Дарья вильке тарзанка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Эксперименты с пограничьем литературы и жизни, сознательное усложнение текста множественными истолкованиями, отстаивание самоценности личности, доведение до гротеска абсурдных явлений в человеческом обществе — эти и многие другие новаторские явления Дарьи Вильки в отечественной детской литературе по-разному воспринимаются потребителем современного искусства. У кого-то она вызывает отчуждение и неприятие, кто-то почитает ее талант до фанатизма. Однака в одном согласны все — за творчеством Дарьи Вильке интересно наблюдать. И не только потому, что она яркий, экспрессивный и откровенный писатель. Вильке – мастер художественного слова. У нее есть свои излюбленные приемы, формулы, схемы. Интенсивно она использует в текстах, адресованных подросткам, (что, согласитесь, происходит сегодня крайне редко, хотя игра и фантазия – это их способ познания мира), яркие полнокровные метафоры, сочные по своей выразительности речевые обороты, символические описания, оксюморон. Вильке старательно избегает пафоса и надрыва, чуждых психологии ребенка. Ее стилистика, мелодика текста, поэтика, поиск взаимодействия между реальностью и искусством близки раннему В.В. Набокову. Можно сказать, Дарья Вильке достойно продолжает традицию русской литературы в эмиграции (с 2000 г. писательница проживает в Вене). И это сравнение нисколько не умаляет ее самостоятельность. Тексты Вильке всегда узнаваемы и не только потому, что у нее есть свой голос, экспрессия, идеостиль, но и даже ритм: в прозе Дарьи Вильке органично сочетаются короткие абзацы и длинные синтаксические конструкции – отнюдь не старомодные, а классические.

Балль Х. Бегство из времени // Вопросы литературы. 2007. № 4. С. 263-309.

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

Вильке Д. Грибной дождь для героя. М.: Самокат, 2011.

Вильке Д. Шутовской колпак. М.: Самокат, 2013.

Вильке Д. Мусорщик. М.: Время, 2015.

Вильке Д. Между ангелом и волком. М.: БерИнгА, 2016.

Вильке Д. На другом берегу утра. М.: БерИнгА, 2016.

Кафка Ф. Описание одной борьбы // Ф. Кафка. Превращение. СПб., Азбука, 2015. С. 5-55.

Фрейд З. Поэт и фантазия // Проблемы истории литературы. Новополоцк, 2000.

Дарья Вильке. Фото: Вероника Порозкова


Дарья Викторовна Вильке — детский писатель, журналист, переводчик. Книги для взрослых пишет под псевдонимом Дарья Вернер.

Содержание

Дарья Вильке / Биография

Дарья Вильке родилась 25 мая 1976 года в Москве в семье актёров кукольного театра. Дарья вспоминает, что родители часто брали её с собой на работу, она росла в театре. Девочка делала уроки, сидя за гримировочными столами, играла с осветителями и костюмерами, пряталась в комнате, где хранились куклы и огромные маски. Дарья Вильке много читала — дома была хорошая библиотека. Также занималась фигурным катанием, рисованием, аэробикой, посещала музыкальную школу, где училась играть на домре. Она мечтала стать актрисой или режиссёром. Тем не менее девушка не пошла по актёрской стезе и по окончании школы поступила в Московский государственный педагогический университет. Она закончила факультет психологии и педагогики, работала в школе.


Мусорщик / Дарья Вильке


Шутовской колпак / Дарья Вильке


Между ангелом и волком / Дарья Вильке

Детские книги февраля, хорошие и разнообразные: обзор Российской государственной детской библиотеки


Текст: Лариса Четверикова/Библиогид

М.: "БерИнгА", 2015

vilke

Но развеивать ничего не надо. Этот необычный флер с оттенком фантасмагории помогает почувствовать атмосферу старинного провинциального городка, заживо превратившегося в историю.

В своей новой книге Станислав Востоков демонстрирует редкое умение — рассказывать просто о сложном. Если же учесть, что обращается он к детям лет десяти, а тема способна загнать в тупик кого угодно, то это больше чем умение — это почти искусство.

М: "Клевер Медиа Групп", 2016

vostokov

И об экологии. С ней особенно интересно. Оказывается, некоторые аспекты этой науки о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой вполне приложимы к человеческому обществу.

Читается книга на одном дыхании благодаря динамичному сюжету, хорошему языку, точно выбранной интонации, а также мягкой иронии, которую нечасто, но очень уместно позволяет себе автор. Даже без иллюстраций легко представить политкорректного чипированного лиса-вегетарианца и взъерошенного енотовидного, знающего что почем.

СПб.; М.: "Речь", 2016

petushok

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Кстати, для чтения малышам лучше выбирать эту сказку именно в обработке Алексея Толстого, поскольку его вариант заканчивается хорошо: кот и дрозд спасают петушка и наказывают лису. Ну а данное издание еще и поспособствует формированию художественного вкуса ребенка.

СПб.; М.: "Речь", 2016

tolstoy

Сказку о трех медведях, чей устроенный быт однажды порушил бесцеремонный человек, можно найти у многих европейских народов. В Англии, например, есть вариант и с юной красавицей по имени Златовласка, и со зловредной старушонкой. Судя по тому, какой рассказчику виделась дальнейшая судьба старушки (свернула шею, выпрыгнув из окна; заблудилась в лесу; выбралась из леса, но была арестована констеблем за бродяжничество), симпатизировать этой героине у англичан не принято.

prokofyeva

Софье Леонидовне всегда везло с художниками. Вот и над этой книжкой вместе с начинающим автором работал в те годы сам Евгений Чарушин.

gauff

Переводы взяты классические — Ирины Татариновой и Натальи Касаткиной. Кроме того, обе сказки в этом издании снабжены пояснениями незнакомых ребенку слов и выражений.

robin_iz_bobina

kunnas

О благородном лесном разбойнике авторы рассказывают в прежнем ключе — анималистически-юмористическом: Робин Гуд — лихой пятнистый кот (вот оно!), леди Мэрион — изящная, но боевая рыженькая кошечка, Маленький Джон — розовый кабанчик, король Ричард Львиное Сердце, ясное дело, гривастый лев и так далее.

kolmanovskiy

babenko

perelman

Слишком грустно для сказки, слишком сказочно для любого иного жанра.

Мусорщик – зашоренный, замкнутый в своем крохотном мирке, где все – по кругу. Он таскает вещи со свалки в свой дом, чтобы спасти их. Он хочет спасти все, но боится сделать что-то для себя, кроме обыденного: заказ пиццы по телефону, работа и носки с оленями. Мусорщик мечтает о малом, но даже на это малое никогда не решится.

А потом появляется Проходящий – врывается в жизнь Мусорщика, всю ее ставит с ног на голову, переворачивает.
Как же бедному Мусорщику с этим жить?

Понравились иллюстрации и финал. Жанр неопределим, но почитать стоит обязательно каким-то особенно грустным вечером.

Эта книга напоминает мне лоскутное одеяло сшитое мамой. В каждом квадратике и треугольнике отдельное воспоминание. Они совершенно разные: в одном из них мне только год, в другом уже почти четыре, вот тут мне семь, а здесь, наверное, десять. В них собраны все страхи, надежды, мечты. И все они с любовью и заботой были объединены.
С этой книгой так же. Я будто достала это одеяло и прошлась по каждому кусочку. Вспоминала.
Вспоминала, как боялась темноты, оставаться ночью одной. Как смущало чье-то чужое присутствие в доме. Как напрягали похитители спокойствия и нашей привычной мирной жизни. Пыталась вспомнить, как давно не брала маму за руку, просто так, что бы побыть рядом. И вдруг поняла, что все связанное с мамой - вечное и нерушимое. Пока она рядом, все кажется именно таким.
Не знаю, так ли уж нужна ребенку эта книга. Скорее, она написана для взрослых детей. Которые немножко потерялись, сбились с курса, забылись.

Пожалуй, она права.
От этой истории сердце щемит. Она написана с невероятной любовью, живым и очень образным языком. Когда не читаешь, а проживаешь момент.
И нет в ней чужого, есть только твое.

Мусорщик не знает точно, как чувствует себя счастливый человек, но надеется, что сразу поймет, когда счастье наступит.

Жизнь как-то не готовила меня к экзистенциальному кризису от крошечной детской книжки.

Казалось бы, совершенно простая история, даже в какой-то степени примитивная с точки зрения построения сюжета. Есть всего два персонажа — Мусорщик и Приходящий. Из всех декораций — одна квартира, заваленная всяким хламом, подъезд да крошечное пространство перед домом, которое мы видим лишь однажды. А за пределами — какой-то страшный, непонятный, наверняка враждебный мир, в который и нос-то высунуть страшно. Одним словом — свалка.

Ну вот что здесь можно придумать? А оказалось — можно. Милейшую сказку-притчу об отношении к жизни, о друзьях и одиночестве, об обществе и себе самом. Читается она за полчаса максимум, но это тот случай, когда даже небольшое и детское произведение хочется назвать серьезным. В какой-то степени. Теплая история на один вечер, с невероятно красивым стилем и моралью, которая, конечно, очевидна, но кто из нас не нуждается изредка в таком напоминании?

Даже не будучи фанатом детской литературы, не могу не заметить, что Мусорщик очарователен.

Сказки для взрослых? Или взрослая сказка для детей? Вопрос остается открытым, потому что перед нами небольшая книга Дарьи Вильке "Мусорщик".
О чем она? Об одиночестве. А может о двух параллельных мирах. Или о дне и ночи. Войне и мире. О злости и доброте. О мечтах и реальности.
Список можно продолжать бесконечно, не будучи выпускником философского факультета. Читать? Да. Думать? Да. Любить жизнь? Конечно!

Милейшая, совершенно недетская повесть про одиночество, про замкнутость, про то, как сложно бывает выползти из своей скорлупы и увидеть красочный мир вокруг. Главный герой - Мусорщик. Живет один, работает по ночам, тащит к себе всякий хлам и страшится перемен. Не любит, когда ему звонят в дверь, боится выходить на балкон и смотреть на свой балкон с улицы - потому что вдруг собственный балкон покажется ему совершенно чужим. Чувства Мусорщика описаны слегка гротескно, но почему-то они цепляют и ты узнаешь в них себя. Многие фразы хотелось выписать в качестве цитат, они правда классные.

Раньше время скрывалось где-то от Мусорщика – может быть, его проглотил мусор. Или свалка. Или просто он старался не замечать его. Потому что если замечать время, то оно становится как мусор и ты думаешь о нем, точь-в-точь как о мусоре: сколько его осталось, да сколько его было, да зачем его много, да зачем его мало, да что делать, когда его много или мало. Когда время не замечаешь, то все гораздо проще – его будто бы и нет. А иногда про время тебе кто-нибудь напоминает. Ты вот не хочешь – а он напоминает.

Но внезапно в жизнь Мусорщика вмешался некто Проходящий. Стал готовить вкусную еду, убирать, даже вышел на балкон и посадил там лаванду. Мусорщик был не слишком рад.

Потому, что мусор - это понятно и привычно, а то, что принёс с собой Проходящий - пугающе и ново. И даже если оно тебе и нравится, то лучше в этом не признаваться. Лучше не признаваться, что дома стало свободнее, что когда вечером ты засыпаешь, тебе и жутко, и сладко - приходят новые запахи, они будоражат и заставляют вспоминать. А когда в никуда исчезает мусор, тебе кажется, что ты раньше не дышал - а теперь вдруг научился дышать.

И в конце книги нас внезапно ожидает вау-поворот - который вроде бы как и не совсем "вау", можно было бы догадаться. Но я не догадалась) Да это и не важно, а важно то, что он дарит надежду - не нужно ждать никакого Проходящего, который спасет тебя от уныния. Ты сам можешь стать им для себя)


Родилась в 1976 году в Москве. Окончила факультет психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. Живет в Вене (Австрия), работает референтом в Институте славистики Венского университета и преподавателем русского языка.Серьезно начала писать прозу в тридцать один год. Своими учителями в литературе считает Михаил Булгакова, Стефана Цвейга, Исаака Башевиса Зингера, Питера Хёга, Астрид Линдгрен, Йоке ван Леувен, Рэя Брэдбери.Первая публикация состоялась в 2008 год.

Читайте также: