Чехов на святках краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Книга загружается. Пожалуйста, подождите несколько секунд.

Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью — и всё думала об одном: как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.

Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговорила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.

Для перехода между страницами книги вы можете использовать клавиши влево и вправо на клавиатуре.

Антон Павлович Чехов

- Что писать? - спросил Егор и умокнул перо.

Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью - и всё думала об одном; как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.

Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговрила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.

И теперь - это просходило на второй день праздника в трактире, в кухне - Егор сидел за столом и держал перо в руке. Василиса стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице. С нею пришел и Петр, ее старик, очень худой, высокий, с коричневою лысиной; он стоял и глядел неподвижно и прямо, как слепой. На плите в кастрюле жарилась свинина; она шипела и фыркала и как будто даже говорила: "Флю-флю-флю". Было душно.

- Что писать? - спросил опять Егор.

- Чего! - сказала Василиса, глядя на него сердито и подозрительно. Не гони! Небось не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимо.

- Есть. Стреляй дальше.

- А еще поздравляем с праздником Рождества Христова, мы живы и здоровы, чего и вам желаем от господа. царя небесного.

Василиса подумала и переглянулась со стариком.

- Чего и вам желаем от господа. царя небесного. - повторила она и заплакала.

Больше ничего она не могла сказать. А раньше, когда она по ночам думала, то ей казалось, что всего не поместить и в десяти письмах. С того времени, как уехали дочь с мужем, утекло в море много воды, старики жили, как сироты, и тяжко вздыхали по ночам, точно похоронили дочь. А сколько за это время было в деревне всяких происшествий, сколько свадеб, смертей! Какие были длинные зимы! Какие длинные ночи!

- Жарко! - проговорил Егор, расстегивая жилет. - Должно, градусов семьдесят будет. Что же еще? - спросил он.

- Чем твой зять там занимается? - спросил Егор.

- Он из солдат, батюшка, тебе известно, - ответил слабым голосом старик. - В одно время с тобой со службы пришел. Был солдат, а теперь, значит, в Петербурге в водоцелебном заведении. Доктор больных водой пользует. Так он, значит, у доктора в швейцарах.

- Вот тут написано. - сказала старуха, вынимая из платочка письмо. - От Ефимьи получили, еще бог знает когда. Может, их уже и на свете нет.

Егор подумал немного и стал быстро писать.

"В настоящее время, - писал он, - как судба ваша через себе определила на Военое Поприще, то мы Вам советуем заглянуть в Устав Дисцыплинарных Взысканий и Уголовных Законов Военнаго Ведомства, и Вы усмотрите в оном Законе цывилизацию Чинов Военаго Ведомства."

Он писал и прочитывал вслух написанное, а Василиса соображала о том, что надо бы написать, какая в прошлом году была нужда, не хватило хлеба даже до святок, пришлось продать корову. Надо бы попросить денег, надо бы написать, что старик часто похварывает и скоро, должно быть, отдаст богу душу. Но как выразить это на словах? Что сказать прежде и что после?

"Обратите внемание, - продолжал Егор писать, - в 5 томе Военых Постановлений. Солдат есть Имя обчшее, Знаменитое. Солдатом называется Перьвейшый Генерал и последней Рядовой. "

Старик пошевелил губами и сказал тихо:

- Внучат поглядеть, оно бы ничего.

- Каких внучат? - спросил старуха и поглядела на него сердито. - Да, может, их и нету!

- Внучат-то? А может, и есть. Кто их знает!

"И поетому Вы можете судить, торопился Егор, - какой есть враг Иноземный и какой Внутреный. Перьвейшый наш Внутреный Враг есть: Бахус."

Перо скрипело, выделывая на бумаге завитушки, похожие на рыболовные крючки. Егор спешил и прочитывал каждую строчку по нескольку раз. Он сидел на табурете, раскинув широко ноги под столом, сытый, здоровый, мордатый, с красным затылком. Это была сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире, и Василиса хорошо понимала, что тут пошлость, но не могла выразить на словах, а только глядела на Егора сердито и подозрительно. От его голоса, непонятных слов, от жара и духоты у нее разболелась голова, запутались мысли, и она уже ничего не говорила, не думал и ждала только, когда он кончит скрипеть. А старик глядел с полным доверием. Он верил и старухе, которая привела его сюда, и Егору; и когда упомянул давеча о водолечебном заведении, то видно было по лицу, что он верил и в заведение, и в лечебную силу воды.

Кончив писать, Егор встал и прочел всё письмо сначала. Старик не понял, но доверчиво закивал головой.

- Ничего, гладко. - сказал он, - дай бог здоровья. Ничего.

Положили на стол три пятака и вышли из трактира; старик глядел неподвижно и прямо, как слепой, и на лице его было написано полное доверие, а Василиса, когда выходили из трактира, замахнулась на собаку и сказала сердито:

Всю ночь старуха не спала, беспокоили ее мысли, а на рассвете она встала, помолилась и пошла на станцию, чтобы послать письмо.

До станции было одиннадцать верст.

Водолечебница доктора Б.О.Мозельвейзера работала и на Новый Год так же, как в обыкновенные дни, и только на швейцаре Андрее Хрисанфыче был мундир с новыми галунами, блестели как-то особенно сапоги; и всех приходивших он поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.

Было утро. Андрей Хрисанфыч стоял у двери и читал газету. Ровно в десять часов вошел генерал, знакомый, один из обычных посетителей, а вслед за ним - почтальон. Андрей Хрисанфыч снял с генерала шинель и сказал:

Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью – и всё думала об одном: как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.

Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговорила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.

– Что писать? – спросил опять Егор.

– Чего! – сказала Василиса, глядя на него сердито и подозрительно. – Не гони! Небось не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 16.12.2020 г.

Предмет: литература

Учитель: Пушкина Т.С.

Цели: познакомить учащихся с правилами написания сочинения-рассуждения; содействовать развитию речи учащихся, развитию умения писать сочинения; воспитывать духовно-нравственные качества в лучших традициях русского народа; прививать любовь к чтению, интерес к празднику Святки.

Планируемые результаты:

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

1.Организационный момент

Психологическая установка

Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным произведением - рождественским рассказом. На сегодняшнем уроке мы будем писать сочинение - рассуждение.

3 . Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры

1. Слово учителя

Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения, вашего понимания текста произведения. Ваш взгляд на проблему. Сочинение покажет, насколько вы были внимательны на уроке, как читали произведение, выполняли домашние задания и индивидуальную работу, как вы поняли авторский замысел.

2. Знакомство с планом работы над сочинением

1) Определить понятия, ходящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы.

2) Определить идею будущего сочинения.

3) Подобрать материал, найти цитаты в тексте, подтверждающие мысль, соответствующие теме.

4) Составить план сочинения в соответствии с тематикой.

5) Написать черновой вариант сочинения.

6) Отредактировать и переписать сочинение.

При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:

-соответствие содержания заданной теме,

- соответствие объему и структуре,

-полнота раскрытия темы,

- аргументированность высказываний и предположений,

-ясность и точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,

-сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,

- отсутствие фактических ошибок,

-соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм,

Применение учащимися знаний в стандартных условиях:

1 Самостоятельная работа (написание сочинения)

2. Индивидуальная работа с учащимися, консультации .

6. Итог урока. Рефлексия.

Я справился с заданиями…

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

. Бедная молодая женщина с двумя детьми на руках и еще одним - совсем рядом на кроватке, обливающаяся слезами при чтении письма от своих родных родителей. В двух предложениях ее положение описано так красочно, что никто не сможет засомневаться в ее невозможности что-то изменить, невозможности даже ответить своим родителям, которые четыре года от нее ничего не слышали.

. Муж женщины тоже всего лишь швейцар, во власти которого только двери, а также поздравления генералов и других высокопоставленных чиновников.

Наверное, в нескольких страницах никто не сможет так, как Чехов, рассказать о жизни. Он не просто пишет, он показывает эпоху, всю эпоху на двух листах. И, наверное, никто, читая Чехова, не смог бы сказать, что он, читатель, чего-то не понял или, что описанная история - это личное дело героев рассказа.

Читайте также: