень понравилась, девочка Алена очень добрая, помогает бабушке, не боится работы)))

Иллюстрации -чудесные. простые, но точно предающие чувства и суть написанного. последний рассказ дает представление нашим детям о совершенно не известных им ощущениях наслаждения природой.

Ищу и покупаю любимые книги моего детства, которые у меня не сохранились, оригиналы или репринтные издания. Названия некоторых не помню. Часто вспоминала эту книгу, как же я ее любила в детстве! И вот нашла, ура, я очень рада. Чудесная книга, умная и добрая.

Прочитала сыну 3,5. Послушал, но не заинтересовался. Ему не знаком запах сена, шум насекомых и жара, которую можно увидеть. Попробуем попозже, но что-то мне подсказывает, что родной эта книга для него не станет.

добрые рассказы про девочку, которая гостит у бабушки. Хотелось бы почитать все рассказы из книги "Деревня Цапельки, дом один". Иллюстрации - прелесть!

Замечательная книжка из детства! Иллюстрации просто чудесные! Так хорошо передают солнечный свет и деревенский дух. Прямо ностальжи) Простые, добрые рассказы про отдых маленькой Алёны у бабушки, которые я так в детстве любила. Не в последнюю очередь потому, что про дружбу с соседской девочкой и игры с куклами)

Прекрасная, чудесная, великолепная, девчачья книжка. Я не люблю делить книжки по гендерному признаку, но эта книжка точно девчачья.
Она понравилась обеим дочкам (4,5г. и 2г.4м.). Для меня удивительно, что младшая её особенно полюбила. Часто просит почитать про бабушку и сама листает её по нескольку раз в день. Часто слышу от неё: "Ах, Шура-Шура-Шура, разудала голова" или "Спи, мой Боря-мужичок, повернися на бочок."
Казалось бы, такая простая книжка с простенькими картинками и так западает в душу многим поколениям девочек.
Автор и художник - волшебники.

Книжка хороша! В 2,7 дочке понравилась. Читаем второй день, Иллюстрации очень подходящие. Текст добрый и детский. Рассказы о жизни девочки в деревне у бабушки. От 2,5-3 лет. Качество книги замечательное.

Очень добрые и интересные небольшие рассказы про девочку, которая гостит у бабушки в деревне.
Качество всей этой серии Речь отличное.

Выбор друга, верность, отношение к труду, природе и старшим легко и солнечно описано легкой красивой речью в этой очаровательной книжке. Уже заказали несколько штук на подарки друзьям.

После прочтения историй Галины Демыкиной, на ум приходит одна расхожая фраза: девочки такие девочки! Её проза изящна, уютна, окутана солнечными нитями.. Только женщина может дарить такие ощущения ) ох, а эта девочка, сладко дремлющая на обложке? ) ну это же просто прелесть! Геннадий Епишин уникален!

Спасибо издательству "Речь" за эту серию книжек! Часто заглядываю, просматриваю новинки. Так и увидела эту книжечку, любимую в детстве. Не помнила ни названия, ни автора, даже содержание помнила смутно, а вот обложку увидела и сразу заказала! И еще раз убедилась, что хорошие иллюстрации к детским книжкам значат очень много, потому что вспомнила ее именно по обложке. Перечитывала с большим удовольствием!
В книгу вошли 4 рассказа: "Бабушка", "Эта девочка Таня" (этот рассказ о том, как девочки играли с куклами в дочки-матери, и как мама-Таня бросила свою нелюбимую старенькую куклу Дашу одну в кустах, а потом вечером все-таки забрала ее в дом, думаю, был самым любимым у многих детей), "Женя Соломатин", и "Горячее солнышко" про то, как девочка Алена с бабушкой собрались на покос траву сушить. Сначала у Алены не получалось граблями траву раскидывать, но потом, когда бабушка научила ее, и дело пошло на лад, она даже перегнала бабушку. Девочку похвалили и предложили дальше идти с другими женщинами, но, увидев, что бабушка устала и не справляется, Алена вернулась к ней и стала помогать. Так и работали они, пока на обед не позвали. Но они с бабушкой устали и уснули в тени за шалашом, даже не пообедав. Женщины оставили им поесть, а будить не стали, дальше работать пошли.
"Села Алена. Распрямила спину - ничего!
Прислушалась. Тихо как! Только и слышно: пчела пролетит - жужжанет, птица одна другой что-то с ветки крикнет. В деревне сроду такой тишины нет. А запах - травяной дух! Не сено еще и уж не трава. Медом не медом, земляникой не земляникой пахнет. "
Такие вот добрые и хорошие рассказы, которые многие помнят и любят с детства! И эта книжка по праву может называться ЛЮБИМОЙ МАМИНОЙ КНИЖКОЙ!


Мне кажется, что Демыкина удивительный, очень тонкий писатель. В ее книгах не очень важен собственно сюжет, к тому же очень о многом рассказывается намеками, полутонами, слегка касаясь темы. Ее проза - это проза настроения, эмоций, впечатлений. Причем эта проза не вычурна, не перегружена аллюзиями, она проста и в то же время душевно-певуча. И Геннадий Епишин, как художник, действительно прекрасно подошел под тексты писательницы. Его иллюстрации точно также являются отражением настроения, красок окружающего мира, нашего впечатления о действительности, наших эмоций, нашего представления об окружающих людях. И так же, как и тексты они очень светлые и добрые.


Ну и что совсем удивительно это многократное сотрудничество автор-художник по одной книге. Я не припоминаю подобного: чтобы один и тот же художник трижды отрисовывал схожий текст, причем каждый раз в разной стилистике.

Сборник повестей Галины Демыкиной "Цветные стеклышки", объединенный не в последнюю очередь работами Геннадия Епишина, вышел в 1974 году. Здесь рисунки были полноцветные, яркие, сочные, насыщенные.
В том же 1974 году "Детская литература" издает тонкую книжку "Горячее солнышко" (с оговоркой "Из повести "Деревня Цапельки, дом один") формата 70*100/16 также на 32 странички в серии "Мои первые книжки" с рисунками Г.Епишина, сделанными штрихом в две краски. Эти рисунки совсем иные, чем в "Цветных стеклышках", но композиционно они связаны.
А затем, спустя пять лет, также в серии "Мои первые книжки" выходит снова этот же текст "Горячее солнышко", но чуть меньшего формата 70*90/16 и также с рисунками Г.Епишина, но эти рисунки уже полноцветные, акварельные, совсем другие, нежели в предыдущих двух книгах. При этом основная композиция и разбивка текста сохраняются от самой первой книги.

Вот есть хорошая возможность сравнить две тонкие книги.
Картинок много, поэтому они не очень большие.
если кому надо по-больше, можно посмотреть в Альбоме на яндексе (до 1200 пикселей).

А вот сравнение двух иллюстраций одного художника к одному и тому же моменту в тексте:
"Горячее солнышко" и "Деревня Цапельки. "




Когда вышла наша книга "Горячее солнышко", я больше боялась критики за размер: дескать взяли и растянули книгу, испортив ее.

Мы максимально стараемся придерживаться общего формата для серии "Любимая мамина книжка", тем самым, скажу откровенно, мы получаем хорошую цену на эти книги. Но, в тех случаях, когда формат принципиален и он не укладывается в 200*260, мы идем на изменение. Так, находящиеся сейчас в типографии "Человечек в коробке" и "Плыл по морю чемодан" квадратные, 195*195, но там это было необходимо и мы не стали "ломать" иллюстрации.


С Солнышком ситуация иная, дело в том, что мы ничего и не увеличивали!
Сами оригиналы больше, чем были напечатаны в 1978 году, к тому же книге очень был нужен воздух, ведь рисунки воздушные и свободные. Поэтому в нашей книге рисунки в том же размере, как и были нарисованы Геннадием Епишиным. Единственная страничка, где было небольшое увеличение, это титул, там увеличили на 9 процентов, но думаю уж это совсем несущественно.







У книги стопроцентная сохранность оригиналов, то есть полностью вся книга сделана с рисунков художника. Поэтому вполне естественно, что по цветам мы ориентировались на оригиналы, а не на старую книгу, и понятно, что расхождения с букинистикой будут, более того они неизбежны, поскольку технические возможности печати ушли далеко и у нас сегодня больше шансов точнее воспроизвести рисунки художника.
Хотя в общем-то книга 1978 года была отпечатана неплохо, может немного темноватее и красноватее, чем надо.
Но наша новая всетаки лучше!



Вот бочка.
если честно, думала никто не заметит, но заметили :))
Художник считает, что вода в бочке была нарисована слишком контрастно, не естественно, поэтому и подправили.


Книга-1978, оигинал, книга-2015


А вот самая проблемная для меня, как верстальщика, иллюстрация. Художник сидел рядом, правили прямо с экрана, я никак не могла понять, что от меня хотят :(( Но Геннадий Иванович не зря столько лет преподавал, поэтому потихоньку табуретку подправили :))
Иллюстрация сделана как разворотная, поэтому странно, что кусок фикуса повторяется, да и табуретка обрезана, более того, на оригинале видно, что они уходили "в никуда", а в издании 1978 года просто ровно отсекли кусок и разворотная картинка стала еще страннее.
Поэтому кусочек фикуса художник решил убрать, а табуретку наметить чуть яснее, дорисовать и развернуть именно так.


сверху - книга 1978 года,
в середине - оригинал,
внизу - книга 2015 года с изменением художника

Вот такое у нас "Горячее солнышко""
Прямо к лету, к отпускам, к деревенскому разнотравью и солнечному зною!
(полосочка на рисунке, это блик солнышка у нас на окне)


Да, еще кого-то в Лабиринте удивили полоски на обложке по белому фону. Это не полоски, а структура бумаги, на которой нарисована иллюстрация. Ведь белый цвет не бывает пустым, даже белила или белая бумага, там все равно что-то есть, текстура, оттенки, очень сложно все это сохранить при обработке, а еще сложнее напечатать. Именно поэтому мы всегда пытаемся сохранить, ведь убирая все, получается чисто компьютерный фон, уходит естественность. Поэтому для меня высший пилотаж сохранение вот таких элементов "на грани", а для кого-то полоски :((

ДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ

ДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ

ДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ запись закреплена

КНИГИ НАШЕГО ДЕТСТВА. ГОРЯЧЕЕ СОЛНЫШКО
"Горячее солнышко" - это маленький сборник из четырех маленьких рассказов из повести "Деревня Цапельки, дом один", которая является составной частью сборника "Цветные стеклышки". Сама писательница Галина Демыкина сделала такую краткую версию отдельных рассказов специально для самых маленьких читателей. Первоначально книга вышла отдельным изданием в 1974 году с графическими двухцветными рисунками Г.Епишина в тонкой серии "Мои первые книжки", затем, спустя несколько лет также в этой серии, но уже с иными - цветными рисунками.

Читайте также: