Демографический портрет школы актуальность

Обновлено: 05.07.2024

Демографическая ситуация в средней общеобразовательной школе №86 имени М.Ф. Стригина. Выявление зависимости между полом, национальностью, социальным положением семьи и характером воспроизводства населения Красноярского края на основе анкетирования.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.01.2016
Размер файла 1020,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 86 имени М.Ф. Стригина

по предмету: Естественные науки

на тему: Демографический портрет школы

Вишняков Никита Сергеевич

Данная работа носит исследовательско-реферативный характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации конкретной школы - школы №86

Материал собран в период с сентября 2012 года по январь2013 года в форме анкетирования учащихся данного учебного заведения и сбора теоретического материала по демографической ситуации Красноярского края.

Целью работы было выявление зависимости между полом, возрастом, национальностью, социальным положением семьи и характером воспроизводства населения. Привлечение внимания нашего поколения к проблемам и перспективам развития демографической ситуации как в школе, так и в регионе в целом.

Работа включает два раздела. На основе литературных источником и данных статистических ежегодников в первом разделе описывается демографическая ситуация в Красноярском крае. Во втором разделе, на основе исследовательской работы получены, обработаны и проанализированы данные, по демографической ситуации в школе №86.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы, иллюстрирована таблицами и рисунками.

Цель работы: выявить сложившуюся демографическую ситуацию в школе №86 сравнить её с демографическими процессами в Красноярском крае. Выявить тенденции изменения численности учащихся школы №86 на основе анкетирования учащихся в возрасте 13-17лет.

1. Изучить теоретический материал по географии населения населения Красноярского края.

2. Разработать анкету для опроса.

3.Провести статистическую обработку собранного материала.

4.Проанализировать демографическую ситуацию в школе и Красноярском крае, выявить ее взаимодействия с социальными, экономическими и прочими процессами происходящими в современном обществе.

Для решения этих задач использовались следующие методы:Аналитический, статистический, сравнительного анализа, прогностический.

1. Демографическая ситуация в Красноярском Крае

Современное население края формировалось в течение нескольких столетий на основе взаимодействия коренного и пришлого контингентов.

Современное население В Красноярском крае характеризуют следующие черты:

медленный рост в 60-80-е годы и сокращение численности в 90-е до 2010 годы;

неблагоприятная демографическая ситуация;

активные миграционные процессы;

сложный этнический состав;

крайне неравномерное размещение при слабой общей заселённости.

По данным Госкомстата на 1.01.2013 года на территории Красноярского края проживает 2847585 человек, что составляет 1,99% всего населения РФ (13 место)В Сибири по количеству жителей он уступает Кемеровской области, Тюменской области (с округами). В 90-х годах численность населения Красноярского края колебалась вследствие изменений характера миграции и воспроизводства. С 1993 года началась естественная убыль населения, т.к. уровень смертности превысил уровень рождаемости, и край вступил в период устойчивой де популяции населения. То есть для края характерен отрицательный естественный прирост. По этой причине население края сокращается, о чём свидетельствуют данные таблицы.(1.1)

Таблица 1.1 Численность населения Красноярского края за 1990-2012 год (чел.)

Современная демографическая ситуация как зеркальное отражение положения России. А может проблема стоит еще более остро.

Черты современной демографической ситуации: устойчивое сокращение численности населения края. Если прирост населения в России в среднем 3,9%, то в крае 1,4%. Это происходит за счет естественной убыли населения. (табл.1.2, .). Незначительный прирост населения отмечается только в 2011-2012года

Таблица 1.2 Естественное движение населения Красноярского края на 1000 жителей

За период с 1990 года по 2000 год :

рождаемость в Красноярском крае снижалась, но начиная с 2005 -20011г. наблюдается положительная динамика рождаемости в Красноярском крае.

Возрастала смертность с 1990 по 2005 наблюдается абсолютный прирост смертности, который составил 1443 человека.

Для края характерен крайне низкий и постоянно сокращающийся коэффициент рождаемости. С 1989 года рождаемость в крае сократилась в 2 раза в расчете на 1000 жителей населения. Рождаемость в сельских районах края снижается более высокими темпами, чем в городах. Одна из причин - снижение доли женщин репродуктивного возраста. В целом же по краю численность женщин репродуктивного возраста, а так же их удельный вес, увеличились. Увеличился удельный вес очень молодых матерей в возрасте 15-19 лет. Этот факт нельзя считать положительным фактором с точки зрения здоровья детей, образования нормальных семей и их стабильности.

Снижение коэффициента рождаемости в последние годы связано с экономическим кризисом в стране и снижением уровня жизни. Именно по этой причине большинство семей отказываются от рождения желаемого количества детей, сокращается количество семей имеющих 3 и более детей.

Одна из причин падения рождаемости - сокращение числа браков и рост разводов. Брачность за последнее десятилетие сократилась на 35%, а в Красноярске на 1000 браков приходится 986 разводов.

В 2004-2007 гг.. наблюдается стабильное увеличение брачности в Красноярском крае. Наиболее резкий рост брачности пришелся на 2011 г. и составил 32% по сравнению с 2004 г.Число разводов в 2007 г. в Красноярском крае составило 17599. Это самый высокий показатель разводов за исследуемый период. В целом в 2004-2007 гг. прослеживается рост числа разводов. За последние два года наблюдается рост числа браков и сокращение числа разводов.

Неуклонно растёт смертность в крае. За последние 10 лет коэффициент смертности возрос по данным официальной статистики почти в 2 раза.

Причины смертности: от заболеваний.(органов кровообращения, туберкулёза. ) Все сильнее беспокоит начавшаяся в регионе эпидемия наркомании - предвестник СПИДа. В Красноярском крае каждый десятый юноша-призывник не попадает в армию, только из-за отклонений в психике. А при выходе из школы лишь 8% выпускников можно отнести к числу относительно здоровых.

В половой структуре населения ситуация кризисная. До 80-х годов деформация половой структуры была из-за влияния ВОВ, сейчас - из-за социальных проблем. В крае на 1000 мужчин приходится 1087 женщин. По Красноярску женщин на 84 000 больше. Это обусловлено различием средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни для всех групп населения - 63,9 лет. Для мужчин - 57 , женщин - 70 лет. До 40-летнего возраста в населении численно преобладают мужчины, особенно в детских контингентах. Это обусловлено тем, что на 100 девочек рождается 105-107 мальчиков. В силу более высокой смертности мужчин соотношение полов примерно к 40-ка годам выравнивается, а в более старших возрастах количественно преобладают женщины, особенно в возрастных контингентах старше55 лет..

Национальный состав населения края очень разнообразный. Проживает около 100 наций и народностей.

Таким образом, можно сделать выводы по демографической ситуации в Красноярском крае: В последние годы замедлился процесс смертности, незначительно выросла рождаемость, незначительно увеличивается естественный прирост населения. Есть тенденции к росту численности населения. Растёт количество браков и снижается количество разводов, улучшается социальные и материальные условия жизни населения.

2. Практическая часть. Демографический портрет школы №86

2.1 Исследования учащихся

Школа86 расположена в Железнодорожном районе города Красноярска по улице Л. Чайкиной дом № 5. Она была открыта в 1962 году. Микрорайон ул. Калинина старый, новые дома стали строить в последние 5 лет. К микро участку школы 86относятся дома по улицам Калинина 1-76, ул. Комбайностроителей, , ул. Станиславского.

Составлены предварительные списки детей, которым 01.09.20012года исполнится 7 лет. В нашу школу должны прибыть 105 первоклассников. (Это большее, чем в этом учебном году). Численность70 4 учащихся на 01.09.2012г.

Целью работы было выявление зависимости между полом, возрастом, национальностью, демографическими факторами и характером воспроизводства населения, также привлечение внимания нашего поколения к проблемам и перспективам развития демографической ситуации в школе и в Красноярском крае.

Для анализа демографической ситуации в крае в перспективе мною проведено анкетирование учащихся школы 86 в возрасте 12-17 лет. С целью установления зависимости между полом, возрастом, национальностью, отношением к семье и современное население Красноярского края характеризуют следующие черты: медленный рост в 80-е и сокращение численности в 90-е годы; неблагоприятная демографическая ситуация; активные миграционные процессы; повышенная урбанизованность; сложный этнический состав; крайне неравномерное размещение при слабой общей заселённости. рождаемости, респондентам задавались следующие вопросы: Пол. Возраст. Национальность.

Для установления зависимости демографических процессов от социальных факторов, респондентам задавались следующие вопросы:

Социальный статус родителей:

работники бюджетной сферы; наемные работники у предпринимателей разного уровня; демография население национальность школа

предприниматели; руководители разного уровня.

Какое планируешь иметь образование?

Планируешь ли ты создание семьи?

Для установления зависимости демографических процессов от демографических факторов, респондентам задавались следующие вопросы:

Состав родительской семьи (полная/неполная, сколько детей).

Считаешь ли ты нужным рождение в семье?

Сколько, по-вашему, должно быть детей в семье?

Сколько бы вы имели детей?

Начать своё исследование я решил с выяснения численности учащихся в нашей школе. Чтобы просмотреть динамику численности необходимо сравнить показатели численности учащихся школы за 10-15 лет.

Таблица 2.1 Динамика численности учащихся с 1996 года по 2012 год

Анализируя данные (табл2.1) видим, что численность учащихся с 1998 года до 2012 года сократилась почти в два раза. Все годы наблюдалось снижение численности учащихся школы и только в 2012 году появилась незначительное увеличение.

Мною было опрошено 151 учащийся Из них 73 девушек и78 юношей. (, рис. 2.1)

Рис 2.1 Состав опрошенных по полу

Таким образом, в нашей школе, мужской коллектив незначительно преобладает над женским. Так же эта тенденция прослеживается в Красноярском крае. Хотя в России наоборот численность женщин выше чем мужчин.

Среди опрошенных преобладают 14летние. Следовательно, во время вступления их в детородный возраст (через 10-12 лет) не произойдет уменьшения численности учащихся нашей школы.

Рис 2.2 Возрастной состав опрошенных

Брачность и разводимость -- это процессы естественного движения населения. В Красноярском крае в кризисные 90 годы выросло число разводов и скратилось количество браков. В нашей школе этот процесс можно пронаблюдать на количестве полных и неполных семей. Среди опрошенных 114 респондентов живут в полной семье(75%), а 37респондентов проживает в неполной семье (25%)

Рис 2.3 Состав семьи

В зависимости от социального статуса родителей количество детей в семьях колеблется согласно диаграмме

В зависимости от социального статуса родителей количество детей в семьях колеблется согласно диаграмме

Рис. 2.4 Численность детей в семье

Анализируя данные о количестве детей семьях видим , что 78 учащихся имеет брата или сестру (2 ребёнка в семье),

48 учащихся не имеет братьев и сестёр (1 ребёнок в семье)

19 учащихся имеют 2братьев или сестёр (3 детей в семье)

6 учащихся учащихся имеют более3 братьев и сестёр.

Таким образом среди респондентов 17% семей имеющих трёх и более детей., 52 % семей имеет 2 детей и 32% семей с одним ребёнком

Социальный статус родителей. Количество %

Рис 2.5 Зависимость между социальным статусом родителей и количеством детей в семье

По итогам обнаружено, что большинство родителей респондентов работают в бюджетной сфере (52%) и наемными рабочими (20%). , 10% из семей безработных. Это беспокоит нас, ведь в будущем возможности детей могут не совпасть с их желаниями из-за материального положения (у рабочих этих категорий невысокая зарплата). И только 13% родителей имеет высокую зарплату.

Таблица 2.3 Национальный состав респондентов выглядит следующим образом

Итоги проведённого анкетирования показали следующее:

из 151опрошенного планируют иметь детей 100%. Желание иметь детей изъявили респонденты всех национальностей. Одного ребёнка планируют иметь 30% русских, Двух детей хотят иметь 57 русских, все опрошенные респонденты других национальностей хотят иметь 2 и более детей. . Одним из факторов, влияющим на рождаемость, является религия. В данном случае принадлежность к разным религиям повлияла на предполагаемую рождаемость. Рис 2.8 Респонденты из мусульманских семей планируют иметь 3 и более детей.

Рис.2.8 Отношение респондентов к процессу миграции

Повысить численность учащихся в школе возможно за счёт мигрантов прибывающих из стран Ближнего зарубежья. Рис3.9

Коренных жителей среди респондентов 75%, остальные приехали в наш город из других регионов и государств Ближнего зарубежья.

Положительное отношение к процессам миграции в нашем крае высказали 17% опрошенных, ещё 17% отрицательное, большинство же опрошенных 66% относятся к процессам миграции нейтрально.

В результате исследовательской работы было выявлено, что среди учащихся нашей школы, как и на территории Красноярского края, преобладают представители русской национальности(84%), число юношей незначительно больше числа девушек.

Исследуя динамику численности учащихся в школе №86 (табл.2.1) наблюдаю стремительное сокращение численности, начиная с 1996 года до 2009 года и только в последние 2 года начинается медленный процесс её увеличения. Если сравнивать с изменением численности населения в Красноярском крае, то наблюдается та же тенденция(табл 1.1).

Снижение рождаемости, вызванное демографическим переходом всей страны к новому современному типу воспроизводства населения, ухудшение качества жизни населения в период экономического кризиса 90-х годов привело к отказу родителей от рождения 2 и 3 ребёнка в семье и как результат снижение численности учащихся в школе. Анализ количества полных (75%) и неполных(25%) семей показал, что респонденты, живущие в больших семьях, так же хотят иметь как минимум двух детей, а опрошенные, которые живут в неполных семьях, где всего один ребенок, хотят всего лишь одного ребенка. Так же на желание иметь детей, влияет социальный статус родителей (например, респонденты, живущие в неполных семьях. Где мама работает в бюджете, хотят одного ребенка, а в неполной семье, где мама работает наемным работником, предпринимателем или руководителем, опрошенные хотят иметь не менее двух детей). А респонденты, живущие в полных семьях, хотят двух детей.

Конечно, свое влияние оказывает и возраст: респонденты в возрасте 15-17 лет более определились со своими желаниями и возможностями, чем 13-14 летние. Даже в ответах на вопрос о количестве желаемых детей прослеживается зависимость от материальной возможности. Это мотивировалось теми фактами, что их социальное положение не позволяет иметь более одного ребенка. Из-за социально-экономического положения почти не увеличивается естественный прирост, поэтому государство должно оказывать помощь

молодым семьям. За последние годы усилился миграционный приток населения в наш край и в нашей школе растёт число детей мигрантов из Армении, Кыргыстана, Узбекистана и т.д.

Среди большинства респондентов отношение к к миграционным процессам нейтральное.

Целью работы было выявление зависимости между полом, возрастом, национальностью, демографическими факторами и характером воспроизводства населения, также привлечение внимания нашего поколения к проблемам и перспективам развития демографической ситуации в школе.

В работе были выявлены зависимости: между полом. В нашей школе, мужской коллектив преобладает над женским. Эта тенденция так же прослеживается в Красноярском и в крае.

зависимости: между национальностью. Большинство русские. социальным положением семьи. Количество детей зависит от социального статуса родителей. возрастом. По итогам наших исследований примерно через 10-12 лет количество учащихся вновь будет увеличиваться, когда подрастёт поколение 15-летних. К этому времени сегодняшние подростки вступят в детородный возраст.

1. Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007

2. Экономика против рождаемости Дмитрий МАДИГОЖИН.

Подобные документы

Направления демографической политики в РФ. Демографическая ситуация в Республике Дагестан. Влияние общих и специфических закономерностей развития и воспроизводства населения на социальное развитие республики до последней Всеобщей переписи населения.

дипломная работа [332,2 K], добавлен 09.03.2013

Среднее значение естественной убыли населения по 20 регионам. Положительный прирост населения по сравнению с прошлой переписью Сибирского Федерального округа. Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в Красноярского края.

реферат [2,0 M], добавлен 22.04.2015

Экономико-географическая характеристика Красноярского края. Демографическая ситуация, национальный состав и национально-культурные объединения, особенности социальной сферы региона. Труд и занятость населения, его структура по доходам и расходам.

курсовая работа [536,0 K], добавлен 10.07.2011

Современная демографическая ситуация в мире и в России. Демографический взрыв и демографический кризис. Особенности демографических процессов в России. Особенности демографических процессов в Ставропольском крае. Общие сведения о Труновском районе.

курсовая работа [286,4 K], добавлен 09.11.2008

Характеристика основных типов воспроизводства населения. Архетип воспроизводства населения в период первой демографической революции. Традиционный тип воспроизводства населения и его историческая ограниченность. Современный тип воспроизводства населения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В октябре 2010 года по всей стране проводилась перепись населения. При изучении экономической географии России меня заинтересовала процедура проведения переписи населения. Я решила провести перепись учащихся в нашей школе.

Целью моей работы было: проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.

Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.

В своем исследовании я дала характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

Задачи:

1. Изучение истории переписи населения в стране.

2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Проведение анкетирования учеников школы.

4. Сбор и обработка информации.

5. Анализ и выводы по анкетированию.

6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.

7.Чем была бы полезна эта информация школе?

Методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

4. Составление и анализ диаграмм.

5. Умение обработки данных на компьютере.

6. Умение обобщать, выделять главное.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа:

Демографический портрет обучающихся школы

Выполнила: ученица 10-го класса

Чиркунова Ульяна

Руководитель: учитель географии

Чиркунова Елена Николаевна

1. Источники данных о населении…………………………………………………3

2. Демографическая ситуация в школе…………………………………………. .4

2.1.Количество детей посещающих детский сад ………………………………. 5

2.2. Численность и половой состав обучающихся школы………………… 6

2.3. Количество детей получивших аттестат………………………………….7

2.4. Этнический состав обучающихся школы……………………………………..8

2.5. Количество детей в семьях обучающихся школы…………………………….9

2.6. Возрастной состав обучающихся школы в 2012-2013 уч. году……………..10

2.7. Религиозный состав обучающихся школы………………………………….11

2.8. Место рождения обучающихся школы……………………………………12

2.9. Сфера деятельности родителей обучающихся………………………………13

2.11..Предполагаемый уровень образования.………………………………………………………………………………15

2.13. Участие во внеурочной жизни школы……………………………………..17

В октябре 2010 года по всей стране проводилась перепись населения. При изучении экономической географии России меня заинтересовала процедура проведения переписи населения. Я решила провести перепись учащихся в нашей школе.

Целью моей работы было: проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.

Актуальность проблемы в том, что в результате оптимизации по стране закрывают малокомплектные школы. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из поселка, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого поселка нет будущего.

В своем исследовании я дала характеристику демографической ситуации в школе и попытались в условиях растущей безработицы в стране дать рекомендации по ее преодолению. Также важным является приобретение новых знаний в реальной жизненной обстановке.

1. Изучение истории переписи населения в стране.

2. Составление анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Проведение анкетирования учеников школы.

4. Сбор и обработка информации.

5. Анализ и выводы по анкетированию.

6. Ознакомление с данной работой учащихся школы.

7.Чем была бы полезна эта информация школе?

1. Анализ литературных источников.

2. Проведение анкетирования.

3. Обработка данных.

4. Составление и анализ диаграмм.

5. Умение обработки данных на компьютере.

6. Умение обобщать, выделять главное.

1. Источники данных о населении

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи — по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 80 мальчиков и 117 девочек.

2. Демографическая ситуация в школе.

В 2013 году в нашей школе обучается 197 учеников. Участие в опросе приняли 171 ученик 1 – 11 классов. Из них 47%-мальчиков и 53%-девочек.

При выполнении работы я изучила различные статистические материалы , провела опрос учащихся, анкетирование, изучила школьные документы по численности, половому и этническому составу школьников.

Для выполнения данной работы среди 1-11 классов провела анкетирование.

Были предложены следующие вопросы анкеты.

1.Дата и место рождения

2. Указать пол (мужской, женский).

3. Укажите свою национальность.

4. Какую религию исповедуешь? (христианство, мусульманство и др.).

5.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?

6.Место рождения (город, село, край, область, республика).

7.Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?

8.Какую профессию ты хотел бы получить?

9. Какое образование ты хотел бы получить (9 классов –основное, 11 классов – среднее, после школы – среднее специальное, высшее)?

10. Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

11. Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет). Если да, то как часто (постоянно, иногда, никогда).

2.1.Количество детей посещающих детский сад

Прежде всего, мы проследили демографическую ситуацию с детского сада, ведь именно этим детям предстоит обучаться в нашей школе.

Исследовательская работа

В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Вот и мы решили изучить демографические изменения в нашей школе за последние 10 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заветинская средняя образовательная школа №1

Демографический портрет школы

Куриловой Светланой Сергеевной

Морковской Ольгой Владимировной

Научный руководитель - учитель географии

Курилова Татьяна Васильевна

с. Заветное , 2016год

1.Демографические понятия……………………………………………. …. 5

2. Демографическая ситуация в школе…………………………………. … . 5

2.1 Динамика численности учащихся за последние 10 лет…………….…. .. 5

2.2 Возрастной состав учащихся школы……………………. ………….…… 9

2.3 Половой состав учащихся школы……………………………………….. ..11

2.4 Этнический состав учащихся школы………………………………….. . 12

IV. Используемые литературные источники ……………………………. 15

В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.

После изучения терминов задались вопросами:

- Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации нашего района и школы?

- Исходя из данных по динамике численности учащихся, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а значит и наше село?

Цель исследования:

изучить демографические изменения в школе за последние 10 лет и предположить прогноз на будущее.

1. Изучить терминологию по вопросу демографии.

2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Собрать и обработать информацию.

5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

1. Анализ литературных и интернет источников.

3. Систематизация и обобщение.

4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования:

Обучающиеся МБОУ Заветинской СОШ №1

Предмет исследования:

влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.

зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Демографические понятия:

Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).

2. Демографическая ситуация школы.

Для составления демографического портрета нашей школы нам нужно изучить численность учащихся школы за последние 10 лет, половозрастной и этнический состав учащихся.

2.1. Динамика численности учащихся за последние 10лет.

Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 10 лет, мы обратились к директору школы Таранину Сергею Николаевичу и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов, были полученные данные об учащихся МБОУ Заветинская СОШ №1. Эти данные были занесены в таблицу. (Таблица 1)

Численность учащихся МБОУ Заветинская СОШ №1 за 10 лет

Количество учащихся (чел)

Изучив данные, мы получили следующее: за десятилетний период (2005-2015гг.) количество учащихся сократилось на 74 человека. Уменьшение детей школы хорошо просматривается на диаграмме (см. Приложение №1).

Нас заинтересовали эти результаты, и мы решили сравнить данные численности населения района с данными о рождаемости и смертности за последние 10 лет. Для этого мы обратились за статистическими данными в отдел ЗАГС Администрации Заветинского района. Просмотрев отчеты, мы составили таблицу и занесли данные. (Таблица 2)

Число родившихся и умерших по Заветинскому району за 10 лет

Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:

- в период с 2006 по 2015 гг. в Заветинском районе родилось 1544 человека,

- в период с 2006 по 2015 гг. в Заветинском районе умерло 1877 человек,,

Несмотря на то что в районе, число родившихся за последние десять лет составила 1544 человека, к сожалению, численность населения на 333 человека уменьшилась, так как число умерших больше, а значит – отрицательный прирост населения. (ЕП=Р/С) 1544(Р) – 1877(С) = - 333(ЕП)

Скорее всего, это объясняется следующими причинами:

-в Заветинском районе происходит постепенное старение населения, возрастает количество людей пожилого возраста;

- высокомотивированные выпускники после школы покидают район с целью получения высшего образования в г. Ростове-на-Дону и других городах России;

- часть населения мигрирует по причине поиска более оплачиваемых мест работы и с целью карьерного роста;

- сказывается и затянувшаяся кризисная ситуация в стране.

Каждый учащийся школы ответил на вопросы анкеты:

Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм.

2.2. Возрастной состав учащихся школы

2.3.Половой состав учащихся школы

Мы сравнили наши данные с данными в целом по Заветинскому району среди детей этих годов рождения. В 1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах среди новорожденных преобладали мальчики (см. Приложение № 3.1).

Поэтому преобладание девочек в нашей школе это погрешности школы.

2.4 Этнический состав школьников

Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение №4) показали, что основное количество детей русские - 90%, чеченцы – 3,9%, даргинцы – 3,7%. Есть представители и других национальностей: украинцы, кабардинцы, армяне, киргизы. Сравним наши данные с национальным составом Ростовской области: русские – 86,2%, армяне – 5,7%, чеченцы – 4,4%, прочие – 3,7% (на 2013г.) (см. Приложение №4.1). Мы видим, что в нашей школе почти схожее распределение национальностей: большинство населения – русские.

Подобное распределение, на наш взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) в Ростовской области в последние годы.

3. Это интересно.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители шести национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за десятилетний период и лишь незначительное увеличение количества учащихся школы за последний год.

Несмотря на увеличение числа родившихся в Заветинском районе сохраняется по прежнему отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.

Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего района. Будущее сел полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие этих сел, на улучшение качества жизни, на развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения района, соответственно и количество детей школьного возраста и школ района так же будет увеличиваться.

Выражаем благодарность за предоставление статистических данных директору школы Таранину Сергею Николаевичу, секретарю школы Кузуб Наталье Романовне, а также сотрудникам отдела ЗАГС Администрации Заветинского района.

IV. Используемые литературные источники:

1. Цифровые данные статистических отчетов школы

2. Классные журналы

3. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС

Администрации Заветинского района.

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2013, 4-е изд., 495 стр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности. Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а значит школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы.

Поэтому цель моей работы: исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и предположить прогноз на будущее.

Цель реализую через задачи:

1. Изучить терминологию по вопросу демографии.

2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Собрать и обработать информацию.

5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

Объектом исследования являлись обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы

В результате исследования пришли к выводу о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности. Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а значит школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы.

Поэтому цель моей работы: исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и предположить прогноз на будущее.

Цель реализую через задачи:

1. Изучить терминологию по вопросу демографии.

2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Собрать и обработать информацию.

5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

Объектом исследования являлись обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы

В результате исследования пришли к выводу о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Васильевки

«Демографический портрет

Работу выполнила: ученица 7а класса Заика Юлия Руководитель: учитель географии Китова Наталья Григорьевна

I. Введение_________________________________________1-3

II.Основная часть___________________________________4-11

1.Литературный обзор _______________________________5

2. Методы исследования______________________________6

III. Заключение_____________________________________12

IV. Литература _____________________________________13

V. Приложения_____________________________________14-17

Актуальность

В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь. После изучения терминов возник вопрос: - Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации моего села и школы?

Исходя из данных по динамике численности обучающихся школы, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а, значит, и наше село?

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за последние пять лет.

Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с обучающимися, посредством создания ими в будущем многодетных семей.

Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической

ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности.

Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а ,значит, школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы. Основной идеей и главной целью моей работы является изучение демографических изменений в школе за последние 5 лет и предположение прогноза на будущее.

Цель реализовала через ряд задач:

1. Изучить терминологию по вопросу демографии.

2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Собрать и обработать информацию.

5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

В работе я использовала методы:

1. Анализ литературных и интернет источников.

3. Систематизация и обобщение.

4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования: обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы

Предмет исследования:

влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.

зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем полноценных многодетных семей.

Читайте также: