Центр экологии в детском саду оформление

Обновлено: 07.07.2024

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Как педагог-эколог ставлю перед собой цель – развитие экологической воспитанности дошкольников.

В экологическом образовании и воспитании программа нашего дошкольного учреждения ставит следующие задачи: освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе.

Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Началом работы по экологическому образованию дош­кольников, по моему мнению, является правильная орга­низация единого экологического пространства. Центром экологического образования в нашем детском саду является эколого-познавательный центр.

Центром экологического образования в нашем детском саду является эколого-познавательный центр.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды.

В каждом уголке природы более 10 видов игр экологического содержания, соответствующих возрасту детей, оборудование для детских исследований, календари наблюдений, материал для творчества, коллекции, оборудование для трудовой деятельности, результаты творчества детей.

Центры природы в группах являются зелеными островками

Много­образие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. Кроме того, на участ­ках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрос­лых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Все это способ­ствует развитию наблюдательности, любознательности, фан­тазии, бережного отношения к природе.

Много­образие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение.

На территории ДОУ высажены более 40 видов многолетних и видов однолетних декоративных растений, 10 видов деревьев, 15 видов кустарников. Декоративные растения подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение с мая по сентябрь.

Животный мир представлен животными разных классов: улитки 3-х видов, рыбки 4 видов; временными обитателями – кроликами, хомяками, дождевыми червями. На территории ДОУ встречаются птицы 10 видов, насекомые: бабочки 5 видов, муравьи, жуки 10 видов, пауки 3-х видов.

В помещении ДОУ выращиваются более 80 видов растений, расположенных в зимнем саду (зоне релаксации), в уголках природы на группах, в комнате развивающих игр и компьютерно-игровом центре, на лестничных пролётах и ступеньках, в эколого-познавательном центре.

Созданная для становления личности ребенка – дошкольника в ДОУ эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

При оформлении необходимо знать: Центр экологии должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

При оформлении необходимо знать:

Центр экологии должен быть ярким и красочным;

стеллажи, полки обязательно закреплены;

календарь природы в каждой возрастной группе;

недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.


Требования к отбору растений для центра экологии: 1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными. 2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) . 3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. 4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Требования к отбору растений для центра экологии:

1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.

2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) .

3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Растения в центре экологии бывают:

Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения).

Временные — лишь определенный отрезок времени (растения, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы).

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Алоэ Аукуба японская Толстянки Пеперомии Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями. Хлорофитум хохлатый . Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

Аукуба японская

Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

Хлорофитум хохлатый .

Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Фуксия Бегония Азалия У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение. У этих многолетников крупные листья, дети будут их протирать и поливать. Геогенанту с Денежное дерево

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

У этих многолетников крупные листья, дети будут их протирать и поливать.

Геогенанту с

Денежное дерево

Комнатные растения, разрешенные в детском саду: Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности. Каланхоэ Китайская роза Глоксиния Крассула Колеус Каладиум двухцветный Гипестес с разноцветными листьями

Комнатные растения, разрешенные в детском саду:

Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Китайская роза

Каладиум двухцветный

с разноцветными

Комнатные растения запрещенные в детском саду Лилии Олеандр Фикус Диффенбахия Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла Герань

Комнатные растения запрещенные в детском саду

Диффенбахия

Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.

Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд

Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.

Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла

Календарь природы в разных возрастных группах Средний и старший возраста Ранний и младший возраст Подготовительный возраст

Календарь природы в разных возрастных группах

Средний и старший возраста

Ранний и младший возраст

Центр экологии в группе раннего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в ранней группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)

Центр экологии в группе младшего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в младшей группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)

Центр экологии в группе среднего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в средней группе Коллекции (камней, круп) Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль) Весы

Организация центра экспериментальной деятельности в средней группе

Коллекции (камней, круп)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Центр экологии в группе старшего возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в старшей группе Коллекции (камней (по размеру и цветам), круп, почв) Коллекции семян Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Организация центра экспериментальной деятельности в старшей группе

Коллекции (камней (по размеру и цветам), круп, почв)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

Увеличительные приборы (лупа, бинокль)

Центр экологии в группе подготовительного возраста

Организация центра экспериментальной деятельности в подготовительной группе Коллекции (камней по размеру и цвету, круп, почв, пластмасса, резина) Коллекции семян Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и т.п.) Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка) Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.) Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.) Увеличительные приборы (лупа, бинокль, микроскоп). Их разнообразие Весы

Организация центра экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Коллекции (камней по размеру и цвету, круп, почв, пластмасса, резина)

Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и т.п.)

Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)

Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)

Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рекомендации для оформления экологического пространства в ДОО
(комнаты природы, зоны природы, живого уголка, зимнего сад и др.)

Рекомендации для оформления центра природы в группе детского сада

Главная особенность и преимущество центра природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Его можно расположить в групповой комнате или раздевальном помещении.
В младшем дошкольном возрасте центр природы можно оформить: комнатными растениями и аквариумом с водными обитателями. Рыбки в аквариуме должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Это могут быть: золотые рыбки, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагоноптерусы.
А на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или морскую свинку.

В средних группах кроме аквариума и растений центр природы можно оформить декоративной птицей и морской свинкой, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Из птиц подходят: канарейки и амадины. На примере морской свинки дошкольники учатся вступать в контакт с животными, общаться, активно заботиться о них.

В старших группах цетр природы можно оформить аквариумом с рыбами, птицей в клетке, хомяком, черепахой и растениями. Подойдут золотые рыбки, караси, что позволит показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности.

В подготовительных группах центр природы оформляются аквариумом с рыбками (гуппи, меченосцы, сомики, барбусы); сухопутной черепахой, золотистым хомячком, птицей (волнистые попугаи); растениями. Также центр природы можно украсить мини-городом на окне.

Оформление центра природы зависит от его оборудования, которое хранится в шкафу, чтобы не нарушать эстетику.

Наполняемость центра природы:

Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и др, временные объекты в группе);

Оборудование для ухода за живыми объектами;

Альбомы и гербарии;

Художественная литература о природе;

Дидактические игры природоведческого характера;

Образование для организации опытов;

Модели, отображающие предметы и явления природы.


Рекомендации для оформления комнаты природы в ДОО

Помимо центров природы в помещении детского сада могут быть создана комната.

Это должно быть небольшое чистое помещение, где следует расположить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. На полу и на стенах можно расположить растения.

Пространство на окне можно заполнить созданием огород, при этом необходимо дополнительное освещение в виде лампы. В огороде на окне можно выращивать лук, овес, разнообразную зелень и овощи.

В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В комнате должны быть рабочие места для труда, шкафы и полки для хранения оборудования, стулья или скамейки, сидя на которых дети смогут наблюдать за животными и просто отдыхать, при этом у них снижается уровень нервно – психических нагрузок.

Рекомендации для оформления кабинета природы в ДОО

Кабинет природы – это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для занятий с дошкольниками. Он может быть использован и для кружковой работы со старшими дошкольниками. То есть кабинет природы должен быть оформлен также как и комната природы, но дополнением служат столы.

Рекомендации для оформления зимнего сада в ДОО

Так как в зимнем саду преобладают растения, то в помещении, где он находится должно быть достаточно освещения, большие просторные окна. В этом случае можно выращивать самые различные растения. В зимний сад входят экзотические растения и плодовые растения: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др.

Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. Если есть небольшой бассейн или фонтан, то можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию.

Также можно найти уголок для птиц или даже аквариума.

Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для занятий, труда, отдыха и общения с природой. Поэтому зимний сад можно оформить (оборудовать) стульями или скамейки, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями.

Рекомендации для оформления площадки природы на участке ДОО

Площадка природы противоположна по своему функциональному значению физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

Чтобы микроклимат был благоприятным необходимо хорошо озеленить территорию, а вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды.

На площадке природы в разных ее углах можно обустроить ручеек, цветник, озелененную беседку, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными.

Рекомендации для оформления хвойного бора на участке ДОО

Рекомендации для оформления фруктового сада и огорода на участке ДОО

Урожай, который можно вырастить на участке, а затем его собрать в огороде и саду, вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует сажать кормовые корнеплоды, кукурузе салату. Можно высаживать и злаковые культуры.

Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

Рекомендации для оформления цветников на участке ДОО

Обязательно в ДОО нужно создавать цветники. Их должно быть много: при входе на территорию, чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение и т.д. В цветниках можно оформить однолетние (ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция) и многолетние растения (незабудки, золотые шары, топинамбуры, лилии, ирисы, пионы). из однолетних.

Рекомендации для оформления мини – фермы в ДОО

Педагог может создать мини – ферму, для этого необходим сарай, если там будут жить небольшие домашние животные в виде кроликов, кур, уток. Рядом с сараем необходимо создать луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду. Или же мини – фермой может быть теплица, в которой дети вместе с педагогом будут высаживать овощи.

Рекомендации для оформления экологической тропы в ДОО

Создание тропы необходимо начинать с создания карты – схемы маршрута с запланированными экологическими объектами. Затем необходимо подготовить оборудование для новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту нужно проложить дорожку, она может быть из камней, песка, или украшена концами от пластиковых бутылок (цветы). Если на протяжении маршрута, устанавливаются какие – либо таблички, то они должны быть крупными и яркими. Все объекты должны быть эстетичными: чистыми, красивыми, ухоженными, не сломанными.

Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

Ребенок познает окружающий мир, опираясь на яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы в детском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируется ценностное отношение к окружающему миру.

Что такое уголок природы в ДОУ

Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:

  • размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
  • размещать растения на подоконниках и в спальне;
  • живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.


Уголок природы в ДОУ

Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.

Значение экологических и природных уголков в детском саду

Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.

  • развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
  • развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
  • воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
  • практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.


Растения улучшают качество воздуха

Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.

Что он должен содержать

Поскольку экологические знания делятся на две части: знания о живой и неживой природе, то и содержание уголка должно соответствовать образовательным запросам. По ФГОС ДО основными элементами являются:

  • безопасные однолетние и многолетние растения;
  • инвентарь по уходу за растениями;
  • календарь природы;
  • разнообразный материал неживой и живой природы: камни, орехи, желуди, песок, глина и т. д.;
  • емкости для опытов с неживой природой и т. д.

Полезно! Знания и о живой, и о неживой природе важны для будущего обучения в школе.

Оформление уголка живой природы по ФГОС

ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.

В младшей группе

Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.

Уголок младшей группы может включать следующее:

  • растения с четко видимыми частями;
  • ярко и долгоцветущие растения;
  • растения с пестрыми листьями.

Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.


Уголок в младшей группе

В средней

Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:

  • полив растений;
  • опрыскивание из пульверизатора;
  • отирание крупных листов влажной тряпкой;
  • рыхление земли.

Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.

В старшей

С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:

  • растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
  • луковицы и клубни;
  • более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).

Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.

В подготовительной

Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:

  • о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
  • о способах размножения растений;
  • о вариантах ухода за обитателями.

Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).

Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.


Материалы неживой природы

Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.

Рекомендации и требования по подбору материала

Требования при организации природного пространства:

  • яркое и красочное оформление;
  • безопасная мебель и оборудование;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
  • инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
  • природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
  • украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.

Требования к отбору обитателей:


Посадка растений весной

  • только типичные представители конкретного региона;
  • для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
  • необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
  • каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
  • возможно размещение только безопасных растений.

Необходимо проводить занятия по временам года:

  • весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
  • лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
  • зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
  • осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.

Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.

Анализ уголка природы в ДОУ

Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:

  • безопасность;
  • доступность;
  • полифункциональность;
  • соответствие возрасту детей;
  • разнообразие;
  • дизайн.


Конкурс уголков природы

После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.

Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.

Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.

Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.

Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.

Читайте также: