Цицерон брут краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Не будь писем Цицерона, мы не знали бы, что такое Брут[1]. О Бруте никогда не говорили хладнокровно, и политические партии привыкли связывать с его именем либо свои надежды, либо свою ненависть, вследствие чего действительные черты его личности изгладились рано. Среди страстных споров, возбуждаемых одним его именем, поскольку одни, подобно Лукану, превозносят его до небес[2], другие же, как например Данте, положительно помещают его в преисподнюю[3], он очень естественно сделался каким–то легендарным лицом. Письма Цицерона возвращают нас к действительности. Благодаря им этот поразительный, но смутный образ, безмерно преувеличенный восхищением или ужасом, определяется точнее и принимает человеческие размеры. Если он и теряет часть своего величия при ближайшем знакомстве, то зато приобретает больше правды и жизненности.
Близкие отношения между Цицероном и Брутом продолжались десять лет. Собрание писем, написанных ими друг другу в течение этого времени, составляло, вероятно, несколько томов, так как один грамматик упоминает о девятой книге его. Все эти письма пропали, за исключением двадцати пяти, написанных после, смерти Цезаря[4]. Несмотря на потерю остальных, Брут занимает такое важное место в дошедших до нас сочинениях Цицерона, особенно в его переписке, что здесь можно найти все данные, необходимые для ближайшего знакомства с ним. Я хочу собрать их все воедино и написать не рассказ о всей жизни Брута, чтобы не повторять общеизвестных уже событий, а просто историю его отношений с Цицероном.

Брут SIVE Dialogus де Клари oratoribus (Брут или диалог на прославленных ораторами) является работа по Латинской писатель Цицерон , написанной в 46 г. до н. Н.э., очищая историю публичных выступлений в Риме . Эта первая в своем роде история римского красноречия является важным документальным источником по латинской литературе.

Резюме

Контекст

Цицерон написал Брута в -46, а Юлий Цезарь был диктатором, что приостановило политическую жизнь Рима. В то время красноречие Цицерона подвергалось критике за его изобилие, обвинялось в азианизме и соперничали с другим, более нервным и более концентрированным стилем, который утверждал, что принадлежит древним аттическим ораторам , особенно Лисию , и чьим начальником дела является Лициний Кальвус . Произведение, по выбору названия, которое явно отсылает к Бруту, охотнику за тиранами старой республики, является открытой критикой политической ситуации того времени. Таким образом, обращаясь к оратору Цезарю, Цицерон подтверждает превосходство славы красноречия над славой оружия.

Содержание

Этот трактат написан в форме диалога , в котором Брут и Аттикус просят Цицерона описать качества всех римских ораторов до их времени.


Римский оратор

Знаете ли вы, кто такой Марк Туллий Цицерон? Видный римский политический деятель, историк, философ, правовед и просто умный человек, годы жизни которого относятся к I веку до н.э., Цицерон снискал славу бунтаря, борца за справедливость и мудрого правителя.

До последнего дыхания он борется за сохранение в Риме республиканского строя – того строя, который позволяет римским гражданам быть свободными и независимыми. Да, Цицерон – идеалист. И в ораторском искусстве он также стремится к идеалу, вершинам мастерства.

В 16-летнем возрасте юный Цицерон приезжает в Рим, чтобы обучиться основам римского права. С головой окунается юноша в мир ораторского искусства и в совершенстве осваивает премудрости выступлений под руководством известного в то время в Риме правоведа Квинта Муция Сцеволы.

Цицерон быстро приобрел славу сильнейшего оратора в Риме, им составлено:

  • более сотни публичных речей, судебных и политического характера;
  • свыше 800 писем;
  • написано 19 трактатов о государственном устройстве, праве, философии, истории и риторике.

Анализируя греческие и римские учения об искусстве выступать, Цицерон систематизирует знания и создает обобщенную теоретическую базу подготовки успешного оратора.


Три трактата о главном

По словам Цицерона, оратор – это человек, принимающий активное участие в жизни общества. Посредством красноречия производится правосудие, формируется нравственный уровень римлян, вершатся политические события, обеспечивается единое общественное сознание.

Исходя из этого, мастером ораторских выступлений может называться только тот, кто одинаково хорошо владеет всеми науками и может рассуждать одинаково свободно на любую тему.

Содержание трактатов

Стили и виды речей

Цицерон разделяет речи на судебные, форумные (политические) и хвалебные. Каждой речи присущ свой стиль.


Стили речи по Цицерону:

  • Простой (аттика) – отличают скромность и убедительность. В таких речах отсутствуют украшения, на первом месте стоят логика и факты.
  • Умеренный стиль – приятные речи, услаждающие слух и воздействующие на чувства. Для этого стиля характерно использование метафор и сравнений.
  • Пышный – максимальное использование ораторских приемов с целью внушить, побудить аудиторию к чему-либо, вызвать определенные чувства. В начале речи оратор говорит сдержанно, завоевывает доверие публики, постепенно переходит к пышным фразам, доводит свою речь до пафоса.

Настоящий оратор в совершенстве должен овладеть всеми тремя стилями, использовать их уместно. Простой стиль будет применим в отношении вещей, ничем не примечательных, умеренный – при описании повседневных явлений и пышный – для речей, посвященных великим событиям и людям.

Оратор и чувства

Любой оратор, по утверждению Цицерона, обязан быть умелым психологом. Изучить до тонкости все движения человеческой души, знать причины тех или иных чувств, уметь аналогичные чувства провоцировать – вот настоящее умение и мастерство.


Цицерон сравнивает речь опытного оратора с пламенем огня: если речь тусклая, невзрачная, как угасающий уголек, она неспособна зажечь слушателей. Напротив, оратор, пылающий внутренним огнем желания поделиться, без труда заронит искорки интереса в сердца аудитории.

На протяжении всего выступления оратор то возбуждает, то успокаивает чувства слушателей, обращаясь попеременно к эмоциям радости, грусти, сожаления, гнева, умиления. От величины вызываемых оратором чувств зависит сила его речи.

Мастер красноречия способен властвовать над умами слушающих, подобно дирижерской палочке, выдергивая на поверхность человеческой души одни чувства и тут же сменяя их другими.


Идеал оратора по Цицерону

Каким же должен быть настоящий оратор по мнению Цицерона? Это оратор, отвечающий следующим требованиям:

  1. В первую очередь, это человек образованный и умный. Пальму первенства Цицерон отдает знаниям и практическим умениям.
  2. Человек, умеющий воздействовать на слушателя путем создания определенного эмоционального образа, умеющий внушать и властвовать над умами.
  3. Оратор обязан быть высоконравственным человеком. Цицерон сравнивает красноречие с мощным оружием, способным принести окружающим благо или непоправимое зло.
  4. Человек мудрый и опытный, который умеет рассуждать обо всех явлениях и событиях, встречающихся в жизни.
  5. Обладающий цепким умом, чувством юмора и определенным тактом. Оратор всегда должен иметь представление о степени уместности сказанных им слов для данной ситуации.

Идеальный оратор – это тот, кто умеет убеждать, доставлять своими речами истинное наслаждение, подчинять себе сознание слушателя.

По словам Цицерона, этого невозможно достичь, не работая над своей речью и произношением.

Сила слова

Древнеримский оратор утверждает, что слова должны быть простыми и обычными, понятными уху слушателя, без искусственности и напыщенности. Нежелательно употреблять старинные и редко встречающиеся слова. Предпочтение следует отдавать словам свежим, не приевшимся слуху, красивым, благозвучным, красочным.

Цицерон говорит о том, что каждый оратор обязан следить за чистотой произношения, обладать хорошо поставленным голосом и уметь изъясняться на чистом латинском языке, то есть в соответствии с общепринятыми нормативами морфологических форм и конструкций.

Алгоритм успеха

Цицерон придерживается риторического канона, введенного еще древними греками: изобретение речи, расположение мыслей по порядку, облечение мысли в слово, запоминание, произнесение речи.

Так же оратор выявляет основные задачи выступающего:

  1. Завоевать доверие и снисхождение публики;
  2. Изложить суть проблемы;
  3. Установить спорные утверждения;
  4. Донести свою точку зрения, в достаточной степени подкрепив ее аргументами и доказательствами;
  5. Проанализировать и опровергнуть мнение противника;
  6. Придать дополнительную красоту собственным утверждениям, окончательно победить оппонента.

Память

Составить хорошую речь, подобрать для нее красивые слова мало – все это надо еще и запомнить. Настоящий оратор – это тот, кто произносит свою речь по памяти, а не читает по бумажке.

Цицерон известен как создатель одного из методов мнемотехники, позволяющего запоминать большие объемы информации. Заключается данный метод в следующем:

  • Длинная речь разбивается на части по смыслу.
  • Каждой части соответствует своя матрица памяти (это может быть знакомое помещение или дорога).
  • Речь разбивается на отдельные образы, в определенной последовательности эти образы размещаются в матрице памяти путем прикрепления к предметам, там находящимся.
  • Вспоминая речь, оратор прохаживается по помещению (матрице памяти), смотрит на предметы, и запрограммированные образы автоматически всплывают в его памяти.

Подробнее с методом Цицерона можно ознакомиться здесь.


Заключение

Итак, великий мастер слова Цицерон раскрыл перед нами секреты искусства выступлений. Настоящий оратор должен безупречно владеть словом, быть умным, образованным, обладать актерскими данными и уметь правильно составить речь. Как известно, предела совершенству нет.


Цицеронс Брут (также известен как De Claris oratoribus) - это история Роман ораторское искусство. Написано в виде диалога, в котором Брут и Аттикус попросите Цицерона описать качества всех ведущих римских ораторов того времени. Затем Цицерон пытается предложить реконструкцию римской истории. [1] Хотя он написан в форме диалога, большую часть разговоров ведет Цицерон с периодическим вмешательством Брута и Аттика. Произведение, вероятно, было написано в 46 г. до н.э. с целью защиты ораторского искусства Цицерона. Он начинает с вводного раздела о греческом ораторском искусстве аттической, азиатской и родийской школ, а затем обсуждает римских ораторов, начиная с Луций Юний Брут, "Освободитель", хотя и стал более конкретным со времен Марк Корнелий Цетег. [2]

Содержание

Символы

Брут - Он друг Аттикуса и человек, не любящий красноречие.

Аттикус - Он друг Брута, который встречает Цицерона во время прогулки. Цицерон упоминает, что Аттикус из Афин, когда обсуждает начало ораторского искусства. Аттикус говорит меньше всех трех мужчин.

История красноречия

Цицерон начинает свою работу с оплакивания смерти своего друга. Гортензия (который умер в 50 г. до н.э.), а затем размышляет, стоит ли кому-то грустить из-за смерти его друга. Затем его диалог продолжается до момента, когда он встречает Брута и Аттикуса. Они начинают обсуждение письма, которое показывает, что римское государство понесло многочисленные потери и что Рим переживает тяжелые времена. Цицерон продолжает и заявляет, что хочет написать универсальную историю римского ораторского искусства. В связи с фатальным ниспровержением государства Цицерон считает необходимым написать это история красноречия. Цицерон начинает с того, что красноречие - вещь сложная для приобретения, и что она впервые появилась в родном городе Аттикуса: Афины. Ораторское искусство не проявляется в младенчестве Афин, но проявляется в зрелости ее силы. Он прослеживает ораторское искусство по таким фигурам, как Писистрат, Солон, Перикл, и упоминает, как фигурки Сократ бросил им вызов. Он продолжает, говоря, что ораторское искусство было ограничено только Афинами и не было повсеместным в Греции. Именно отсюда ораторское искусство распространилось по Азии и миру.

Затем Цицерон начинает прослеживать истоки ораторского искусства в Рим. Он упоминает такие цифры, как Куриус, М. Попилюс, Метелл Сципион и даже обсуждает, как Катон и Лисий афиняне похожи друг на друга своей элегантностью, характером и краткостью. Цицерон упоминает идею о том, что Катона затмевают другие фигуры, но все же заслуживает внимания. После Катона в Риме появилась целая группа ораторов, таких как Севериус Гальба. Он также приводит пример того, как Гальба смог победить суд своей удивительной, красноречивой речью и что его люди (в судебном деле) были освобождены от всех обвинений. [3]

Критика Брут

Труд Цицерона обычно рассматривается как список ораторов и развитие ораторского искусства в Риме. Хотя цель Брута - записать историю ораторского искусства и подтвердить, что оно не существовало, некоторые ученые считают, что Цицерон не справляется со своей задачей. Это проблема, потому что Цицерон не включает надежный список римского ораторского искусства, намеренно опуская такие цифры, как Мариус, Сулла, Катилина, и Клодий. [4] Ученые также утверждают, что Брут это не полный список, потому что Цицерон не включил себя в свой список.

Еще одна интересная критика Брута заключается в том, что в нем отсутствуют мельчайшие детали сцены. В произведении подробно описывается только сад и статуя Платона, где трое мужчин планируют обсудить ораторское искусство, но кроме этого, произведение лишено других деталей. Если в пейзаже отсутствуют детали, то в разговоре - нет. [1]

Читайте также: