Дарендорф тропы из утопии краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.

Содержание работы

I. Введение.
II. Исторические концепции политических конфликтов.
III. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
1. Элементы теории социального конфликта.
2. Разрешение конфликтов.
3. Порядок регулирования конфликта.
IV. Современный социальный конфликт и его теория по Дарендорфу.
V. Заключение.
VI. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат .doc

2.Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.

3.Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер. Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.

Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты.

В систематизированном виде основные тезисы выглядят следующим образом:

- смысл и следствие социальных конфликтов заключаются в том, чтобы поддерживать изменения в глобальных обществах и их частях и способствовать этим изменениям;

- последствия социальных конфликтов невозможно понять с точки зрения социальной системы; скорее, конфликты в своем влиянии и значении становятся понятными лишь тогда, когда они соотносятся с историческим процессом в человеческих обществах;

- конфликты в высшей степени необходимы в качестве одного из факторов вездесущего процесса социальных изменений. Там, где они отсутствуют, подавлены или же мнимо разрешены, изменения замедляются и сдерживаются;

- там, где конфликты признаны и управляемы, процесс изменения сохраняется как постепенное развитие;

- благодаря тому, что конфликты выходят за рамки наличных ситуаций, они служат жизненным элементом общества — подобно тому, как конфликт вообще является элементом всякой жизни;

- под конфликтами подразумеваются структурно порожденные отношения противоречия между нормами и ожиданиями, институциями и группами;

- вопреки словоупотреблению, конфликты никоим образом не должны быть насильственными;

- они могут выступать в качестве скрытых или явных, мирных или резких, мягких или напряженных;

- все общества непрерывно порождают в себе антагонизмы, которые возникают неслучайно и не могут быть устранены по произволу;

- взрывчатый характер социальных ролей, оснащенных противоречивыми ожиданиями, несовместимость значимых норм, региональные и конфессиональные различия, система социального неравенства, называемая нами расслоением, а также универсальные барьеры между господствующими и подвластными образуют социальные структурные элементы, необходимо приводящие к конфликтам;

- конфликты не являются причинами социальных изменений. Конфликты — это некоторые из факторов, определяющих формы и размеры изменений; поэтому их надо понимать лишь в контексте строго исторической модели общества. В функционализме проблемы конфликта всегда остаются трудно интерпретируемыми маргинальными явлениями общественной жизни, но в свете опробованного здесь теоретического подхода они попадают в центр всякого анализа.

- если справедливо, что наше существование в этом мире характеризуется неопределенностью, то конфликт знаменует большую надежду на достойное и рациональное освоение жизни;

- по соответствию ролей фактическим ожиданиям или норм — мнениям можно судить о стабильности в социальных процессах; их несоответствие выдает конфликты и при этом – направления развития;

- множество проблем социального поведения можно объяснить, поняв их как конфликт ожиданий в рамках ролей 3 .

Немецкий социолог высказывает мнение о том, что конфликты не всегда являются насильственными и контролируемыми. Очевидна разница, существующая между гражданскими войнами, парламентскими дебатами, забастовками, локаутами и мирными переговорами.

Дарендорф склоняется к пониманию конфликта как универсального социального факта, необходимого элемента всякой социальной жизни.

IV. Современный социальный конфликт и его теория по Дарендорфу

По мнению Дарендорфа, в современных обществах (Европы и Америки) нет классового конфликта в его классическом понимании. Сегодня в этих обществах формируются новые социальные группы имущих и неимущих, новые линии

конфронтационного размежевания, пока не проявившихся в виде крупных организованных столкновений.

Суть современного социального конфликта, считает он, уже не в том, чтобы устранить различия, так как принцип гражданства такие различия уже уничтожил. Современный социальный конфликт связан с действием неравенства, ограничивающего полноту гражданского участия людей социальными, экономическими и политическими средствами.

Основные гражданские права – ключ к современному миру. К ним относятся элементы правового государства, равенство перед законом и надежная процедура поиска правосудия.

Известно немало разнообразных классификаций конфликтов, разработанных общественными науками, исследующими данный феномен: социологией, психологией, политологией. В основу классификаций кладутся различные критерии: состав участников, цель, способы проявления, уровни и др.

Говоря же о современных конфликтах, Р. Дарендорф определяет его как конфликт между ресурсами и притязаниями. И утверждает, что в современном обществе не возникло никакого сравнительного нового конфликта. Маловероятно, что отношения между классом большинства и деклассированными приведут к социальным столкновениям. Но в то же время он пишет о других проблемах, которые возникли и ещё могут, возникнут в современном обществе.

Список использованной литературы:

3.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования.1994.N 5.

4. Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., Праксис, 2002.

5.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов – 4-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2005;

    1. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Наука, 1999;

    1 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994.N 5. (Перевод В.М. Степаненковой).

    2 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования.1994.N 5.

    СоцЛаб (библиотека и др.)

    СоцЛаб (библиотека и др.)

    СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

    Введение в социальную науку 12
    1. Путь к эмпирической науке 13
    2. О возможности социологии как эмпирической науки 35
    3. Элементы социологии 55
    3.1. Общество как факт 55
    3.2. Основные понятия социологии 70
    К критике социологии в ее истории 85
    4. Социология и индустриальное общество 86
    5. Социальная наука и оценочные суждения. Послесловие к дискуссии об оценках 100
    6. Социология в Германии 121
    6.1. Социология и национал-социализм 121
    6.2. Аспекты немецкой социологии послевоенного периода 141
    Человек и общество 174
    7. Homo Sociologies: Опыт об истории, значении и критике категории социальной роли 175
    8. Социология и человеческая природа 267
    Равновесие и процесс: против статического предрассудка в социологической теории 291
    9. Структура и функция. Толкотт Парсонс и развитие социологической теории 292
    10. Тропы из Утопии. К новой ориентации социологического анализа 331
    11. Функции социальных конфликтов 359
    12. Карл Маркс и теория социального изменения 376
    13. Похвала Фрасимаху. К новой ориентации политических теорий и политического анализа 400
    Господство и неравенство 428
    14. Амба, американцы и коммунисты. К тезису об универсальности господства 429
    15. Современное положение теории социальной стратификации 459
    16. О происхождении неравенства между людьми 481
    Примечания 519

    Форма социальных реалий — это отражение конкретного типа поведения, характерного для любого общественного отношения. Таким образом, каждое явление в культуре представляет собой ≪оформленный≫ поведенческий акт и выполняет определенную функцию. Эта форма и ее функция, по Б. Малиновскому, взаимосвязаны.

    Функция - удовлетворение органического импульса соответствующим поведенческим актом.

    Институт - соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей.

    Малиновский попытался обосновать, почему институт является той естественной функциональной единицей, которая должна стать основой любого здравого анализа культуры.

    конкретна, т. е. может наблюдаться как определенная социальная группа.

    обладает определенной структурой

    универсальна — никакой элемент, ≪признак≫ культуры, обычай или идея не определяются и не могут быть определены иначе как путем помещения в реальный и релевантный контекст культурного института.

    Культура — это единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов. Она объединяет в себе ряд моментов, таких как общность крови, смежность среды обитания, связанная с совместной деятельностью, специализация этой деятельности и не в последнюю очередь—использование власти в политических целях.

    Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955)

    (английский социолог и один из наиболее известных антропологов

    первой половины XX века)

    Конкретные события социальной жизни — это факты, к которым должны быть приложены все научные понятия и теории.

    Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом.

    Главной целью Редклиффа-Брауна было абстрагирование общих черт и поиск сравнимых типов и вариаций, и он полагал, что единственно приемлемым методом получения систематического знания является проверка ряда последовательных гипотез с помощью фактов.

    - рассматривает социальные отношения в целом как удовлетворение потребностей общества в целом

    - считает, что культура удовлетворяет потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом

    - изучает процесс формирования культуры и социальных взаимодействий.
    Центральное понятие: социальная структура (1914). Структура – упорядоченное положение элементов, соединенных друг с другом в более широкое единство. Конечными элементами социальной структуры являются человеческие существа. Сама же структура представляет собой упорядоченную расстановку лиц по отношения друг к другу.

    Социальная организация – упорядочивание деятельности двух или более лиц.

    Социальный институт – установленное или социально-признанная система норм и образцов поведения, относящаяся к тому или иному аспекту социальной жизни.

    РБ вводит еще одну характеристику: для социальной структуры свойственна преемственность, т.е. воспроизводство себя. Люди могут меняться, но структура, как правило, сохраняется.

    Социальная структура – преемственная по времени упорядоченная расстановка лиц в отношениях определяемыми или контролируемыми институтами, т.е. социально установленными нормами или образцами поведения.
    Направление: Теории социального конфликта

    Основная идея направления:

    Теории социального конфликта — это специальные социологические теории,


    • Конфликт рассматривался как один из видов социальных отношений.

    • Основоположниками социологической дисциплины социальный конфликт в целом трактовался как противостояние, борьба между индивидами или группами людей, пронизывающие все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности и признавался одним из решающих факторов социального развития

    • В самостоятельное социологическое направление эти теории оформились в 50-60

    Представители направления:

    Предпосылки: Маркс и Зимммель

    Маркс. Считается, что первым ученым родоначальником теории конфликтов является К. Маркс. В сущности, весь марксистский стержневой идеей имеет идею борьбы классов.

    Представители

    Дарендорф исходил из того, что суть социальных конфликтов заключается в том, что у одних групп в обществе власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода:

    1. обострение борьбы, конфликта в результате 3-х причин:

    а) власть у немногих, а большинство ее лишены,

    б) не существует спокойных, свободных путей перераспределения власти,

    в) большинство безвластное не имеет возможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспределению власти;

    2. преодоление конфликта, у которого тоже свои условия и этапы. Для преодоления конфликта люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть.

    По Козеру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козер говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества. В открытых обществах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов. Конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в котором целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

    Основные работы:

    Краткое содержание работы:

    Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.


    • - причины конфликтов;

    • - виды конфликтов;

    • - функции конфликтов;

    • - типы общества;

    • - острота конфликта;

    • - последствия конфликта.

    Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.


    • 1 тип- твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных ситуаций имеет жесткий, репрессивный характер. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства

    • 2 тип - гибкие. В них существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы.

    Гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными.


    • 1. реалистические конфликты. К ним он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки.

    • 2. Нереалистические конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антогонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

    • 1. группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антогонистическими сторонами.

    • 2. коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными.

    • 3. созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы.

    • 4. стимулирование социальных изменений.

    - негативную или деструктивную функцию (например, уменьшение сотрудничества во время конфликта, материальные и эмоциональные затраты на этапе разрешения конфликта, снижение производительности труда), но считает их менее значимыми в сравнении с позитивными последствиями конфликта.

    Л. Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.


    • Конфликт

    • Нереалистичный конфликт

    • Реалистический конфликт

    Краткое содержание работы:

    Стабильное общество — это утопия.

    Утопическое общество:

    ● Вырастает не из знакомой реальности и не по разным законам развития

    ● Характеризуется наличием общего консенсуса относительно значимых ценностей и институциональных порядков

    ● Основано на утопической стабильности и социальной гармонии

    ● Занимает изолированное положение во времени и пространстве

    Все процессы — следуют повторяющимся образом и происходят в рамках определенного плана или его части.

    Утопический образ общества — нанёс ущерб прогрессу социологических исследований.

    Путь из утопии — начинается с познания удивительных фактов опыта, и начинается, когда берутся за проблемы, порождённые такими фактами.

    Краткое содержание работы:

    Сущность и функции социальных конфликтов.

    Конфликт — это универсальный социальный факт и необходимый элемент социальной жизни. Источник систематических социальных конфликтов — отношения господства, принуждения и подчинения.

    4. Неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества — механизмом передела и распределения жизненных шансов является классовый конфликт.

    5. Задача, смысл и следствие социальных конфликтов — поддержать изменения в стабильных обществах и их частях и способствовать этим изменениям.

    Предмет социологического анализа конфликта — распределение властных ролей в обществе. Этапы и переменные социальных конфликтов.

    Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам аналитически проходит 3 этапа.

    Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

    (Университетская библиотека : Социология) (Образ общества)
    Доп. тит. л. изд.: München, 1967, нем.
    Социология -- Сборник одного автора
    Всеобщая история социологии -- Сборник одного автора
    Шифр хранения:
    FB 1 02-3/131-7
    FB 1 02-3/132-5
    Читать Электронный заказ

    Читайте также: