Деловая игра аукцион идей комбинированное занятие в профессиональной школе

Обновлено: 06.07.2024

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Примерные темы игр по менеджменту

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

Педагогические игры и их возможности в профессиональном обучении

Библиографическое описание:

Интенсивное развитие науки и техники, изменения в области техники и технологий, увеличение потока информации требует своеобразного подхода к подготовке будущих преподавателей профессионального обучения в высших образовательных учреждениях. Что, в свою очередь, предполагает акцентирование внимания на развитие профессионального и педагогического мастерства тех, кто занимается здесь обучением и воспитанием. Одной из важных условий реализации данных требований является разработка и внедрение новых методик и технологий формирования профессиональных навыков и умений.

В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 400 “О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров для учреждений среднего специального профессионального образования” от 4 октября 2001 года подчеркивается, в частности, необходимость “… широкого использования на занятиях новых педагогических технологий, методов интерактивного, критического мышления [1].

Педагогические игры важны в процессе подготовки будущих специалистов к творческому исполнению своих обязанностей и будущей профессиональной деятельности. Педагогические игры классифицируются по характеру деятельности, по характеру педагогического процесса, по технологии (методики) организации, по игровому кругу, по уровню проблемности, по коммуникативному взаимодействию, по применению технических средств, по виду профессиональной деятельности [2].

Педагогические игры, обычно, предусматривают активизацию и развитие обучаемых, формирование у них профессиональных навыков и умений.

Различные авторы предпринимали попытки раскрыть сферу и условия применения игр в процессе подготовки учителей профессионального обучения.

Применению игровых методик обучения посвящены работы О.С. Анисимова, Н.Н. Богомоловой, Л.Б. Наумова, Е.А. Литвиненко; проблемы игрового моделирования научно обоснованы и внедрены в образовательный процесс в работах С.Н. Брухина, А.Н. Дахина, М.В. Кларина, Н.П. Аникеева, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, А.М. Новикова, Б.В. Куприянова, Ю.Н. Кларина, В.Г. Мамигоновой, Г.С. Сухобской, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтъева и др.

Г.В. Алферова исследовала педагогические игры как средство интенсификации профессиональной педагогической подготовки; Н.П. Аникеева – как дидактическое средство формирования организаторских навыков; С.Я. Харченко – как активный метод подготовки к воспитательной работе; Е.В. Семенова – как средство формирования коммуникативных навыков; М.А. Ярмолович – как форму активизации познавательной деятельности студентов педагогических высших образовательных учреждений.

Вместе с тем, Н. Азизходжаева, З.К. Исмоилова, Б.С. Нуридинов, Д.Н. Раззоков, У.Қ. Толипов, Ж.С. Хайдаров, С.А. Усманов, И.А. Рахимов и др. проводили научные исследования в области применения педагогических игр в сфере образования для развития личности, в процессе обучения, значения игр в процессе усвоения знаний обучаемыми.

Применение педагогических игр при подготовке будущих преподавателей профессионального обучения к практической деятельности, в первую очередь, повышает интерес обучаемых к учебной дисциплине и знаниям, которые нужно усвоить в ходе занятия. С точки зрения обучения, педагогические игры наряду с педагогическими знаниями, навыками и умениями способствуют формированию методов взаимодействия в процессе совместного коллективного решения задач, поиска решений проблем. Также, педагогические игры обеспечивают усвоение навыков самостоятельного планирования рабочего места, успешного выполнения технологических норм производства, передовых способов выполнения учебно-производственной работы.

Педагогические игры в процессе образования имеют следующие преимущества:

  • обеспечивают преемственность с будущей профессиональной деятельностью будущего специалиста;
  • возможно несколько раз эффективно применить типичные педагогические игры;
  • предоставляют студенту самостоятельно без помощи преподавателя усваивать знания и секреты профессиональной деятельности;
  • предоставляют возможность предотвратить возможные ошибки в будущей самостоятельной профессиональной деятельности студентов;
  • в процессе игры у участников группы развивается способность к коллективному мышлению;
  • появляется возможность апробирования новых форм и правил, структуры, норм и методики управления и др [3].

Навыки, умения и личные качества, формируемые посредством педагогических игр зависят, в основном, от планирования и проведения, а также мотивации, лежащей в основе педагогической игры.

Кроме того, эффективность педагогических игр состоит в том, что участники овладевают целостными системными знаниями, и на основе развития способностей самостоятельного, творческого мышления формируются начальные навыки к будущей профессиональной деятельности, обеспечивается реализация учебного процесса в непосредственной связи с обучением. Именно поэтому педагогические игры считают высоко эффективным методом развивающего и активизирующего обучения.

В процессе педагогических игр студенты выполняют практические действия в соответствии с заданной ролью (учитель – управляющий учебно-воспитательным процессом, учитель – организатор общественно полезного труда, руководитель кружка и др.). Основная задача педагогической игры – это обучение студентов практике принятия решений, основанных на анализе, правильной оценке ситуации и её диагностики в соответствии с теорией педагогической науки. При этом вырабатывается педагогическая техника (общение, мимика, движения, управление своим состоянием, понимание себя и окружающих, взаимосвязь с ними и др.).

Таким образом, анализ опыта применения педагогических игр и имитаций в них, как средства обучения в профессиональной педагогической подготовке будущих преподавателей профессионального обучения создает возможность для формирования важнейших навыков и умений, связи теоретических знаний с опытом, приобретенном на практике, определения направления личного и профессионального развития.

  1. Олий таълим. Меъёрий ҳужжатлар тўплами. 2-қисм. – Т.: 2003.– Б. 688.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
  3. Бозорова С.Д. Таълим жараёнида дидактик ўйинлардан фойдаланишнинг афзалликлари // Касб-ҳунар таълими. – Т. 2009. – № 1. – Б. 13-14.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

метод деловой игры

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

коллективное обсуждение вопросов.

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.


Настоящая разработка предназначена для школьного курса информатики, нацеленного не только на обучение, но и на воспитание и развитие личности. Игры и занятия, описанные ниже, демонстрируют школьникам возможности использования компьютера в реальных жизненных ситуациях.


Цель: активное привлечение учителей, учащихся и их родителей к сбережению энергии в школе и дома, а, следовательно, к процессу сохранения окружающей среды.

Подготовительный этап: Первичное ознакомление с проблемой, изучение литературы по данной теме, распределение работы между педагогами и учащимися, составление плана акции. Создается оргкомитет с участием учителей, представителей общественных экологических организаций, а также совета старшеклассников, членов экоклуба школы (если есть).

Под руководством педагогов учащиеся среднего и старшего звена проводят исследования по расходу электроэнергии в семьях. Целесообразно оформить информационный стенд по теме энергосбережения в вестибюле школы.

План тематического дня (акции)

Участники круглого стола (школьники, проводившие исследования в школе и дома, учителя, общественность, родители) обсуждают вопросы энергопотребления и энергосбережение в школе и дома. Принимается резолюция о внедрении энергосберегающих технологий в повседневной жизни.


Вывод: Энергоресурсы дорожают, и экономия их позволит вам не только помочь природе, но и сберечь средства семейного бюджета.


Семинар направлен на формирование у детей и взрослых понимания необходимости утеп-ления жилища и выработки навыков сбережения тепла в домах; привлечение детей и родителей к активному участию в сбережении тепла в семье, в подъезде, в доме, в школе, в детском саду; распространение информации о теплосберегающих технологиях среди населения.

Время проведения: осень, начало отопительного сезона.

Предварительно дети совместно со взрослыми, готовят и разносят по микрорайону приглашения на семинар, готовится выставка литературы, плакатов, коллажей, рисунков, посвящённых проблемам утепления жилья.

Участники: дети 6-7 летнего возраста, их родители и другие члены семей, жители микрорайона.

Краткая презентация о том, что надо знать и делать для экономии тепла в квартире.

Приглашённые специалисты оценивают эффективность того или иного способа утепления окон, подоконников, лоджий, входных дверей, стен и пола и делятся рекомендациями по лучшему использованию предложенных материалов. По договорённости со строительными фирмами проводится реклама современных утеплителей.


Праздник направлен на знакомство администрации школы, учителей и учеников с результатами работы инициативной группы по энергосбережению и привлечение новых сторонников к деятельности по энергосбережению в школе.

Подготовительный этап: Сформирована инициативная группа из учеников 7–9–х классов (по 3–4 человека в группе) для проведения простейших энергосберегающих мероприятий в школе и оценке их эффективности.

7 класс – хранители воды, 8 класс – хранители тепла, 9 класс – хранители электричества. Помещение, где проводится праздник, оформляется плакатами по энергосбережению, сделанными учащимися.

Праздник ведут два старшеклассника, они рассказывают о программе ШПИРЭ, о необходимости энергосбережения, о самых простых методах экономии электричества и тепла, об уже проведенной в школе работе по энергосбережению и о результатах этой работы.

В заключение руководитель проекта подводит итоги праздника, рассказывает о планах будущей работы в школе по энергосбережению и приглашает всех желающих присоединиться к этой работе.



Цель мероприятия: привлечение внимания взрослых и детей к проблемам атомной энергетики и её последствиям, а также к энерго-сберегающим технологиям и возможности решения данной проблемы практическим путем.

В ходе мероприятия ставится задача подсчитать, сколько тратит обычная семья электроэнергии за неделю и как эту электроэнергию она может сэкономить.

Автор предлагает, как один из методов экономии электричества, следующее: включить в цепь питания выключателя стандартный светодиод, который будет реагировать на освещенность в помещении и отключать цепь питания в квартирах, когда освещенность достигнет порогового уровня. Особенно это скажется утром, когда светает, а мы забываем выключать свет.

Если в квартире горят 10 лампочек по 60 Вт, т.е. 600 Вт в час, то отключение электроэнергии на полчаса в день в одной квартире ведет к экономии 300 Вт. В Саратове около 900 тыс. жителей. Средняя семья состоит из 3 человек, т.е. 900 тыс.: 3 = 300 тыс. (семей). Предположительно 2/3 семей имеют отдельные квартиры (200 тыс. квартир), т. е. экономия за один день составляет: 200 тыс. х 300 Вт это 60000 кВт. Это только за один день. За месяц - 60 тыс. кВт х 30 дней это 1800 тыс. кВт. Экономия очевидна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию дошкольников.

- углубить и расширить знания педагогов о содержании работы в ДОО по трудовому воспитанию дошкольников;

- формировать у педагогов умение быстро и логически мыслить, грамотно отвечать на вопросы, культурно общаться в ходе соревнования;

- развивать творческий потенциал педагогов.

Материалы и оборудование: конверты с деньгами, задания в разноцветных конвертах, ручки, жетоны, квадраты зеленого, желтого и красного цвета.

Ход деловой игры

Участники игры делятся на 3 команды по 5-6 человек, рассаживаются на свои места.

Я очень рада вас приветствовать сегодня на деловой игре, которая называется "Биржа педагогических идей". Здесь каждый из вас сможет показать свои профессиональные знания по такому направлению нашей деятельности как трудовое воспитание дошкольников.

У каждой команды лежат конверты с начальным капиталом в 500 рублей. Вы на эти деньги можете купить вопросы любой стоимости (50,60, 70, 80 рублей) . Это зависит от сложности вопроса. Если команда ответила на вопрос правильно, она получает стоимость билета назад, и плюс призовой фонд в 100% размере стоимости вопроса. Если нет, возможность ответить на этот же вопрос дается другой команде. Таким образом, каждая команда может пополнить свой начальный капитал. В конце игры мы выявим победителя – ту команду участников игры, у кого будет больше сумма денег.

(Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1, 2 ,3).

Вопросы стоимостью в 50 рублей:

Назовите виды труда детей в детском саду. (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд).

Какие формы труда детей бывают в детском саду? (поручение, дежурство, коллективный труд).

Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)

Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами?(ручной)

Метод стимулирования детского труда.(поощрение).

Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка?(коллективный)

Задание стоимостью в 60 рублей:

Здесь мы с вами должны вспомнить пословицы и поговорки о труде и лени. В них заключена народная мудрость, накопленная веками. Пословицы и поговорки о труде мы можем с вами использовать в своей работе по трудовому воспитанию. Надо закончить пословицы, которые написаны на листке. ( по 5 пословиц) - дается 30 секунд.

Суди о человеке по его …………… (делам)

Труд кормит, а лень ……………… (портит)

Без труда жить — только небо …………… (коптить)

Всякое дело концом …………………. (хорошо)

Маленькое дело лучше большого …………………… (безделья)

Больше дела, меньше …………… (слов).

Не за своё дело не берись, а за своим — не ………………….. (ленись)

Кто привык трудиться, тому без дела ……………………… (не сидится)

Работай до поту, поешь …………………… (в охоту)

Доброе начало — половина ……………….. (дела)

Недаром говорится, что дело ………… (мастера боится)

Кончил дело — ……………………… (смело)

Скучен день до вечера, коли …………………… (делать нечего)

Хочешь есть калачи — не сиди …………………… (на печи)

Делаешь наспех — сделаешь ………………… (на смех)

Уменье и труд ……………………………… (всё перетрут)

Пашню пашут, руками не ……………………………… (не машут)

Мала пчелка, да и та …………………… (работает)

Тяжело тому жить, кто от работы ……………… (бежит)

Спать долго — жить с …………………… (долгом)

Задание стоимостью в 70 рублей:

Педагогические ситуации для размышления.

Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Задание стоимостью в 80 рублей:

С помощью жестов, мимики показать пословицу.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

В конце игры каждая команда считает свой накопленный капитал.

Ведущий: Подводя итог нашей игры, я предлагаю каждому из вас взять квадрат, цвет которого близок Вам по значению и поднять вверх руку.
Зеленый - Я уже об этом знал (а), но было интересно.
Желтый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
Красный - Мне удалось приобрести новый опыт, ответить на вопросы, которые волновали в самом начале.

Ведущий:Благодарю всех за внимание. Спасибо всем за активное участие в деловой игре.

Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.

Суть деловой игры

В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:

  • моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
  • есть конфликты;
  • есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
  • есть ограничение по времени.

Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.

Классификация деловых игр

Есть несколько видов деловых игр:

  1. Учебные.
  2. Производственные.
  3. Исследовательские.

Учебные деловые игры

Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.

Производственные деловые игры

Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.

Исследовательские деловые игры

Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.

Плюсы и минусы деловой игры

К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:

  • выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
  • не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
  • находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
  • работать в группе.

Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:

  • сложности в подготовке;
  • отсутствие четкого плана;
  • отсутствие возможности дать объективную оценку.

Структура деловой игры

Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:

  1. 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
  2. 2 этап – работа в командах.
  3. 3 этап – взаимодействие между командами.

1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации

На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.

При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:

  1. Для чего проводится деловая игра?
  2. Для кого проводится деловая игра?
  3. Чему именно должна научить деловая игра?

Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.

2 этап – работа в командах

На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.

3 этап – взаимодействие между командами

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.

Обеспечение деловой игры

Потребуется обеспечить деловую игру:

  • небольшим описанием;
  • методическими рекомендациями;
  • справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.

Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.

На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.

Ценность деловой игры

Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:

  • уровень развития творческих способностей;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
  • личные качества.

Основа успеха деловой игры

Основа успеха деловой игры – это:

  • искренняя, а не показная вовлеченность;
  • внимательность;
  • наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
  • возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.

Полезные советы для преподавателей

Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:

  • для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
  • для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
  • для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.

Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.

В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.

Читайте также: