Чернышевский новые периодические издания краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.



Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.

Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.

До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).

Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.

В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.

Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.



Николай Чернышевский в молодости

В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.

Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.


Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о судьбе Николая Гавриловича Чернышевского.

– Узнаем, почему не сложилась его научная карьера.

– Обсудим вклад Чернышевского в русскую культуру и историю.

Николай Гаврилович Чернышевский

– личность удивительная. Человек невероятной эрудиции, тонкого ума и тяжёлой судьбы. Философ, критик, публицист и педагог. Чернышевский во многом опередил своё время. А некоторые его взгляды и в наш двадцать первый век кажутся очень смелыми.

Революционер Николай Чернышевский родился в семье священника 24 июля 1828 года. Его отец был протоиереем саратовского Александро-Невского кафедрального собора. Мать Чернышевского тоже происходила из семьи священников.

Первое образование разночинец Чернышевский получил дома, совсем как дворянские дети. Отец писателя был очень начитанным, умным, разносторонне образованным человеком. Поэтому денег на образование не жалел и даже приставил к сыну гувернёра-француза. Невероятная тяга к знаниям отличала Николая Гавриловича Чернышевского с самого раннего детства. Современники вспоминали о Чернышевском как о мальчике с книгой, у которого найдётся ответ даже на самый сложный вопрос.

В возрасте 15 лет Николай Чернышевский поступил в духовную семинарию

города Саратова. В семинарии он был не просто лучшим на курсе. Он сильно превосходил знаниями своих однокурсников. Но жажда знаний заставляла его находить время и для самообразования. История, география, теория словесности, иностранные языки – всё это Чернышевский изучал самостоятельно. Кстати,
иностранных языков он знал 8
.

Духовную семинарию Чернышевский не закончил. Он уехал из родного города и поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы главными увлечениями Чернышевского были литература, история и философия.

Он увлекался трудами Гегеля и Фейербаха. На мировоззрение Чернышевского повлияли идеи французских и немецких материалистов и просветителей. Например, у Гегеля

одной из главных идей является идея о постоянном развитии и обновлении мира.

Значит, считал Чернышевский, революция – это средство обновления мира, которое уничтожит всё устаревшее и сделает мир лучше. Близки Чернышевскому оказались и идеи позитивистов. Согласно этим идеям, главным двигателем человеческих поступков является польза, а не какая-то отвлечённая идея или высшие силы.

В1850 году Николай Гаврилович Чернышевский вернулся в родной Саратов, чтобы работать в Саратовской гимназии учителем русского языка и литературы. Николай Гаврилович был умным, эрудированным преподавателем с передовыми взглядами на педагогику, но в гимназии он надолго не задержался. Почему?

Революционер в гимназии начальству был не нужен, каким бы блестящим педагогом он не был.

После свадьбы молодожёны уехали в Петербург. Чернышевский стал преподавателем во Втором кадетском корпусе Петербурга, но вскоре покинул должность из-за конфликта с одним из офицеров. В эти же годы Чернышевский начал заниматься наукой и публицистикой.

. В ней рассматривались ключевые вопросы эстетики: о сущности прекрасного, назначении искусства и соотношении прекрасного в искусстве и в жизни.

А сама диссертация пользовалась безумной популярностью у образованной части общества. Изложенные в ней идеи сильно повлияли на многих писателей и художников. Например, художников-передвижников.

. На почве общих взглядов он быстро сошёлся с Некрасовым и Добролюбовым.


. Прокламации предназначались для народа, были написаны простым языком и разъясняли, чем плоха реформа.

В феврале 1864 года Чернышевского признали виновным в связях с революционной эмиграцией и антиправительственной деятельности. Его приговорили к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь. Александр II уменьшил срок каторги до 7 лет.

В Сибири, на каторге и ссылке, Чернышевский активно занимался литературной деятельностью. Он писал статьи, повести, пьесы и даже роман. Его жена на каторгу за писателем не последовала. Однажды она приехала к мужу на свидание, но Чернышевский умолял жену не мучиться, вернуться в Саратов и даже найти себе нового мужа. Но замуж Ольга Сократовна не вышла. И сыновей она растила в уважении к отцу.

Николай Гаврилович Чернышевский провёл в тюрьмах, на каторге и в ссылке около 20 лет. В 1874 году Чернышевскому было официально предложено освобождение. Для этого нужно было только написать прошение о помиловании. Принципиальный Чернышевский отказался просить милости.

В родной Саратов он вернулся только летом 1889 года. Во многом возвращению писателя домой способствовали хлопоты его сына.

Но жить Чернышевскому оставалось мало. Его здоровье было подорвано. Уже осенью тяжело заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг.

Преподаватель и журналист

В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.

Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.

В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.

Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.

Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Журнал Годы работы Деятельность
Санкт-Петербургские ведомости и Отечественные записки 1853-1854 Небольшие революционные статьи
Современник 1854-1862 В 1855-1862 руководил выпуском журнала
Военный сборник 1858 Редактор

После проведения в России Великих реформ Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в Современнике главный роман своей жизни, который называется Что делать? . Это самое главное произведение Чернышевского.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.


Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Приговор

Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.

Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.


Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.

Последние годы жизни и смерть

В 1883 году Чернышевскому разрешают переехать в Астрахань. К этому времени он уже был больным человеком преклонных лет. В эти годы за него начинает хлопотать сын Михаил. Благодаря его стараниям писатель в 1889 г. переселяется в Саратов. Однако в этом же году он заболевает малярией. Скончался автор 17 (29) октября от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.


Память о Чернышевском жива до сих пор. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

История написания

Творческая история написания на этом не завершилась: роман издали в 1868 г. в Женеве, его перевели на все популярные языки мира. В нашей стране запрет на опубликование продолжал действовать до 1906 г.

Жанровая композиция

Николай Гаврилович выражено идеализировал будущее, где в основе находились принципы коммунизма. Именно по этой причине произведение получилось утопичным, а не реалистичным, поскольку вместо героев у Чернышевского не люди, а идеи, которые живут в образах.

Николай Гаврилович писал роман

Краткое содержание

Вначале читатель узнает о застрелившемся самоубийце. Затем рассказывается о Вере, готовившейся к свадьбе. Женщина обвиняет себя в трагедии, которая случилась. После Чернышевский описывает ее историю. Девушка воспитывалась в бедной семье с бесхарактерным отцом, матерью-тираном и родным братом.

Марья, мама главной героини, корыстная и продуманная, она пытается свести дочку и сына начальника своего супруга без согласия Веры. Михаил, предполагаемый суженный, хочет только позабавиться с юной девушкой, при этом Марья решает продать честь дочки, чтобы затем заставить юношу жениться.

К брату Вероники пришел репетитор — студент Дмитрий Лопухов

В то же время к брату Вероники пришел репетитор — студент Дмитрий Лопухов. Парни начали общаться, и герой осознал, насколько несчастна женщина. Он захотел помочь девушке выбраться из дома, но не нашел службу, в которой она смогла бы зарабатывать себе на жизнь. В результате он украл ее, женился на ней, при этом договорился вначале с матерью обойтись без судебных разбирательств, но в то же время и без приданого.

Их семейные отношения были новыми, молодые люди спали в разных помещениях, не входил друг к другу в комнату без стука. Нередко к ним захаживал знакомый студента, которого звали Александр Кирсанов, но затем его визиты завершились. Молодой человек и Вера поняли, что влюбились. Сон подсказал девушке, что она чувствует к Лопухову только благодарность. Осознав это, Дмитрий совершает самоубийство, а его друзья организуют свадьбу.

Однако не только любовь заняла главную героиню, она захотела создать швейную мастерскую, чтобы помочь таким же женщинам, как и непосредственно Вера. На это дело юную леди тоже вдохновляли сны, в которых объясняется, что большинство людей в основном являются положительными, но жизненные обстоятельства меняют их характер. Мастерская принадлежала не Вере, а всем девушкам, которые в ней работают. Только из-за этого дело начало развиваться. Свободное время героиня проводит на пикниках и обучается медицине.

В последней главе она повстречала иностранца, женившегося на русской женщине из их круга. Этот молодой человек и был тем самым Лопуховым, инсценировавшим самоубийство, чтобы дать свободу Вере и Кирсанову. Все герои счастливы.

Описание персонажей

Роман отличается новым рассмотрением семейных отношений и обустройством общества. Все персонажи свободны от предрассудков, самостоятельно пытаются добиться успеха, они благородны и искренни:

Александр Кирсанов

Основная тематика

Темы романа Чернышевского актуальны и сегодня. Писатель описывал следующие тематики:

Сны Веры Павловны

Раскрытие проблем

Проблематику романа-утопии также нельзя описать кратко, поскольку она тоже очень обширна. Николай Гаврилович поднимает следующие вопросы:

Алчность и собственная выгода

  1. Женская проблема. В России той эпохи девушки не могли работать и заниматься саморазвитием, поскольку они должны были придерживаться семейной жизни и заботиться о детях. Чернышевский настаивал, что у женщин такие же права, как и у мужчин. Они обязаны заниматься общественным трудом, жить самостоятельной жизнью, у них должно быть право голоса.
  2. Социальная несправедливость. Девушка неровня мужчине, помощник не подобен директору, народ — власть имущим. Все описанные противоречия породили множество конфликтов. Лишь избавление от частной собственности способно поменять ход событий.
  3. Мнение общества. До тех пор, пока люди не избавятся от страха, они будут зависеть от общественного мнения, то есть не пройдут вперед и не освободятся. Если все начнут делать что нужно, то и жизнь поменяется к лучшему.
  4. Алчность и собственная выгода. Это вынуждает людей проявлять жестокость и хамство. Деньги являются смыслом жизни, но они разрушают любовные отношения и дружбу. Пока бедный человек живет впроголодь, элита жирует, и такая несправедливость порождается только из-за жадности.

Чернышевский пытался написать роман про социалистическое будущее, которое происходит в обычной мастерской. Вера тоже трудится — организует работу предприятия. Это некая коммуна, где все равны.

Описанная модель показывает будущее России: все люди одинаковые между собой и все получают поровну.

роман чернышевского что делать краткое содержание

Кто они, новые герои?

содержание романа что делать чернышевского

Основная проблематика сочинения

- Необходимость в социально-политическом обновлении общества, которое возможно путем проведения революции. Из-за цензуры Чернышевский не стал разворачивать эту тему более подробно. Он дал ее в виде полунамеков при описании жизни одного из главных героев – Рахметова, а также в 6-й главе.

- Психологические и нравственные проблемы. Чернышевский утверждает, что человек, используя силу своего ума, способен создать в самом себе новые, заданные им моральные качества. При этом автор развивает данный процесс, описывая его от малого, в виде борьбы с деспотизмом в семье, до самого масштабного, нашедшего выражение в революции.

- Проблемы норм семейной морали и женской эмансипации. Данную тему автор раскрывает в трех первых снах Веры, в истории ее семьи, а также в отношениях молодых людей и мнимого самоубийства Лопухова.

- Мечты о светлой и прекрасной жизни, которая наступит при создании в будущем социалистического общества. Данную тему Чернышевский освещает благодаря четвертому сну Веры Павловны. Читатель видит здесь и облегченный труд, который стал возможен благодаря развитию технических средств.

Основным пафосом романа является пропаганда идеи о преобразовании мира путем свершения революции, а также ее ожидание и подготовка к этому событию лучших умов. При этом высказывается мысль об активном участии в предстоящих событиях.

Какую главную цель ставил перед собой Чернышевский? Он мечтал о разработке и внедрении новейшей методики, позволяющей осуществлять революционное воспитание масс. Его труд должен был явиться своеобразным учебником, с помощью которого у каждого думающего человека стало бы формироваться новое мировоззрение.

Начало истории

очень краткое содержание что делать

Появление Лопухова

Автор говорит о том, что его героиня родилась в Петербурге. Здесь же она и выросла. Отец дамы – Павел Константинович Возальский – являлся управляющим дома. Мать же занималась тем, что давала под залог деньги. Основная цель Марьи Алексеевны (матери Веры Павловны) состояла в выгодном замужестве дочери. И для решения этого вопроса она прилагала максимум усилий. К своей дочери злая и недалекая Марья Алексеевна приглашает учителя музыки. Покупает Вере красивую одежду, ходит с ней в театр. Вскоре на смуглую красивую девушку обращает внимание сын хозяина – офицер Сторешников. Молодой человек решает соблазнить Веру.

Марья Алексеевна надеется заставить Сторешникова взять в жены ее дочь. Для этого она требует от Веры благосклонности к молодому человеку. Однако девушка прекрасно понимает истинные намерения своего ухажера и всячески отказывается от знаков внимания. Кое-как ей даже удается вводить свою мать в заблуждение. Она делает вид, что благосклонна к ловеласу. Но обман рано или поздно раскроется. Это делает положение Веры Павловны в доме просто невыносимым. Однако все внезапно разрешилось, и при этом самым неожиданным образом.

произведение что делать краткое содержание

В доме появился Дмитрий Сергеевич Лопухов. Этого студента-медика выпускного курса родители Верочки пригласили к ее брату Феде в качестве учителя. Вначале молодые люди относились друг к другу весьма настороженно. Однако потом их общение начало протекать в беседах о музыке и о книгах, а также о справедливом направлении мыслей.

Прошло время. Вера и Дмитрий почувствовали симпатию друг к другу. Лопухов узнает о бедственном положении девушки и делает попытки оказать ей помощь. Он подыскивает для Верочки место гувернантки. Такая работа позволила бы девушке жить отдельно от родителей.

Однако все усилия Лопухова оказались безуспешными. Он не смог найти таких хозяев, которые бы согласились взять к себе девушку, сбежавшую из дома. Тогда влюбленный юноша предпринимает другой шаг. Он оставляет свою учебу и начинает заниматься переводом учебника и частными уроками. Это позволяет ему начать получать достаточные средства. При этом Дмитрий делает Вере предложение.

Первый сон

Вере снится первый сон. В нем она видит себя вышедшей из темного и сырого подвала и встретившей удивительную красавицу, называющую себя любовью к людям. Верочка беседует с ней и обещает выпускать из подобных подвалов девушек, которые заперты в них, как была заперта она.

Семейное благополучие

Молодая супруга ведет хозяйство, дает частные уроки, читает книжки. Вскоре она открывает собственную швейную мастерскую, в которой девушки работают не по найму, а получают часть дохода, как совладелицы.

Второй сон

Под реальной грязью понимается забота о том, что более всего необходимо в жизни. Именно этим и была постоянно обременена Марья Алексеевна. На этом и можно вырастить колосья. Фантастическая же грязь представляет собой заботу о ненужном и лишнем. На такой почве колосья не вырастут никогда.

Появление нового героя

Автор показывает Кирсанова волевой и мужественной личностью, способной не только на решительный поступок, но и на тонкие чувства. Александр проводит время с Верой, когда Дмитрий занят. Вместе с женой друга он бывает в опере. Однако вскоре, без объяснения каких-либо причин, Кирсанов перестает приходить к Лопуховым, чем очень обижает их. Что же явилось истинной причиной этому? Влюбленность Кирсанова в жену друга.

Молодой человек вновь появился в доме тогда, когда Дмитрий заболевает, чтобы вылечить его и помочь Вере в уходе. И здесь женщина понимает, что влюблена в Александра, отчего приходит в полное смятение.

Третий сон

Решение проблемы

Знакомство с Рахметовым

что делать краткое содержание по главам

Именно Рахметов пришел к Вере Павловне после получения записки от Лопухова. После его уговоров она успокоилась и стала даже веселой. Рахметов же объясняет, что Вера Павловна и Лопухов имели очень разные характеры. Именно поэтому женщина потянулась к Кирсанову. Вскоре Вера Павловна уехала в Новгород. Там она обвенчалась с Кирсановым.

О несходстве характеров Верочки и Лопухова сказано и в письме, вскоре пришедшем из Берлина. В этом послании какой-то студент-медик, который якобы хорошо знал Лопухова, передал слова Дмитрия о том, что тот стал чувствовать себя намного лучше после расставания супругов, так как всегда стремился к уединению. А именно этого не позволяла ему общительная Вера Павловна.

Жизнь Кирсановых

роман что делать особенный человек краткое содержание

Александр много работает. Что касается Веры Павловны, то она принимает ванны, кушает сливки и занимается уже двумя швейными мастерскими. В доме, как и прежде, есть нейтральные и общие комнаты. Однако женщина замечает, что ее новый супруг не просто позволяет ей вести понравившийся образ жизни. Он интересуется ее делами и готов придти на помощь в трудную минуту. Кроме этого, супруг прекрасно понимает ее желание освоить какое-нибудь неотложное занятие и начинает помогать ей в изучении медицины.

Четвертый сон

роман что делать краткое содержание

Вначале перед ней предстает образ рабыни. Эта женщина повинуется своему господину. После этого во сне Вера видит афинян. Они начинают преклоняться женщине, но при этом не признают ее равной себе. Далее возникает следующий образ. Это прекрасная дама, ради которой рыцарь готов сразиться на турнире. Однако его любовь тут же проходит после того, как дама становится его женой. Затем вместо лица богини Вера Павловна видит собственное. Оно не отличается совершенными чертами, но при этом озарено сиянием любви. И здесь появляется женщина, которая была в первом сне. Она объясняет Вере смысл равноправия и являет картины граждан будущей России. Все они живут в доме, возведенном из хрусталя, чугуна и алюминия. С утра эти люди работают, а вечером начинают веселиться. Женщина объясняет, что это будущее нужно любить и к нему следует стремиться.

Завершение истории

Читайте также: