Чаплина уголек краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сказка о питомцах зоопарка, воспитанниках автора произведения. Рассчитана на детей школьного возраста. Повесть “Кинули” создана в 1937 году. Цикл рассказов написан в 1955 году, окончательную версию оформили в 1965 году.

Автор: Вера Васильевна Чаплина

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Автор произведения выхаживала львёнка, оставшегося без матери.
  2. Львёнка назвали Кинули. Его растили в квартире, в атмосфере любви, заботы, ласки.
  3. Семья специально завела собаку Пери, чтоб львёнку было уютней.
  4. Автор принесла домой и рысёнка Таску, которая долго “притиралась” характером со львёнком.
  5. Кинули любили все жильцы коммунальной квартиры. О ней писали в газетах.
  6. Когда львице исполнился год, её переселили в зоопарк. Однако, она всю жизнь любила вырастившую её женщину.

Читайте по теме:

Главные герои (краткие характеристики)

  1. Автор — писатель, сотрудница зоопарка.
  2. Кинули — маленькая львица. Она осталась без матери, которая её кинула.
  3. Пери — шотландская овчарка, заботилась о маленькой Кинули.
  4. Таска — рысёнок, которого рысь “таскала”.
  5. Толя — сын писательницы. Помогал заботиться о львёнке и любил его.

Главная мысль

Звери, как и люди, чутко относятся к тем, кто заботится о них и любит их. Они способны на благодарность, преданность и любовь.

Автор произведения, в десятилетнем возрасте, во время гражданской войны потерялась, на несколько лет оставшись без матери. Наверное, поэтому она была способна так сильно сопереживать маленьким зверькам, которые разлучались с мамами.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.

Недоедавший лисёнок худел всё больше и больше. Первой это заметила юннатка Галя. Галя вела за лисьим семейством наблюдения. Она аккуратно записывала всё, что происходило с лисятами, и каждые три дня взвешивала малышей.

Новорождённые лисята совсем не походили на свою мать — взрослую лису. Скорей всего, они напоминали котят: такие же маленькие, мордочки тупые, а крохотные уши плотно прижаты к голове.

Когда Галя в первый раз открыла крышку домика, чтобы взять и взвесить лисят, они лежали плотной кучкой, тесно прижавшись друг к другу. Но едва Галя дотронулась до них рукой, как они сразу закопошились, запищали и стали толкаться своими ещё слепыми мордашками.

Через три дня Галя снова проверила малышей. За эти дни они успели подрасти. Стали кругленькие, пушистые. Уголёк тоже стал пушистый и ещё больше потемнел. Но он почти не прибавил в весе и так ослаб, что еле двигался. Чтобы лисёнок не погиб, его пришлось взять от матери и поместить на площадку молодняка.

На площадке молодняка Галя положила лисёнка в плетёную корзину, на мягкую, чистую подстилку, и поставила около печки. Потом Галя налила тёплого молока в пузырёк, надела на него соску и поднесла к самой мордочке лисёнка. Но ослабевший зверёк не смог даже пить. Он жалобно пищал, открывал рот. Галя осторожно пробовала влить ему немного молока, и опять ничего не получилось. Лисёнок молоко не стал глотать.

Как же теперь поступить? Отнести малыша обратно к матери — это значит дать ему погибнуть. Оставить здесь — он не берёт соску.

Не знаю, что решила бы Галя, но тут её раздумье прервал телефонный звонок. Галю вызывали в контору. Она пододвинула корзину ближе к печке, слегка прикрыла лисёнка подстилкой и вышла.


Не успела за Галей закрыться дверь, как из-под стола показалась Мурка.

Мурка — это кошка. Там, под столом, у неё лежали два маленьких, ещё слепых котёнка. Мурка давно прислушивалась к писку лисёнка. Этот писк её заметно беспокоил. Она то нежно лизала своих малышей, то поднимала голову и насторожённо поглядывала в сторону лисёнка. Теперь, когда Галя положила его в корзину и ушла, Мурка тут же вышла из своего убежища.

Осторожно, крадучись, подошла она к стоявшей корзине, долго, старательно её обнюхивала, потом вытянула шею и заглянула внутрь. Лисёнок опять закопошился и пискнул. Кошка вытянулась ещё больше и вдруг, мгновенно схватив лисёнка за шею, потащила к себе.

Через некоторое время пришла Галя. Каково же было её удивление, когда лисёнка в корзине не оказалось! Куда же он мог деться? Галя окинула взглядом комнату и только тут заметила Мурку. Ужасная догадка промелькнула у неё в голове. Неужели… Мурка… Галя подбежала к кошкиному гнезду, наклонилась, и… там, на мягкой подстилке, среди котят, лежал и жадно сосал свою приёмную мамашу лисёнок, а та нежно прилизывала его взъерошенную шёрстку.

Теперь Гале уже не приходилось опасаться за его жизнь. Мурка была очень хорошей матерью. Скоро Уголёк поправился, окреп. Через две недели у него открылись глазки, поднялись ушки, а когда исполнился месяц, то он уже отлично бегал и ел мясо. К этому времени Муркиных котят отдали, и она с ещё большей заботой стала относиться к своему приёмышу.

Лисёнок тоже привык к кошке. Он всюду за нею бегал и, если Мурку выпускали гулять, царапался в дверь и старался выскочить.

Тогда Галя, боясь, как бы лисёнок не выбежал и не пропал, перевела его вместе с кошкой в клетку. Там им было гораздо лучше, чем в помещении: клетка весь день освещалась солнцем и было где побегать, поиграть.

К зиме лисёнок сильно вырос, изменился: стал пушистый, красивый, сам весь чёрный — настоящий Уголёк, а кончик хвоста ярко-ярко-белый.

Уголёк так перерос свою мамашу, что она свободно проходила у него под животом. Но это им не мешало дружить по-прежнему. Они спали, как и раньше, всегда вместе. Бывало, лежит, свернувшись в пушистый клубок, Уголёк, а на нём, словно на пуховой подушке, устраивалась пёстрая Мурка.

Хотя Мурке и неплохо жилось в клетке, она всё же была не прочь погулять. Выпускала её обычно Галя, и, когда она приходила, Мурка уже заранее подбегала к двери, мяукала и просилась из клетки. Гуляла Мурка недолго. Походит немного около клетки и быстро возвращается обратно.

А как радовался её приходу Уголёк! Он бросался навстречу кошке, визжал, ползал около неё на брюхе или хватал кусок мяса и мчался с ним к Мурке, как бы желая её угостить.


Но как-то раз получилось так, что Мурка не вернулась. Поблизости её не оказалось, а следы, которые хорошо отпечатались на свежевыпавшем снегу, вели к забору.

Убедившись, что кошка ушла дальше, чем обычно, Галя не стала её искать. Она была уверена, что, нагулявшись, Мурка вернётся, и спокойно пошла домой.

Однако не так спокойно отнёсся к уходу своей кормилицы Уголёк. Оставшись один, он жалобно тявкал, метался по клетке. Утром, когда служительница пришла убирать клетку, в ней Уголька не оказалось. Сетка была разорвана, а лисьи следы на снегу говорили о том, что Уголёк ушёл в том же направлении, что и кошка.

Кошка на следующий день вернулась, а Уголька, сколько ни искали, так и не нашли.

Прошло несколько дней. И вот однажды в Зоопарк позвонили из одной подмосковной мастерской и сообщили, что в машинное отделение заскочил какой-то зверь. Он спрятался под машину, рычит и никого к себе не подпускает.

За неизвестным зверем поехал зоотехник. Каково же было его изумление, когда в этом звере он узнал убежавшего Уголька! Как он очутился там, сказать трудно. Очевидно, слишком далеко отошёл от Зоопарка, заблудился, попал за город, а потом заскочил в помещение, где и был обнаружен.

Зоотехник знал, что Уголёк ручной. Он хотел его взять, но тот забился ещё дальше и никак не давался в руки. Положение создавалось довольно затруднительное. Поскольку Уголёк находился под машиной, её не могли включить. Суточный график работы срывался, и мастер ругал зоотехника, что тот не может вытащить виновника простоя — Уголька.

Пришлось звонить в Зоопарк и вызывать Галю. Зоотехник надеялся на то, что Уголёк узнает Галю и выйдет к ней сам.

Однако его расчёты не оправдались: приехала Галя, звала и манила Уголька, бросала ему мясо, но напуганный лис упорно не желал выйти.

Тогда рассерженный мастер решил действовать по-своему. Он схватил стоявшую в углу половую щётку, засунул под машину и пытался вытолкнуть ею лиса. Но не помогло и это. Уголёк испугался ещё больше, забился за какой-то выступ, и теперь его даже нельзя было достать палкой.

— А что, если съездить в Зоопарк и привезти Мурку? Может, он к ней выйдет? — предложила Галя.

Зоотехник и мастер безнадёжно махнули рукой. Они совсем не верили в возможность этой затеи, но всё же согласились. Другого выхода не было.

Галя быстро поехала в Зоопарк. Обратно она вернулась с корзиной, в которой сидела Мурка. Галя попросила всех отойти в сторону, поставила корзину на пол и выпустила Мурку. Мурка осмотрелась, мяукнула и пошла вдоль помещения. Но не успела она сделать и десятка шагов, как из-под машины стремительно выскочил Уголёк. С пронзительным визгом бросился он к кошке, вилял хвостом, ползал около неё и всё визжал, визжал и визжал…

Уже спокойно, без всякой опаски Галя взяла беглеца на руки и отнесла в машину. Туда же сел и зоотехник с Муркой.

— Простите за невольный простой, — извинился он, прощаясь с мастером.

— Ничего, наверстаем, — уверенно ответил тот, крепко пожимая руку Гале и зоотехнику.

Он уже больше не сердился на них и обещал обязательно зайти в Зоопарк, чтобы проведать Уголька с Муркой.

Всю обратную дорогу Уголёк спокойно сидел на Галиных коленях. Он поглядывал то в окно, на мелькавшие мимо дома, то на Мурку, как бы боясь, чтобы опять куда-нибудь не делась его четвероногая воспитательница.

Приехав в Зоопарк, Галя снова посадила Уголька с Муркой в прежнюю клетку. Порванная сетка была в ней уже заделана, но Уголёк больше не интересовался ею. Мурка находилась с ним, и он от неё никуда не отходил.

Почти три года прожил Уголёк вместе со своей воспитательницей — кошкой. Потом Мурку взяли, а вместо неё к Угольку посадили красную лисичку Рыжку.

Уголёк с Рыжкой очень подружились. И всё-таки, если даже и сейчас к клетке Уголька подойдёт Мурка, он бросается к ней навстречу, ласкается и всё старается лизнуть через сетку свою приёмную мамашу.

Недоедавший лисёнок худел всё больше и больше. Первой это заметила юннатка Галя. Галя вела за лисьим семейством наблюдения. Она аккуратно записывала всё, что происходило с лисятами, и каждые три дня взвешивала малышей.

Новорождённые лисята совсем не походили на свою мать — взрослую лису. Скорей всего, они напоминали котят: такие же маленькие, мордочки тупые, а крохотные уши плотно прижаты к голове.

Когда Галя в первый раз открыла крышку домика, чтобы взять и взвесить лисят, они лежали плотной кучкой, тесно прижавшись друг к другу. Но едва Галя дотронулась до них рукой, как они сразу закопошились, запищали и стали толкаться своими ещё слепыми мордашками.

Через три дня Галя снова проверила малышей. За эти дни они успели подрасти. Стали кругленькие, пушистые. Уголёк тоже стал пушистый и ещё больше потемнел. Но он почти не прибавил в весе и так ослаб, что еле двигался. Чтобы лисёнок не погиб, его пришлось взять от матери и поместить на площадку молодняка.

На площадке молодняка Галя положила лисёнка в плетёную корзину, на мягкую, чистую подстилку, и поставила около печки. Потом Галя налила тёплого молока в пузырёк, надела на него соску и поднесла к самой мордочке лисёнка. Но ослабевший зверёк не смог даже пить. Он жалобно пищал, открывал рот. Галя осторожно пробовала влить ему немного молока, и опять ничего не получилось. Лисёнок молоко не стал глотать.

Как же теперь поступить? Отнести малыша обратно к матери — это значит дать ему погибнуть. Оставить здесь — он не берёт соску.

Не знаю, что решила бы Галя, но тут её раздумье прервал телефонный звонок. Галю вызывали в контору. Она пододвинула корзину ближе к печке, слегка прикрыла лисёнка подстилкой и вышла.

Мурка — это кошка. Там, под столом, у неё лежали два маленьких, ещё слепых котёнка. Мурка давно прислушивалась к писку лисёнка. Этот писк её заметно беспокоил. Она то нежно лизала своих малышей, то поднимала голову и насторожённо поглядывала в сторону лисёнка. Теперь, когда Галя положила его в корзину и ушла, Мурка тут же вышла из своего убежища.

Осторожно, крадучись, подошла она к стоявшей корзине, долго, старательно её обнюхивала, потом вытянула шею и заглянула внутрь. Лисёнок опять закопошился и пискнул. Кошка вытянулась ещё больше и вдруг, мгновенно схватив лисёнка за шею, потащила к себе.

Через некоторое время пришла Галя. Каково же было её удивление, когда лисёнка в корзине не оказалось! Куда же он мог деться? Галя окинула взглядом комнату и только тут заметила Мурку. Ужасная догадка промелькнула у неё в голове. Неужели… Мурка… Галя подбежала к кошкиному гнезду, наклонилась, и… там, на мягкой подстилке, среди котят, лежал и жадно сосал свою приёмную мамашу лисёнок, а та нежно прилизывала его взъерошенную шёрстку.

Теперь Гале уже не приходилось опасаться за его жизнь. Мурка была очень хорошей матерью. Скоро Уголёк поправился, окреп. Через две недели у него открылись глазки, поднялись ушки, а когда исполнился месяц, то он уже отлично бегал и ел мясо. К этому времени Муркиных котят отдали, и она с ещё большей заботой стала относиться к своему приёмышу.

Лисёнок тоже привык к кошке. Он всюду за нею бегал и, если Мурку выпускали гулять, царапался в дверь и старался выскочить.

Тогда Галя, боясь, как бы лисёнок не выбежал и не пропал, перевела его вместе с кошкой в клетку. Там им было гораздо лучше, чем в помещении: клетка весь день освещалась солнцем и было где побегать, поиграть.

К зиме лисёнок сильно вырос, изменился: стал пушистый, красивый, сам весь чёрный — настоящий Уголёк, а кончик хвоста ярко-ярко-белый.

Уголёк так перерос свою мамашу, что она свободно проходила у него под животом. Но это им не мешало дружить по-прежнему. Они спали, как и раньше, всегда вместе. Бывало, лежит, свернувшись в пушистый клубок, Уголёк, а на нём, словно на пуховой подушке, устраивалась пёстрая Мурка.

Хотя Мурке и неплохо жилось в клетке, она всё же была не прочь погулять. Выпускала её обычно Галя, и, когда она приходила, Мурка уже заранее подбегала к двери, мяукала и просилась из клетки. Гуляла Мурка недолго. Походит немного около клетки и быстро возвращается обратно.

А как радовался её приходу Уголёк! Он бросался навстречу кошке, визжал, ползал около неё на брюхе или хватал кусок мяса и мчался с ним к Мурке, как бы желая её угостить.

Но как-то раз получилось так, что Мурка не вернулась. Поблизости её не оказалось, а следы, которые хорошо отпечатались на свежевыпавшем снегу, вели к забору.

Убедившись, что кошка ушла дальше, чем обычно, Галя не стала её искать. Она была уверена, что, нагулявшись, Мурка вернётся, и спокойно пошла домой.

Однако не так спокойно отнёсся к уходу своей кормилицы Уголёк. Оставшись один, он жалобно тявкал, метался по клетке. Утром, когда служительница пришла убирать клетку, в ней Уголька не оказалось. Сетка была разорвана, а лисьи следы на снегу говорили о том, что Уголёк ушёл в том же направлении, что и кошка.

Кошка на следующий день вернулась, а Уголька, сколько ни искали, так и не нашли.

Прошло несколько дней. И вот однажды в Зоопарк позвонили из одной подмосковной мастерской и сообщили, что в машинное отделение заскочил какой-то зверь. Он спрятался под машину, рычит и никого к себе не подпускает.

За неизвестным зверем поехал зоотехник. Каково же было его изумление, когда в этом звере он узнал убежавшего Уголька! Как он очутился там, сказать трудно. Очевидно, слишком далеко отошёл от Зоопарка, заблудился, попал за город, а потом заскочил в помещение, где и был обнаружен.

Зоотехник знал, что Уголёк ручной. Он хотел его взять, но тот забился ещё дальше и никак не давался в руки. Положение создавалось довольно затруднительное. Поскольку Уголёк находился под машиной, её не могли включить. Суточный график работы срывался, и мастер ругал зоотехника, что тот не может вытащить виновника простоя — Уголька.

Пришлось звонить в Зоопарк и вызывать Галю. Зоотехник надеялся на то, что Уголёк узнает Галю и выйдет к ней сам.

Однако его расчёты не оправдались: приехала Галя, звала и манила Уголька, бросала ему мясо, но напуганный лис упорно не желал выйти.

Тогда рассерженный мастер решил действовать по-своему. Он схватил стоявшую в углу половую щётку, засунул под машину и пытался вытолкнуть ею лиса. Но не помогло и это. Уголёк испугался ещё больше, забился за какой-то выступ, и теперь его даже нельзя было достать палкой.

— А что, если съездить в Зоопарк и привезти Мурку? Может, он к ней выйдет? — предложила Галя.

Зоотехник и мастер безнадёжно махнули рукой. Они совсем не верили в возможность этой затеи, но всё же согласились. Другого выхода не было.

Галя быстро поехала в Зоопарк. Обратно она вернулась с корзиной, в которой сидела Мурка. Галя попросила всех отойти в сторону, поставила корзину на пол и выпустила Мурку. Мурка осмотрелась, мяукнула и пошла вдоль помещения. Но не успела она сделать и десятка шагов, как из-под машины стремительно выскочил Уголёк. С пронзительным визгом бросился он к кошке, вилял хвостом, ползал около неё и всё визжал, визжал и визжал…

Уже спокойно, без всякой опаски Галя взяла беглеца на руки и отнесла в машину. Туда же сел и зоотехник с Муркой.

— Простите за невольный простой, — извинился он, прощаясь с мастером.

— Ничего, наверстаем, — уверенно ответил тот, крепко пожимая руку Гале и зоотехнику.

Он уже больше не сердился на них и обещал обязательно зайти в Зоопарк, чтобы проведать Уголька с Муркой.

Всю обратную дорогу Уголёк спокойно сидел на Галиных коленях. Он поглядывал то в окно, на мелькавшие мимо дома, то на Мурку, как бы боясь, чтобы опять куда-нибудь не делась его четвероногая воспитательница.

Приехав в Зоопарк, Галя снова посадила Уголька с Муркой в прежнюю клетку. Порванная сетка была в ней уже заделана, но Уголёк больше не интересовался ею. Мурка находилась с ним, и он от неё никуда не отходил.

Почти три года прожил Уголёк вместе со своей воспитательницей — кошкой. Потом Мурку взяли, а вместо неё к Угольку посадили красную лисичку Рыжку.

Уголёк с Рыжкой очень подружились. И всё-таки, если даже и сейчас к клетке Уголька подойдёт Мурка, он бросается к ней навстречу, ласкается и всё старается лизнуть через сетку свою приёмную мамашу.

Канализация-место сборища всех котов округи. Когда котёнок вошёл туда, каждый занимался своим делом. Братья Мурзик и Белый играли с банкой из под консерв, старина Буш как всегда рассказывал малышам истории, а друг котёнка-Пепел старательно вылизывал раненую лапку.

–Уголёк! -окликнул кто-то котёнка. -Уголёк! Иди сюда!

Это был Дряхлый. Этот кот принёс Уголька в канализацию и был ему названым отцом.

–Чего? Что надо? У меня нет так много сил, чтобы подходить по разным пустякам!

–Ну ты только посмотри! -Дряхлый указал лапкой на реку помоев, в ней купались котята Марки, сама мать лежала и спокойно наблюдала за котятами-О чём только она думает?

–Шшшш, что ты только что сказал? -Марка подбежала к Дряхлому и посмотрела на него своими желтыми глазами. -Я сама знаю, как ухаживать за своими детьми! Не смей указывать мне! -Марка еще раз шикнула на Дряхлого и Уголька, повернулась и отправилась на своё ложе.

Марка-самая злая и противная кошка черного цвета, с жёлтыми глазами. Её белые котята были ничуть не хуже Марки, такие же злые, и не смотря на свой возраст-очень сильные. Ходили слухи, что Марка-ведьма, по ночам ныряла в реку и выныривала ужасным монстром.

–Интересно, почему она такая злая? -спросил Уголек у Дряхлого. Ответ не поступил.

–Эй! Никто не собирается спать что ли? Мои котята уже спят, можно потише? -Это была Герда, самая гордая и бесстрашная кошка. В первый раз окотившись, она старалась сделать её котятам прекрасную жизнь с домом и хозяином. А пока они в канализации, Герда пыталась заботиться о котятах хотя бы здесь.

–Иди спи! -шикнул Дряхлый на Уголька. -Мне ещё нужно поговорить с котами!

Уголёк, оскорблённый словами отца, отправился спать. Правда сон его продлился недолго.

Котенок проснулся, потому что кто то нёс его за холку к реке. Он обернулся-это была Марка. Попытался закричать-не получилось.

Вот котёнок почувствовал ужасный запах и воду на своей шерстке. Последнее, что он увидел-смеющуюся Марку.

Уголек проснулся от сильного толчка в бок. Это было что то непонятное-большие глаза, ходит на двух лапах, шерсть только на голове.

–Привет. Как ты здесь оказался? Живу здесь 9 лет, а котов с роду не видела.

–Ну. я не знаю если честно. меня кошка бросила в реку, вот что я и знаю. меня Уголек зовут кстати. А ты кто, как зовут?

–Я-Сонька. Живу здесь одна, меня кстати тоже в детстве выгнали из дома! Ты есть не хочешь?

–Да. -смущённо произнёс Уголек и добавил-А кто ты? Я не думаю, что ты кошка.

–Ха-ха! Конечно я не кошка! Я-человек! -Сонька погладила Уголька-Сейчас я принесу тебе поесть!

Сонька убежала, а Уголек задумался. Как же Дряхлый перенесёт его потерю? Почему Марка выкинула его? Что Сонька делает здесь одна?

–Вот, держи! -Сонька придвинула к Угольку миску с рыбой-Приятного аппетита! Я, кстати, тоже не отказалась бы поесть! -она вынула из стоящей рядом коробки яблоко и принялась есть его-Хочешь жить со мной?

–Хочу! У тебя тепло, много еды, ты добрая! Если хочешь, я буду помогать тебе!

–Ха, давай! Ты будешь моим питомцем и веселить меня-больше мне от тебя ничего не надо, Уголёк! -Сонька обняла Уголька и вместе они сладко заснули.

Но даже во сне Уголька не покилал вопрос-зачем Марка выкинула его в воду?

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 100-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.

Родилась она в Москве в интеллигентной семье. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни /на доске/. У вас на парте лежит книга В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка”. Мы ее почти всю прочитали. Откройте, еще раз посмотрите на ее портрет. (Рисунок 1)


О ком она писала?

Дети. О животных зоопарка и о людях, которые за ними ухаживают.

Учитель. На четырех из пяти портретов она сфотографирована с животными, так они дороги ей были, Это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска.

Какие рассказы Чаплиной вы читали?

Дети. “Мусик”, “Медвежонок”, “Живой подарок”, “Уголек”, “Шанго”, “Росомаха”, “Необычная клетка”, “Варежка”, “Кинули”, “Тайна маленького геккона”, и другие.

Учитель. Почему Вере Васильевне удалось написать так много интересных рассказов о животных?

Ученик 1. С шестнадцати лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.

Ей нравилось, когда ее дома встречали открытые рты галчат, сорок, когла серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ей на колени.

Ученик 2. Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает.

Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.

Ученик 3. Сколько интересного материала для изучения дал эксперимент зоологам! Скольк радости и веселых минут доставила эта площадка посетителям зоопарка! А Вера Васильевна была заведующей в этом необычном детском саду для звериных малышей, организовывала правильное питание и воспитание, не давала сильным обижать слабых.

Учитель. Посмотрите на доску. Примерно так выглядела эта площадка. (Рисунок 2)


Кого вы узнали на этой площадке?

Дети. Копушу из рассказа “Медвежонок”, белого медвежонка из рассказа “Варежка”, лисенка из рассказа “Живой подарок” .

3. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной.

Учитель. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка, так появились ее книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.

Кто хочет рассказать о понравившемся вам рассказе, кратко пересказать, можно зачитать понравившийся вам эпизод, объяснить, почему этот рассказ вам понравился.

Ученик 1. Рассказ “Уголек” - краткий пересказ.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 1. В этом рассказе говорится о дружбе разных животных. Кошка стала приемной мамой лисенку.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?

Дети. “Сиротка”, “Пальма”.

Учитель. Помнят ли малыши своих приемных родителей?

Дети. Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени.

Ученик 2. Рассказ “Медвежонок” - краткий пересказ.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 2. Копуша веселая, сообразительная и забавная.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о медвежатах?

Дети. “Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”, “Марьям и Джек”.

4. Физкультминутка.

Под музыку В.Шаинского, слова Г.Остера “Ужасно интересно”

/потягивание, наклоны туловища, приседания/

5. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной / продолжение /.

Ученик 3. Рассказ “Мусик” - краткий пересказ.

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Ученик 3. Главное - надо иметь большое терпение, обращаться с животными спокойно, иначе от уроков не будет никакой пользы. Животные помнят добро и стараются платить добром.

Ученик 4. Рассказ “Росомаха” - краткий пересказ.

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Ученик 4. Мы восхищаемся материнской преданностью. Росомаха готова пожертвовать собой, защищая малышей. Служителям надо внимательно следить и укреплять сетки.

Ученик 5. “Варежка” - зачитывание понравившегося эпизода.

Учитель. Что узнали нового из этого рассказа?

Дети. Белые медведи сильные, хорошо умеют плавать. Главная мысль – на площадке молодняка уживаются хищные и травоядные звери, они могут жить мирно, они маленькие и добродушные.

Ученик 6. Рассказ “Шанго” - зачитывание понравившегося эпизода.

Учитель. Что интересного узнали из этого рассказа?

Ученик 6. Слон Шанго – самый большой слон зоопарка, он - хороший отец, правильно воспитывает своего маленького шалуна-слоненка. А с людьми он играет по-своему: может съесть шляпу, он хитрец и трюкач.

Учитель. В 5-сятые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.

6. Коллективное чтение.

Учитель. Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом В.В.Чаплиной “Случай с оленем”.

Откройте книги на стр. 142. Мы прочитаем о невидимой, тайной неизвестной посетителям зоопарка жизни, о трудностях, с которыми встречаются служители при уходе за животными.

Щеколда – дверной запор, металлическая пластинка с рычажком.

Загон /вольер/ - площадка для содержания животных, огороженная металлической сеткой.

Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.

Чтение по цепочке.

Учитель. Почему олень оказался на свободе?

Дети. Служитель был малоопытным.

Учитель. Благодаря каким качествам служителя все закончилось хорошо?

Дети. Ловкость, сообразительность, терпение, доброта, ответственность.

7. Разгадывание кроссворда.

Кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной.

(Кроссворд составила ученица нашего класса – Авсеенко Надя)

  1. Красный волк.
  2. Кличка медвежонка.
  3. Самый большой житель зоопарка.
  4. Как звали обезьяну.
  5. Рыжий красавец.
  6. Кого привезли в посылке.
  7. Подруга Шанго.
  8. Царь зверей.
  9. Кличка личенка.
  10. Как прозвали барсука.
  11. Маленькая обезьянка.
  12. Кто защищал своих детенышей от волков.
  1. Вайгач.
  2. Копуша.
  3. Шанго.
  4. Белла.
  5. Лисок.
  6. Крокодил.
  7. Молли.
  8. Лев.
  9. Уголек.
  10. Домовой.
  11. Мусик.
  12. Росомаха.


8. Подведение итога.

Учитель. Какой вам представляется В.В.Чаплина по ее книгам? Какой она человек?

Дети. Она человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, бескорыстный.

Учитель. По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше.

Встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, - это большая радость.

В конце урока дети получают в подарок еще один большой кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной, составленный учителем.

Читайте также: