Ч беккариа основоположник классической школы уголовного права

Обновлено: 05.07.2024

родился и жил в Милане. После окончания юридического факультета занялся литературной деятельностью. В возрасте всего 25 лет, не будучи ни профессиональным юристом, ни университетским ученым-правоведом, Б. за 4 месяца написал книгу-памфлет "О преступлениях и наказаниях" (1764), которая и определила его место в истории политических

В своей книге Б. не только обличал, но и доказывал нерациональность жестокости, несправедливости и произвола феодального правосудия, убедительно раскрывал бессистемность и противоречивость законодательства современных ему государств Европы. Особое внимание он обращал на законы в области преступлений, наказаний и судебной процедуры. Книга Б. содержала страстный призыв к искоренению феодальных судебных порядков, при которых "царицей доказательств" объявлялось признание обвиняемого, полученное под пытками. При этом Б. доказывал, что жестокие и несправедливые формы феодального судопроизводства неэффективны, поскольку пытками легче вырвать "признание" у невиновного, чем у закоренелого преступника.

В противовес этому Б. изложил принципы, на которых следовало бы основывать гуманное, справедливое и в то же время рациональное и эффективное уголовное законодательство. Б. призывал к установлению равенства всех граждан перед законом, прежде всего путем отмены привилегий дворянства и духовенства (сам Б. принадлежал к аристократическому обществу, носил титул маркиза). Б. настаивал на том, что толь-ко закон может определять круг преступных деяний и что виновный может быть приговорен только к тому наказанию, которое ранее было установлено законом. При этом закон должен соразмерять тяжесть преступления и наказания, а число деяний, влекущих за собой уголовную репрессию, должно быть сокращено до "разумного минимума" прежде всего путем отмены наказаний за ересь, колдовство и т.п. Наказанию следует подвергать только действия, а не слова или мысли людей: тяжесть наказания определяется тем вредом,который причинен "общественному благу".

ную ошибку.) Хотя в своей книге Б. не потребовал немедленной и полной отмены смертной казни и даже допускал возможность ее применения при чрезвычайных обстоятельствах, в сознании и его современников, и последующих поколений его книга по справедливости расценена как первое исторически значимое выступление против смертной казни, положившее начало движению аболиционистов - сторонников ее отмены.

В книге Б. вопросы уголовного права и процесса рассматриваются в тесной связи: он делал последовательные выводы из презумпции невиновности, высказывал интереснейшие мысли о правах обвиняемого, о достоверности показаний свидетелей и т.п. При этом он доказывал, что соблюдение законов при расследовании и судебном разбирательстве содействует установлению истины и наказанию виновного. •.

Особое внимание Б. уделял проблеме предупреждения преступлений, исходя из сформулированного им принципа:

"Лучше предупреждать преступления. чем наказывать за них". В этих целях он считал сугубо важным просветительство и воспитание уважения к закону.

Помимо содержательной стороны книги Б. необходимо отметить и ее форму. Небольшая по размеру книга написана стилем, не уступающим лучшим образцам европейской прозы XVIII в., - лаконичным и образным, рассчитанным на то, чтобы оказать максимальное воздействие и на разум, и на чувства читателя. Под ее непосредственным влиянием (в XIX в. она была переведена более чем на 25 языков) в ряде государств тогдашней Европы были отменены либо ограничены в применении пытки подозреваемых и смертная казнь, в особенности в ее наиболее жестоких формах. Книга Б. наряду с трудами Монтескье, Вольтера, энциклопедистов вошла важной составной частью в основной идеологический фонд Просвещения XVIII в., подготовившего общественное сознание к необходимости ликвидации феодальных порядков, к эпохе революций конца XVIII в. Влияние книги Б., прямое или опосредованное, остается неизменным на протяжении уже более двух веков:

история уголовного права и правосудия, да, пожалуй, и других правовых наук, не знает труда, по силе и длительности своего воздействия равного книге "О преступлениях и наказаниях".

В истории уголовного права Б. нередко рассматривается как один из первых представителей или основоположников "классической" школы в уголовном праве. В действительности наряду с Мон242

тескье и другими просветителями и гуманистами XVIII в. он был лишь предшественником "классической" школы: его место в истории уголовного права радикально отличалось от его последовате-лей-"классиков". Б. придавал решающее значение проблеме причин преступности, а не абстрагировался от нее; он выступал с критикой существующего законодательства и системы правосудия,а не с апологией их; он не видел необходимости в доктринальном изучении и комментировании отдельных правовых норм и институтов, чем десятилетиями занимались "классики". Вместе с тем многие принципы уголовного права, сформулированные Б., были восприняты "классической" школой уголовного права, хотя и в излишне юридизированной форме.

Книга Б. оказала значительное влияние на развитие науки уголовного права и судопроизводства в России. В "Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения" русской императрицы Екатерины II (составлен в 1766-1767 гг., т.е. спустя 2-3 года после первой публикации книги Б.) содержалось 114 статей, переписанных из книги Б. Правда, ни переписанные мысли Б., ни содержание "Наказа" в целом не оказали существенного влияния на развитие российского законодательства, если не считать постепенной отмены пыток подозреваемых. В то же время книга "О преступлениях и наказаниях" послужила полезнейшим наставлением при подготовке Судебной реформы 1864 г. О неизменном интересе русской юридической общественности к книге Б. свидетельствует то, что новые ее переводы, часто сопровождаемые подробными комментариями, выходили в свет 6 раз:

впервые в 1803 г. и в последний раз - в 1939 г. Один из этих переводов принадлежал С.И. Зарудному - видному деятелю Судебной реформы 1864 г.

Лит.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях /Пер. М.М. Исаева. М., 1939; Решетников Ф.М. Беккариа. Из истории политической и правовой мысли. М.,1987.

инквизиционного процесса в эпохе суеверий и религиозной нетерпимости.

Выдающиеся умы того времени, проникнутые верой в прогресс и

человечество, стремились не создать систему уже существующего права, а,

напротив, разрушить все уже созданное, чтобы на его месте воздвигнуть

Логично было бы предположить, что критическая литература того

времени будет состоять из множества листов и брошюр, но тем удивительнее

появление именно в этот период исследования, заложившего основу для

дальнейшего развития науки уголовного права. Чезаре Беккариа в своей

работе выступал критиком существовавших уголовных и процессуальных

законов, горячо протестовал против злоупотреблений судебной практики и

застарелости законодательных определений. Труд «О преступлениях и

уголовной литературе; но не в общественном сознании: книга получила

широкое распространение в Италии и сразу после выхода была переведена на

другие языки, причем во Франции аббат Морелле не только перевел, но и

значительно переделал ее внешний порядок, так что его переделка была

“ …Следует сказать несколько слов о пытке… Это весьма странный

способ допрашивать людей. …Такое ощущение, что эта часть нашего

законодательства была введена уличными разбойниками. В ходу еще такие

приемы, как зажатие пальцев в тиски, поджаривание ступней и другие

способы допроса с применением пыток. …Действительно, нет страны, более

жестокой, чем Франция. …Горе государству, которое, будучи

цивилизованным уже долгое время, все еще руководствуется древними

Эти ироничные и колкие слова нашли свое место в “Философском

Словаре”, составленном Франсуа Мари Аруэ, более известным как Вольтер,

неутомимым вдохновителем целой плеяды философов эпохи Просвещения, в

их числе известный итальянский ученый Чезаре Беккариа.

Эпоха Просвещения в корне изменила течение мысли и направление

культурного развития Европы. Новая концепция человека, понимаемого как

существо ведомое разумом, рассеивающим вековые предрассудки, создала

общий идейный фундамент европейского просветительства. Отличия же,

впрочем, вполне естественные, были обусловлены разнообразием

политической панорамы того времени. Всеобщее равенство; вера в

возможность такой реструктуризации общества, которая привела бы к

устранению зла в любых его проявлениях; отказ от традиции; терпимость в

вопросах веры и свобода интеллектуальных изысканий, вкупе со свободой

слова, – все это общие мотивы, характерные для культуры Просвещения в

Разгоревшаяся во Франции и Англии философская полемика затронула

в первую очередь политическую и религиозную темы, что привело к полному

пересмотру накопленного веками наследия мысли. В Италии, где из-за

консервативности политики местных правителей и проведения католической

контрреформации, пыл Просвещения разгорелся с некоторым запозданием,

процесс культурного обновления был отмечен особым интересом к

экономической и судебной проблематике. Определенный оптимизм охватил

наиболее просвещенные умы при виде попыток проведения реформ рядом

правителей Апеннинского полуострова, как, к примеру, в Ломбардии. Как

следствие, культурные дебаты в Италии, по сравнению с ситуацией по ту

сторону Альп, носили менее теоретический характер, что, правда, не

вылилось, за редким исключением, практически ни в одну сколько-нибудь

серьезную идеологическую разработку. Одним из исключений являются

фундаментальные исследования ломбардского маркиза Чезаре Беккариа.

Распространение идей английских и французских просветителей

рассеяло царившую в Милане атмосферу дремоты. Во второй половине XVIII

века монархия династии Габсбургов приступила с осуществлению

административной реорганизации страны, основанной не на холодном

расчете интересов государства, а на принципах защиты благосостояния

верноподданных граждан. На этом благоприятном фоне новаторских

брожений идеи Просвещения с легкостью укоренились в среде ломбардского

дворянства, молодые представители которого считали уже для себя

невыносимой узду, накладываемую на них ретроградной традицией.

Увлеченные новыми идеалами души, они почувствовали непреодолимую

необходимость взвесить все аспекты общества, от экономики до образования,

с тем, чтобы найти конкретные возможности избавления от всех зол,

В авторскую группу журнала входили наиболее живые умы

ломбардской аристократии: Пьетро и Алессандро Верри, Луиджи

Ламбертенги, Альфонсо Лонго, Джузеппе Висконти. Все они были

очарованы новыми мифами века – идеями равенства, свободы и

справедливости, и все единодушно чувствовали необходимость перехода к

Наибольшее внимание привлекала уголовно-процессуальная система

той эпохи. Необходимо было воскресить в памяти содержание нескончаемых

дискуссий по данному вопросу, привести их в порядок и представить

вниманию общественности, расшевелив таким образом общественное

самосознание. Никто другой, как Чезаре Беккариа, не подходил лучше на

роль голоса общественного протеста, никто лучше него не был в состоянии

выступить с критикой практиковавшегося тогда судопроизводства. Так

возник труд “О преступлениях и наказаниях”, опубликованный в 1764 году.

С первых его страниц становится очевидно, что автор глубоко сопереживает

чужим страданиям; бросаются в глаза естественный ужас перед лицом

насилия и абсолютная вера в священность человеческой природы, чье

достоинство не должно быть ни в коем случае унижено. В основном

рассуждения Беккариа сфокусированы на двух центральных для него темах:

пытках, которые до того момента считались законным способом выяснения

истины, и смертной казни; полная бесполезность как первых, так и второй

Книга сразу же вызвала резкие нападки консервативных религиозных и

политических кругов, но была встречена с огромным энтузиазмом в

“республике просвещения”: труд Беккариа, переведенный на французский и

английский языки, мгновенно распространился по всей Европе.

Успех книги отозвался эхом даже в России при дворе Екатерины II,

которая, как известно, была знатоком и почитателем трудов французских

матушку по новому пути европейских стран-реформаторов. Затеи эти, за

небольшим исключением, так и не были реализованы. Но для модернизации

империи ей были необходимы стоящие помощники, способные поддержать

советом и делом. С этой целью императрица пригласила в Россию Беккариа,

чьими идеями в значительной мере вдохновлен составленный ей

собственноручно в 1767 году “Наказ”, в котором формулировались

принципы правовой политики и правовой системы. В “Наказе” были

изложены предписания Комиссии по подготовке проекта нового Уложения,

которые должны были лечь в основу нового кодекса законов и, в частности,

Беккариа отказался от монаршего приглашения, но, несмотря на это,

его звезда не закатилась в этих далеких землях. Впоследствии его идеи все

Чезаре Беккария (Cesare Beccaria) - родился в Милане 15 марта 1738 г.,

по праву первородства наследовал титул маркиза Бенесано, учился в

университете в Павии, где в 1758 г. получил степень доктора прав. В то

время Италия представляла ряд мелких государств, раболепно заискивавших

перед иностранными правительствами. При полном отсутствии

политической независимости умственная жизнь страны находилась в

совершенном застое. Родина Беккариа подпала под власть Австрии и, по

словам самого писателя, в Милане при населении в 120000 жителей едва ли

можно было найти 20 человек, ценивших просвещение. При всеобщей

апатии, при склонности к спокойствию самого Беккариа и при его

недоверчивости к собственным силам он едва ли выступил бы на

литературное поприще, если бы не нашел глубокого сочувствия и поддержки

в тесном кружке просвещенных людей, который под названием "Il Caffé "

(кофейного) сгруппировался в Милане вокруг братьев Верри. Кружок этот

горячо интересовался всеми вопросами своего бурного времени и даже

издавал журнал, который, под тем же названием "Il Caffé ", печатался в

Брешии, так как сотрудники (в числе их был и Беккариа) избегали местной

цензуры и тщательно скрывали свои имена. Журнал просуществовал два года

(с июня 1764 по июнь 1766) и обратил на себя внимание за границей. В то

время Вольтер и энциклопедисты во Франции выдвинули в печати на первый

план вопросы о веротерпимости и об отмене пытки. Процесс Жана Калласа в

Тулузе (1762), увековеченный защитой Вольтера, поднял все литературные

силы против изуверства и уголовных законов, которые его поддерживали. По

плану энциклопедистов атака должна была открыться сразу и по

возможности во всех пунктах Европы. Миланский кружок получил

приглашение принять участие в предполагаемом походе, и по единодушному

решению его членов 25-летний Чезаре должен был написать сочинение о

преступлениях и наказаниях. Через 10 месяцев труд был доведен до конца, и

10 апр. 1764 г. рукопись сочинения "Dei delitti e delle penne" была отправлена

для напечатания в типографию Обера в Ливорно, так как в Тоскане была при

Леопольде почти полная свобода печати. Первое издание вышло в свет в

августе 1764 г. без обозначения места печати и имени автора. Оно быстро

разошлось в Италии. Опасаясь преследований, от которых его спасли только

общественное мнение и покровительство миланского наместника, Беккариа

некоторые мысли старался излагать туманно. Тем не менее смелость и сила

его речи вызвали всеобщее удивление. В первые же два года по своем

издании книга Беккариа появилась на французском, немецком, английском и

голландском языках. Из этих переводов особенно замечателен французский

перевод аббата Морелле (Париж, 1766), который придал трактату итальянца

другой порядок изложения, принятый впоследствии и самим Беккариа в

дальнейших изданиях своей книги. При общераспространенности франц.

языка перевод Морелле распространил идеи итальянского просвещения по

всей Европе. Впечатление, произведенное трактатом, было громадно; для

современников он обладал чарующей силой. Они называли идеи Беккариа

откровением свыше и пророчеством будущего. Энциклопедисты величали

автора новым Ликургом, единственным законодателем своего времени;

Дидро, Вольтер, Гельвеций спешили к трактату Беккариа присоединить свои

примечания и комментарии. На книгу, как на новый закон, ссылались даже в

уголовных судах в Австрии, в Германии и в особенности во Франции, чтобы

смягчить жестокость приговоров. Екатерина II вызвала автора в Россию, и он

даже решился ехать, но д'Аламберт был против этой поездки; ее не

допустило и австрийское правительство, учредив для Беккариа в 1769 г.

кафедру политической экономии в Милане, где он и умер 28 ноября 1794 г.

В теории Беккариа заметны следы идей Греция и Гоббса. Но

наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение. Он с

большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Руссо и других

просветителях, точно так же как многие из них высоко оценили его книгу “О


Данная статья раскрывает основные положения работы Ч. Беккариа, связанные с факторами, обуславливающими существование преступности. Автором проводится анализ выдвинутых ученым причин и их актуальность в условиях современного общества.

Ключевые слова: Чезаре Беккариа, уголовно-правовая наука, преступность.

Идеи о том, что такое преступность, ее причины и обязательность ее наказуемости волновали умы многих мыслителей, философов и ученых, рассматривающих данные категории не только через призму уголовно-правового видения. Эти теории обсуждались, становились причинами острых дискуссий среди юристов, философов и социологов в течение многих веков.

В настоящее время существуют уже четко сформировавшиеся просветительно-гуманистическая теория, классическая школа уголовного права и антрополого-социологическая теория. В соответствии с ними различают три направления криминологической мысли, а именно: классическая школа (Ч. Беккариа, И. Бентамом), антропологическая школа (Ч. Ломброзо) и социологическая школа (Э. Ферри, Д. Э. Дюркгеймом и Э.Сатерлендом). Однако в современной юридической науке сохраняется особый интерес именно к исследованию мер борьбы с преступностью сформулированных представителями классической школы.

Преступную активность человека Беккариа объясняет главными движущими началами, направляющими людей к любым как вредным, так и полезным и даже самым возвышенным действиям. Достаточно убедительно в качестве этих начал он называет наслаждение и страдание. В классическом труде Беккариа имеется не только диалектическое осмысление воспроизводства преступлений под воздействием общественных противоречий, но и психологическая трактовка механизма индивидуального преступного поведения.

Основным критерием для разграничения преступлений, считал Беккариа, является вред, который они причиняют обществу. Поэтому классифицируя все преступления по категориям, он представил их в виде лестницы, а основой деления являлась общественная опасность каждого из них.

В качестве другого средства он предлагает заинтересовать коллегию исполнительной власти в непосредственном контроле за законами, чем в их каком-либо искажении. Чем многочисленнее будет коллегия, тем меньше опасность узурпации ее членами законов, поскольку сложнее осуществить подкуп лиц, наблюдающих друг за другом [5, стр. 63]. И самым трудным средством для предупреждения преступлений Ч. Беккариа, считает воспитание. Усовершенствование воспитания слишком широкая область, которая непосредственно зависит от правления.

Работа Ч. Беккариа стала фундаментальной для развития юридической мысли по вопросу предотвращения преступлений, и положила начало развитию научных течений в уголовно-правовой науке, а также для выбора подходов к систематизации уголовного законодательства разных стран. Основными средствами борьбы с преступностью признавал повышение качества уголовных законов, а также воспитание человека в семье и обществе.

Оценить 816 0

Институт заочного и ускоренного обучения

по дисциплине: КРИМИНАЛОГИЯ

на тему: ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА БОНЕСАНО

Чезаре Беккариа Бонесано (итал. Beccaria Bonesana Cesare, 15 марта 1738, Милан — 28 ноября 1794, там же) — итальянский мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель, деятель Просвещения. Родился в богатой семье миланских патрициев, по праву первородства унаследовал титул маркиза Бенесано, учился в иезуитском колледже в Парме, в университете в Павии, где в 1758 получил степень доктора прав. Увлекался математикой и экономикой. Читал лекции по экономике и праву. С 1770 занимал высокие посты в миланской администрации. Испытал влияние Монтескьё и французских энциклопедистов.

Его внук — выдающийся итальянский писатель Алессандро Мандзони.

В эпоху Возрождения впервые появились попытки объяснить преступное поведение социальными и биологическими факторами. В дальнейшем, теории и концепции о девиациях обогатились не только объяснениями социальных причин преступного поведения человека, но и рассмотрением мер наказания к таким людям. Особый вклад в развитие криминологической мысли внес Чезаре Беккариа(1738 – 1794), которого считают основателем классической школы криминологии.

Рождение криминологии, как области научного знания, связывают, как правило, с опубликованием его книги "О преступлениях и наказаниях". Впервые увидевшая свет летом сразу же переведенная на все основные европейские языки, включая и русский.

В 1786году идеи Беккариа легли в основу первого современного уголовного кодекса, который был издан в Тоскане. В частности, в этом кодексе впервые в Европе была упразднена смертная казнь.

В России идеи Беккариа пыталась реализовать Екатерина II, которая даже приглашала его приехать в страну для участия в составлении нового Уложения законов. В трактате Беккариа сформулированы следующие принципы борьбы с преступностью:

Главные теоретические положения, сформулированные Ч.Беккариа, легли в основу современного уголовного законодательства и уголовно-правовых институтов.

Ч. Беккариа заложил основы уголовного права и криминологии, которые в последующем были восприняты всеми развитыми правовыми системами. Его идеи, их влияние породило дальнейшее развитие уголовно-правовой науки в последующие столетия. Необходимо отметить, что в учебном процессе, в формировании профессиональных юридических знаний, истории зарождения криминологической мысли, значимы идеи великого Чезаре Беккария.

Вклад Беккариа в развитие мировой правовой мысли неоспорим. Его идеи перевернули правовое мышление XVIII века и более 200 лет являются идеологией построения уголовной политики для всего цивилизованного мира. Они положили начало современному развитию наук о преступности, в том числе, и становлению юридической психологии.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. — М. : Стелс Бимпа, 1995

Читайте также: