Цыганка баратынский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Действие “повести” (так называет “Цыганку” автор) происходит в Москве.
Ранним летним утром расходятся пьяные гости. Хозяин, Елецкой, “брюзгливым оком” оглядывает следы “буйного разгулья” в своем некогда великолепном, но запущенном барском доме. Открыв окно, Елецкой “с душевною враждой” смотрит на встающую ото сна “пышную столицу”; все в его жизни связано с Москвой, но он чужд ей больше, чем кто-либо.
Елецкой осиротел в юности. Светская жизнь скоро показалась ему скучной и глупой, и он “зажил на просторе”

“между буянов и повес”. В разгуле Елецкого было больше “буйства мысли”, чем сердечной развращенности; тем скорее он восстановил против себя общее мнение.
Промотавшись за границей, Елецкой обосновался в Москве и взял в дом к себе цыганку; это окончательно разрушило его связи со светом.
Однажды на святой неделе, на гуляньях под Новинским (следует подробное описание ярмарки) Елецкой встречает прекрасную и целомудренную девицу, и она напомнила ему о “виденье” “его разборчивой весны”. Елецкой узнает, что она – девушка из общества, предубежденного против него.
Не представляясь

Вере, Елецкой, “полюбив свое страданье”, постоянно старается увидеть ее – на прогулках и в театре. На Тверском бульваре он поднимает оброненную ею перчатку, встревожив воображение девушки. Но “сомнительное счастье Мгновенных, бедных этих встреч” прервано осенним ненастьем и зимою.
Вера должна быть в одном известном маскараде, куда с надеждою едет Елецкой. Гостей “мучит бес мистификаций”, но ни у кого, кроме Елецкого, недостает воображения для мистификаций: Елецкой интригует Веру, успев разведать о ней те мелочи, “в которых тайны роковые Девицы видят молодые”. В разговоре с Верой Елецкой называет себя “духом”, вечно сопровождающим Веру, и напоминает о том летнем вечере на Тверском, когда сумрак позволил ему принять образ смертного. Уже уходя из зала, Елецкой, подчинившись настойчивой просьбе Веры, снимает маску.

В этот миг на балу показывается “лицо другое”, гневно сверкающее очами и грозящее Вере.
На следующее утро Елецкой необычно беспокоен и радостен. Вдруг он замечает тоску и злобу своей подруги, цыганки Сары, и спрашивает о причине. Сара заявляет, что знает о любви Елецкого к “знатной барышне”, упрекает Елецкого. Елецкой напоминает ей о том, что они, когда сходились, обещали не стеснять свободы друг друга, Сара жалуется на судьбу цыган: “Мы на обиды рождены!

Забавить прихоти чужие Для пропитанья мы должны”. Елецкой пытается утешить ее: он, отверженный светом, сам в этом похож на цыгана, и тем прочнее его связь с Сарою.
Между тем отношения с Сарой давно перестали удовлетворять Елецкого: она скучает в разговорах с ним, зевает, прерывает Елецкого “сторонней шуткой” и т. п. Правда, не понимая “невразумительных речей” Елецкого, языка “образованного чувства”, цыганка все же понимает их “голос”, “смутно трогается” им и привязывается к Елецкому все больше – в то время как он все больше охладевает к ней.
Елецкой часто встречается с Верою на балах и вскоре, ободренный ее вниманием, уже открыто говорит ей о своей любви. Вера, видевшая Сару на маскараде, спрашивает Елецкого о ней. Елецкой объясняет Вере свое сближенье с цыганкой как ошибку: “я не был с нею дружен!

Я для души ее не нужен, – Нужна другая для моей”.
Вера ничего не отвечает Елецкому, но его слова для нее очень важны. Способная к сильным страстям и впервые влюбленная, она счастлива любовью Елецкого, “благополучна душою” и не подозревает о близкой “погибельной грозе”.
Приближается великий пост, когда Елецкой уже не сможет видеть Веру в театрах и на балах; мысль о предстоящей разлуке тяжела для обоих, хотя Вера пытается, но безуспешно, скрыть свои чувства. Елецкой решается немедленно жениться на Вере.
Для объяснения Елецкой выбирает время, когда Вера остается дома одна. Неожиданный приход героя пугает девушку; она гонит его прочь; он упрекает ее в кокетстве. Этот упрек обезоруживает Веру; она советует Елецкому просить ее руки у дяди, заменившего ей отца.

Елецкой уверяет ее, что строгий старик не согласится выдать ее за человека с такой дурной репутацией; единственный выход – бежать и венчаться без согласия родных. Вера не может решиться на это сразу; Елецкой уверяет, что разлука убьет его, грозит, что прервет знакомство с Верой; наконец она соглашается.
Елецкой возвращается домой веселый, но у порога настроение его изменяется: он вспомнил о Саре.
Он все заранее обдумал: чтобы не оскорбить Веру новой встречей с Сарой, он в ту же ночь уедет из Москвы и обвенчается в дальней деревне. Сары и ее любви – “расчетливой”, продажной – Елецкому не жаль. И вдруг “упрек в дуще его возник”…
В один из вечеров Саре особенно плохо. Старая цыганка принесла ей приворотное зелье. Приходит Елецкой и сообщает ей, что женится, что они должны расстаться сегодня же и что он обеспечит ее будущность. Сара отвечает ему с видимым спокойствием, отказывается от “постылых милостей” и просит в последний раз выпить за ее здоровье.

Спокойствие Сары приятно удивляет Елецкого, он опять любезен и весел и пьет до дна. Сара становится откровеннее: она сомневается в счастливой семейной жизни Елецкого – “Стошнишь порядочным житьем” – и наконец признается, что надеется вернуть себе его любовь. Елецкой удивлен; цыганка спрашивает, чем невеста лучше ее, жалуется, что Елецкой замучил ее: “Такая ль я тебе досталась?

Глаза потухнули от слез; Лицо завяло, грудь иссохла; Я только-только что не сдохла!” Тут Елецкой говорит, что ему дурно – Сара решает, что это действует приворотное зелье, торжествует и проклинает Веру, обнимает Елецкого – и наконец замечает, что он мертв.
Вера напрасно прождала Елецкого ночью на улице. После этого она уехала из Москвы и вернулась лишь два года спустя, холодная ко всему; она или верна памяти прошлого, равнодушная к настоящему, или раскаивается в своем легкомыслии. Сара сошла с ума и живет в таборе; сознание к ней, кажется, возвращается только тогда, когда она поет с цыганским хором.

Раннее утро, после долгого застолья подвыпившие гости расходятся по домам. Елецкой - хозяин - оглядывает последствия разгулья. Прежде великолепный барский дом теперь явно в запущенном состоянии. С душевной враждой Елецкой, открыв окно, взирает на пышную столицу, пробуждающуюся ото сна. Это город чужд Елецкому, хотя вся его жизнь прошла именно здесь.

Еще в ранней юности Елецкой лишился родителей. Скучной и глупой показалась ему светская жизнь, он предпочел ей вольную жизнь с повесами и буянами. Сам Елецкой больше допускает буйство мысли в своем разгуле, чем развращенности сердца. Но людское мнение против себя он восстановил очень быстро.

Поездив за границей, он взял в свой дом цыганку и обосновался нею в Москве. Присутствие цыганки в доме вконец разрушило связи Елецкого с высшим светом.

Однажды, во время гуляний под Новинским, на святой неделе (ярмарка описывается очень подробно), Елецкой встретился с целомудренной и прекрасной девицей, которая сумела пробудить его душевно волнение, напомнить о далекой "разборчивой весне". Елецкой узнал, что девица - из того самого общества, в котором царит столь стойкое осуждение Елецкого.

Он не представляется Вере, а тайно любит её, находя прелесть в самом любовном страдании. Он все время ищет возможности увидеть Веру, с этой целью выходит на прогулки, посещается театр. Однажды ему довелось подобрать оброненную Верой на Тверском бульваре перчатку, и воображение девушки было встревожено. Однако пришла осень, а за ней - зима, и сомнительное счастье встреч было прервано.

Елецкой узнает, что Вера будет присутствовать на одном маскараде, и тоже отправляется туда. На этом маскараде только Елецкому для мистификаций и хватает воображения: он интригует девушку, узнав те мелочи, которые молодым девушкам видятся роковыми тайнами. Разговаривая с ней, Елецкой представляется вечно сопровождающим девицу духом, напоминает, как однажды на Тверской благодаря сумраку он смог предстать в образе смертного. Вера упрашивает Елецкого снять маску, и тот делает это, уже уходя из зала. В тот же миг другое, нервное и угрожающее Вере лицо показывается на балу.

Следующим утром влюбленный Елецкой чувствовал себя радостно и беспокойно. Однако он заметил, как тоскливо и злобно чувствует себя цыганка Сара, давняя его подруга, и спросил о причине такого состояния. Цыганка сообщила, что ей все известно о любви барина к знатной девице, и упрекнула неверного Елецкого в этом. Тот напоминает об уговоре между ними - уговор этот был еще в то время, когда Елецкой и служанка только сошлись. Они обещали давать друг другу свободу. Но Сара в ответ лишь жалуется на цыганскую судьбу - цыгане рождены на обиды, они только удовлетворяют чужие прихоти. Елецкой старается утешить подругу: отверженный светом, он и сам в чем-то схож с цыганами, а потому и связь его с Сарой особенно прочна.

Однако на самом деле отношения с Сарой Елецкого давно не удовлетворяют. В разговорах с ним ара явно скучает, прерывает его отстраненными шутками, зевает. Она не понимает речей Елецкого, ей неведом язык "образованного чувства", но при этом "голос" она понимает, он её трогает и заставляет привязаться к своему другу все сильнее. В то же время, Елецкой к Саре все больше охладевает.

Он встречается на балах с Верой и в скором времени, ободренный вниманием возлюбленной, открыто признается ей в своих чувствах. Но Вера спрашивает Елецкого о Саре, которую она видела на маскараде. Он рассказывает Вере о связи с цыганкой, говоря, что это было ошибкой: он не нужен для её души, его же душе нужна другая.

Он не дождался ответа от Веры, но для нё слова Елецкого оказались очень важными. Вера полюбила впервые, она, подверженная ильным страстям, чувствует себя очень счастливой, и совершено не подозревает и приближающейся трагедии.

Близок Великий пост, и тогда Елецкой не сможет видеть любимую на балах и в театрах. Сама мысль о долгой разлуке нестерпима им обоим, хотя Вера и пытается - впрочем, безуспешно - скрыть свои чувства к Елецкому. И он решает незамедлительно жениться на любимой.

Для объяснения Елецкой выбрал время, когда девушка оказалась дома одна. Он пришел совершенно неожиданно, чем напугал девушку. Она пытается прогнать его, за что Елецкой обвиняет Веру в кокетстве. Упрек оказался обезоруживающим, Вера сдается и советует просить её руки у заменившего ей отца дяди. Елецкой говорит, что старик, известный строгостью, ни за что не выдаст племянницу за имеющего столь дурную репутацию человека. Он предлагает единственно возможный выход - побег и тайное венчание без благословения родных. Вере такое решение кажется невозможным, но после уверения Елецкого в том, что разлука для него будет значить смерть, после угроз прервать любые отношения с Верой, девица соглашается.

Радостный Елецкой возвращается в свой дом, но на пороге вспоминает о цыганке, и настроение его сразу ухудшается.

Он решает этой же ночью уехать из Москвы, а венчание провести в деревне. Это должно помочь избежать новой встречи Веры с Сарой. Елецкому совсем не жаль Сару с её продажной и расчетливой любовью. Но вдруг и в его душе возникает упрек.

Как-то вечером Саре стало очень плохо. Она получила приворотное зелье от старой цыганки. Елецкой сообщает о своей скорой женитьбе и говорит цыганке, что они сегодня же должны расстаться, но что будущность Сары будет им обеспечена. Сара с нарочитым спокойствием отвечает неверному, она называет его милости "постылыми" и отказывается от них, прося лишь одного - в последний раз выпить бокал вина за её здоровье. Елецкой приятно удивлен спокойствием цыганки. Он снова становится любезным и выпивает все до дна. Сара начинает откровенничать. Она высказывает сомнения в будущем счастье семейной жизни возлюбленного, говорит, что порядочным житьем он "стошнит". Наконец она признается, что все еще питает надежду вернуть былую любовь Елецкого. Тот удивлен. Цыганка спрашивает, чем Вера лучше её, упрекает Елецкого в том, что он превратил её в женщину с потухшими глазами, иссохшей грудью, увядшим лицом - не такой она ему доставалась! Тут Елецкой сообщает, что ему плохо. Сара относит это на счет действия приворотного зелья, она с торжеством проклинает соперницу, обнимает Елецкого, и тут замечает, что он умер.

Вера долго ждала возлюбленного на улице этой ночью. После этого на два года она уехала из Москвы. Вернулась девушка холодной ко всему. Равнодушна ли она к настоящему, оставаясь верной прошлому, или же чувствует глубокое раскаяние в своих действиях. Цыганка сошла с ума и живет в цыганском таборе. Только изредка к ней возвращается сознание - в те минуты, когда ей доводится петь с цыганским хором.

Краткое содержание повести "Цыганка" пересказала Осипова А.С.

Герой вел разгульную жизнь, поселился с цыганкой. Но захотел избавиться от нее, когда полюбил приличную девушку. Они собрались бежать, но Сара опоила мужчину зельем. Он умер. Невеста осталась одна, а цыганка обезумела.

За минуту

Елецкой осиротел в юности. Московская светская жизнь быстро наскучила ему, он предался кутежам.

Промотав за границей состояние, герой вернулся. Жил с цыганкой и продолжал шокировать общество.

Но однажды он влюбился в молодую девушку. Страдал, издалека наблюдал за ней. На маскараде осмелился и заговорил с Верой.

Цыганка Сара узнала о сопернице, злилась и скандалила. Елецкой давно к ней охладел. А когда полюбил Веру, уже не скрывал раздражения.

Герой признался любимой в чувствах, рассказал об ошибочной связи с цыганкой. Он хотел жениться, но из-за репутации боялся просить руки Веры. После долгих уговоров девушка согласилась на побег.

Елецкой сообщил Саре о женитьбе, пообещал денежное содержание. Цыганка отказалась, попросила выпить на прощанье и поднесла мужчине приворотное зелье в бокале с вином.

Он выпил и умер у нее на руках.

Вера долго ждала любимого, а потом уехала на два года. Вернулась холодной и равнодушной ко всем.

Поэма начинается описанием московского бала. Гости съехались, пожилые дамы в пышных уборах сидят около стен и смотрят на толпу с "тупым вниманием". Вельможи в лентах и звездах сидят за картами и иногда приходят взглянуть на танцующих. Молодые красавицы кружатся, "Гусар крутит свои усы,/ Писатель чопорно острится". Вдруг все смутились; посыпались вопросы. Княгиня Нина вдруг уехала с бала. "В кадрили весело вертясь,/ Вдруг помертвела! — Что причиной?/ Ах, Боже мой! Скажите, князь,/ Скажите, что с княгиней Ниной,/ Женою вашею?" — "Бог весть", — отвечает с супружеским равнодушием князь, занятый своим бостоном. Поэт отвечает вместо князя. Ответ и составляет поэму.

О черноглазой красавице княгине Нине много злословят, и не без причины: дом ее еще недавно был наполнен и записными волокитами, и миловидными юношами, соблазнительные связи сменяли одна другую; к истинной любви Нина, кажется, не способна: "В ней жар упившейся вакханки,/ Горячки жар — не жар любви". В своих любовниках она видит не их самих, но "своенравный лик", созданный в ее мечтах; очарование проходит, и она оставляет их холодно и без сожаления.

Но недавно жизнь Нины изменилась: "посланник рока ей предстал".

Арсений недавно вернулся из чужих краев. В нем нет изнеженной красоты обычных посетителей дома Нины; на его лице следы тяжелого опыта, в его глазах "беспечность мрачная", на губах не улыбка, а усмешка. В разговорах Арсений обнаруживает знание людей, его шутки лукавы и остры, он разборчиво судит об искусстве; он сдержан и внешне холоден, но видно, что он способен испытывать сильные чувства.

Достаточно опытный, Арсений не сразу поддается обаянию Нины, хотя та и употребляет все известные ей средства, чтобы привлечь его; наконец "всемогущее мгновенье" сближает их. Нина "полна блаженства жизни новой"; но Арсений уже через два-три дня опять таков, как прежде: суровый, унылый и рассеянный. Все попытки Нины развлечь его бесполезны.

Наконец она требует объяснений: "Скажи, за что твое презренье?" Нина боится, что Арсения отталкивает мысль о ее бурном прошлом; воспоминания тяжелы и ей самой. Она просит Арсения бежать с нею — хотя бы в Италию, которую он так любит — и там, в безвестности и спокойствии, провести остаток жизни. Арсений молчит, и Нина не может не заметить "упорного холода" его души; отчаявшаяся Нина плачет и называет свою несчастную любовь казнью свыше за грехи. Тут уверениями в любви Арсений на время успокаивает Нину.

На следующий вечер любовники мирно сидят в доме Нины; Нина дремлет, Арсений в задумчивости что-то небрежно рисует на визитной карточке и вдруг нечаянно восклицает: "Как похож!" Нина уверена, что Арсений рисовал ее портрет; смотрит — и видит женщину, вовсе на нее не похожую: "жеманная девчонка/ Со сладкой глупостью в глазах,/ В кудрях мохнатых, как болонка,/ С улыбкой сонной на устах!" Сначала Нина гордо заявляет, что не верит, чтобы такая могла быть соперницей для нее; но ревность мучает ее: лицо мертвенно бледно и покрылось холодным потом, она чуть дышит, губы посинели, и на "долгое мгновенье" она почти теряет дар речи. Наконец Нина умоляет Арсения рассказать ей все, признается, что ревность убивает ее, и говорит, между прочим, что у нее есть кольцо с ядом — талисман Востока.

Арсений берет Нину за руку и рассказывает, что у него была невеста Ольга, голубоглазая и кудрявая; он рос с ней вместе. После помолвки Арсений ввел в дом Ольги своего друга и вскоре приревновал к нему; на укоризны Арсения Ольга отвечает "детским смехом"; взбешенный Арсений оставляет ее, затевает ссору с соперником, они стреляются, Арсений тяжело ранен. Выздоровев, Арсений уезжает за границу. Впервые утешиться, по его словам, он смог только с Ниной.

На исповедь Арсения Нина не отвечает ничего; видно только, что она измучена.

Еще несколько недель прошли в размолвках и "несчастливых" примирениях. Однажды — Арсений не был у Нины уже несколько дней — Нине принесли письмо, в нем Арсений прощался с ней: он встретил Ольгу и понял, что его ревность была "неправой и смешною".

Нина не выезжает и никого не принимает, отказывается от пищи и "недвижная, немая,/ Сидит и с места одного/ Не сводит взора своего". Вдруг к ней приходит муж: смущенный странным поведением Нины, он упрекает ее за "причуды" и зовет на бал, где, между прочим, должны быть молодые — Арсений с Ольгой. "Странно ожи-вясь", Нина соглашается, принимается за давно забытые наряды и, видя, как она подурнела, решается впервые нарумяниться, чтобы не дать молодой сопернице торжествовать над нею. Однако выдержать бал у нее не было силы: ей стало дурно, и она уезжает домой.

Глубокая ночь. В спальне Нины слабо горит лампада перед иконой. "Кругом глубокий, мертвый сон!" Княгиня сидит "недвижима", в бальном наряде. Появляется старая няня Нины, поправляет лампаду, "и свет нежданный и живой/ Вдруг озаряет весь покой". Помолившись, няня собирается уходить, вдруг замечает Нину и начинает жалеть и упрекать ее: "И что в судьбе твоей худого? Ты позабыла Бога. " Целуя на прощанье руку Нины, няня чувствует, что та "ледяно-холодна", взглянувши в лицо, видит: "На ней поспешный смерти ход:/ Глаза стоят, и в пене рот. " Нина исполнила данное Арсению обещание и отравилась.

Поэма кончается сатирическим описанием пышных похорон: к дому князя съезжается одна карета за другою; важное молчание толпы сменяется шумным говором, и сам вдовец вскоре уже занят "жарким богословским преньем" с каким-то ханжой. Нину хоронят мирно, как христианку: о ее самоубийстве свет не узнал. Поэт, который обедал у нее по четвергам, лишенный обедов, почтил ее память стишками; их напечатали в "Дамском журнале".

Читайте также: