Даргинские девушки краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Огромный шар солнца висит в небе. А на горной тропе — два солнца. Два путника. Встретились они на крутом склоне: старик неторопливо спускается под гору, а молодой джигит спешит по склону вверх.

— Что ты стал, сынок, передо мной, как восклицательный знак? — спрашивает согбенный старик.

— Хочу воскликнуть, отец, на весь белый свет, как прекрасно устроена жизнь! — восторженно вскидывает руки горец и смотрит в синее небо. — А ты что же, отец, согнулся, как знак вопроса?

— Хочу спросить, сынок, у этого белого света, почему так несправедливо устроена жизнь! — отвечает старик, ощупывая палкой тропинку.

— Да здравствует солнце, отец!

— Да здравствует, сынок!

Старики умирают весной, говорят горцы, весной умирают старики. Почему? Потому что весна — обновляющее начало на земле. Так ли это, не так — поди докажи. У кого спросить? У солнца. А солнце молчит, солнце великодушно, и что от него еще требовать, если оно начало всех начал — я нашего бытия, и нашего разума. Солнце? Да, солнце.

Весной то ли мы ближе к солнцу, то ли оно ближе к нам. Солнце живое, золотое, румяное, словно чурек, только что извлеченный из кари [6] чурек, который ломается на столько ломтиков, сколько детей в семье. А хлеб разве не солнце? Что вызывает улыбку у ребенка и румянец на щеках, что озаряет его большие, чистые, как небо, ясные глаза? Ломтик солнца-хлеба. И разве сам улыбается ребенок? Нет, это солнце радуется в нем. Да, солнце всюду: и в глине, что месит гончар, и в персике, что цветет у окна, и в глазах сороки, что сидит на спине буйвола, и в журчании ручейка.

Солнце — это огромное поле со снопами спелой пшеницы — золотыми лучами, которые лаской своей согревают все земное, даже снежные вершины. И горы, эти могучие твердыни, греют свои скалистые бока, натруженную спину. Снег на вершинах тает, плачут ледники, и прозрачные ручейки талой воды сбегают в мутные, шумные потоки…

Старики умирают весной, пережив в своих каменных саклях трудную пору холодов, прощаются с жизнью, последний раз ощутив в себе желание жить. Жить, жить, жить — скрипит, как несмазанная арба на подъеме Эрпели, старое сердце. Оно, сердце человеческое, могло бы гореть и светить, как солнце. Вы спросите: а разве можно сравнить сердце с солнцем? А почему бы и нет, если цена жизни человека — это не только солнце, но и вся вселенная с ее раскрытыми и нераскрытыми тайнами.

Старики умирают весной. Суждение это можно подвергнуть сомнению, но стоит ли нам тревожить тени надгробных плит на кладбище аула Чиркей, откуда сейчас старый горец гонит с остервенением случайно забредшего бычка. Ох и достанется хозяину! Посмотрите, сколько их, этих застывших в раздумье надгробий, у подножия вершины Мусни-Цурби, где на известковых обнажениях будто отпечатались и окаменели краски радуги. Кладбище — это тихое, священное место, здесь не повышают голоса, здесь присутствует трепет глубоких волнений, здесь нет места спорам.

Сегодня почтенные чиркейцы хоронят всеми уважаемого человека. Именно сегодня, в первые теплые дни весны, когда солнце ласкает лучами все живое и заметно пробивается трава, когда цветут безлистые еще деревья и подснежники на склонах высыпали, как веснушки на лице рыжего мальчугана, ушел из жизни Дингир-Дангарчу. Не было еще ему восьмидесяти лет, ровно билось его сердце в этих суровых горах. Рано стали умирать люди, как заметила председатель сельсовета, молодая горянка Султанат, скорбным голосом оповестившая по местному радио о постигшем аул несчастье.

Музыки на кладбище не было, неуместной считается музыка в таких случаях. Музыка — это солнце, солнце — это музыка. Солнце молчит, и музыка должна хранить тишину скорби. Так понимают горцы.

Женщинам не положено быть на кладбище, их удел оплакивать усопшего в его сакле, с причитаниями и плачем вперемежку с разговором о разного рода иных житейских тревогах и заботах. Ведь Дингир-Дангарчу не первый и не последний, и до него умирали, и после него будут умирать люди. А жизнь продолжается, жизнь берет свое.

— Бажу, Бажу, я вчера приготовила пироги из требухи и свежей крапивы и ждала тебя с детьми…

— Разве это дети, моя Вермисед, сам дьявол семиглавый не сладит с ними, — отвечает Бажу, вытирая краем черного шелкового платка слезы. — А лук ты не позабыла положить в пироги?

— И лук положила, и толченый чабрец, — отвечает Вермисед.

— Душистые, видно, получились. И со сметаной, наверное… Да, жаль, жаль нашего Дингир-Дангарчу. Аги, аги, аги! — плачет Бажу и причитает протяжно и жалостливо:

Ахмедхан Абакаров - автор 24 книг. Из известных произведений можно выделить: Снежные люди, Ожерелье для моей Серминаз, Белый сайгак. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Снежные люди

Ожерелье для моей Серминаз

Девушка по имени Серминаз - голубоглазая красавица, живущая в небольшом дагестанском ауле. В неё влюблены сразу трое местных джигитов, и все трое считают, что Серминаз - дар Аллаха этой грешной земле. Каждый из них уверен, что этот дар ниспослан именно ему. Чтобы завоевать сердце юной красавицы, каждый жених должен преподнести подарок. Тот, чей презент будет лучше, и женится на Серминаз! В поисках.

Белый сайгак

Произведения известного даргинского прозаика проникнуты лиризмом и героическим содержанием. Преобразование аулов и строительство новых промышленных комплексов, борьба горцев за сохранение природы - вот темы, которые писатель решает с художественной достоверностью, рисуя яркие образы наших современников.

Даргинские девушки. Чегери. Снежные люди. Браслет с камнями

Первая книга Ахмедхана Абу-Бакара "Даргинские девушки" вышла в "Молодой гвардии" в 1963 году и принесла молодому автору известность и признание читателей и критики. За ней последовали "Снежные люди" (1966 г.), "Ожерелье для моей Серминаз" (1968 г.), и наконец, перед нами как бы итог (неполный, конечно) десятилетней работы писателя - однотомник его повестей. В 1971 году Ахмедхану Абу-Бакару исполни.

Тайна рукописного Корана

Эта приключенческая повесть отражает события, происходившие в период революции и гражданской войны в Дагестане. Главный герой ее смелый и отважный Хасан встал во главе горцев, поднявшихся на борьбу за свободу и справедливость.

Медовые скалы

В Дагестане, в суровых и живописных Сирагинских юрах, где гордый тур преспокойно греется у сакли на солнцепеке, где парят над ущельями белогрудые орлы, на каменном склоне высится аул Кубачи, известный миру своими резчиками по металлу. Этот знаменитый аул - родина писателя Ахмедхана Абу-Бакара, знакомого русскому читателю по книгам "Даргинские девушки", "Чегери", "Снежные люди", "Ожерелье для моей .

Сказка о Долине Садов, о дедушке Хабибулле и его глиняных куклах

Манана

Имя нородного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара хорошо известно широкому кругу читателей . Действие его нового романа "Манана" разворачивается на рубеже 19-20 вв. В нем повествуется о становлении и упрочнении дружбы грузинского и кавказских горских народов на почве возросшего революционного самосознания . В центре повествования -судьба грузинской девочки Мананы, похищенной и волею судьбы .

Пламя родного очага

Книга о Дагестане, о народах, населяющих горную страну, о расцвете республики в годы Советской власти. Писатель Абу-Бакар ведет рассказ от имени многочисленных родственников легендарного сказителя Кичи-Калайчи. Автор щедро использует фольклор, смело вкрапливает в повествование пословицы, поговорки, сценки из жизни народов Дагестана.

Ахмедхан Абу-Бакар. Избранные произведения в 2 томах

Проза Ахмедхана Абу-Бакара (род. в 1931 г.), народного писателя Дагестана, лауреата премии имени Сулеймана Стальского, образная и выразительная по языку, посвящена индустриализации Дагестана, новому быту горцев, охране природы и другим насущным проблемам современности.

Пора красных яблок

Огромная любовь к своему народу, родной природе, острое писательское восприятие конфликтов повседневной жизни - главные отличительные черты прозы даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. В центре повествования романа "Пора красных яблок" - семья учителя даргинского языка, который еще в юности боролся за утверждение культурных завоеваний Советской власти в своем селе. Повесть "Ожерелье для мо.

Кубачинские рассказы

Солнце в

В книгу известного дагестанского писателя входят повести: "Белый сайгак", "Девушка из крепости", продолжающие традиционную романтическую тему в творчестве А.Абу-Бакара, и повесть "Солнце в "Гнезде Орла" - об ударной комсомольской стройке - возведении высотной плотины Чиркейской ГЭС.

Два месяца до звонка

Повесть о переменах, происходящих в сознании и быту людей - жителей горного аула Дагестана, о влиянии русского языка на приобщение горцев к новой культуре, к жизни.

Первая книга Ахмедхана Абу-Бакара "Даргинские девушки" вышла в "Молодой гвардии" в 1963 году и принесла молодому автору известность и признание читателей и критики.

Ахмедхан Абу-Бакар. Повести

Вашему вниманию предлагается книга "Ахмедхан Абу-Бакар. Повести".

Тайна рукописного Корана. Исповедь на рассвете

Приключенческая повесть "Тайна рукописного Корана" посвящена событиям революции и гражданской войны. Главный герой, доблестный горец Хасан, возглавляет борьбу за свободу и справедливость. Во второй повести сборника - "Исповедь на рассвете" - рассказывается о судьбе человека, который вначале избрал ложный путь, терпел поражения, приспосабливался, но впоследствии решительно перешел на сторону сове.

Повести Ахмедхана Абу-Бакара: эволюция жанра

Здесь А. Абу-Бакар ставит и решает очень актуальную для того времени проблему — проблему эмансипации женщины, которой в дагестанском менталитете традиционно отводилась лишь роль домохозяйки и хранительницы домашнего очага.

Человек и общество, личность и жизнь, человек и природа — вот главные акценты, расставленные в проблематике и тематике произведений всех трёх периодов творчества А. Абу-Бакара. Менялось идейное содержание повестей, соответственно менялось и его жанровое воплощение. Вначале это повесть-сказка, повесть-путешествие, затем повесть-гротеск и, наконец, философская повесть-трагедия. Эта несколько схематичная цепочка наглядно демонстрирует внутренний динамизм жанра повести. Такой диапазон потребовал от писателя использования специфических художественных средств воспроизведения действительности, изучению которых и посвящено данное исследование.

Актуальность темы исследования. Проза А. Абу-Бакара, бесспорно, органично вписывается в процесс пережитой им эпохи как в историческом, так и в литературном плане. Его произведениям свойственны специфические признаки, характерные для советской литературы 1960-70-х годов. В творчестве А. Абу-Бакара превалирует жанр повести.

Критические работы, посвященные произведениям А. Абу-Бакара, написаны в основном в 70-80-е годы XX в. при существовании определенных установок советской идеологии. Поэтому сейчас, в условиях XXI в., творчество прозаика требует других идеологических оценок., Есть смысл взглянуть на творчество А. Абу-Бакара непредвзято, объективно, свежим взглядом.

Научная новизна исследования. Впервые в дагестанском литературоведении предпринимается попытка жанровой классификации и периодизации повестей А. Абу-Бакара.

В ракурсе структурного подхода к поэтике произведений, рассмотрен ных в диссертации, проведен обобщающий анализ жанровой эволюции повестей даргинского прозаика. Предметом наиболее пристального внимания в представленном диссертационном исследовании стали сюжет и хро нотоп повестей как важнейшие способы выражения авторской точки зрения. Современные же литературоведение и критика располагают лишь фрагментарными сведениями об этой стороне композиции повестей А. Абу-Бакара.

На материале сюжетной и пространственно-временной организации изучаемых повестей демонстрируется приверженность писателя к устоявшейся художественной манере, претерпевающей, однако, в каждом последующем периоде определённые трансформации.

В диссертации в процессе детального изучения хронотопов и сюжетов повестей выявлено, что сутью жанровой эволюции повестей А. Абу-Бакара является синтез традиционных и новаторских художественных приемов.

Попытка продемонстрировать наличие в изучаемых повестях жанровой эволюции, формального и содержательного развития базируется на детальном анализе сюжетного и пространственно-временного построения, которое мы не можем рассматривать без его взаимосвязи с внешней композицией, системой образов и внесюжетными элементами композиции.

В соответствии с поставленной целью решается ряд конкретных задач:

Выявление тематики и проблематики повестей А. Абу-Бакара.

Установление жанровой классификации и периодизации повестей А. Абу-Бакара.

Определение роли сюжетной и пространственно-временной организации повестей в формировании авторской концепции изображения действительности.

• Выявление социально-общественных, философских и эстетических доминант поэтики А. Абу-Бакара в контексте современной российской прозы, русской литературы XIX века, а также мировой литературы.

• Выявление характерных черт индивидуальной манеры А. Абу- - Бакара.

• Обозначение и конкретизация жанровых особенностей, художественных приемов, способствующих созданию динамики художественного мышления писателя, отраженной в анализируемых повестях.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для реше ния поставленных задач автор опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению:

Применяется автором также аналитический метод, ориентированный на изучение внутреннего и внешнего построения художественного произведения. Исследуя проблемы жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает повести А. Абу-Бакара в социально-историческом, политическом и литературном контексте эпохи.

Теоретическая значимость. Фрагментарность и эпизодичность в изучении жанрового своеобразия повестей А. Абу-Бакара, некоторый разнобой в периодизации его творчества побудили автора данной работы сделать попытку анализа художественного своеобразия повестей современного дагестанского писателя.

Ценность данной работы заключается в том, что в ней на современном уровне развития литературоведения прослежена эволюция реалистического метода писателя, освещены некоторые вопросы классификации повести как эпического жанра, а также рассмотрены особенности индивидуальной творческой манеры писателя.

Аналитические данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке общих проблем развития современной дагестанской прозы.

Практическая значимость работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании наследия А. Абу-Бакара: роль его прозы в развитии реалистического направления современной дагестанской литературы представляется очень важной.

Основные выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, посвященных изучению путей развития современной дагестанской прозы, а также внедрены в вузовский учебный процесс. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества А. Абу-Бакара на филологических факультетах ДГУ и ДГПУ. Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и в частности, даргинской литературе.

Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Овъём - \ч% с.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках научных работ ДГУ, в сборниках кафедры литератур народов России (ДГУ), в тезисах научных докладов международных, межвузовских и внутривузовских конференций.

Полный текст диссертации обсуждался на объединенном заседании кафедры литератур народов России и кафедры литератур Дагестана и Восто-ка (ДГУ).

По материалам диссертации имеется семь публикаций.

Более конкретное знакомство с дагестанским фольклором происходит непосредственно в тексте повести. Ее композиция насыщена внесюжетными элементами: в повествовательную ткань произведения включены многочисленные анекдоты, притчи, легенды, песни, реминисценции.

Фольклоризм творчества А. Абу-Бакара - явление неоднозначное. В разных произведениях он выполняет разные функции, способствует реалистическому или романтическому изображению действительности. В повести

Хронотоп как средство формирования художественной среды

Гротеск как основа сюжета и хронотопа повести

Интересным представляется тот факт, что эта повесть вызвала бурю эмоций не только у литературоведов-профессионалов, но и людей, власть имущих. Чем же была вызвана эта волна интереса и, в то же самое время,непонимания и отрицания?

Возможно, А. Абу-Бакар и преувеличил некоторые недостатки действительности, но это вполне оправданно. Гипербола является одной из особенностей художественного метода данной повести, который мы можем охарактеризовать как гротескное изображение жизни.

Повесть эта по уже сложившейся для абубакаровских повестей традиции начинается с пролога - вводной части, содержащей рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию, или поясняющей его.

Используется здесь А. Абу-Бакаром и другой его излюбленный прием -образ рассказчика, через призму сознания которого пропускается вся событийная канва повести. Точка зрения рассказчика совпадает с точкой зрения самого автора. Рассуждения рассказчика, его переживания, внутренние монологи играют важную роль в создании общей тональности произведения.

Хронотоп как средство взаимосвязи времен

Хочется отметить, что углубление проблематики, заострение конфликтов и усиление драматизма повести, отмеченное критиками и исследователями, не повлекло за собой резкого изменения жанрово-стилевых особенностей художественной манеры писателя. Этот переход чувствуется лишь в некотором изменении словесного строя произведения, а также при детальном анализе внутренней композиции, особенно такой ее составляющей, как хронотоп.

t1575392922ab.jpg

Дурх1нази саркъахъили буч1нила бурсидешуни даимдарни.

Повестьла тема ва беке маг1на гьаргдарии.

Бяркъла мурад :

Геройтала образуни гьаргдарни, идала баркьудлумачила бурни

Дагьиста хьунул адамла ях1-ламус, илдала кьадри.

Чебаъла г1яг1ниахъала :

Дагъиста хьунул адам гьанна ва гьалар, илала г1ямрула кьисмат.

2 . Х1ергъибти дугьбачил, мераначил х1янчи .

Арбякьунси дарсличир хъардарибти дугьби хьардиулра, имц1али адамла г1ямруличир дархдасунти диалли предложенияби цаладирхъяхъулра, тетрадунази лук1ахъулра. Даргала литературала тетрадунази делк1унти ахтардидирулра.

t1575392922ac.jpg

3 . Дек1арбирули (выборочно) буч1ни. Дурх1нази дуч1ахъулра ишдугъунтимерани:

А) Савлила чебаъ сипатбируси мер

Б) Насибаласипат, сурат

В) Насибава Рита (Риталабаркьудлумачилаваилала х1урматличина буруси мер). Ил белч1и г1ергъи дурх1нази бурулра: «Дагъистайзирдахъалмиллатунилерниличила, гьарилласаби бег1ти мез, культура, тарихдиъниличила. ЖявлилзаманабаилисабиДагъистамиллатлебсибиънибагьес, нушалахалкьани дек1ар-дек1арти мезаначил гъайбик1улихьалли, нушацамиллатсарра. Улкализирдузахъутимезанигъат1ира гьаладях1 дашахъес х1яжатбиркур. Миллатнушалахалкьладавласаби, нуша гьаладях1 дашахъуси г1иниз саби.

Вег1лагъунасабимиллат цах1иллара, ил убях1бирес, х1урматагарбирес г1яг1нидеш лебси ах1ен. Вайти – г1ях1ти я миллат, я мез дирути ах1ен.

4 . Суалтасжавабти.

Чис се г1ях1бизурал, сен, селичибли г1ях1бизурал гьариллизибурахъни. К1инайс ишдигъунтисуалтихьардиулра:

У.- Секьяйдаваселичил бех1бирхьули цабил бек1?

У.- Се у бедибсиринушани ил бек1лис?

Д.- Лебил бек1 Насибачила гъайбик1ух1ели.

У.- ЧинабчебиахъулиНасибаласипат? Селизиб?

Д.- Дях1имц1алализиб (дях1имц1айзиб)

У.- Чи сари Насибалаюлдашрурси?

У.- Чи сари ил? Чинарад рак1ибси?

Д.- Урус, Россиялизирад рак1ибси сари.

У.- Иличила себаладая х1ушани? Сегъунарурси сари ил? Сен адамтаниилалахаласи х1урмат бирусири?

Д.- Рархьличекаризурли, г1ях1ли х1янчи бирнибагьандан, дигиличил ил гъайрик1ни багьандан.

Нуниурусрурсилабаркьудиличилачеимц1абирулра: «Дубурлаадамтас Рита г1ях1ризур, ил урусрурсириалра, адамтачилралрикибси сари, илиниадамла х1урматбарес балули сари. Илала урк1и изулисабихъябштас, г1ях1деш баресмурталра х1ядурси, дугелира – х1ерелира сунела х1янчиличи чекаризурси,г1ялумх1еризурси риънилизибсаби. Царх1ил шайчирад малх1ямси урк1ила рег1 адам сари, дях1, гъай (мез) дигести сари. Х1ера, ил багьанданилинихалкьла х1урмат сархиб.Суненибируси х1янчи дигахъусиадам сари, чекаризурлирузули сари.

Г1ямрулизиб талих1 баргескьасаназир сари?

У.- Х1ушала пикри х1ясибли, Насиба чум дусриубси? Школализирашулив?

Д.- 13-14 дус. Школализирашули сари.

У.- СеличилцугрурцулиНасибаавторли? Сен?

Д.- Къабулдайчил. Къабулданванкункси сарх1ели.

У.- Насибала бег1тас илизиселичилаихтилатбаресдигулри?

Лебилра буч1анти цапикриличилябкьян. К1елра рурсиНасибава Рита ях1-ламусчебти биънинушаниилдалабаркьудлумачиблибалулра.

5 . Учительла обобщение, вывод

Г1е, ши бут1ализиб дарганрурсиНасибачила, илаланамусчебти бег1ти Х1ябиб ваШамайличилабурулисаби.

6 . Сагасидарсличибихтилат.

Тема: «Пат1имат Жамавламерличир. Жамаввебшни.

Мурад : Ишбарх1и нуша тянишдирех1е ца гьат1и дарганхьунуладамла ях1-ламусличила гъайбик1уси поветьла бут1аличил, хьунуладамлибарибсигьунарличила.

У.- Се чебиулисуратлизиб?

Д.- Мазава мазала бук1ун

У.- Чисая мазала бук1ун ?

Д.- Хьунуладам сари

Бук1ун адамхьунул сари, някълизиб бук1уй хъяйхъиралеб. Илис Пат1имат бик1ар. Ил сегъунаадамсарил, илалабаркьудиличила бусяг1ят нушанибалех1е.

Саркъахъили дурх1нази ахъликласслизиб буч1ахъулра. Ил белч1и таманбиубмад, бах1набуц бурулра: «Янилазаманасабри. Колхозла маза-масКъараногъайлизидикутири. Каспи урхьуладублартиавлахъуни х1ябилра дигести, х1яздухъести ваванати мер-мусасари. Яни бук1унани итаб бурк1усири. Амма 1960 ибилдуслаянидебаликьяркьсибетаур дях1и халасибариб, бук1уни бик1уливан, к1ел-х1ябал дек1лацад. Бег1лара вайси ц1акьси бурям бухънибирар. Дях1или хъулривакашарти к1ап1дуциб. Мазасдугенивертолетличирад лайдик1утири. Дугелисайгакунанидугениличичябхъинтидири. Илгъунаянила буг1ярси заманаЖамавраСурхайрадукибякьунтири. Ц1акьай бурям бухъун. Маза чардарилакашарлизидукескъиянбухъун

Илкъиянчекасес х1ейубли, Жамавсецадсай г1ях1си адамвиалра, сунечилбархКъанда бик1уси чулахяарбукили, Сурхайцайливатурли, вебшииб.

7 . Калунси бут1а чулалучениклизи буч1ахъулра :

Хаслирахаласипикри бях1чииулра СурхайЖамавлизи жиик1уси мерличи (бях1 – 85-86). Белч1и таманбиубх1ели, белк1ла х1янчи бирахъулра: «Х1ера, или текстлизирлердарган мез къугъадирахъути г1яг1ниахълуми. Илдидаргеснушани кьасбирех1е:

Д.- Буребаван ах1и, мазала х1енкь г1ях1ли чебиидибсисаби.

У.- Се бик1ара илгъунадугьбалацалабиклис?

У.- Шят1ик1ес чивирара?

У.- Х1ебиалли, илгъуна мез жагадирусидугьбалацалабиклис се бик1ара?

У.- Гьарли-марли дяг1 шят1бик1уси заманабирару?

Д.- Бирар.Цацах1ели хъаулкьайлизиб бец1ван авбик1ар.

8 . Кагахъни

Д.- Сурхайчила, Жамавличилава Пат1иматличила.

У.- Илдазивадчидебали г1ях1изура х1ушаб?

У.- Сен? Селичирли? Сегъунти т1абиг1ятла къиликъунилераилизир?

Д.- Адамдеш, бархдеш, урк1ичебдеш сарерхилиурухх1ерик1ни.

У.- СебарибаЖамавли? (ихтилатбарни)

У- Сен? Х1ушала пикри бурая. Се бетаураСурхайлис?

Д- Къизларлабольницализиарукиб,итав вебк1иб.

Жамавлах1ял – т1абиг1ятличила къиликъуначила дурх1нази бурахъулра. Дек1ардирахъулра мяшт1ла ваинкарлакъиликъуни .

Жамав г1ях1си бук1ун сай

Хъалабарглисра ил г1ях1си адамсайри

Сунелахьунул Пат1има илисдебалидигахъи

Вайсира ах1енри, г1ях1сира

Адамтасилилизаралбирули ах1ен. Аммаилдикъиликъуначилкъяйлинукьсандешуниралер. Илдидурахъулра.

Ил я вархьсиг1евли калзули ах1ен, я валк1сичевли

У.- Пат1имат чиретаура?

У.- Бархьсисаби «Гьар балк1а къудкъудила белк1а арцан-ч1ака ах1ен ибсифразеологизиибакьибсив х1ушани?

Д.- Ах1ен. Лерил далк1унти къудкъудибала дег1ти ч1акни х1едирар.

У..- Ч1акализи халирусиишавчисая?

У.- Бархьсисаби. Х1ебиалли, гьариладам бук1ун виэс х1ейрар. Бук1унна х1янчи къиянсисаби.

У.- Ишхабарлизиб (повестьлизиб)чичи имц1али хассиишбурала?

У.- Х1ебиалли, Жамаличирра Пат1имат ц1акьсили уррухъи сари, ах1ену?

У.- Г1е, цацабех1 хьунуладамтира муруадамтачибадчедибулхъулисаби. Илдигъунжазирадца сари Пат1иматра. Дурх1нани далутибуралаби дуру:

Д .- Х1ейги даршалкъуруш, дигидаршалгьалмагъ.

- Х1у вебк1и, гьалмагъверцахъа.

- Гьалмагъкъияндешлизиввирарвалуси.

Жамавличила г1урра ихтилат дурх1нази бирахъулра:

Д.- Вайси, усалдеш дарили сай.

У.- Се сабаблиусалдешдарибаилили.

Д.- Къиянжапачекасес х1ейубх1ели.

У.-Сегъунаадам бик1ара илгъунаадамлис?

Жамавсай г1ях1си адамвиалра, илизибцавайсихасиятлеб. Ил сабик1ант1идеш чекасес х1ейъни, ч1умадеш агара, дебшлавиубси ах1ен. Ил сабаблиСурхай вебк1иб. Х1ебиалли, дурх1ни, рахли вег1лизиб илгъунахасиятбиалли, убасес вег1лизиб сабур-ях1ла къиликъ ак1ахъес, т1алаббарес, бяркъесчебиркур. Х1ушара пикридухъеная, гъабзаветаэскъайгъибарес.

9 . Къиянтидугьбачилси х1янчи барни:

Кашарти – маза-мас дик1уси дирхъгъуна яра фермагъунахъали (мез).

К1ант1идеш – слабость, усалдеш.

Къиликъ – адамлахасият (черта характера)

10 . Кьиматуни дурни

11 . Хъули х1янчи

22 –ибил бек1ла таманси анализ барес. Тетрадуназичумалбурала делк1ес.Белч1ес вабагьес

Читайте также: