Дао физики краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Данное исследование параллелей между современной физикой и восточной философией — это культовая книга австрийского физика-теоретика Фритьофа Капра, которая издаётся во всём мире на протяжении 30 лет, и теперь мы наконец снова можем прочитать её и на русском языке. Она проводит удивительные параллели между физикой и восточным мистицизмом.

Эта книга в начале 90-х годов нашла своего массового читателя в России, и её положения и по сей день активно обсуждаются на страницах научно-популярных изданий — эзотерических, медитационных, синергетических, атеистических, историко-научных. Это уже классика. Великая книга, которая рекомендуется для тех, кто имеет интерес в физике, космологии и астрономии, математике, буддизме, индуизме, даосизме, или даже в истории. Признание некоторых духовных концепций в квантово-релятивистской физике является очень неожиданным — и оно поражает. Человеческий опыт оказывается очень глубоким, и современная наука дополняет и подтверждает его.

Если вы — приверженец строго научного подхода, вам эта книга очень нужна для того, чтобы понять: наука лишь подтверждает то, к чему уже пришла человеческая мысль, она далеко не полностью состоит из открытий, она не первична.

Если же вы придерживаетесь философского подхода, вам стоит прочитать эту книгу, чтобы понять, что наука умеет подтверждать то, о чём говорит метафизика, осознать, что она умеет ставить новые вопросы и объяснять то, что было необъяснимым.



Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и восточной философией.

Впервые опубликованная в 1975 году, книга Дао физики создана автором на волне увлечения экзотической восточно-азиатской философией. Спустя десятилетия, она по-прежнему актуальна, она уже выдержала проверку временем. Здесь мы видим не только восточную философию, но и те концепции современной физики, которые имеют поразительное сходство с восточной философией.

Капра долго изучал теоретическую физику, а затем увлёкся восточной философией и начал находить параллели между религиозными учениями и современной физикой. Особенно его интересовали загадочные положения дзэн-буддизма, которые вызвали ассоциации с парадоксами квантовой теории.

Вы увидите взаимосвязь всех вещей и событий, и осознаете тот факт, что первичен процесс, а не вещи. Это введение в индуизм, буддизм, даосизм, возможность увидеть сходства между этими системами мышления, это своего рода философское обоснование для современной науки, поразительные параллели, которых вы не видели. Это чёткие, понятные описания западной науки.

Дао физики — это блестящее эссе, в котором встречаются Восток и Запад, оно показывает союз двух таких разных систем мышления, которые оказываются гораздо ближе, чем вы думали.

Эта книга будет интересна широкому кругу читателей, от физиков до метафизиков, потому что она соединяет в себе науку и философию.

В цифровом варианте.

Примеры страниц книги на фото:


Обложка с глубоким клапаном и вырезом.


Оригинальное название книги: The Tao of Physics: An Exploration of the Parallels Between Modern Physics and Eastern Mysticism.





Глава 13. Меняющаяся Вселенная.


Симметрия в мире кварков.


Обратная сторона книги.

Вы увидите, что два краеугольных камня физики XX века — квантовая теория и теория относительности — описывают мир так, как на него смотрят индуисты, буддисты или даосы. Сходство ещё более усиливается, когда мы пытаемся объединить две эти теории для описания явлений микроскопического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит материя. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом наиболее поразительны. Часто почти невозможно угадать, кто автор того или иного утверждения: физики или мистики с Востока.

Фритьоф Капра выпустил первое издание книги Дао физики / The Tao of Physics , где сформулировал шесть отличий моделей классической физики от современной:

«Первый критерий касается отношения между частью и целым.

В новой парадигме соотношение между частью и целым более симметрично. Мы считаем, что, если свойства частей дают определённый вклад в наше понимание целого, то и сами эти свойства могут быть полностью поняты только через динамику целого. Целое первично, и если вы понимаете динамику целого, то можете - по крайней мере, в принципе - вывести из неё свойства и паттерны взаимодействия всех частей. Эта смена приоритетов между частями и целым произошла в науке - прежде всего в физике - в период становления квантовой теории. Именно в те годы физики, к великому своему удивлению, обнаружили, что не могут больше пользоваться понятием части - например, атома или частицы - в его классическом смысле. Части уже не могли быть чётко определены: их свойства менялись в зависимости от организации эксперимента.

Осознание единства и взаимной связи всех вещей и событий и восприятие любого феномена как проявления фундаментальной целостности - ещё одна важнейшая общая черта всех восточных мировоззрений. Можно сказать даже, что это - самая сущность этих мировоззрений, да и вообще любых мистических традиций. Все сущее - это взаимозависимые, неразделимые и вместе с тем преходящие паттерны одной и той же высшей реальности.

Второй критерий новой научной парадигмы касается перехода от мышления в терминах структуры к мышлению в терминах процесса.

В соответствии со старой парадигмой, существуют фундаментальные структуры, а ещё - силы и механизмы взаимодействия между структурами; из всего этого и образуются процессы. В новой парадигме процесс мыслится как первичная категория, и любая структура, которую мы наблюдаем, есть проявление лежащего в её основе процесса.

Процесс приобрёл статус фундаментального понятия в физике благодаря теории относительности Эйнштейна. Признание того факта, что масса есть форма энергии, привело к исключению из научного тезауруса таких понятий, как материальная субстанция и фундаментальная структура. Субатомные частицы не состоят из какого-то материала: это паттерны энергии. Энергия же ассоциируется с активностью, с процессами, а это означает, что природа субатомных частиц принципиально динамична. Наблюдая их, мы никогда не видим ни субстанции, ни какой бы то ни было фундаментальной структуры. То, что мы наблюдаем, представляет собой динамические паттерны, беспрерывно переливающиеся друг в друга, - постоянный танец энергии.

Мышление, основной категорией которого является процесс, в высшей степени присуще восточным мистическим традициям. Чем больше изучаешь тексты индуистов, буддистов и даосов, тем очевиднее становится, что мир они представляют как движение, поток, перемены. И именно образ космического танца Шивы, в процессе которого непрерывно сотворяются и растворяются все формы, открыл мне глаза на параллели между современной физикой и восточным мистицизмом.

В современной физике представление о Вселенной как машине сменилось картиной взаимосвязанного динамического целого, части которого существенно взаимозависимы и должны мыслиться как паттерны космического процесса. Для того чтобы в такой взаимосвязанной паутине отношений определить какой-то объект, мы обрываем некоторые из взаимосвязей - концептуально, но также и физически с помощью наших приборов для наблюдения, - и, поступая таким образом, изолируем некоторые паттерны и интерпретируем их как объекты. Различные наблюдатели могут делать это по-разному. Например, если вы хотите идентифицировать электрон, можно оборвать некоторые его связи с остальным миром различными способами - используя различную технику наблюдения. Соответственно, электрон может проявить себя как частица, а может - как волна. Что при этом увидите вы - зависит от того, как вы на это смотрите. Эту решающую роль наблюдателя в квантовой физике установил не кто иной, как Гейзенберг .

По Гейзенбергу, невозможно говорить о природе, не говоря одновременно с этим о себе. И в этом заключается мой третий критерий новой парадигмы в научном мышлении.

Я уверен, что он справедлив для всех современных наук, и я хочу назвать его переходом от объективной науки к науке эпистемной. В старой парадигме научные описания считались объективными, то есть независимыми от человека-наблюдателя и от процесса познания. Согласно новой парадигме, мы считаем, что в описание естественных явлений должна явным образом входить эпистемология - описание процесса познания. Среди учёных нет согласия относительно того, что считать истинной эпистемологией, но растет согласие в том, что эпистемология должна будет стать неотъемлемой частью всякой научной теории.

Идея процесса познания как неотъемлемой части человеческого понимания реальности хорошо известна каждому, кто изучает мистицизм. Мистическое знание никогда не достигается отстранённым, объективным наблюдением: оно непременно предполагает полное участие наблюдающего, всего его существа. Фактически, мистики идут значительно дальше Гейзенберга. В квантовой физике наблюдатель и наблюдаемое уже не могут быть отделены друг от друга, но ещё могут различаться; мистики в глубокой медитации достигают состояния, когда различие между наблюдателем и наблюдаемым исчезает полностью, субъект и объект сливаются в единое целое.

Четвёртый критерий новой парадигмы является, по-видимому, самым глубоким и самым трудным для физиков.

Он касается древнего сравнения познания со строительством. Учёные говорят о фундаментальных законах, о фундаменте знаний - знания должны строиться на прочном и надёжном основании, то есть фундаменте; существуют фундаментальные строительные блоки, фундаментальные уравнения, фундаментальные постоянные, фундаментальные принципы. Метафора знания как сооружения, покоящегося на крепком фундаменте, сопровождает всю западную науку и философию на протяжении тысяч лет.

И так снова и снова, на протяжении всей истории науки, возникало ощущение, что фундамент знаний сдвигается, а то и рушится. Нынешняя смена парадигм в науке тоже вызывает подобное ощущение; но теперь это, возможно, происходит в последний раз - не потому, что больше не будет прогресса или перемен, а потому, что больше не будет никакого фундамента. Будущей науке не потребуется твердой основы, на которой должен строиться храм знаний, и мы сможем заменить метафору храма метафорой сети. Подобно тому, как мы видим окружающую нас реальность как сеть отношений, наши описания (понятия, модели, теории) также образуют взаимосвязанную сеть, отражающую наблюдаемые явления. В такой сети не будет ничего первичного или вторичного, как не будет и никакого фундамента.

Все четыре критерия новой парадигмы в научном мышлении, которые я представил выше, взаимосвязаны. Природа рассматривается как внутренне связанная динамическая сеть отношений, включающая и человека-наблюдателя как неотъемлемую часть. Все части этой сети - всего лишь относительно устойчивые паттерны. Соответственно, природные явления описываются сетью понятий, среди которых ни одно не является более фундаментальным, чем любое другое.

Переход от истины к приблизительному описанию - очень серьезный шаг для всей современной науки; он-то и составляет мой пятый критерий.

Интересно и этот новый научный подход современной науки сравнить с позицией мистиков, и здесь мы встречаемся с одним из существеннейших различий между учёными и мистиками. Мистиков обычно не интересует приблизительное знание. Их цель - абсолютное знание, включая понимание всего сущего. Прекрасно сознавая сущностную взаимосвязанность всех аспектов Вселенной, они понимают, что объяснить нечто означает в конечном счете показать, как это нечто связано со всем остальным. Поскольку же это невозможно, мистики часто настаивают на том, что ни одно отдельно взятое явление невозможно объяснить полностью. Поэтому обычно они стремятся не к объяснению чего-то, а к прямому, не-интеллектуальному переживанию единства всех вещей.

Мой шестой критерий, наконец, выражает не наблюдение, а скорее призыв.

Я уверен, что перед угрозой ядерного холокоста и опустошения нашей естественной среды обитания нам не остаётся ничего другого, как только радикально изменить методы и системы ценностей, на которые опираются наши науки и технологии. И пусть последним критерием звучит мой призыв к переходу от философии доминирования и контроля над природой (включая в неё и человеческие существа) к философии сотрудничества и ненасилия.

До XVII века цель науки состояла в мудрости, постижении естественного порядка и гармонической жизни в этом порядке. В XVII веке это отношение к природе (его можно назвать экологическим) изменилось на противоположное. После Бэкона целью науки стало знание, которое можно использовать для господства и контроля над природой; это продолжается и по сей день: наша наука и технология направлены преимущественно на достижение опасных, вредных, антиэкологических целей.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

Дао физики – Фритьоф Капра

Самообразование очень важный процесс в жизни каждого человека. Именно поэтому нужно всегда стремиться к новым знаниям. Книги один из самых простых и доступных способов пополнить свою сокровищницу знаний.

А самое главное, нужно не только совершенствовать свои навыки, но и заполнять пробелы в образовании.

Так исторически сложилось, что мои слабые стороны – точные науки и философия. Со времен школы для меня самым страшным кошмаром было посещение уроков физики, а в университете мне никак не давалось понимание философских учений. И в какой-то момент я поняла, что игнорировать огромный пласт знаний о мире просто невозможно.

Как уже видно из названия, в этой книге пойдет речь о физике и философии, но не как об отдельных понятиях, а о том, что действительно их объединяет.

Обложка

  1. Путь физики.
  2. Пути восточного мистицизма.
  3. Параллели.




Автор, понимая, что его работа не только для ученых, но и для широкой аудитории, постарался рассказать о физике простым языком. И действительно, изучая первую часть, где речь идет об открытиях, о физических законах, об атомах, о взаимодействии элементарных частиц, о квантовом поле и о многом другом, все понятно. В книге нет нагромождения понятий и научного обоснования теорий, только суть. Для меня открылся новый мир атомной и субатомной физики, а также пришло понимание, что все основано на вероятностях.

Во второй части автор плавно переходит к основным идеям, изложенным в рамках учений восточной философии. В этой части Капра охватил индуизм, буддизм, китайскую философию, даосизм и дзен. О постулатах религиозных учений можно говорить бесконечно, выискивая идеи, которые близки или наоборот вызывают приступ острого скепсиса. Главное, что я вынесла для себя из этой части то, что древние философы и эти учения говорили о мире, как об огромной взаимосвязанной системе. Мудрецы почти 3000 лет назад говорили о мире так, как сейчас говорят физические открытия.

Фритьоф Капра

Автор проводит четкие параллели между двумя несвязанными учениями – физикой и философией – и показывает, что взаимосвязь между ними видна очень ярко на микромире.

Прочитав книгу, вы сами поймете, что хотел сказать автор.

Но я должна отметить ещё одну интересную мысль, которая канвой проходит через книгу. Автор дает понять, что духовное развитие не нуждается в науке, а наука не нуждается в религии, а вот для развития личности и для понимания мира, как единого целого, нужно понимать эти два аспекта в их взаимосвязи.

Подводя итог, хочу посоветовать эту книгу всем, кто стремится понять мир. Не стоит пугаться в названиях или описаниях, так как там нет ничего сложного, но есть очень много нового для человека, который одинаково далек от научного и религиозного мира.

Содержание

Источник

Позже Капра обсудил свои идеи с Вернер Гейзенберг в 1972 году, как он упоминает в следующем отрывке из интервью:

Я несколько раз беседовал с Гейзенбергом. Я тогда жил в Англии [около 1972 года], несколько раз навещал его в Мюнхене и показывал ему всю рукопись, глава за главой. Он был очень заинтересован и очень открыт, и он сказал мне кое-что, о чем я думаю, не известно публично, потому что он никогда не публиковал это. Он сказал, что ему хорошо известны эти параллели. Во время работы над квантовой теорией он поехал в Индию читать лекции и был гостем Тагор. Он много говорил с Тагором об индийской философии. Гейзенберг сказал мне, что эти беседы очень помогли ему в работе в области физики, потому что они показали ему, что все эти новые идеи в квантовой физике на самом деле не так уж и безумны. Он понял, что на самом деле существует целая культура, которая придерживается очень похожих идей. Гейзенберг сказал, что это было для него большим подспорьем. Нильс Бор был похожий опыт, когда он поехал в Китай. [1]

В результате этих влияний Бор принял Инь Янь символ как часть его семьи герб когда он был посвященный в рыцари в 1947 г. [ нужна цитата ]

Дао физики последовали другие книги того же жанра, как Скрытая связь, Поворотный момент и Сеть жизни в котором Капра расширил аргумент о том, как Восточный мистицизм и научные открытия сегодняшнего дня связаны, и как восточный мистицизм может также иметь ответы на некоторые из самых больших научных проблем современности.

Признание и критика

Книга была бестселлером в США. Однако не обошлось и без критики. Он получил положительный отзыв от Нью-Йорк журнал:

Блестящий бестселлер . Ясно анализирует принципы индуизма, буддизма и даосизма, чтобы показать их поразительные параллели с последними открытиями в циклотронах.

Виктор Н. Мэнсфилд, профессор физики и астрономии Колгейтский университет который написал много статей и книг, связывающих физику с буддизм а также Юнгианская психология, [2] похвалил Дао физики в Физика сегодня: [3] [4]

"Фритьоф Капра, в Дао физики, стремится . интеграции математического мировоззрения современной физики и мистических видений Будда и Кришна. Там, где другие с треском провалились в попытках объединить эти, казалось бы, разные мировоззрения, Капра, теоретик высоких энергий, преуспел превосходно. Я настоятельно рекомендую книгу как неспециалистам, так и ученым ".

Леон М. Ледерман, лауреат Нобелевской премии по физике и нынешний почетный директор Фермилаб, раскритиковал оба Дао физики и Гэри Зукавс Танцующие мастера У Ли в своей книге 1993 года Частица Бога: если ответом является Вселенная, то в чем вопрос? [7]

Начав с разумных описаний квантовой физики, он конструирует сложные расширения, полностью лишенные понимания того, насколько тщательно эксперимент и теория переплетаются вместе и сколько крови, пота и слез уходит на каждое болезненное продвижение.

Философ науки Эрик Шерри критикует как Капру, так и Зукав и подобные книги. [8]

Питер Войт, а математик-физик в Колумбийский университет, раскритиковал Капра за то, что он продолжал строить свои аргументы в пользу параллелей физики и мистицизма на модель начальной загрузки из сильная сила взаимодействия, спустя много времени после Стандартная модель была полностью принята физиками как лучшая модель: [9]

Читайте также: