Человек огня краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Глава 2. Мамонты и зубры

Вместе с Нао к Большой реке пошли юноши Нам, сын Тополя, и Гав, сын Сайги. Ночлег их был у водоема, в пустой пещере серого медведя. Люди видят победу мамонтов в битве с зубрами.

Глава 3. В пещере

Среди ночи в пещеру вернулся серый медведь. Нао убил его ударом палицы. Подвиг, достойный легенд.

Глава 4. Лев-великан и тигрица

Люди уже много дней в пути. В лесу больше пищи, главное, самим не стать добычей. Ночуют они в пещере, куда не смог пробраться лев, убивший тигра. Нао нанес удар зверю. На страже он вспоминает огонь и Гаммлу.

Глава 5. Под валунами

Лев с тигрицей стерегут людей у пещеры. Чтобы идти дальше, уламры бросились на тигрицу. Она успела ранить Гава, прежде чем Нао искалечил ее.

Глава 6. Ночное бегство

Искалеченная тигрица привыкла к людям. Нао даже поил ее, гордясь властью над зверем. Настала ночь, когда люди отправились в путь.

Часть 2

Глава 1. Пепел

От озера Нао идет на восток. Уламры видят следы чужого костра. Это могут быть кзаммы, пожиратели людей. Нао понимает, что здесь был отряд лучших воинов. Можно отнять огонь у него. Или, пока воины в пути, войти в племя и забрать огонь.

Глава 2. Становище у огня

После ночей во тьме, холоде, голоде, битв с животными уламры наконец-то видят огонь. На стороне кзаммов сила, уламров – ловкость, скорость. Уламров выдает запах. Тогда Нам и Гав убивают для Нао шакала. С его шкурой он идет за огнем. Но похищенная головешка гаснет.

Глава 3. На берегах Большой реки

Кзаммы упорно преследуют уламров. Нао с юношами возвращается к реке. Здесь изобилие растений и животных. Нао преподносит мамонту вкусных кувшинок. Тот позволяет человеку коснуться себя.

Глава 4. Дружба человека с мамонтом

Нао подружил мамонта с Намом и Гавом. Юноши восхищены Нао. Он же вновь идет за огнем к преследователям. Вначале выпрашивает, потом бьется с кзаммами.

Глава 5. Ради огня

Нам и Гав отвлекают часть врагов. Нао ранит людоедов, самых бесстрашных убивает. Он завоевал огонь и унес его с собой в клетке. Оставив Нама сторожить клетку, Нао идет на поиски Гава.

Глава 6. Поиски Гава

Нао видит погоню врагов за Гавом. И бросается на выручку, хотя мог бы уйти домой, на север, с Намом и огнем. Гав ранен, он готов умереть, но Нао несет его на себе, а потом прикрывает его отход. Кзаммы трусят, когда видят, что мамонты защищают уламров.

Глава 7. Жизнь у мамонтов

Счастливый Нао мечтает о возвращении в родные места. И дружит с вожаком мамонтов. Тот не боится огня. Эти животные справедливее и миролюбивее людей. Ради Нао они убивают кзаммов. Наконец, люди покидают друзей-гигантов.

Часть 3

Глава 1. Рыжие карлики

Оберегая пламя от дождей, уламры выходят к пустыне. Там их преследуют рыжие карлики. Нао с друзьями бегут от орды.

Глава 2. Гранитная скала

Карлики не отстают. Нао понимает их: чужаки опасны. Уламры оказываются на гранитной тропе среди воды. Они хотят вернуться к ее началу. К ним ползет раненый человек почти без плеч. Нао не добивает его, а спасает.

Глава 3. Ночь на болоте

Уламры в ловушке, им нельзя выйти за пищей. Но их накормил спасенный, настоящий рыболов. Уламры огораживают себя кострами, но карлики все ближе. Тогда Нао забрасывает их засаду головешками.

Глава 4. Сражение в ивняке

Люди без плеч из племени ва обстреливают карликов дротиками из метательных снарядов. Нао с друзьями вступает с карликами в открытый бой. После гибели вожака карлики спасаются бегством.

Глава 5. Вымирающее племя

Племя ва было когда-то большим и сильным, а теперь в упадке. Управляет им женщина. Они умеют врачевать и всегда приходят на выручку друг другу. Нао с гордостью показывает им огонь. И видит, что они умеют добывать его из камней.

Глава 6. В Стране вод

Нао учится владеть оружием ва, извлекать огонь от удара кремня об колчедан. И понимает, что теперь огонь в его племени никогда не умрет.

Глава 7. Люди с синими волосами

Люди ва провожали уламров, когда на них вышли свирепые, заросшие синей шерстью, люди. Сохраняя спокойствие, путники спасли себе жизнь. Люди, больше похожие на животных, не тронули их.

Глава 8. Медведь-гигант ушел в ущелье

Глава 9. Скала

Выйдя из подземного хода, уламры видят знакомые места. Пара дней – и они дома, на Болоте. У них будет пища и кров, а что еще нужно для счастья. Уламры отбивают нападение собак, отпугивают льва. И встречаются с врагами: Аго и его братьями.

Глава 10. Волосатый Аго

Аго требует у Нао огонь. Нао с друзьями тушат огонь в клетках, оставляя один. Завязывается бой, где ранят Нама и одного из братьев. Нао смутил врагов умением метать дротики. Он отправил Нама и Гава в племя, а сам убил трех братьев. Мысль о Гаммле придала ему сил.

Глава 11. Во тьме веков

Сюжет

Враги уничтожили огонь племени уламров. Вождь Фаум обещает дочь Гаммлу и свое место тому, кто добудет огонь. В путь идут молодой добрый воин Нао, сын Леопарда, с юношами Намом и Гавом, и злой волосатый Аго с братьями. В пути Нао убивает серого медведя, ранит тигрицу, хитростью и силой похищает огонь у кзаммов-людоедов, спасает друзей от гибели, заключает союз дружбы с мамонтами.

Прячась от рыжих карликов, Нао спасает жизнь человеку из племени ва. Это племя приходит своему раненому и уламрам на помощь. Нао перенимает их уменья, главное из которых – извлечение огня из кремня. Он избегает боя с людьми с синими волосами, зато вынужден биться с Аго и его братьями, поджидавшими Нао. Убив их, Нао возвращается в племя с огнем. Гаммла рада, что будет женой Нао. Фаум соглашается управлять племенем вместе с Нао, великим воином.

Отзыв

Роман о доисторическом прошлом людей. Нао многим похож на современного человека. Он за общность интересов, мир между племенами, мир с природой, рискует жизнью ради своего народа и друзей, имеет чувство прекрасного (восхищается красотой девушки и природы), пытается договариваться, а не сражаться.

Порой Нао щадит врагов, людей и зверей. Он не только сильный, но и умный, находчивый. Герой с уважением относится к женщинам. Он любит учиться, перенимать опыт. Роман учит любить Родину, свой народ, друзей, жертвовать собой, верить в лучшее, бороться за свое счастье, быть честным, смелым, любознательным, ловким, терпеливым, предусмотрительным, благодарным, миролюбивым, добрым, любящим.

Человек огня, Эмилио Сальгари - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Приключения, Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Приключенческий роман Человек огня является наряду с "Черным корсаром" одной из самых выдающихся работ Эмилио Сальгари - знаменитого итальянского писателя. Ежеминутная динамика развития событий не оставляет времени даже подумать о том, чтобы дочитать книгу в другой раз. Захватывающие события разворачиваются в эпоху активного покорения Нового Света. Португальский корабль потерпел крушение у берегов неисследованных территорий Бразилии. В живых остаются лишь два члена экипажа, которым предстоит пройти непроходимые джунгли, выжить среди бесконечного числа диких и опасных животных, дикарей-людоедов, проявить большую смелость и беспримерную отвагу. А самые яркие приключения ожидают героев в племени Тупинамба, в котором Альваро и станет Человеком Огня.

Другие художественные книги




Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!

Favorite

В закладки

Обзор фильма Огонь с Хабенским. Выходили из зала в слезах

В кинотеатрах вышел, наверное, самый ожидаемый российский фильм 2020 года — Огонь с Константином Хабенским в главной роли.

Это новый фильм-катастрофа, режиссёром которого стал небезызвестный Алексей Нужный. Он с переменным успехом снимает неплохие кино и сериалы.

Мы уже посмотрели новинку и спешим поделиться впечатлениями. Что получилось и стоит ли смотреть? Разбираемся.

Это фильм о героях нашего времени

Картина повествует о храбрых спасателях, пожарных, работающих в Авиалесоохране — организации, занимающейся защитой лесов от пожаров и поддержанием их общего состояния.

Открывает фильм эффектная сцена противостояния пожарных лесному пожару. Оказавшись в ловушке, они накрываются огнеупорными одеялами, но один из сотрудников не выдерживает и бросается к ещё невыгоревшей части рощи. Увы, до точки назначения он не добирается.

И уже здесь видно, что станет краеугольным камнем картины — борьба со стихией, где нет места слабым.

Сам по себе проект перенасыщен различными клише, избитыми повторами и максимально рельсовый. Здесь нет неожиданных поворотов событий, все действия героев читаются буквально с первого кадра.


Однако это и не плохо. Нужный смог качественно использовать все привычные нам приёмы, интересно обыграв те или иные события. А очевидное повествование затмевается постоянным напряжением.

Остальная команда тоже состоит из стереотипных персонажей: глуповатого и добродушного качка, человека, потерявшего в пожаре жену с ребёнком, гитариста и максимального ответственного парня. Все они— профессионалы своего дела. И четко знают, как вести себя в той или иной ситуации.


И вот, казалось бы, очередная работа сделана. Осталось только некоторое время следить за состоянием леса, чтобы не вспыхнул новый пожар. Однако всё традиционно идёт не по плану, образуется новый очаг, и он быстро расходится по всей площади. Близлежащая деревня в опасности, нужно что-то делать, а связи с центром нет.

На этом и строится весь сюжет: на том, как отважные пожарные пытаются всех спасти в максимально критической ситуации.

Главное действующее лицо здесь — огонь (какая неожиданность)


Нам не раскрывают личности персонажей, у них по сути даже имён нет. Они упоминаются вскользь, и на них не делают акцента. И это ожидаемо, поскольку фильм именно о противостоянии человека опасной стихии.

Тем не менее, подобранный каст оказался неплохим. Хотя перед нами и стандартный набор героев, на их историях не зацикливаешься, образы раскрываются по мере повествования. Но большая часть фильма посвящена именно самому пожару. Тому, как он уничтожает все на своём пути и забирает всех с собой.

Режиссёр не скрывает, откуда брал прообразы персонажей, да и общий тон картины. Это сборная солянка из нашумевших в своё время фильмов. Самый жирный пример, который даже высмеивает Нужный — Армагеддон.

Есть здесь сцена, полностью копирующая американски блокбастер. А герои затем ещё и шутят на эту тему. Ну так, для тех, кто не понял очевидной отсылки.

Юмор построен по той же схеме, что и в других привычных нам российских фильмах. Он наивен, слегка глуповат, но расставлен только в четких местах, где он действительно уместен. Но общий тон картины все равно негативный.


Не обойдётся и без жертв, ведь это трагедия. Не думаю, что это будет для вас спойлером. Ведь кино максимально предсказуемое, и вы будете знать сюжет наперёд ещё за 10 минут до определённых сцен.

Вопрос только в том, кто именно должен погибнуть? Но и это вам потом станет понятно.

Картинка на пять с плюсом


Больше всего порадовала именно картинка и динамически меняющийся саундтрек.

Последний в голове не отложится, но он будет напрямую влиять на происходящее. По музыке зритель понимает, когда стоит ждать напряжения, когда разрядки, когда мирного времяпрепровождения и так далее.

От композиции в этой картине зависит многое. И композитор Кирилл Бородулев справился со своей задачей на отлично. Респект за такую работу.

Оператор Михаил Милашин тоже отличился, показав крупным планом перемещающееся вокруг героев пламя, взяв правильные ракурсы и планы на развивающиеся события, подчеркнув опасность происходящего. Как ни странно, графики в фильме не так много, очень многое снято на натуру.

Причём здесь присутствуют и реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае, и вы даже не заметите, где именно.

Чувствуется большой бюджет и старания авторов. За это отдельный респект!

Посмотрите Огонь. И вы не пожалеете

Хотя перед нами и максимально линейный фильм, копирующий большинство элементов из других проектов, он не оставит вас равнодушными.

Актеры играют хорошо, чувствуются волнения, сомнения и переживания. Эффекты и музыка на высоком уровне. Постоянное напряжение, которое не отпускает до самого финала. И даже тогда не чувствуешь расслабления и не видишь хэппи-энда.

Тот редкий случай, когда российское кино вызывает реальные эмоции. Многие из зала выходили в слезах. То ли от радости, то ли от грусти.

Favorite

В закладки

Миф о Прометее — читать краткое содержание. Литература за 5 и 6 класс. Что это за герой, в чем суть? Мифы Древней Греции, текст. Цитатный план мифа о Прометее.

Фото Миф о Прометее: краткое изложение и цитатный план мифа о Прометее, 6 класс

Кто такой Прометей. Кратко

Прометей в древнегреческих мифах — это титан, укравший у богов огонь и подаривший его людям.

За помощь смертным боги жестоко наказали отступника: титана приковали к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. Спустя многие века Прометея освободил Геракл.


Генрих Фюгер. Прометей несет людям огонь

Краткий пересказ мифа о Прометее

Видя страдания людей, у которых боги забрали огонь, Прометей решил облегчить им жизнь. Он выкрал огонь у бога-кузнеца Гефеста — вынес искру в пустом стебле тростника, а затем отдал ее смертным.

А самого ослушника Прометея Зевс приказал приковать к скале на краю света, в горах Кавказа. Сделать это пришлось Гефесту, другу титана.

Тогда Зевс сделал муки Прометея еще сильнее. Сначала он низверг гордеца в подземную тьму, а через века поднял наверх. Теперь каждый день к закованному в цепи Прометею прилетал орел, терзавший его печень (у греков она считалась средоточием жизненной силы). За ночь печень отрастала заново, и пытка на другой день возобновлялась.

Спустя многие века мучения Прометея окончились. Могучий Геракл, сын Зевса, в поисках сада с золотыми яблоками Гесперид добрался до Кавказских гор. Герой из лука убил орла, клевавшего печень Прометея, и освободил пленника. За это Прометей помог Гераклу советом о том, как добыть чудесные яблоки.

Зевс простил Прометея и примирился с ним. А в напоминание о своей страшной каре титан с тех пор носит кольцо из железа и камня той самой скалы.

Вместо Прометея сойти в подземное царство Аида согласился кентавр Хирон, друг Геракла. Так он избавился от страданий, причиняемых ядом гидры после того, как Геракл случайно ранил кентавра отравленной стрелой.

Цитатный план мифа о Прометее

На уроках литературы в 5 или 6 классе учителя иногда просят класс составить цитатный план мифа о Прометее.

Цитатный план — это схема произведения, которая составляется только с помощью выдержек из произведения, цитат. Добавлять слова от себя нельзя.

Люди уже не верят в древние сказания, однако сюжеты о разных божествах и силе героев вызывают восхищение и восторг даже у взрослых. Античную мифологию и анализ древних сказаний проходят в средних классах школы, поэтому дети обычно знает легенду о боге Прометее в полном или кратком содержании.

  • Происхождение божества
  • Первые люди
  • Похищение огня
  • Наказание героя
  • Освобождение титана
  • Характеристика персонажа Прометея
  • Образ в литературе
  • Живопись и музыка

Происхождение и описание бога Прометея

Происхождение божества

Прометей был одним из титанов младшего поколения. Его родителями были Иапет и Климена (по другой версии, матерью считалась Фемида). У античного титана были братья:

  • Атлант (держал на плечах небо);
  • Менетий (в битве титанов был сброшен в Тартар);
  • Эпиметей (супруг Пандоры).

Супруга Прометея Гесиона, нимфа-океанида, родила ему сына Девкалиона и дочь Ио. Из греческой мифологии известно, что титан приходился двоюродным братом Зевсу.

С рождения он был наделён даром предвидения. Когда между богами и титанами началась война, богиня Гея посоветовала Прометею перейти на сторону Зевса. Он предал братьев и помог Громовержцу выиграть многовековую битву с помощью своих знаний и тактических умений. Поскольку герой обладал даром ясновидения, новый владыка Олимпа сделал его своим советником. Именно сын Иапета стал создателем людей, а затем их защитником и спасителем. За это ему пришлось поплатиться жизнью, о чём рассказано в мифе о Прометее.

Первые люди

Характеристика персонажа

Когда работа была завершена, Прометей взглянул на своё творение и ужаснулся зрелищу: люди оказались немощными и выглядели слабыми. В этом был виноват его брат Эпиметей, который наделил других созданий (животных) всеми средствами защиты.

Люди не могли построить себе дом и вырастить для себя пищу. Поэтому бог решил им помочь и научил их разным ремёслам. Он объяснил людям, как обрабатывать землю, выращивать зерно, собирать лекарственные травы и добывать золото. Бог научил их строить дома и корабли. Он подарил новым созданиям надежду на светлое будущее.

В древней версии мифа говорится, что герой украл огонь у Гефеста и научил людей скрывать его, засыпая золой. В другом сказании Зевс кинул на землю молнию, из-за которой случился пожар. Люди подхватили огонь, и затем настала эпоха процветания.

Похищение огня

Создание людей и похищение огня с Олимпа

Вскоре остальные боги заинтересовались смертными созданиями, которые раньше не представляли для них никакой ценности. Они видели, что человечество научилось жить для себя, а это не понравилось Зевсу. Громовержец решил собрать совет, поскольку он хотел, чтобы люди начали чтить жителей Олимпа. Прометей тоже присутствовал на совете, поскольку испугался, что всемогущий бог хочет погубить человечество.

Когда Зевс заговорил о жертвоприношениях, титан решил схитрить. Он убил быка и разделал его тушу на две части. Прометей собрал все куски мяса вместе и засыпал их шкурой. Кости животного он покрыл блестящим и вкусно пахнущим жиром. Затем титан предложил владыке Олимпа определить, какая часть быка станет регулярным жертвоприношением богам, а какая останется людям. Зевс выбрал кости, покрытые жиром.

Когда Громовержец раскрыл обман, он сильно разозлился на Прометея и отобрал огонь у человечества. Люди потеряли единственную защиту. Они тяжело переносили холода, а по ночам пытались скрыться от хищников. Увидев это, титан бросился за помощью к Афине, которая тоже жалела людей. Она взяла полый посох, спрятала в него угли священного огня, а Прометей спустился с ним к народу. С его помощью человечество снова могло согреться у пламени.

Наказание героя

Наказание Зевсом и освобождение

Зевс узнал о поступке титана и в этот раз применил более жестокое наказание. Сначала он приказал Гефесту создать женщину по образу и подобию олимпийских богинь, которую назвали Пандора. Главный бог Олимпа поведал ей о шкатулке, которой владел Эпиметей, но не рассказал, что в ней хранятся все беды человечества. Когда Пандора повстречалась с братом Прометея, тот сразу влюбился в неё. Любопытная девушка в первую ночь отыскала шкатулку и открыла её, выпустив на волю все несчастья. С этих пор людям приходится выживать самостоятельно, без помощи богов.

Поскольку сын Иапета пошёл против воли Громовержца, владыка Олимпа приказал Гефесту приковать его к Кавказским горам, чтобы тот наблюдал за мучениями людей. Бог кузнечного ремесла с горем выполнил просьбу своего отца. Но титан не стал просить помиловать его.

К нему обращались его мать и двоюродные сёстры Океаниды, которые не могли смотреть на его мучения и молили попросить прощения у правителя. Однако титан был непоколебим и ждал, когда Зевс поймёт, что тот несправедливо поступил со слабыми людьми. Даже сам Океан хотел обратиться к своему брату, чтобы тот освободил заключённого, но Прометей отговорил его от этого.

Освобождение титана

Миф о боге Прометее

Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.

В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.

Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.

Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.

Характеристика персонажа Прометея

По характеристике героя можно понять смысл произведения. В древнегреческой мифологии редко упоминаются персонажи, которые решаются противостоять бессмертному и непобедимому владыке Олимпа. Прометей был одним из немногих, кто пошёл против Зевса и посмел одурачить его, но расплата за обман оказалась жестокой.

В биографии героя чётко прослеживается его трансформация. Титан бросает своих родственников и примыкает к Зевсу, но при этом он жалеет и успокаивает проигравшую сторону. В новой семье, живя на Олимпе, Прометей сохраняет свои главные качества:

  • мудрость;
  • великодушие;
  • хитрость.

Легенды о Прометее

Сына Иапета и Климены считают образцом высоконравственного и духовного совершенства, поскольку он не захотел подчиняться главному богу и решил помочь смертным. Люди восхваляли Прометея. Для них он был бесстрашным героем, который принёс себя в жертву во имя добра. Кроме того, титан сам пережил духовный катарсис и исцелился от ненависти к Зевсу.

Поскольку Прометей стал героем, люди должны были почитать его не меньше, чем Зевса. Но в олимпийской мифологии не может быть сразу два лидера, поэтому титана вскоре противопоставляют Громовержцу. Культ Прометея не получил распространения. Никаких фестивалей и праздников в его честь люди не проводили. Это объясняется другой стороной поступка титана. Украв огонь, Прометей научил людей обману и мошенничеству. А древние греки боролись с ворами и считали кражу постыдным делом. Однако в Афинах можно найти алтарь, а в городе Сочи — статую, посвящённую античному герою.

Образ в литературе

В литературе и искусстве образ Прометея занимает особое место. Персонаж древнегреческого мифа послужил символом мученичества во имя спасения людей.

Образ титана вдохновил многих авторов:

Образ в литературе и искусстве

Образ древнегреческого героя использовался и у других писателей и поэтов разных времён. Прометей оказался удобным персонажем, который олицетворял революционные мотивы.

Живопись и музыка

Освобождение Прометея

Композиторы тоже находили вдохновение в античном эпосе. Венгерский музыкант Ференц Лист посвятил Прометею симфонию. Образ титана покорил и русского композитора Александра Скрябина, который создал музыкальную поэму в честь героя. А итальянский танцмейстер Сальваторе Вигано под впечатлением от прочитанного мифа придумал балет, состоящий из двух актов и поставленный под музыку Бетховена.

Образ античного божества Прометея вдохновляет людей на подвиги ещё с древних времён. Из истории известно о многочисленных случаях, когда люди обманывали ради собственной выгоды. Но были и такие персоны, которые были готовы идти на верную гибель ради улучшения мира и жизни окружающих. Образ титана, ставший символом самопожертвования, выступает ярким примером борьбы за благо человечества, права жить достойно и мыслить свободно.

Читайте также: