Чтение художественных произведений в начальной школе рассказ сказка

Обновлено: 02.07.2024

Важную роль сказок в детском чтении К.Д.Ушинский определил уже тем, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их благотворном воздействии на ребенка-читателя. [c.108]

После 1917 года некоторые педагоги отрицали сказку в развитии личности детей, призывали исключить произведения этого жанра из круга детского чтения, утверждая, что она (сказка) уводит детей в мир фантазий, путает их опыт и представления о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам. В это же время в защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе. [5]

Огромный воспитательный потенциал является основанием для включения различных сказок в круг детского чтения и помещения их в современные учебники-хрестоматии по литературному чтению.

В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные. [7]

Для того чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой в начальной школе.

Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, воспитания личности.

Сказки вызывают особый интерес детей: в равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой тёмных и светлых сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, на которых хочется быть похожим, и счастливый конец.

К сожалению, этот потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается в полной мере на уроках литературного чтения в начальной школе, поскольку изучение сказок ограничивается многими учителями и сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии. В результате разрушается целостность её художественного мира и от детей ускользает её особое обаяние и самобытность. [ 1,2,3]

Эти задачи могут быть решены только в процессе комплексного подхода к изучению сказки в начальной школе.

Идеи комплексного подхода к изучению сказки в школе, принцип целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим лишь отдельные интересные наблюдения и рекомендации, касающиеся анализа образа героя, сюжета, языка, указания на эффективность применения тех или иных приёмов её изучения. Однако эти рекомендации остаются разрозненными и пока ещё не могут обеспечить продуктивное продвижение детей по пути становления грамотного читателя. Комплексный анализ позволяет рассматривать сюжет, языковые особенности и художественное своеобразие сказки во взаимосвязи, что способствует более глубокому восприятию детьми идейного содержания изучаемой сказки.

Методические рекомендации предлагают учителю общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным жанровым разновидностям. Однако не всегда в методических советах учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный объем читательских умений, которые должны сформироваться у школьников при чтении сказок разного вида.

Выводы по теме.

Обобщая основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе, отметим следующее:

Список литературы

1. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.,1975. – с.135.

2. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. – М., 1993. – с.464.

3. Пропп В.Я.Морфология сказки. - М., 1969. - с.167.

4. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: Сборник //сост. В.В.Терновская и Н.И.Яшин.- М., 1983. - c.94-115.

6. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. – М.,1979. – Т.1. – с.183.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Методика изучения сказок

Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок. 1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: - подготовка к восприятию сказки; - чтение сказки; - обмен мнением о прочитанном; - чтение сказки по частям и их разбор; - подготовка к рассказыванию; - обобщающая беседа; - подведение итогов; - задание детям на дом.

Методика изучения стихотворений

Методика чтения лирических произведений в начальной школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений. Можно выделить следующие моменты в работе над пейзажем в лирическом стихотворении. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, здесь могут помочь "живые" впечатления детей от прогулки по-осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и так далее. Все это обеспечивает необходимую "внутреннюю наглядность", помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом.

Важной составной частью знакомства со стихотворениями является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы: - С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.

Методика изучения басен

Нажмите, чтобы узнать подробности

В круг чтения учащихся начальной школы входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. Законы литературы предполагают, что анализ художественного произведения должен совершаться в единстве его содержания и формы и на основе учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия.

Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.

Анализ литературной и народной сказок (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин, трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Герои бытовых сказок – простые люди (крестьянин, солдат, крестьянская девушка). Они не обладают сверхъестественной силой, но побеждают врага своим умом, сообразительностью, находчивостью. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, трусость, лень, осуждаются алчность, ненасытность, жестокость, предательство. События в бытовых сказках происходят в обычном, реальном мире: в избе, в лесу, в поле. Анализ бытовой сказки максимально приближается к анализу рассказа. В заклю­чение выясняются жанровые особенности сказки.

В сказках о животных действуют хорошо знакомые всем звери, птицы, животные. В них порицаются трусость, упрямство, зазнайство, зависть, плутовство, утверждаются дружба, бескорыстие, великодушие, мудрость. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рас­сказов.

При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов са­мими учащимися, выразительное чтение эпизодов, устное рисование одного из персонажей сказки, подбор под­писей к иллюстрациям, худо­жественное рассказывание по иллюстрации, составление плана сказки (картинного, сло­весного), пересказ близко к тексту и выборочный, составление характеристики персо­нажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, творчес­кий пересказ.

Методическая схема изучения сказки может быть следующей:

выяснение конкретного содержания сказки:

выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;

определение места действия ,последовательности событий;

определение характерных черт на основании поведения и поступка героя;

выяснение причин поведения;

обсуждение взаимоотношений героев;

словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

определение основной мысли сказки;

определение личного отношения к персонажам сказки, со­бытиям, высказывание оценочных суждений;

наблюдения над жанровыми особенностями сказки;

чтение в лицах либо инсценирование эпизодов.

В поэтической речи сравнение означает сопоставление одного предмета (или явления) с другим. Сравнение вводится в текст с помощью слов как, что, словно, будто, точно. Сравнения, как и эпитеты, помогают вызвать в воображении читателя образные картины.

Метафора – употребление слов и выражений в перенос­ном смысле. В художественной речи метафорой называют скрытое сравнение. Если в сравнении всегда видно, что с чем сопоставляется, то в метафоре сравнение скрыто, не названо, о нем мы только догадываемся. Исследования подтверждают, что эпитеты и срав­нения учащиеся начальной школы понимают лучше, чем метафоры. В связи с этим метафора как художественное средство языка требует к себе особого внимания.

Можно рекомендовать следующий план работы над осознанием художественных средств выразительности:

-обнаружение в тексте образных слов и выражений;

-объяснение их значений, смысла;

-воссоздание художественной картины путем словесного рисования; |

-побуждение учащихся к употреблению образных средств языка в пересказе, в собственной речи.

Методическая схема изучения стихотворений-описаний может быть следующей:

-определение общего эмоционального настроения стихотворения;

-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы;

-нахождение слов, словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи; содержатся яр­кие красочные детали, образные слова и выражения;

-воссоздание живописных картин путем словесного ри­сования;

-нахождение слов, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами;

-наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы;

-определение основной мысли стихотворения;

Методика работы над басней имеет свои особенности, поскольку басня – это иносказательный рассказ поучительного характера, где вместо людей действуют звери и птицы, то работа над ней ведется как над реалистичес­ким рассказом из жизни животных.

Методическая схема изучения басни может быть следу­ющей:

-раскрытие конкретного содержания басни;

-выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;

-сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;

-словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;

-определение отношения баснописца к героям;

-раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни;

-определение основной мысли басни;

-наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);

-наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные, иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);

-наблюдение над структурными элементами басни: мораль, основное содержание, заключение.

Работу над рассказом необходимо строить также исходя из специфики жанра.

Рассказ – это небольшое эпическое произведение, в котором говорится (повествуется) о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет (последовательность событий), который развертывается во времени и имеет свое начало, самый напряженный момент (кульминацию) и концовку. После кульминации наступает развязка и действие заканчивается. С наибольшей ясностью раскрывается характер человека в момент кульминации – самой высшей точки развития действия.

В художественном рассказе человек действует, поэтому главная задача при чтении – разъяснение действий персонажа, мотивов его поведения, определение характерных черт. Читатель выступает в качестве судьи действий персонажа.

В тексте рассказа встречаются все три типа речи: диалог, повествование, описание. Диалог – разговор действующих лиц; повествование – авторский рассказ о героях и их поступках, месте действий, о событиях, которые следуют друг за другом. В рассказе часто разворачивается описание картины природы (пейзаж), внешности человека (портрет), животного, какого-либо неодушевленного предмета.

Встречаются рассказы только описательного характера. В них говорится о признаках, свойствах предмета, явления, которые можно увидеть одновременно все сразу или последо­вательно.

В рассказе авторская точка зрения обычно не выражается прямо, открыто, а раскрывается через мнение персонажей, которым автор доверяет.

Методическая схема изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

-выяснение конкретного содержания;

-выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

-выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

-определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

-словесное описание (по воображению) действующего лица;

-выяснение авторского отношения к поступку, герою;

-определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

-выяснение основной мысли произведения.

Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

-нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

-акцентное вычитывание слов и выражений, с помощью которых описываются картина природы, животное, предмет;

-воссоздание этих картин путем словесного рисования;

-нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);

-определение авторского и личностного отношения к описанию.

Построение анализа текста способствует восприятию и осознанию учащимися художественного произведения как явления искусства слова.


Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: начальное образование, общеобразовательная школа, сказка, литературное чтение.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению в начальной школе. Одним из путей решения этой проблемы, является создание условий, способствующих формированию полноценного восприятия литературной сказки младшими школьниками. Так как мир литературных сказок прекрасен и увлекателен не только по содержанию, включающему необычность сюжета, героев, явлений, отражающих как мир прошлого, так и современные явления действительности с одной стороны, но и по форме, с другой стороны, используя вес богатый арсенал изобразительно-выразительных средств, что дает писателю возможность выразить собственную авторскую позицию.

В данном направлении работали такие ученые, как Н. С. Бибко, М. П. Воюшина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Е. М. Мелетинский, Н. Д. Молдавская, М. М. Рубинштейн, М. А. Рыбникова, Л. Е. Стрельцова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

В настоящее время не все педагоги владеют специальной подготовкой и не могут на достаточно высоком уровне осуществлять обучение школьников по современным программам литературного чтения. Для решения этой задачи учителю необходимо создавать специальные условия для формирования полноценного восприятия произведения. В данной статья выделены основные условия работы со сказкой на уроках в начальной школе. Определяя способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки:

1. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.

2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;

3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.

Учитывая вышеперечисленные пункты, можно сформулировать первое условие работы со сказкой: прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки.

Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Картина осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной. Восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится читатель. Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения.

Учитывая вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно сформулировать второе условие при работе со сказкой: педагогу необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами.

Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

Большинство сказок изучается в начальной школе. Сказка — один из любимых жанров детей. На примере этих литературных произведений педагогу открываются возможности не только познакомить учащихся с литературоведческими понятиями и особенностями, но и воспитывать в детях нравственные качества на примерах литературных героев. В данной статье выделены условия, выполнение которых позволит сделать урок чтения сказки продуктивнее.

2. Аарне-Томсон. Сравнительный указатель восточнославянской сказки / Аарне-Томсон — Л., 1979–890 с.

3. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / Белянин В. П. — М. Издательство МГУ, 1988–120с.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

5. Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки, т.1 / Волков Р. М. — Одесса — 376 с.

Основные термины (генерируются автоматически): литературная сказка, начальная школа, сказка, литературное произведение, ребенок, урок чтения сказки, авторская позиция, литературное чтение, младший школьник, полноценное восприятие.

Читайте также: