Цветочки франциска ассизского краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Глава XXVIII. О ДУХЕ МИЛОСТИ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИЩИМ И О ТОМ, КАК ОН ПОСТУПИЛ С ОВЦОЙ И ЯГНЯТАМИ


…77. Облекшись в дух милосердия и исполнившись люб­ви, не только к людям, терпящим какую-либо нужду, испы­тывал он сострадание, но и к немым тварям, и даже к пти­цам и ползучим гадам, ко всякой твари, как наделенной чувствами, так и бесчувственной. Но из всего рода живот­ных особой любовью он отличал ягнят и к ним скорее всего чувствовал сострадание, поскольку смирение Господа наше­го Иисуса Христа в Святом Писании чаще всего уподоб­ляется смирению ягненка, по причине и в самом деле не­малого сходства. И всех вообще тварей, но особенно тех, в которых он мог найти какое-либо аллегорическое сходство с Сыном Божиим, он всегда охотно принимал и отличал за­душевной любовью.

78. А брат Павел, изумившись его скорби, начал скор­беть вместе с ним. А поскольку у них ничего при себе не бы­ло, кроме самых дешевых одежд, в которые они были оде­ты, то они очень беспокоились, найдется ли у них выкуп за эту овечку, но в эту самую минуту подошел к ним какой-то торговец, тоже свершавший путь по этой дороге, и вручил им необходимый выкуп за эту овцу. И они, возблагодарив Бога, взяли овцу и, придя в Осимо, явились к епископу это­го города, и тот весьма благосклонно их принял. Господин епископ тоже немало изумился, увидев овцу, которую при­вел с собой человек Божий, и заметив, с какой лаской тот обращается с животным. Но когда раб Христов пересказал ему случившееся с овцой как некую притчу, епископ умилился сердцем чистоте человека Божия и возблагодарил Бо­га. На следующий день, покидая город и размышляя, как же ему распорядиться с овцой, он, по совету своего спутника и брата, передал ее в какой-то монастырь служанок Господ­них у Сан-Северино, где ее и берегли. Ведь достопочтенные служанки Христовы приняли овечку с великой радостью, словно дар, врученный им самим Господом. Долгое время они заботливо пеклись об этой овечке, а из шерсти ее они связали рясу и прислали ее святому Франциску, когда он, во время одного из капитулов, пришел в церковь Святой Ма­рии Порциункулы. Святой Божий принял эту одежду с ве­ликой благодарностью и сердечной радостью, прижимал ря­су к сердцу и целовал ее, призывая и всех стоявших рядом к такому же веселию.

Тот со всей поспешностью ухватил плащ и отдал ему яг­нят, ведь плащ-то стоил гораздо дороже — его в этот самый день какой-то знатный человек отдал святому, чтобы укрыть его от сильного мороза. И снова святой, взяв ягнят, стал тревожно обдумывать, как же ему поступить с ними, но, по совету брата, сопутствовавшего ему, отдал их на со­хранение этому же самому крестьянину, взяв, однако, с не­го слово, что тот не станет их продавать и не причинит им никакого зла, но будет их беречь, кормить и заботливо охранять.

Глава XXIX. О ЛЮБВИ, КОТОРУЮ РАДИ ТВОРЦА ОН ПИТАЛ КО ВСЕМ ТВАРЯМ, И ОПИСАНИЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК, ИЗ КОТОРЫХ ОН СОСТОЯЛ

Как некогда три отрока, ввергнутых в раскаленную огнем печь (ср. Дан 3:51 и далее), призвали все силы природы воз­нести хвалу и прославить Создателя вселенной, так и этот человек, в котором был дух Божий, не переставал славить, восхвалять и прославлять Творца и Правителя всего во всех тварях и стихиях.

81. А как радовала его душу прелесть цветов, когда он видел их совершенную форму и вдыхал сладостный аро­мат! Тут же внутреннее его око обращалось к созерцанию того цветка, который расцвел во время весеннее, отрасль от корня Иессеева, благоухание которого многих умирающих вернуло к жизни. И если где-нибудь встречалось ему большое множество цветов, он подходил к ним и им про­поведовал, призывая воздать хвалу Господу, словно и они были наделены разумом. Так же колосья и виноградные гроздья, камни и леса, воды источников и зелень садов, са­му землю и огонь, воздух и ветер он в целомудрии душев­ном склонял возлюбить Господа и ободрял их воздать Ему хвалу.

Ко всему творению он обращался с именем брата и ка­ким-то дивным, никому другому не доступным образом мет­ко задевал внутреннюю, сердечную тайну любого творения, так что и сама тварь освобождена была в свободу славы детей Божиих (ср. Рим 8:21). А ныне в небесах он Тебя, Иисусе сладчайший, вместе с ангелами восхваляет, как в то время, когда он был поставлен на земле, он восхвалял Тебя и проповедовал любовь к Тебе перед всякой тварью.


" Цветочки Франциска Ассизского "

Глава XXI. О праведном чуде Святого Франциска, обратившего лютого волка в Агуббио

Когда Святой Франциск жил в городе Агуббио, огромный волк обитал в его окрестностях, столь ужасный и столь свирепый, что он пожирал не только других животных, но преследовал даже людей. И когда он часто приближался к городу, все люди были в великой тревоге, и выходили из города, вооружаясь, как для битвы. Несмотря на эти предосторожности, те жители города, которые встречались с волком наедине, были пожраны, ибо всякое противоборство было бесполезно. И опасаясь волка, никто не смел выходить за городские стены. Жалея жителей Агуббио, Святой Франциск решил пойти и встретиться с волком, хотя все очень уговаривали его не делать этого. Сотворив крестное знамение и доверясь Богу, он вышел из города, взяв с собой своих братьев. Однако они из страха скоро остановились, и Святой Франциск продолжил свой путь один, направляясь к тому месту, где обитал волк, а множество людей следовали на расстоянии и наблюдали чудо. Волк, видя это множество людей, побежал к Святому Франциску, широко раскрыв пасть. Когда он приблизился, Святой, сотворив крестное знамение, воскликнул: "Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе, именем Христа, никому более не вредить". Удивительно, но едва Святой Франциск сотворил крестное знамение, ужасный волк, закрыв пасть, остановился, подошел к Святому Франциску и лег у его ног, подобно кроткому ягненку. И Святой так говорил ему: " Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его соизволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители тебе враждебны. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя". Слушая эти слова, волк склонил голову и, движениями тела, хвоста и глаз выражал согласие с тем, что говорил Святой Франциск. И Святой Франциск продолжал: " Так как ты согласен заключить этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут питать тебя каждый день, пока ты будешь жить между ними, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло Но если я добьюсь всего этого для тебя, ты должен обещать, со своей стороны, никогда больше не нападать ни на животных, ни на людей. Обещаешь ли ты это?" Тогда волк, склонив голову, в знак того, что он согласен. Святой Франциск заговорил вновь: "Брат волк, можешь ли ты дать мне залог твоей искренности, чтобы я поверил твоему обещанию?" И протянув руку, он получил ручательство волка, который поднял лапу и дружески вложил ее в руку Святого Франциска, давая единственный залог, какой был в его силах. Тогда Святой Франциск вновь обратился к нему: "Брат волк, я повелеваю тебе, именем Христа, немедленно следовать за мной без колебаний и сомнений, дабы мы могли вместе подтвердить этот мир, который мы заключили во имя Божье". И волк, повинуясь ему, пошел рядом с ним, кротко, как ягненок, к великому изумлению людей. Весть об этом весьма удивительном чуде быстро разнеслась по городу, все жители, мужчины и женщины, от мала до велика, стар и млад, высыпали на рыночную площадь, чтобы посмотреть на Святого Франциска и волка. Все люди собрались, и Святой проповедовал им, говоря, помимо прочего, что за наши грехи Бог попускает такие бедствия, и напоминая, насколько больше и опаснее вечное пламя ада, страшнее ярости волка, который может только убить тело. И как нам следует страшиться пасти ада, если пасть такого малого животного, как волк, может заставить весь город дрожать от страха. Закончив проповедь, Святой Франциск добавил: "Слушайте меня, братья мои: волк здесь перед вами обещал и поручился соблюдать мир со всеми вами и не обижать вас больше, и вы должны пообещать кормить его каждый день. Если вы согласны, я обещаю от его имени, что он будет честно соблюдать договор". Тогда все люди в один голос пообещали кормить волка до конца его дней. И Святой Франциск, обращаясь к волку, вновь сказал: "И ты, Брат волк, соблюдешь ли ты свое обещание хранить договор, и никогда больше не обижать людей или животных или прочих тварей? " И волк склонился, опустив голову, и движениями хвоста и ушей старался показать, что он желает, насколько это в его силах, соблюдать договор. Тогда Святой Франциск продолжал: "Брат волк, поскольку ты дал мне ручательство этого твоего обещания, когда мы были вне города, то теперь я хочу, чтобы ты повторил сие перед всеми людьми, дабы я убедился, что сделал правильно, пообещав все это от твоего имени". И волк поднял лапу и вложил ее в руку Святого Франциска. Это событие весьма обрадовало людей, и способствовало почитанию Святого Франциска, и по причине нового чуда, и потому что был заключен мир с волком. И они возвысили голоса свои до небес, хваля и благословляя Бога, который послал им Святого Франциска, через добродетели которого они избавились от такого дикого хищника. Волк прожил в Агуббио два года. Он свободно ходил из двери в дверь, никому не вредя, и все люди приветливо принимали его, кормя волка с великим удовольствием, и ни одна собака не лаяла на него, когда он проходил мимо. Наконец, через два года, он умер от старости, и люди Агуббио сильно оплакивали эту потерю. Ибо когда они видели его, идущего так кротко между ними, то вспоминали о добродетелях и святости Святого Франциска.
Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Аминь

Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. Пер. А.А.Клестова. СПб., 2000.

Франциск Ассизский (1181 - 1226 гг.) - один из самых почитаемых католических святых, образ жизни которого вызывает уважение не только у христиан, но и у далеких от религии людей.

Он родился в зажиточной семье и мог жить ни в чем себе не отказывая, но предпочёл отказать себе во всем, кроме главного, проповедуя бедность, целомудрие и смирение.

Его кротость достигла невиданных вершин, благодаря ей он смог, оставаясь под покровительством Папы, создать Орден, где почиталась святость бедности. Он не осудил Папу и католическую церковь за роскошь, не откололся, не стал еретиком, а смиренно попросил благословения на свою деятельность. Победа над гордыней отвратила раскол и привела к укреплению и оздоровлению католичества, возвратив его к евангельским идеалам.

Даже аскетизм Франциска Ассизского был особенным. В отличие от своих предшественников он не запирался от мира, а шёл в мир с жизнеутверждающей проповедью. Бедность он проповедовал не как кару, необходимую нести за грехи, а как возможность приблизиться ко Христу. Основа учения Франциска - это следование примеру Христа всегда и во всем.

Полагаю, что для нерелигиозного человека книга будет скучной и однообразной.

Отдельно выделю несколько моментов, которые меня удивили в этой книге:

1) Гадание на Евангелии. Франциск Ассизский и господин Бернард просят Бога явить им свою волю. Для этого сторонний священник трижды открывает Евангелие и зачитывает им выпавшие строки.

2) Наличие Масленицы в Средневековой Италии. Оказывается, этот праздник существует не только в России:) При этом в других странах масленица также проходит перед Великим постом.

3) Проповеди животным. Дружба святых с животными известна, но для меня было новым, что животным читались проповеди: птицам (Франциск Ассизский) и рыбам (святой Антоний Падуанский)

Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.

книга Цветочки Франциска Ассизского 12.11.15

Франциск Ассизский - одна из самых удивительных фигур в истории христианства. Он провозгласил идеал "бедного жития" и организовал нищенствующий монашеский орден, названный его именем. По словам папы Иоанна Павла II, Франциск Ассизский "предлагает христианам пример самого настоящего и полного уважения к целостности творения. Друг бедных, любимый тварями Божьими, он призывал всех - животных, растения, природные силы, а также братца Солнце и сестрицу Луну - воздать почести и восхвалять Господа".
"Цветочки Франциска Ассизского" - это собрание "чудес и благочестивых примеров" из жизни этого святого и его сподвижников, замечательный памятник итальянской литературы начала ХIV века.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Не увидела в "Цветочках" ничего литературного - одна религиозная дидактика. Очень жаль потраченного на эту книгу времени. Скучнейшее чтение. Лучше лишний раз перечитать Библию.

Потрясающая книга, которая понравится не только тем, кто интересуется историей западного христианства. Следует заметить, что это не агиография святого Франциска в чистом виде, а нечто гораздо большее. Но, несмотря на кажущуюся дидактичность, "Цветочки святого Франциска" написаны простым языком, понятным каждому.

Это издание рассказывает о деяниях основателя монашеского ордена Святом Франциске. Произведение считается выдающимся памятником итальянской религиозной и исторической литературы.
Состоит произведение из 53 глав, которые описывают жизнь святого Франциска. Рассказывается о чудесах и примерах жизни святого Франциска и его спутников, о Брате Бернарде, которые был его близким другом, об основании монастыря в Болонье. Сведения о том, как Святой Франциск проповедовал веру и соблюдал посты, рассуждения о совершенной радости, об обязанностях привратников и кашеваров, с которыми беседовал Франциск. Исторические сведения о проведенных проповедях в обращении к вере, учреждении Третьего Ордена Франциском.
Все произведение написано не обычным литературным языком, повествование ведется в манере, которым писались святые книги в средние века.
Жизнеописания этого святого будут интересны тем, кто интересуется историей религиозной католической литературы, увлечен историческими сведениями из области религии и жизнеописаниями святых.
Издание отпечатано на газетной бумаге, обложка мягкая и цветная, клееный переплет, маленький формат книги.

Читайте также: