Чехов на святках краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Книга загружается. Пожалуйста, подождите несколько секунд.
Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью — и всё думала об одном: как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.
Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговорила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.
Для перехода между страницами книги вы можете использовать клавиши влево и вправо на клавиатуре.
Антон Павлович Чехов
- Что писать? - спросил Егор и умокнул перо.
Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью - и всё думала об одном; как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.
Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговрила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.
И теперь - это просходило на второй день праздника в трактире, в кухне - Егор сидел за столом и держал перо в руке. Василиса стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице. С нею пришел и Петр, ее старик, очень худой, высокий, с коричневою лысиной; он стоял и глядел неподвижно и прямо, как слепой. На плите в кастрюле жарилась свинина; она шипела и фыркала и как будто даже говорила: "Флю-флю-флю". Было душно.
- Что писать? - спросил опять Егор.
- Чего! - сказала Василиса, глядя на него сердито и подозрительно. Не гони! Небось не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимо.
- Есть. Стреляй дальше.
- А еще поздравляем с праздником Рождества Христова, мы живы и здоровы, чего и вам желаем от господа. царя небесного.
Василиса подумала и переглянулась со стариком.
- Чего и вам желаем от господа. царя небесного. - повторила она и заплакала.
Больше ничего она не могла сказать. А раньше, когда она по ночам думала, то ей казалось, что всего не поместить и в десяти письмах. С того времени, как уехали дочь с мужем, утекло в море много воды, старики жили, как сироты, и тяжко вздыхали по ночам, точно похоронили дочь. А сколько за это время было в деревне всяких происшествий, сколько свадеб, смертей! Какие были длинные зимы! Какие длинные ночи!
- Жарко! - проговорил Егор, расстегивая жилет. - Должно, градусов семьдесят будет. Что же еще? - спросил он.
- Чем твой зять там занимается? - спросил Егор.
- Он из солдат, батюшка, тебе известно, - ответил слабым голосом старик. - В одно время с тобой со службы пришел. Был солдат, а теперь, значит, в Петербурге в водоцелебном заведении. Доктор больных водой пользует. Так он, значит, у доктора в швейцарах.
- Вот тут написано. - сказала старуха, вынимая из платочка письмо. - От Ефимьи получили, еще бог знает когда. Может, их уже и на свете нет.
Егор подумал немного и стал быстро писать.
"В настоящее время, - писал он, - как судба ваша через себе определила на Военое Поприще, то мы Вам советуем заглянуть в Устав Дисцыплинарных Взысканий и Уголовных Законов Военнаго Ведомства, и Вы усмотрите в оном Законе цывилизацию Чинов Военаго Ведомства."
Он писал и прочитывал вслух написанное, а Василиса соображала о том, что надо бы написать, какая в прошлом году была нужда, не хватило хлеба даже до святок, пришлось продать корову. Надо бы попросить денег, надо бы написать, что старик часто похварывает и скоро, должно быть, отдаст богу душу. Но как выразить это на словах? Что сказать прежде и что после?
"Обратите внемание, - продолжал Егор писать, - в 5 томе Военых Постановлений. Солдат есть Имя обчшее, Знаменитое. Солдатом называется Перьвейшый Генерал и последней Рядовой. "
Старик пошевелил губами и сказал тихо:
- Внучат поглядеть, оно бы ничего.
- Каких внучат? - спросил старуха и поглядела на него сердито. - Да, может, их и нету!
- Внучат-то? А может, и есть. Кто их знает!
"И поетому Вы можете судить, торопился Егор, - какой есть враг Иноземный и какой Внутреный. Перьвейшый наш Внутреный Враг есть: Бахус."
Перо скрипело, выделывая на бумаге завитушки, похожие на рыболовные крючки. Егор спешил и прочитывал каждую строчку по нескольку раз. Он сидел на табурете, раскинув широко ноги под столом, сытый, здоровый, мордатый, с красным затылком. Это была сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире, и Василиса хорошо понимала, что тут пошлость, но не могла выразить на словах, а только глядела на Егора сердито и подозрительно. От его голоса, непонятных слов, от жара и духоты у нее разболелась голова, запутались мысли, и она уже ничего не говорила, не думал и ждала только, когда он кончит скрипеть. А старик глядел с полным доверием. Он верил и старухе, которая привела его сюда, и Егору; и когда упомянул давеча о водолечебном заведении, то видно было по лицу, что он верил и в заведение, и в лечебную силу воды.
Кончив писать, Егор встал и прочел всё письмо сначала. Старик не понял, но доверчиво закивал головой.
- Ничего, гладко. - сказал он, - дай бог здоровья. Ничего.
Положили на стол три пятака и вышли из трактира; старик глядел неподвижно и прямо, как слепой, и на лице его было написано полное доверие, а Василиса, когда выходили из трактира, замахнулась на собаку и сказала сердито:
Всю ночь старуха не спала, беспокоили ее мысли, а на рассвете она встала, помолилась и пошла на станцию, чтобы послать письмо.
До станции было одиннадцать верст.
Водолечебница доктора Б.О.Мозельвейзера работала и на Новый Год так же, как в обыкновенные дни, и только на швейцаре Андрее Хрисанфыче был мундир с новыми галунами, блестели как-то особенно сапоги; и всех приходивших он поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
Было утро. Андрей Хрисанфыч стоял у двери и читал газету. Ровно в десять часов вошел генерал, знакомый, один из обычных посетителей, а вслед за ним - почтальон. Андрей Хрисанфыч снял с генерала шинель и сказал:
Василиса не виделась со своею дочерью уже четыре года. Дочь Ефимья после свадьбы уехала с мужем в Петербург, прислала два письма и потом как в воду канула; ни слуху ни духу. И доила ли старуха корову на рассвете, топила ли печку, дремала ли ночью – и всё думала об одном: как-то там Ефимья, жива ли. Надо бы послать письмо, но старик писать не умел, а попросить было некого.
Но вот пришли святки, и Василиса не вытерпела и пошла в трактир к Егору, хозяйкиному брату, который, как пришел со службы, так и сидел всё дома, в трактире, и ничего не делал; про него говорили, что он может хорошо писать письма, ежели ему заплатить как следует. Василиса поговорила в трактире с кухаркой, потом с хозяйкой, потом с самим Егором. Сошлись на пятиалтынном.
– Что писать? – спросил опять Егор.
– Чего! – сказала Василиса, глядя на него сердито и подозрительно. – Не гони! Небось не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимо.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: 16.12.2020 г.
Предмет: литература
Учитель: Пушкина Т.С.
Цели: познакомить учащихся с правилами написания сочинения-рассуждения; содействовать развитию речи учащихся, развитию умения писать сочинения; воспитывать духовно-нравственные качества в лучших традициях русского народа; прививать любовь к чтению, интерес к празднику Святки.
Планируемые результаты:
познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД : самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
1.Организационный момент
Психологическая установка
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным произведением - рождественским рассказом. На сегодняшнем уроке мы будем писать сочинение - рассуждение.
3 . Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры
1. Слово учителя
Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения, вашего понимания текста произведения. Ваш взгляд на проблему. Сочинение покажет, насколько вы были внимательны на уроке, как читали произведение, выполняли домашние задания и индивидуальную работу, как вы поняли авторский замысел.
2. Знакомство с планом работы над сочинением
1) Определить понятия, ходящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы.
2) Определить идею будущего сочинения.
3) Подобрать материал, найти цитаты в тексте, подтверждающие мысль, соответствующие теме.
4) Составить план сочинения в соответствии с тематикой.
5) Написать черновой вариант сочинения.
6) Отредактировать и переписать сочинение.
При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:
-соответствие содержания заданной теме,
- соответствие объему и структуре,
-полнота раскрытия темы,
- аргументированность высказываний и предположений,
-ясность и точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,
-сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,
- отсутствие фактических ошибок,
-соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм,
Применение учащимися знаний в стандартных условиях:
1 Самостоятельная работа (написание сочинения)
2. Индивидуальная работа с учащимися, консультации .
6. Итог урока. Рефлексия.
Я справился с заданиями…
ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
. Бедная молодая женщина с двумя детьми на руках и еще одним - совсем рядом на кроватке, обливающаяся слезами при чтении письма от своих родных родителей. В двух предложениях ее положение описано так красочно, что никто не сможет засомневаться в ее невозможности что-то изменить, невозможности даже ответить своим родителям, которые четыре года от нее ничего не слышали.
. Муж женщины тоже всего лишь швейцар, во власти которого только двери, а также поздравления генералов и других высокопоставленных чиновников.
Наверное, в нескольких страницах никто не сможет так, как Чехов, рассказать о жизни. Он не просто пишет, он показывает эпоху, всю эпоху на двух листах. И, наверное, никто, читая Чехова, не смог бы сказать, что он, читатель, чего-то не понял или, что описанная история - это личное дело героев рассказа.
Читайте также: