Декамерон пазолини краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет:
Фильм состоит из девяти не связанных между собой новелл: ярких, легкомысленных и комичных, удачно иллюстрирующих не только само произведение Дж. Боккаччо, но и быт, нравы Средневековой Италии.

Очень колоритны и правдоподобны типажи героев: крестьяне, ремесленники, монашенки. Сам режиссёр, Пьер Паоло Пазолини, исполнил в картине придуманную роль мастера-живописца Джотто, приехавшего расписывать собор. В литературном оригинале данный герой отсутствует, даётся лишь характеристика его творчества.

Картина поражает своей простотой и некоторым эпатажем, временами граничащим с вульгарностью. Но не следует, уподобляясь критиками, безапелляционно относить данный фильм к разряду эротического кино, скорее это откровенные исторические зарисовки, наполненные тонким юмором и иронией. Перечень новелл, использованных в фильме: 1.День первый Новелла первая 2. День второй Новелла пятая 3. День третий Новелла первая 4. День четвёртый Новелла пятая 5. День пятый Новелла четвёртая 6. День шестой Новелла пятая 7. День седьмой Новелла вторая.

В ролях:
Кристо Винченцо, Франкель Габриэлла, Йованович Йован, Амато Винченцо, Пазолини Пьер Паоло, Альберти Гвидо, Люче Ангела, Даволи Нинетто, Читти











Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини
Продюсеры: Альберто Гримальди, Франко Росселлини
Сценарий: Джованни Боккаччо, Пьер Паоло Пазолини
Оператор: Тонино Делли Колли
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Винченцо Кристо, Габриэлла Франкель, Йован Йованович, Винченцо Амато, Пьер Паоло Пазолини, Гвидо Альберти, Ангела Люче, Нинетто Даволи, Франко Читти

Фильм состоит из семи не связанных между собой новелл. В фильме сочетаются яркие, ироничные и комичные истории (о торговце Андреуччо, садовнике в монастыре) и глубоко проникновенные, философско-лирические эпизоды (любовь дворянки и молодого слуги, визит умершего к своему другу), удачно иллюстрирующие не только само произведение Дж. Боккаччо, но и быт, нравы Средневековой Италии.

Очень колоритны и правдоподобны типажи героев: крестьяне, ремесленники, монашенки. Сам режиссёр, Пьер Паоло Пазолини, исполнил в картине придуманную роль мастера-живописца Джотто, приехавшего расписывать собор. В литературном оригинале данный герой отсутствует, даётся лишь характеристика его творчества.

"Декамерон" Пазолини, так же, как "Декамерон" Боккаччо - это гимн гуманизма, воспевание человека, тонкая и всесторонняя характеристика человеческой жизни.

Перечень новелл, использованных в фильме

День первый Новелла первая
День второй Новелла пятая
День третий Новелла первая
День четвёртый Новелла пятая
День пятый Новелла четвёртая
День шестой Новелла пятая
День седьмой Новелла вторая

Экранизировать "Декамерон" Джованни Боккаччо, литературный памятник эпохи Возрождения, — задача интересная, но титанически сложная. Грамотно решить такую задачку прежде удавалось только режиссерам порнофильмов. Однако, у Пьера Паоло Пазолини получился без преувеличения гениальный фильм. Главное его достижение — атмосфера, дух, настроение эпохи. Понятное дело, что современникам Боккаччо, равно как и самому Боккаччо, фильм мог бы показать недостоверным, но мне, далекому их потомку, который пытается в мыслях прикоснуться к тем дальним временам, пазолиниевское чутьё кажется безупречным.

Пазолини сохранил эпизодичность, присущую первоисточнику, но полностью поменял каркас, на котором эти эпизоды крепятся. Истории у Боккаччо рассказывает группа довольно знатных людей (семь молодых женщин и трое молодых мужчин) которые прячутся от чумы в предместьях Флоренции. Понятное дело, что у коммуниста Пазолини знатных молодых людей, пирующих во время чумы, быть не могло. Пазолиниевского рассказчика мы можем заметить во вставке между первым и вторым эпизодами: энергичный старик, окруженный толпой народа, сидит на ступеньке и читает какую-то толстую книгу — как можно легко догадаться, это "Декамерон". Прочтя пару вычурных абзацев, старик машет рукой и обещает рассказать "то же самое, но по-простому". Боккаччо и правда сложно читать из-за его многословности и упредительной витиеватости слога. Байки, притчи и анекдоты "Декамерона" рождались в той самой толпе, где сидит старик. Книга Боккаччо — современник той толпы. Пазолини отказывается от дифференцирующей литературщины и, в соответствии со своим замыслом, снимает очень "простой" фильм, пользуясь приемами режиссеров-неореалистов (что, по сути, невероятно — учитывая то, что Пазолини снимает фильм о давно ушедших временах). Пазолини как бы обращается к "генетической памяти" итальянцев, которые были задействованы в съемках.

Впрочем, тут следует заметить, что операторская работа Тонино Делли Колли крайне изощренна. Игра света и тени, сочные краски Италии, холод и мрак каменных жилищ, яркость фресок, насыщенный колорит дорогих господских костюмов и тусклая чернота рубищ… — всё запечатлено на высшем уровне. Именно оператор дарит фильму об эпохе Возрождения свет и радость жизни. Без Тонино Делли Колли, полагаю, фильм не состоялся бы.

Мне кажется, что Пазолини хоть и убрал из своего фильма чуму, но ему было важно заменить ее на какой-то другой вид смерти, потому что в данном случае смерть является не поводом для рассказа историй, а символом, отражающим духовное и нравственное состояние европейской цивилизации. Поэтому отправной точкой фильма является убийством сэром Чиполетто безызвестной женщины. То есть, в данном случае смерть — не природное явление или, скажем, божественное проявление, а дело рук человеческих. Последний эпизод в фильме мистичен и очень жизнеутверждающ, он говорит о том, что со смертью жизнь не кончается, и это — символ грядущих перемен. Кроме того, практически в каждой новелле с улиц, площадей или домов доносится пение. "Народная" (композитор — Эннио Морриконе) музыка подчеркивает, что если человек поёт, значит ему хорошо и легко на душе. Это важный нюанс.

Первая новелла в фильме — история про Андреуччо из Перуджи, которого топят в говне. Но Андреуччо не тонет. Вопреки злобным козням, он не только спасается, но и обогащается. У Боккаччо эта новелла рассказывается в середине второго дня, пятой по счету. Но Пазолини начинает со "скверного" анекдота, чтобы сразу отмести пафос и надутость, свойственные жанру исторического кино.

Естественно, что экранизировать все 100 новелл попросту невозможно в рамках одного двухчасового фильма. Но это и необязательно. Пазолини отмёл в сторону новеллы, действие которых происходит за пределами Италии (а таких у Боккаччо немало — много занятного и смешного герои "Декамерона" находят в Париже, Тунисе, на арабском востоке, Египте и даже в далеком прошлом). Снимая исторический, народный, итальянский по духу фильм, Пазолини отдает предпочтение антиклерикальным сатирическим новеллам, памятуя о том, как навязчиво церковь пыталась осудить Боккаччо за его безнравственное произведение.

Любопытство вызывает то, что маленькая и довольно незначительная новелла Боккаччо про знаменитого художника Джотто, который попадает под дождь и переодевается в крестьянские лохмотья, имеет в фильме продолжение. Джотто появляется в середине фильма и превращается в сквозного персонажа, который становится как бы очевидцем последующих событий-новелл. Будучи флорентийцем, он прибывает в Неаполь (действие фильма принципиально привязано к Неаполю, где жил Боккаччо, а не к Флоренции), чтобы выполнить заказ — написать фреску в храме. Здесь я просто не могу не провести параллелей с "Андреем Рублевым", снятым тремя годами ранее. Уж не знаю, намеренно это или случайно, но "Декамерон" превращается в личное произведение Пазолини, также как "Андрей Рублев" стал личным произведением Андрея Тарковского, в котором нравственные и творческие муки иконописца Андрея Рублева являются отражением нравственных и творческих мук Андрея Тарковского. Пьер Паоло Пазолини исполняет роль Джотто… Если противоставлять католическую Италию XIV века и православную Русь XV века, то сравнение окажется не в пользу нашей многострадальной отчизны. На одной чаше весов итальянская шаловливость и легкость на волне общего предчувствия ментального, физического и духовного раскрепощения, на другой — жестокость и мрачная затхлость русского средневековья. Ну, и далее: жизнелюбие и вакхический оптимизм пазолиниевского фильма с одной стороны, а с другой — изломанность, нервозность многострадального фильма Тарковского. Времена меняются ли.

Маленькая и довольно незначительная новелла Боккаччо про знаменитого художника Джотто, который попадает под дождь и переодевается в крестьянские лохмотья, имеет в фильме продолжение. Джотто появляется в середине фильма в исполнении самого режиссера и превращается в сквозного персонажа, который становится как бы очевидцем последующих событий-новелл. Будучи флорентийцем, он прибывает в Неаполь (действие фильма принципиально привязано к Неаполю, где жил Боккаччо, а не к Флоренции), чтобы выполнить заказ — написать фреску в храме.

Пьер Паоло Пазолини в роли ученика Джотто

Прискорбно, но, опять же, за шесть веков мало что изменилось. Всё то же лицемерие церковных служек, в тайне от паствы потворствующих собственным низменным желаниям (в новелле о монахинях, сексуально эксплуатирующих немого садовника). Всё то же презрительное отношение представителей высшего общества к простым людям, нашедшее отражение в печальной новелле о том, как три жестоких брата убили несчастного Лоренцо, работника, влюбленного в их сестру Элизабет.

Эта трагедия, развернувшаяся на экране где-то в середине фильма, наглядно демонстрирует разницу между Пазолини и Бокаччо. В книге, после того как убитая горем Элизабет удобряет землю под базилик останками своего возлюбленного, по сюжету происходит еще несколько событий. Пазолини же закончил рассказ на высшей точке эмоционального напряжения. Он специально взял на роль Лоренцо простого парня, а не модель Кельвина Кляйна, дабы в очередной раз подчеркнуть его реальность и горькую участь. Однако его убийцы, три брата, отнюдь не монстры, нет. Несмотря на то что их поступок ужасен, они всего лишь кичливые и нетерпимые к чужим слабостям подонки, коих в наше время отнюдь не меньше, чем в темные времена средневековья.

Данный эпизод особенно контрастирует с предыдущей новеллой, в которой родители девушки, застукав ее после ночных шалостей с молодым человеком, не совершили смертоубийства. Наоборот, зная, что родители юноши богаты и знатны, они хитростью заставили молодых обручиться.

Так, Пазолини еще раз указал нам на вечные проблемы социального неравенства и общественного лицемерия. Указал красноречиво, но очень элегантно, лишь поместив эти две новеллы одну за другой. Картина о средневековье, снятая в 70-е, протекает одновременно в обоих временных измерениях. Она рассказывает о стране, где, несмотря на короткие ливни, всегда светит солнце, где люди бедны, но не голодают, где дома просты, но надежны, где молодость проходит быстро, но используется на полную катушку, а старость приносит либо смирение, либо мудрость.

Декамерон кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Пьер Паоло Пазолини

Пьер Паоло Пазолини

Тонино Делли Колли

Эннио Морриконе , Пьер Паоло Пазолини

Альберто Гримальди , Франко Росселлини

Нинетто Даволи , Франко Читти , Йован Йованович , Винченцо Амато , Анджела Луче , Джузеппе Дзигайна , Габриэлла Франкель , Винченцо Кристо , Пьер Паоло Пазолини , Джорджо Йовине , Гвидо Альберти , Джакомо Риццо , Витторио Виттори , Джанни Риццо , Патриция Де Клара , Жани Эспозито , Моник ван Ворен , Вольфганг Хиллингер , Франко Марлетта , Витторио Фанфони , Джованни Филидоро , Гвидо Маннари , Энцо Спиталери , Мария Габриелла Майоне , Лучано Телли , Джузеппе Арриджо , Лино Криспо

Первый фильм средневековой "трилогии жизни" Пазолини, снятый по книге Джованни Боккаччо, включающий в себя откровенные озорные новеллы об эротических похождениях героев в XIV веке. Короткие истории прекрасно передают колорит эпохи и воспевают гимн радостям жизни и плотской любви, которые пришли на смену воздержанию и мрачным предрассудкам. Пазолини играет художника Джотто, странствующего по Италии, который становится свидетелем разнообразных любовных историй.

последнее обновление информации: 16.10.21

критика

Знаменитый итальянский режиссер, прозаик и поэт Пьер Паоло Пазолини был убит при невыясненных обстоятельствах в 1974 году. Он находился на пике славы.
Пазолини начинал свою карьеру в начале 60-х в русле неореализма. Затем всерьез увлекся левыми идеями и поставил "Евангелие от Матфея"(1964), где попытался объединить христианскую религию и марксизм. После нескольких эпатажных антибуржуазных фильмов ("Свинарник", "Теорема") Пазолини обратился к классике и реализовал один из грандиознейших проектов в своей жизни: "Декамерон" (по Бокаччо), "Кентерберийские рассказы" (по Чосеру) и "Цветок тысячи и одной ночи"(по мотивам арабских сказок). "Декамерон" - яркий и красочный фильм о любви - возвращает зрителей к искренности и подлинности чувств. Фильм со своеобразной атмосферой авторского мира Пазолини. С замечательным визуальным рядом, имитирующим живопись Ренессанса, с убедительной игрой актеров-непрофессионалов.


Декамерон (2015)
Maraviglioso Boccaccio
исторический
Режиссеры: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани
В ролях: Лелло Арена, Паола Кортеллези, Каролина Крешентини, Флавио Паренти, Виттория Пуччини
Премьера: 24 сентября 2015 года
Смотри бесплатно на

В середине XIV века во Флоренции свирепствует чума. Больные и умершие есть в каждой семье, и горожан хоронят в общих могилах – погребать каждого по отдельности нет никакой возможности. Некоторые люди впадают в такое уныние от гибели близких, что просят закопать их заживо вместе с родными. Не желая сидеть и ждать, пока чума придет за ними, семь девушек и три юноши из благородных семей уезжают из города в сельское поместье. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, они решают рассказывать друг другу увлекательные истории, почерпнутые из жизни или передающиеся из поколения в поколение.

Кадр из фильма "Декамерон"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Декамерон"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Декамерон"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Декамерон"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Декамерон"

Кадр из фильма

Читайте также: