Центр песка и воды в детском саду оформление уголка

Обновлено: 05.07.2024

Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т. д.).

Центр природы.

Цель: Содействовать интересу к объектам природы, воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живым существам растениям.

2. Дидактические игры по экологии. Наборы.

3. Муляжи: овощи, фрукты. Наборы.

4. Комнатные растения. 5шт.

5. Инвентарь для ухода за растениями: лейки, щёточки, палочки для рыхления, тряпочки, фартуки. Наборы.

6. Календарь природы. 1шт.

10. Природный материал. Наборы.

12. Наборы игрушек: домашних и диких животных. 2набора.

Центр воды и песка располагается рядом с уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).

Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание, различные емкости (наливание, переливание, лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) и т. д.

• картины - пейзажи по времени года;

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Центр воды и песка.

2. Наборы : ведёрки, совки, формочки, грабельки. 5шт.

3. Водяная мельница. 1шт.

8. Песок, галька, ракушки.

9. Набор игрушек: рыбки, черепашки, караблики.

10. Набор предметов для исследования : ткань, деревянные дощечки, железные пластинки, стеклянные стаканы.

11. Мыльные пузыри. 2шт.

12. Стаканы с трубочками. 2шт.

13. Вертушки, султанчики. По 2шт.

14. Клеёнки, тряпочки. 2шт.

- коллекция камней, ракушек, природного материала;

- календарь природы по временам года;

- материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений) ;

- иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, цветов;

- иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, птиц, насекомых;

- растения, характерные для времён года (ветки вербы – весной, букет жёлтых листьев – осенью и т. д.) ;

Центр ПДД

Центр ПДД С самого маленького возраста мы обучаем детей безопасности. Мы учим детей как правильно вести себя на улицах города, на проезжей части.

Кинестетический песок

Кинестетический песок Кинестетический песок Кинестетический песок – очень интересный и современный материал для развития детей. Он доставит огромное удовольствие.

Космичекий песок — что это? Дети любого возраста с удовольствием занимаются лепкой. Лепить можно из глины, пластилина, теста и прочих материалов, однако одним из самых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

цели И ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ: стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и рас.

цели И ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ: стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка); ЗАДАЧИ : закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов; СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МАТОРИКУ РУК; ВОСПИТЫВАТЬ АККУРАТНОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ПЕСКОМ, ВОДОЙ. ЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ ИГРЫ В ЦЕНТРЕ ПЕСКА И ВОДЫ; снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

возрастные Особенности раннего дошкольного возраста Наглядно-действенное мыш.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС д.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Насыщенность среды образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами ТрансФортируемость пространства Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; Наличие полифункциональных предметов, (природных материалов). Вариативность среды Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Периодическая сменяемость игрового материала, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды Доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность СРЕДЫ Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные ви.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности В раннем ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (2 - 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок двигательная активность;

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Краткое описание документа:

• стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка);

•ВОСПИТЫВАТЬ АККУРАТНОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ПЕСКОМ, ВОДОЙ. ЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ ИГРЫ В ЦЕНТРЕ ПЕСКА И ВОДЫ;

Уголок экспериментирования привлекателен для детей всех возрастных групп насыщенной материальной базой и возможностью почувствовать себя первооткрывателем

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Исследовательская деятельность

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Экспериментирование с водой

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Знакомство с приборами для опытов

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.
  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.
  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Экспериментирование в паре

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Мини-лаборатория

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

  1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  3. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментальной деятельности в старшей группы

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  • название уголка;
  • номер группы/название, возрастная категория детей;
  • цели и задачи функционирования уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы, инструменты, приборы, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  • картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Как назвать исследовательский уголок

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания Иллюстрированные плакаты привлекают детей В стихотворной форме правила можно заучить вместе с воспитанниками

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

На видном месте уголка размещается схема символьных обозначений действий в лаборатории Можно разместить подсказку, какими способами можно проводить исследования в уголке К тематической неделе экспериментирования в уголке размещаются алгоритмы соответствующих опытов На стенде размещаются темы опытов и алгоритм проведения в картинках

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Сделать уголок ярким помогают картинки-рисунки В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников В стенгазете описывается опыт исследовательской деятельности дошкольников Материалы стенгазеты мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам

Хозяин уголка — сверстница воспитанников (самодельная кукла в полный рост), которая вместе с ними учится экспериментировать Хозяйка уголка всегда рада маленьким исследователям, у неё в запасе много идей для экспериментов Игрушка-хозяин встречает детей с подготовленными материалами для проведения опытов Весёлые хозяева уголка знают много игр-экспериментов и хотят научить им ребят

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

    Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

Лаборатория в группе

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Рабочая зона уголка экспериментирования

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Использование проектора в детском саду

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Мини-музей в уголке экспериментирования

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Уголок оборудован стеллажом для материалов и инструментов, рабочей зоной, центром воды и песка В уголке оборудована зона практических исследований, стеллаж, имеется проекторное полотно В уголке есть место для демонстрации макетов, стенд с кармашками для бланков и информационных материалов

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

Игра-эксперимент с водой в младшей группе

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Опыт с воздухом в подготовительной группе

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Журнал наблюдений

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Химическое шоу в детском саду

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр с песком и водой с детьми раннего возраста.

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



Вариант комплектации.

Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание: Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Цель: развитие внимания координации движений.

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

Читайте также: