Чужое горе толстой краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Один из главных вопросов российского общественного сознания можно сформулировать так: глуп или умен Чацкий?

Если Чацкий глуп – все в порядке. Так и должно быть: человеку, исполненному подлинной глубины и силы, не пристало то и дело психопатически разражаться длинными речами, беспрестанно каламбурить и потешаться над не достойными внимания объектами.

И точно: Чацкий, знаменитый остряк, пробавляется досужими толками, перемыванием косточек, сплетнями.

Если он декабрист, борец, революционер, диссидент – зачем ему все это? Чацкий ничуть не похож на современных ему лучших людей России: в нем нет вдохновенной пылкости Рылеева, угрюмой сосредоточенности Пестеля, лихорадочной готовности на все Каховского.

Как к пустослову и отнеслись к герою Грибоедова критические умы.

В основе такого представления о борце, выступающем против общества – вера в серьезность. Все, что весело – признается легкомысленным и поверхностным. Все, что серьезно – обязано быть мрачным и скучным. Так ведется в России от Ломоносова до наших дней. Европа уже столетиями хохотала над своими Дон-Кихотами, Пантагрюэлями, Симплициссимусами, Гулливерами, а в России литераторов ценили не столько за юмор и веселье, сколько вопреки им. Даже Пушкина. Даже Гоголя!

Зов к высоким идеалам и бичевание пороков – вот занятие достойного российского человека. Тут все серьезно, и программные документы декабристов нельзя отличить от царских указов, а декларации диссидентов по языку и стилю – близнецы постановлений ЦК.

А вот конфликт Чацкого с обществом Фамусова – прежде всего, стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они – банально, основательно, тяжеловесно. Примечательно, что самые знаменитые реплики противников Чацкого запомнились не своей реакционностью, а редкостью юмористической окраски: например, идея Скалозуба заменить Вольтера фельдфебелем – очень смешна. Но это одно из немногих исключений. Все веселое (читай: легкомысленное, поверхностное) в пьесе принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество. Любое общество – в том числе и Пушкина с Белинским.

Великий русский поэт вряд ли прав в оценке грибоедовского героя: метание бисера не есть признак человека неумного и пустого. Это просто иной стиль, другая манера, противоположное мировоззрение. И характерно, что самым ярким представителем такого несерьезного стиля в России был – сам Пушкин. Нечеловеческая (буквально) легкость возносила Пушкина над эпохой и людьми. Нечто родственное такому необязательному полету – и у Чацкого.

Критик режима и неявный революционер, Чацкий обязан был, вероятно, выглядеть и вести себя иначе. В духе времени это могло быть что-то байроническое – бледное и в плаще. Но те грандиозные годы дали русской литературе две спровоцированные Байроном фигуры большого масштаба – Онегина и Печорина. Чацкий же – персонаж другого театра: шекспировского.

Но Меркуцио умирает за три действия до конца пьесы и потому не может пройти естественный путь развития, становясь тем, кем мог бы стать – Гамлетом. А Чацкий проходит всю дорогу надежд, разочарований, горечи, краха, на глазах читателя набираясь желчи и мудрости.

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

Полтора ученых века вставляли Чацкого в привычную шкалу ценностей, неважно – с каким знаком. Подвижник святого дела – значит, борец. Если болтун – значит, предатель святого дела. Опять-таки не важно, какое именно дело имеется в виду: что-то достойное, благородное, нужное.

Полтора школьных века заучивали общественно-полезные монологи: о помещике, обменявшем крепостных на собак; о Максим Петровиче, упавшем наземь перед императрицей; о французике из Бордо и французско-нижегородском говоре. За всей этой социальной яростью потерялся истинный, свой, голос героя.

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым

Надежд, что душу наполняли.

Чего я ждал? что думал здесь найти?

Где прелесть этих встреч? участье в ком живое?

Крик! радость! обнялись! – Пустое.

В повозке так-то на пути

Необозримою равниной, сидя праздно,

Все что-то видно впереди

Светло, синё, разнообразно;

И едешь час, и два, день целый; вот резво

Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,

Все та же гладь и степь, и пусто и мертво.

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь

Кто произнес эти страшные безнадежные слова, эти сбивчивые строки – одни из самых трогательных и лиричных в русской поэзии? Все он же – Александр Андреич Чацкий, российский Гамлет.

Концовка соображения звучит прямым доносом, и это современно. Так современен и своевременен главный вопрос: глуп или умен Чацкий? Если, будучи носителем прогрессивных оппозиционных идей – глуп, то тогда понятно, почему он суетится, болтает, мечет бисер и профанирует. Если же признать Чацкого умным, то надо признавать и то, что он умен по-иному. Осмелимся сказать: умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому. Для него не разделены так бесповоротно слово и дело, идея обязательной серьезности не давит на его живой, темпераментный интеллект.

Он иной по стилю. Разве общество отвергает Чацкого за идеи? Прочтем отрывок:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

Пламенное проклятие иноземному засилию. Кто же это так возмущен? Да все: первые шесть строк в этом составном монологе принадлежат Фамусову, последние шесть – Чацкому.

Так кочуют по пьесе и по жизни основополагающие российские идеи. А кто высказывает их – не различить под гладким покровом русского ямба.

Молчалин! – кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут впору карточку вотрет.

Стилистическое различие важнее идейного, потому что затрагивает неизмеримо более широкие аспекты жизни – от манеры сморкаться до манеры мыслить. Поэтому так странен окружающим Чацкий, поэтому так соблазнительно объявить его сумасшедшим, взбалмошным, глупым, поверхностным. А он, конечно, вменяем, умен, глубок. Но – по-другому. Он – чужой.

Эта чуждость обусловила не утихающие полвека споры – кто является прототипом Чацкого. Слишком непонятен грибоедовский герой, требуется поместить его в какую-нибудь шкалу: ретроградов или революционеров, дураков или мудрецов, или уж, по крайней мере, найти ему соответствие в истории.

И во всех концепциях сквозит недоумение: зачем с такой парламентской страстью выступать перед недоумками? В этом и вправду присутствует недостаток здравого смысла – но не ума! Это разные категории, и если здравым смыслом обладает как раз масса, то ум – удел одиночек. Если же эти одиночки еще и преступно веселы, то осуждение следует незамедлительно: за отказ от положительных идеалов, нигилизм, беспринципность, цинизм, пустоту, забвение святынь. Блестящие интеллектуальные вертопрахи, вроде Чацкого, во все российские времена портили правильную картину противостояния добра и зла.

Это – блистательная отповедь гениального дилетанта крепкому профессионалу. Тогда, в самом начале русской литературы, такое торжество дара над ремеслом еще было возможно. Грибоедов и был одним из последних, кто занимал промежуточное место между любимцем муз и властителем дум.

Грибоедов и декабристы.

Глава 2 Грибоедов

Глава 2 Грибоедов Биография Вопрос 2.1 С июня 1817 года Александр Сергеевич Грибоедов стал служить в Коллегии иностранных дел. Он считался лучшим переводчиком.На каком языке велось тогда делопроизводство? И какими языками в совершенстве владел

Александр Сергеевич Грибоедов Горе от ума

А умище, умище-то куда девать? Александр Грибоедов. Горе от ума

В. Ю. ПРОСКУРИНА ДИАЛОГИ С ЧАЦКИМ А. С. Грибоедов "Горе от ума"

В. Ю. ПРОСКУРИНА ДИАЛОГИ С ЧАЦКИМ А. С. Грибоедов "Горе от ума" Вся пьеса представляется каким?то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт… Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья

1. ЧАЦКИЙ И ГРИБОЕДОВ

1. ЧАЦКИЙ И ГРИБОЕДОВ …1 июня 1824 года Грибоедов привез в Петербург текст только что завершенной комедии. Восторженный прием "Горя от ума" в дружеском кружке литераторов и актеров вселял уверенность в успехе. Но попытки опубликовать пьесу оказались бесплодными. И

А.С. Грибоедов Письмо П.А. Катенину

А.С. Грибоедов Письмо П.А. Катенину <…>[1]Мне кажется, что он <план комедии> прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! И в моей комедии 25 глупцов на

А.С. Грибоедов[18] *

ЧУЖОЕ ГОРЕ. Грибоедов

§ 1. Разноречие и чужое слово

§ 1. Разноречие и чужое слово Текст словесно-художественного произведения порождается творческой волей писателя: им создается и завершается. Вместе с тем отдельные звенья речевой ткани могут находиться в весьма сложном, даже конфликтном отношении к сознанию автора.

А. К. Толстой был просто влюблен в историю домонгольской Руси, он писал в 1869 году:

И, как всегда в таких случаях, порой он слегка увлекается и оказывается пристрастным.

X–XI века действительно являются очень интересным периодом истории нашей страны. Молодое русское государство быстро набирало силы и увеличивалось в размерах. Разделение церквей на католическую и православную произошло только в 1054 году, и ещё долгие десятилетия после него люди на Востоке и Западе считали себя единоверцами. Знакомые нам имена встречаются в западноевропейских и византийских источниках того времени, а некоторые русские князья являются героями скандинавских саг. По мнению А. К. Толстого, этот период нашей истории резко контрастирует даже с началом царствования Романовых. Ко всему иноземному тогда относились подозрительно и русские цари мыли руки после общения с иностранными послами.



Н. Дмитриев-Оренбургский. Обряд омовения рук после приёма иноземных посольств Московскими царями

Итак, давайте подробнее поговорим о некоторых балладах Алексея Толстого.

В этой балладе говорится о пророческой песне татарского певца, которую тот спел на пиру у князя Владимира:

Интересно, что в данной балладе, как и в русских былинах, образ Владимира синтетический. В князе Владимире-Красно Солнышко, как известно, слились образы Владимира Святославича и его правнука Владимира Мономаха.

Вернёмся к балладе А. Толстого.

И в конце баллады А. Толстой устами своего героя произносит замечательную фразу, которую следовало бы печатать в качестве эпиграфа на каждом учебнике истории.

Отвечая на мрачное пророчество Тугарина, Владимир говорит:

В этой балладе А. К. Толстой показывает Ивана IV глазами киевского богатыря, проспавшего полтысячи лет:



Иван IV, миниатюра из Казанской летописи

В этой балладе А. Толстой ещё раз обращается к образу Ивана IV.

Курбского в его бегстве сопровождали 12 человек, в том числе и герой баллады:

И как же отблагодарил предатель человека, вероятно, спасшего ему жизнь?

Курбский посылает Шиванова к Ивану IV с оскорбительным письмом, прекрасно понимая, что отправляет его на смерть. Беспрекословная верность Шиванова удивляет даже царя:

В некоторых балладах А. Толстого рассказывает и об истории западных славян.

Речь идёт об одном из эпизодов так называемого Вендского крестового похода 1147 года (совершен в рамках Второго крестового похода). Папой римским Евгением III и Бернаром Клервосским война против славян была благословлена наравне с экспедицией в Палестину. На земли полабских славян – ободритов и лютичей, двинулись армии саксонских, датских и польских рыцарей. К ним примкнули отряды немецких епископов и моравских князей.

Одна из крестоносных армий действовала против лютичей и поморян. То обстоятельство, что князь лютичей Ратибор, его окружение и часть подданных уже успели принять христианство, никого не смущало. Лидерами этой части крестоносцев были маркграф Бранденбурга Альбрехт Медведь и магдебургский архиепископ Конрад I.

Другая армия должна была сокрушить силы племенного союза ободритов. Ее руководителями были герцог Саксонии Генрих Лев, герцог Конрад Бургундский и архиепископ Бременский Адальберт. На соединение с этой армией спешили датчане, которых вели Свен III, правитель Зеландии, и Кнут V, владевший Ютландией – троюродные братья и непримиримые соперники.

Пора вернуться к балладе А. Толстого:

Рёскильдского епископа на самом деле звали Аскер. А правителя Ютландии Кнута все же трудно назвать викингом.

Сопротивление крестоносцам возглавил ободритский князь Никлот, который нанес упреждающий удар по гавани Любека, уничтожив там много кораблей.



Князь Никлот, статуя в Шверинском замке

После этого Никлот отступил к крепости Добин, где его осадили крестоносцы. В это время подошли и датчане.

А. К. Толстой – о прибытии Свена, Кнута и Аскера:

(к осажденному крестоносцами городу Добин).

А на помощь к ободритам пришли воинственные славяне острова Руян (Рюген), которые в морском сражении разбили датский флот:

Командовавший эскадрой Свена рёскильдский епископ Аскер (А. Толстой упорно называет его Эриком) в самом начале сражения покинул свой военный корабль и укрылся на торговом судне. Саксон Грамматик утверждает, что епископ

Другая ошибка Толстого – участие в этой битве кораблей Кнута.

На самом деле с руянами сражались только зеландцы: Кнут не отправил свои суда на помощь брату-сопернику. Так или иначе, руяне тогда захватили множество кораблей. После этого датчане ушли от Добина.

Взять эту крепость крестоносцы так и не смогли. Они ушли от него, заручившись обещанием Никлота крестить свой народ. Неудачными были действия и другой армии, которой не удалось овладеть Деммином и Штеттином.

В финале баллады Толстого вождь руян Боривой (видимо, Борил-вой) обещает отомстить крестоносцам:

В 1152 году славянские дружины атаковали Данию и разорили её.

Хронист Гельмольд из Босау свидетельствует:


В следующих статьях мы проведём исторический анализ текста некоторых баллад А. К. Толстого, в которых рассказывается о реальных событиях, происходивших на территории русских княжеств.

Исторический детский клуб "Пересвет"

Исторический детский клуб "Пересвет"

Исторический детский клуб "Пересвет" запись закреплена

В балладе "Чужое горе" А.К. Толстой называет три события, которые, по его мнению, круто изменили естественный ход истории нашей страны и обусловили ее отставание от Западной Европы: раздел Ярославом Мудрым русских земель между своими сыновьями, нашествие монголов и деспотическое правление Ивана Грозного.
Если только вдуматься: сколько же чужого горя несет на себе наша бедная Россия?

Надежда Кузнецова

👍🏻

Да стих наводит на размышления .


Основные персонажи

  • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
  • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
  • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
  • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
  • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

Очень краткий пересказ

Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву — там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам. На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери. По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.

Краткое содержание по главам

Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.

Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.

На старом рояле напряженно играла этюды Клементи — сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.

Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.

Глава 4. Классы
На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.

Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.

Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.

Глава 5. Юродивый
На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.

Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.

Глава 6. Приготовления к охоте
В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана — пришло время выезжать.

Глава 7. Охота
Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией. Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца. Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.

Глава 9. Что-то вроде первой любви
Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка — игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.

Глава 12. Гриша
Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.

Глава 13. Наталья Савишна
Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком. Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения. С этого момента Николенька ее полюбил.

Глава 14. Разлука
Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.

Глава 16. Стихи
После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.

Глава 17. Княгиня Корнакова
На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне. Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным. Все это от того, что лицо у него было некрасивое.

Глава 18. Князь Иван Иваныч
Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.

Глава 19. Ивины
Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.

Глава 20. Собираются гости
Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.

Глава 21. До мазурки
Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.

Глава 22. Мазурка
Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.

Глава 24. В постели
Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.

Глава 25. Письмо
По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.

Глава 27. Горе
В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.

Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.

Глава 28. Последние грустные воспоминания
Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.

Основная идея повести

Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Главные герои

  • Николенька Иртеньев - мальчик 10-ти лет, от чьего лица ведется повествование
  • Володя Иртеньев - старший брат Николеньки, 12 лет
  • Наталья Николаевна - мать Николеньки, Володи и Любочки (mamаn)
  • Петр Александрович Иртеньев - отец семейства
  • Любочка - сестра Николеньки, 11 лет
  • Марья Ивановна (Мими) - учительница музыки и гувернантка в семье Иртеньевых
  • Катенька - дочь Мими, 12 лет
  • Карл Иванович - немец, учитель и воспитатель мальчиков Иртеньевых
  • Гриша - юродивый, странник
  • Яков - приказчик
  • Наталья Савишна - няня, затем экономка в семье Иртеньевых
  • Бабушка - мать Натальи Николаевны
  • Княгиня Корнакова (Варвара Ильинична) - племянница бабушки
  • Этьен и его сестры - дети княгини Корнаковой
  • Князь Иван Иванович - кузин бабушки
  • Ивин Сережа - родственник Николеньки, одних с ним лет
  • Иленька Грап - сын бедного иностранца, 13 лет
  • Сонечка Валахин - дочь княгини Валахиной

Краткое содержание

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Глава 2. Maman

Мать ждет всех в гостиной, разливает чай. Рассказчик не дает полного портрета своей мамы, а вспоминает …карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь , родинку на шее и сухие руки. Общее ее выражение растворяется в памяти. Также в гостиной за роялем сидит старшая сестра Любочка и ее гувернантка Марья Ивановна (Мими). Карл Иваныч приветствует свою хозяйку, а она улыбается ему в ответ. Для Николеньки улыбка матери равна избавлению от всех горестей, так выражает свою любовь повествователь к самому близкому человеку. Мама нежно приветствует детей и просит позвать к себе их отца.

Глава 3. Папа

Папа в своем кабинете занят разговором с приказчиком Яковом и просит детей подождать. Беседа идет о состоянии имений, о счетах и расходах. Закончив свои дела, отец объявляет, что пора детям серьезно учиться, и что он забирает их с собой в Москву, а мама с девочками остается в деревне. Как вспоминает Николенька: …новость эта поразила нас ужасно . Но спорить с отцом неуместно и бесполезно. В утешение папа обещал взять детей на охоту. Но Николенька расплакался.

Глава 4. Классы

Карл Иваныч был не в духе. Он понимает, что столько времени и сил вложил в детей, в их образование и воспитание, а сейчас с ним хотят рассчитаться, а его воспитанников увозят в Москву. Это для него является оскорблением. Николенька сочувствует горю учителя, ведь мальчик очень привязан к Карлу Иванычу. Тот же, в свою очередь, заставляет Николеньку и Володю записать в тетрадях по – немецки Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность . Именно это чувство он и испытывает по отношению к себе со стороны хозяев. Затем учитель задает новые уроки, а сам погружается в свои мысли. И в этот момент в комнату входит юродивый Гриша.

Глава 5. Юродивый

Человек лет пятидесяти, с бледным…лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой . Все воспринимают его как предсказателя. Со слезами он бросается к Володе и, плача, говорит: …сердечные…улетят .

Дети и Гриша спускаются вниз. Гришу сажают обедать за отдельный столик. А Любочка и Катенька просят мальчишек уговорить взять их тоже на охоту. Гриша произносит слова, которые очень трогают маму: …улетела…улетит голубь в небо…ох, на могиле камень. . Папе совсем не нравится Гриша, он считает его обманщиком, а свою жену уличает в том, что зря она приглашает таких людей в дом.

Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.

Глава 6. Приготовления к охоте

Глава 7. Охота

Доехав до Калинового леса, наши герои останавливаются на пикник: …это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты . После небольшого отдыха начинается охота на зайцев. Николенька с собакой Жираном сидят под дубом в засаде, ожидая, когда гончие погонят зайца. Заяц неожиданно вышел на поляну и Николенька, растерявшись, что-то закричал и рано спустил собаку. Заяц ушел. Боже мой, что я наделал! От осознания, что провалил порученное ему дело, Николенька замирает на месте.

Глава 8. Игры

Охота кончилась и все отдыхали в тени молодых березок. Немного передохнув, дети решили поиграть. Но привычная игра в Робинзона как-то не заладилась.

Володя важничал, говоря, что это все скучно и не для него. Он считал, что игра – это все то, что не может произойти по-настоящему. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя…А какие разные приключения случались в …дороге! — вспоминает зимние вечера Николенька, когда дети садились на три стула и воображали себя на тройке лошадей и пускались в путь.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Любочка сорвала во время игры листок с червяком, испугавшись, бросила его на землю. Червяк был огромный и все бросились его смотреть. Николенька смотрит на червяка через плечо Катеньки, но взгляд его перемещается на открытое плечо девочки и, не удержавшись, целует его. Любуется Катенькой.

Вернувшись ко взрослым, дети узнают, что поездка отложена до завтра. Все едут домой. Николенька пытается грациозно проскакать на лошади, чтобы привлечь внимание Катеньки, но вместо этого чуть не падает со своего скакуна.

Глава 10. Что за человек был мой отец

Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула . Николенька описывает отца гордым человеком, любящим карты и женщин. Его отец нравился всем, обладал определенного рода харизмой.

Таким запомнил рассказчик своего отца. Петр Александрович был уважаем всеми,

Отец Николеньки чувствует себя счастливым человеком и к старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила .

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Был уже вечер, когда все вернулись домой с охоты. Мама села за рояль, а дети устроились вокруг нее рисовать. Так как Николеньке досталась синяя краска, все выходило лишь синим, это раздосадовало мальчика и он пошел дремать в кресло.

В кабинет к отцу вошел приказчик Яков с какими-то неизвестными людьми. Николеньке кажется, что за дверями отцовского кабинета совершаются самые важные дела в мире. В кабинет приглашается и Карл Иваныч. Отец решается взять его с собой в Москву.

Перед ужином в комнату входит Гриша. Он все время плачет, в этом обитатели дома видят дурной знак. Но только не дети, они задумывают спрятаться в чулане и подглядеть за Гришей, больше всего их интересуют его вериги.

Глава 12. Гриша

Дети спрятались в чулане. Гриша стал молиться. Николенька с чувством детского удивления, жалости и благоговения следит за всем, что происходит в комнате. Но это чувство умиления быстро проходит, потому что Николенька переключает внимание на Катеньку, целует ей руку, она же отдергивает ее от героя. Гриша услышал шорох и дети выбежали из чулана.

Глава 13. Наталья Савишна

Наталья Савишна — няня матери Николеньки и прислуга в их доме. Отличалась усердием и кротостью нрава. Когда мама рассказчика выросла, то хотела отблагодарить Наталью Савишну и дала ей вольную, но та порвала ее и осталась в доме господ.

Николенька вспоминает ее любовь и самопожертвование. Маленьким повествователь любил бывать в комнате у Натальи Савишны. Особенно ему нравился сундуки экономки, в которых было все, что только могло понадобиться в их доме.

Герой вспоминает, как только раз в жизни на нее рассердился. Он разлил квас на скатерть. Наталья Савишна решила его проучить: поймала его и начала тереть мокрым по лицу. Это очень обидело повествователя. Но через некоторое время она подошла к нему и попросила прощения, подарив ему карамель и ягоду. А Николеньке стало стыдно.

Глава 14. Разлука

На следующий день после охоты начались сборы и проводы в Москву. Николенька с нетерпением ждет отъезда. Все присели, по обычаю, на дорожку, затем встали, перекрестились и стали прощаться. Николенька, взглянув на мать, наконец понял, что им предстоит пережить. Он расплакался.

Отъехав на некоторое расстояние, герой высовывается из коляски в последний раз взглянуть на имение, на мать, на дворовых. Я же захлебывался от слез . Но мысли ребенка быстро меняют свой ход, отвлекаются на сменяющие друг друга пейзажи по дороге.

Глава 15. Детство

Николенька вспоминает, как сладко было засыпать в кресле в гостиной и с какой нежностью его будила мать и отправляла спать. Поднявшись в спальню, герой начинал горячо молиться о здоровье близких ему людей.

Глава 16. Стихи

Месяц прошел с момента переезда в Москву. Володя и Николенька готовятся поздравить бабушку с днем рождения. Володя нарисовал картину, А Николенька сочинил стихи. Хотя само сочинение этих стихов далось ему очень трудно. За основу он взял увиденное когда-то у Карла Иваныча стихотворение. Но все же удалось написать стих нашему рассказчику.

Одевшись к празднику, дети спускаются вниз, вместе с Карлом Иванычем дарят бабушке подарки. Николенька очень переживает, что над его творением будут смеяться, но, напротив, бабушка была польщена и похвалила внука.

Глава 17. Княгиня Корнакова

Княгиня с первого взгляда не понравилась Николеньке, он отмечает ее сухой и желчной, с серо-зелеными неприятными глазками . Она очень много говорила, но бабушка ее не слушала. И среди всего прочего, на что все-таки обращает внимание бабушка повествователя, княгиня утверждает, что единственный способ воспитания и внушения детям правил и морали – это страх и физическое наказание. Каких после этого вы можете требовать деликатных чувств от ваших детей? — спрашивает бабушка свою племянницу. И после представляет ей своих внуков.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Гостей на дне рождения бабушки было много. Среди всех особенно выделялся один: Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого был большой крест… . Николеньку поражает свобода и простота движений героя. Князь был добр, чувствителен, но …холоден и несколько надменен в обращении . Не любил ничего князь Иван Иваныч ничего нового и оригинального. Очень дорожил дружбой с именинницей. У них заходит разговор о Наталье Николаевне, почему же она не приехала. На что бабушка отвечает: hellip; для того, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам и бог знает что делать… — имея в виду отца Николеньки. Она не может быть с ним счастлива . Николенька не должен был этого слышать, но теперь непонятное волнение овладевает им.

Глава 19. Ивины

Расстроенный услышанным разговором Николенька стал смотреть в окно, увидев там трех мальчиков с гувернером, герой заметно повеселел. Ведь это были Ивины. Они были родственниками Иртеньевых. Особенно Николеньке дорог средний брат – Сережа Ивин. Он кажется рассказчику очень красивым, герой восхищается им. Николенька любит его и боится одновременно, а Сережа, чувствуя это, испытывает нечто вроде власти над маленьким мальчиком.

После этого случая Сережа с братьями уезжает домой.

Глава 20. Собираются гости

К вечеру ждали много гостей. Это был важный для Николеньки вечер. Он знакомится на балу с Сонечкой Валахиной, в которую влюбляется сразу же, с дочерьми и сыном Этьеном госпожи Корнаковой. Когда же приезжают Ивины, вместо обычного ожидания встречи с Сережей, Николенька испытывает досаду и ревность, что такой красивый Сережа увидит прекрасную Сонечку.

Глава 21. До мазурки

Николенька обнаруживает, что у него нет необходимого атрибута для танцев – лайковых перчаток. Он отправляется в спальню поискать их, но находит лишь старую грязную перчатку Карла Иваныча, примеряет ее и, думая, что надо бы спросить у бабушки, где же взять эти перчатки, спускается вниз, не сняв с руки эту злополучную деталь. Бабушка и гости усмехаются, увидев героя в таком виде, но быстро переключают свое внимание на разговоры, а Николенька с Сонечкой танцуют кадриль. Рассказчик полон чувств к девочке:

Глава 22. Мазурка

Николенька не умел танцевать мазурку, но случилось так, что ему пришлось это сделать. Господи! За что ты наказываешь меня так ужасно! — одна мысль в голове у рассказчика, он не справился с танцем и почувствовал презрение со стороны окружающих.

Глава 23. После мазурки

Один молодой человек, подсевший к Николеньке за столик, решил во что бы то ни стало развеселить повествователя и дает выпить шампанского ему. Николенька очень быстро почувствовал расслабление и теплоту по всему телу, а также уверенность в себе и отсутствие каких бы то ни было сомнений. Он проводит вечер с Сонечкой, кроме нее не интересуется никем и ничем. Провожая ее домой, понимает, что влюблен. И любовь к Сереже Ивину исчезла.

Глава 24. В постели

Лежа в постели, Николенька заводит разговор с братом Володей и признается ему, что чувствует к Сонечке любовь.

Глава 25. Письмо

16 апреля, через шесть месяцев после описанного случая, отец сообщил, что все едут в деревню этой же ночью.

За 4 дня до этого было получено письмо от Натальи Николаевны. Она рассказывает о жизни в деревне и о том, что гуляя с детьми, промочила ноги и очень замерзла, в результате этого заболела. Кончай скорее дела и приезжай к нам с детьми на целое лето . Далее следовало письмо уже на французском языке, в котором говорилось, что, на самом деле, Наталья Николаевна находится при смерти, что дорога каждая минута, необходимо успеть проститься с ней:

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

18 апреля Иртеньевы были уже в деревне. Зайдя в дом, Николенька отметил, что все слуги смотрели на них с бессмысленно – равнодушными лицами, а кто-то только плакал. Мать лежала в комнате с открытыми глазами, но ничего не видела.

Детей увели. Так они и не смогли проститься с любимой матушкой.

Глава 27. Горе

На другой день Николенька решил еще хоть раз взглянуть на маму. Он пытается рассмотреть лицо матери в гробу и никак не может поверить, что это она.

Герой начинает погружаться в мечтания и воспоминания, думает о матери живой, какой она была еще вчера.

Повествователь отмечает, что эта минута самозабвения и была настоящим горем. Позднее во время похорон Николенька пытался показать, что огорчен больше всех, что несчастлив, он наблюдает, как ведут все себя в этот день и меньше всего думает о матери. До определенного момента.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Жизнь идет своим чередом, но уже без матери.

Николеньке захотелось поговорить с Натальей Савишной. Она объяснила ему, что душа матушки еще 40 дней будет скитаться по земле, а затем обязательно попадет в рай. Но с такой же искренностью и трогательностью, как рассказывала о матушке, Наталья Савишна берется за свои обычные домашние дела, погружаясь в них и забывая на время о горе.

С этим страшным событием закончилась для Николеньки пора детства и началась новая эпоха – отрочество.

Наталья же Савишна через год заболела и умерла. Николенька ее больше не видел с момента похорон матери. Похоронили ее рядом с хозяйкой, возле старой часовни. Иногда Николай Иртеньев навещает эти две могилы, где покоятся любимые им души.

Читайте также: