Частицы в русском языке 4 класс школа россии таблица

Обновлено: 08.07.2024

Частица — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая при­да­ет раз­лич­ные оттен­ки зна­че­ния отдель­ным сло­вам или все­му пред­ло­же­нию.

Чтобы понять, что такое части­ца в рус­ском язы­ке, вспом­ним, что все сло­ва делят на две боль­шие груп­пы:

  • само­сто­я­тель­ные части речи;
  • слу­жеб­ные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи обо­зна­ча­ют пред­мет (дом, кош­ка), при­знак (сол­неч­ный, дядин), дей­ствие (укрыть), коли­че­ства (сто, пяте­ро). Принадлежность сло­ва к само­сто­я­тель­ной части речи мож­но узнать, если выяс­нить его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и задать опре­де­лен­ный вопрос:

  • (что?) дом; (кто?) кош­ка (имя суще­стви­тель­ное);
  • луч (какой?) сол­неч­ный, совет (чей?) дядин (имя при­ла­га­тель­ное);
  • (что сде­лать?) укрыть (гла­гол).

Эти сло­ва име­ют опре­де­лен­ное общее зна­че­ние и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. Они явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Это само­сто­я­тель­ные части речи. Наряду с ними в рус­ском язы­ке суще­ству­ют слу­жеб­ные части речи, напри­мер пред­ло­ги, кото­рые свя­зы­ва­ют сло­ва меж­ду собой в сло­во­со­че­та­ни­ях, и сою­зы, соеди­ня­ю­щие отдель­ные сло­ва в пред­ло­же­ни­ях или части пред­ло­же­ний в еди­ное целое.

Часть речиФункция
Предлог свя­зы­ва­ет сло­ва друг с дру­гом, выра­жа­ет зави­си­мость существительного,числительного, место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.
Союз свя­зы­ва­ет одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния, про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го или фраг­мен­ты тек­ста.
Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям, слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Познакомимся еще с одной слу­жеб­ной частью речи, кото­рая назы­ва­ет­ся части­цей.

Что такое частица?

Рассмотрим неболь­шой текст.

На све­те суще­ству­ет нема­ло увле­ка­тель­ных игр. Играют в тен­нис и доми­но, в фут­бол и хок­кей. Играют и в сло­ва.

Нет, к нему невоз­мож­но поста­вить вопрос. Это сло­во не обла­да­ет пред­мет­но­стью или спо­соб­но­стью обо­зна­чать при­знак или дей­ствие. Оно не слу­жит для свя­зи слов, как союз. Его вовсе мож­но убрать из пред­ло­же­ния. Это части­ца.

Выясним, для чего нуж­ны части­цы, какую роль они выпол­ня­ют в речи.

Обратим вни­ма­ние на выде­лен­ные в тек­сте сло­ва:

Как кра­си­во в осен­нем лесу! Вокруг тихо. Только шеле­стят под нога­ми опав­шие листья. Вот упал желудь, за ним дру­гой. А здесь лежит яркий кле­но­вый лист. Откуда же он взял­ся? Ведь кру­гом рас­тут толь­ко дубы и ели. Неужели его ветер при­нес изда­ле­ка? Нет, вон сто­ит неболь­шое кле­но­вое дерев­це, кото­рое труд­но сра­зу заме­тить. А вот как оно укра­си­ло лес!

Уберем из тек­ста выде­лен­ные сло­ва. Что про­изой­дет? Текст поте­ря­ет свою выра­зи­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ность. Эту окрас­ку речи при­да­ет части­цы.

Частицы — это слу­жеб­ные сло­ва, кото­рые выра­жа­ют чув­ства, эмо­ции или отно­ше­ние гово­ря­ще­го к ска­зан­но­му.

ЧАСТИЦА - это. в русском языке (таблица с примерами)

Частицы помо­га­ют выра­зить раз­ные чув­ства и вно­сят допол­ни­тель­ные оттен­ки в сооб­ще­ние. Он могут при­да­вать сооб­ще­нию зна­че­ние вопро­са, уточ­не­ния, сомне­ния и пр.

Оценить 2091 0

Урок русского языка, 4 класс

Тема урока: Частицы

- Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, развитие творческих способностей учащихся при работе с текстами, формировании любви к родине.

-Содействие формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности.

-Прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, классическая музыка.

Используемая педтехнология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: инсерт, кластер, “Толстые вопросы”, синквейн.

1. Оргмомент. (Приветствие)

Зимние морозы
Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо.
Первую фиалку
Я сорву для мамы.
В. Пасналеева

(Слайды на весеннюю тему)

- Скоро расцветут первые весенние цветы, солнышко заблестит. Какие чувства и эмоции вызывает у вас наступление (приход) весны ? Праздник мамы. Любовь. Нежность.

- Эти эмоции вызвал у вас приход весны, цветы весенние. Скажите, а какая часть речи позволяет эмоционально окрасить нашу речь? (Частица)

- Темой нашего урока является повторение служебной части речи – частицы, а именно употребление частицы в речи: их правописание, значения, которыми обладают частицы, и будем учиться употреблять частицы в речи. Но в самом начале нашей работы давайте вспомним теорию о частицах. Вы прочитаете лингвистический текст о частице, сделаете необходимые пометы в нем, после чего мы составим с вами кластер по теме.

2. Повторение и обсуждение теории (работа с текстом, прием “инсерт”(подчёркивать новое, нужное)

В русском языке частицей называется незнаменательная или служебная часть речи, которая служит для придания оттенка различным словам, словосочетаниям, предложениям, а также для образования слов, например. Отличить частицы, как и другие служебные части речи – предлог, союзы, междометия, можно по тому, что к ним невозможно задать вопрос. Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

По структуре частицы бывают: простые и составные.

Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Москвитина Татьяна Андреевна

Предмет: русский язык

УМК: система Л.В. Занкова.

Тема урока. Служебные части речи. Частицы.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма проведения: урок-исследование.

Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: по источнику полученных знаний: практические, наглядные, словесные,

по способу организации познавательной деятельности: частично -поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цели урока: формировать понятие служебная часть речи – частица.

Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

-выявить умение устанавливать признаки различения самостоятельных частей речи от служебных .

-дать представление о частице, как служебной части речи.

- развивать умение доказывать принадлежность слова к классу частиц;

- закрепить сведения об употреблении и правописании отрицательной частицы не.

-организовать наблюдение через тексты над ролью употребления разных частиц.

- помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе через раскрытие смысла пословиц.

знают: отличительные признаки , значение и характеристики самостоятельных частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение)

- служебные части речи (предлог, союз, частица);

- задавать вопросы, различать и обозначать изученные части речи;

- давать характеристику частям речи;
- в тексте определять части речи и их работу;

Должны узнать : о частице, как о части речи;

Должны научиться : узнавать частицы и различать среди других частей речи.

Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении частиц; осуществляют контроль своей работы и работы другого ученика, сравнивая результат с образцом;

Познавательные - добывать новые знания; анализировать, осуществлять синтез и классифицировать слова, самостоятельно выбирая основания для классификации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные - доносить информацию до участников образовательного процесса - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь работать в группах; уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;

Личностные - формировать положительное отношение к процессу получения знаний и уважительного отношения к иной точке зрения.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Всем, всем – добрый день!

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Действительно, улыбка в жизни человека имеет большое значение. Она поднимает настроение, вселяет уверенность, придает силы. Поэтому, начиная урок, давайте улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. А что мы возьмём для успеха на уроке? Молодцы! Я с вами согласна! (старание, небрежность, невнимательность, аккуратность, радость, взаимопонимание, грусть, вдохновение, дружба, порядок, настроение, ссора, уныние, внимание, уверенность, беспорядок.)

И помните ли вы главные правила успеха на уроке, я начинаю , а вы продолжайте:

Не спеши языком , торопись делом.

Порядок на столе - порядок в голове.

Порядок бережёт время.

Делу – время, а потехе – час.

Мы тетрадь свою откроем и запишем все число.

На уроке не спешите , букву к буковке пишите красиво.

Кла сс ная р а бота.

Пусть девизом нашего урока станут слова из песни:

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце.

Передают игрушку зайчика по кругу друг другу

Учащиеся записывают предложение.

Личностные УУД:

1.формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

2. освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Коммуникативные:

1.формируем умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Объясните, как понимаете пословицу

-Запишите в тетради эту пословицу.

-Как понимаете смысл пословицы?

-Какие орфографические задачи решали во время письма?

Какое предложение по цели высказывания?

По интонации? Сложное или простое предложение?

Назовите грамматическую основу предложения.

Предложение распространённое или нераспространённое?

-Подпишите, какие части речи использовали, чтобы записать эту пословицу.

-Слова, каких частей речи были даны?

-Как можно назвать такую группу частей речи?

Самостоятельные и служебные части речи.

Дайте характеристику самостоятельным частям речи:

А для чего служат предлоги? Какую роль выполняют союзы?

Какую часть речи мы будем сегодня изучать? Запишите в тетради – Ча стицы.

Учащиеся записывают предложение, разбирают предложение по членам предложения и по частям речи, дают характеристику предложения

Познавательные УУД:

1.формируем умение анализировать предложение, делать выводы;

2. Формируем умение представлять информацию в виде таблицы;

Коммуникативные УУД

1.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

1.учатся осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно узнать , осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : 1. самоопределение;

Этап выявления места и причины затруднений

- Как вы думаете, нам уже всё известно о частицах?

- Есть что-то, чего мы ещё не знаем?

- Подумайте, над какими вопросами мы должны задуматься?

Что такое……. ( частица) ?

Дети предлагают свои цели. Учитель обобщает.

1. Понять, почему эта часть речи называется служебной.

2. Уточнить, для чего используется эта часть речи.

3. Узнать, являются ли они членами предложения.

4. Узнать новые частицы.

5. Как различать эти части речи.

Регулятивные:

1.учатся планировать свою деятельность;

2. учатся выполнять действия в устной, письменной речи;

Коммуникативные:

1. формируем умение признавать возможность существования различных точек зрения;

2. научить участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

3.формируем умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

1. освоение способов решения проблем поискового характера.

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Реализация построенного проекта

-Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите лист, на котором напечатаны пословицы. Прочитайте их.

Сп..ши ..зыком, т..р..пись делом.

Ссора до д.бра д.в.дёт.

-Обсудите в паре: правильно ли они написаны?

-Почему изменился смысл пословицы?

-Какой смысл придаёт частица не глаголу?

-Объясните смысл пословиц.

- Что вы знаете о правописании частицы не?

Задание: спишите пословицы правильно, вставьте пропущенные буквы и частицы, подчеркните орфограммы.

1-е предложение ученик записывает с комментированием у доски.

2-е предложение - после обсуждение в паре -самостоятельная работа.

Каждая группа получает задание: на листке записаны предложения. Найти частицы, определить какие оттенки привносят они в смысл предложения, выпишите частицы.

Языком не спеши, а делом не ленись. Ни пуха, ни пера. Если друг не смеётся, ты включи ему солнце. Не мил и свет, если друга нет. Неужели в самом деле ?

Проверка работы по группам. Возвращаемся к нашим задачам. На какой вопрос сможем ответить?

Возвращаем к вопросу, который ставили в начале урока: для чего используется эта часть речи.

Одна из задач была, определить, чем в предложении являются служебные части речи и как они подчёркиваются. Чтобы ответить на поставленный вопрос вернёмся к нашему девизу.

Разберите это предложение по членам предложения. Если друг не смеётся, ты включи ему солнце

-Какие слова вы не смогли никак подчеркнуть? Почему?

- Являются ли служебные части речи членами предложения?

- Раз они не являются членами предложения, договоримся выделять их определённым значком.

-А теперь проверим наши выводы по учебнику стр.89, прочитайте про себя.

Прочитаем хором вслух.

Мы правы были или не правы?

А как пишется частица не и ни с глаголами?

Проверим наш вывод, стр. 90 учебника.

Запишите глаголы, которые не употребляются без не - ненавидеть , неволить, негодовать

1. Питать ненависть к кому - чему - нибудь

Неволить - принуждать , заставлять делать что-нибудь
Пример: Его никто не неволил соглашаться.

Значение негодовать - испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо. Поиски мяча затянулись надолго. Уже стал накрапывать дождик. — Во, запулил, — негодовал Вася.

Зайчик солнечный скучает, на зарядку приглашает.

Саша приготовила для вас сказку, послушаем внимательно.

Вы , друзья, не молчите, хором, классом назовите их.

НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ

Откройте учебник на стр.90, упр. 124

-Составьте памятку в парах о том, как избавиться от вредных привычек.

Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

Обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом о частице, перечисляют частицы, с которыми могут встретиться.

Обучающиеся заполняют таблицу:

Вряд ли, если бы,

Ученики стрелками соединяют предложения и оттенки частиц - отрицание, вопрос, условие, неуверенность.

Без самостоятельных частей речи, мы не смогли бы выражать свои мысли. А частицы придают предложениям различные оттенки мыслей и эмоций .

Полина по словарю объясняет значение слов ненавидеть , неволить, негодовать

Запись глаголов, значение слов.

Дети делают зарядку

Звучит музыкальная заставка.

Лингвистическую сказку рассказывает ученица.

Ученики хором называют глаголы.

Обучающиеся списывают предложения в тетрадь. Выделяют частицу квадратом.

Познавательные УУД:

1.формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1.формируем умение слушать и понимать других;

2.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4.формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

1. формируем умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

Регулятивные УУД

1. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

2. учатся отличать верно, выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

1.формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;

Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

1.формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Осталась я – часть речи и частица,

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Действий, признаков, предметов

Но служить всем вам при этом

И другие отношения

Выражать могу лишь я,

Я и вся моя семья.

Я могу повелевать

И условия создать,

При которых совершится

Действие и не одно.

Но хоть как-то измениться

Мне судьбою не дано.

Я, признаюсь честно вам,

Потому что на вопросы я не отвечаю.

В предложении встречаюсь

С разными друзьями,

Но все роли исполнять

Они желают сами.

Одно лишь пожелание

(не хочется молчать):

Частей речи и слова

-Что вам про себя частицы рассказали?

Частица - сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, но некоторые из них вошли в число самых употребительных слов русского языка. В 100 самых частотных слов входит 11 частиц: же, вот, не, только, еще, уже, ну, ни, даже, ли, ведь.

Очень любил частицы А.С. Пушкин и часто использовал их в своих произведениях. Например, частица вот – ее употребление приближается к 1000. Роль частиц велика. Около 300 раз в текстах А.С. Пушкина встречается усилительная частица даже . В ходе исследования меня заинтересовал вопрос: как часто , какие именно частицы встречаются в сказках великого поэта. Мною были рассмотрены 5 сказок А.С. Пушкина (перечислить) и выявлены следующие результаты:

Частотность употребления частиц в сказках А.С.Пушкина Действительно, мы увидели, что чаще всего в сказках Пушкина встречаются частицы вот, же (ж), ли (ль). С помощью них он спрашивает, указывает, удивляется, а чаще всего усиливает те слова, которые необходимы ему для более точного и красивого выражения. Самой богатой на частицы, как выяснилось, является


В данной статье рассмотрим, что такое частицы, какое они имеют общее значение, на какие разряды они делятся, какими они бывают по составу.

Определение

Частицы в русском языке – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения и служит для образования форм слова.

Так как частицы относятся к служебным частям речи, они не изменяются и не являются членами предложения.

Разряды частиц

По значению частицы бывают трех видов: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы служат для образования глагольных форм, а точнее условного и повелительного наклонения глагола. Приведем список формообразующих частиц в зависимости от того, какое наклонение глагола они образуют:

  • условное наклонение – бы (б);
  • повелительное наклонение глагола – да, давай (давайте), пусть (пускай).

Отрицательные частицы служат для выражения отрицания. Такими частицами являются частицы не и ни.

Модальные частицы служат для выражения чувств.

Модальные частицы называют также смысловыми, так как они вносят в высказывание разнообразные смысловые оттенки.

О том, какими модальные частицы бывают в зависимости от смысловых оттенков, скажет следующая таблица:

Смысловой оттенок

Частицы

ли, разве, неужели, что ли, а

вон, вот, а вон, а вот

именно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точности

как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь

и, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то

только, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно

разве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось

да, ну да, так, точно

Виды частиц по составу

Частицы бывают простыми, то есть состоящими из одного слова (например: лишь, бы, неужели, уж и др.) и составными, то есть состоящими из двух и более слов (например: что за, что ли, в точности, навряд ли, всего лишь и др.).

Что мы узнали?

Частица – это служебная часть речи, вносящая различные оттенки значения в предложения или служащая для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Частицы делятся на такие разряды: формообразующие (служат для образования форм слов (бы (б), давай (давайте), пусть (пускай), да)), отрицательные (служат для выражения отрицания (не, ни)), модальные (служат для выражения смысловых оттенков (вопрос, указание, уточнение, восклицание, усиление, ограничение, сомнение, утверждение, смягчение)). По составу частицы бывают простыми (состоят из одного слова) и составными (состоят из двух и более слов).

Читайте также: