Ценности физической культуры в доу

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Станик Ирина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1383 СП №4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Физическая культура в ДОУ как ценность здорового образа жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование

Станик Ирина Николаевна,

инструктор по физической культуре

ГБОУ Школа №1383 С\П 4 г. Москвы

inikitenko@inbox

"Физическая культура в ДОУ как ценность

здорового образа жизни дошкольника"

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность

детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является

растущего детского организма.

физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического

физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться.

Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы

оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и

музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое

использование имитационных движений, у детей формируются навыки и

умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает

положительный эмоциональный фон.

- сформировать

спланированную работу всего коллектива образовательной организации на

длительный период по проблеме оздоровления детей.

Объект исследования - организация физкультурно-оздоровительной

работы в детском образовательном учреждении.

исследования-

оздоровительной работы в детской образовательной организации.

определены его основные задачи:

1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе.

2. Определить цели и задачи физического воспитания.

3. Изучить особенности организации системы физического воспитания

в детском образовательном учреждении.

Актуальность статьи:

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-

образовательной организации, где должна давать ощутимые результаты. По

показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная

Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у его родителей. Реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Одним из факторов, негативно влияющих на ситуацию, является то, что подавляющая часть родителей концентрирует свое внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий стрессами темп современной жизни; поглощенность современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях, быту и т.д.

Оздоровление – понятие междисциплинарное, комплексное. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов в ДОУ. Дошкольное образование отработало систему социализации детей и в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления их физического здоровья. Но, к сожалению, часто группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями, физическим воспитанием занимаются люди, не имеющие специального образования.

Среди факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место занимает физическая культура. Возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей. Физические упражнения способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности, так как концентрированное возбуждение в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к активному торможению центров, имевших значительную нагрузку в процессе умственной деятельности.

Однако физкультурные занятия, предусмотренные программой физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в учебно-воспитательный процесс различных форм физической деятельности.

Физическая деятельность направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий физическими упражнениями. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость. Такими формами физической деятельности являются физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физминутки, гимнастика пробуждения и т.д.

Сотрудникам ДОУ необходимо помнить, что организация оптимального двигательного режима зависит от усилий не только воспитателя, но и руководителя физическим воспитанием, медицинского персонала. Оптимизации двигательной активности способствуют: учет индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в ходе самостоятельной деятельности; учет индивидуального уровня двигательной активности; правильная организация двигательного режима детей в течение дня; разумное сочетание движений различной интенсивности; повышение активности детей на прогулке посредством введения ее разнообразных форм (подвижные, малоподвижные игры и т.д.). Все это позволит детям закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп; бегать наперегонки, преодолевать препятствия. Важно тренировать детей в статистическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, лазать по гимнастической стенке. Дети должны научиться выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво.

Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно и с незначительными перерывами. Следует приучить детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложно координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др.

Закрепление навыков основных достижений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах. При этом необходимо помнить, что включать движение в игры и эстафеты можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке.

Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, движений и упражнений.

Литература

1. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / под общ. Ред. Широковой Г.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.

ВложениеРазмер
vypusk_15.docx 16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура в ДОУ как ценность здорового образа жизни дошкольника

Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у его родителей. Реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Одним из факторов, негативно влияющих на ситуацию, является то, что подавляющая часть родителей концентрирует свое внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий стрессами темп современной жизни; поглощенность современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях, быту и т.д.

Оздоровление – понятие междисциплинарное, комплексное. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов в ДОУ. Дошкольное образование отработало систему социализации детей и в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления их физического здоровья. Но, к сожалению, часто группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями, физическим воспитанием занимаются люди, не имеющие специального образования.

Среди факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место занимает физическая культура. Возможности использования физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей. Физические упражнения способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности, так как концентрированное возбуждение в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к активному торможению центров, имевших значительную нагрузку в процессе умственной деятельности.

Однако физкультурные занятия, предусмотренные программой физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в учебно-воспитательный процесс различных форм физической деятельности.

Физическая деятельность направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий физическими упражнениями. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость. Такими формами физической деятельности являются физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физминутки, гимнастика пробуждения и т.д.

Сотрудникам ДОУ необходимо помнить, что организация оптимального двигательного режима зависит от усилий не только воспитателя, но и руководителя физическим воспитанием, медицинского персонала. Оптимизации двигательной активности способствуют: учет индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в ходе самостоятельной деятельности; учет индивидуального уровня двигательной активности; правильная организация двигательного режима детей в течение дня; разумное сочетание движений различной интенсивности; повышение активности детей на прогулке посредством введения ее разнообразных форм (подвижные, малоподвижные игры и т.д.). Все это позволит детям закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп; бегать наперегонки, преодолевать препятствия. Важно тренировать детей в статистическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, лазать по гимнастической стенке. Дети должны научиться выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво.

Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно и с незначительными перерывами. Следует приучить детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложно координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др.

Закрепление навыков основных достижений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах. При этом необходимо помнить, что включать движение в игры и эстафеты можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке.

Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, движений и упражнений.

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность
детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является
обязательным условием для нормального развития и формирования
растущего детского организма.
Овладеть законами физического развития, использовать их для
физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического
воспитания.

Оценить 348 0

"Физическая культура в ДОУ как ценность

здорового образа жизни дошкольника"

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность

детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является

обязательным условием для нормального развития и формирования

растущего детского организма.

Овладеть законами физического развития, использовать их для

физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического

Физическая культура как метод неспецифической патогенетической

терапии являются важным компонентом системы восстановительног

Цель работы - сформировать целенаправленную систематически

спланированную работу всего коллектива образовательной организации на

длительный период по проблеме оздоровления детей.

Объект исследования - организация физкультурно-оздоровительной

работы в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования- особенности организации физкультурнооздоровительной

работы в детской образовательной организации.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования

определены его основные задачи:

1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе.

2. Определить цели и задачи физического воспитания.

3. Изучить особенности организации системы физического воспитания

в детском образовательном учреждении.

4. Ознакомиться с основными формами организации и поведения

физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурнооздоровительной

работы с детьми. Эта проблема стоит особо остро в

образовательной организации, где должна давать ощутимые результаты. По

результатам обследования в последнее время наблюдается снижение

показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная

двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких

детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная

система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению

осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания,

центральной нервной системы. В связи с этим культура здоровья является

составляющей общей системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция

возможна только в здоровом обществе, и говорит о неизбежности

формирования культуры здоровья – индивидуальной и популяционной.

База исследования: ГБОУ Школа №1383 СП № 4, дети младшего и

старшего возраста. Исследование проводилось в апреле 2017 г. В

исследовании принимали участие 20 детей.

На основании литературных данных по теме исследования можно

сделать следующие выводы.

1. В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в

детском образовательном учреждении с целью повышения двигательной

активности необходимо включать различной формы занятий физическими

упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные

игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр,

гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные

досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций,

плавание, ЛФН и массаж.

2. С целью оздоровления детей разработана система закаливания

водой, воздушными и солнечными ваннами, ходьба босиком по «тропинке

3. Наряду с традиционными в проце ссе физкультур

Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня. Детям

предлагались такие виды упражнений как: ходьба, бег, прыжок, лазание,

Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения

были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы,

физического развития ребенка, состояния здоровья, физической

В начале исследования: у детей младшего возраста проходил

адаптационный период, дети часто болели. Благодаря физическим

упражнениям и хорошей организации физкультурно-оздоровительного

досуга, легко прошел адаптационный период. Стали активно с интересом

выполнять физические упражнения, радоваться успехам, общие показатели

основных движений улучшились, хорошо овладели навыками: ползание,

лазание, бросание, метание, ловля.

После проведения физкультурно-оздоровительной работы у детей

улучшилось состояния физического здоровья.

Здоровьесберегающие мероприятия для улучшения показателей уровня

физического развития детей после проведенной беседы, и работы с

родителями пришли к выводу, что можно повысить физическое развитие в

следствии следующих причин:

1. Плохая материальная база, нет хорошего стадиона, плохое оснащение

физкультурного зала (нет достаточного оборудования и инвентаря), нет

оборудования физкультурной площадки.

2. Не привлечение к дням здоровья, физкультурным досугам.

3. Отрицательный пример взрослых: курение, алкоголь.

4. Малое проведение экскурсий, походов, прогулок за пределы ДОО.

5. Не соблюдение режима дня родителями вне ДОО.

6. Не проводятся занятия по плаванию.

7. Нет секционных занятий.

Повышение физкультурно-оздоровительной работы зависит от многих

факторов, влияющих на детей.

1. Положительный результат показали дети занимающиеся в

спортивных секциях, клубах и т.д.

2. Совместная работа воспитателей и родителей по созданию

материальной базы для массового привлечения детей к занятиям

3. Положительные примеры сверстников.

4. Создание благоприятных условий для занятий двигательной

5. Роль педагогического коллектива ДОО в решении задач развития

6. Агитация и пропаганда физической культуры в ДОО.

7. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления.

8. Организация и проведение дней здоровья в ДОО.

Беседа выявила, что детям нравится заниматься физическими

упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание),

спортивными играми, игры с мячом, народные подвижные игры.

С учетом результатов были сформулированы рекомендации родителям

и воспитателям по выявлению влияния двигательных навыков на физическое

1. Выполнение зарядки после сна.

2. Закаливание, водные процедуры, воздушные ванны.

3. Занятие в спортивных секциях.

4. Активный двигательный досуг, катание на велосипедах.

5. Плавание и посещение детей с родителями спортивных площадок.

6. Спортивные праздники.

7. Привлечение родителей для совместной работы по физическому

8. Физ. минутки разучивать с родителями.

9. Народные подвижные игры.

10.Повышение двигательной активности путем музыкальноэстетического

воспитания на физических занятиях.

Таким образом со стояние здоровья детей дошкольников

характеризуются высокой распространенностью морфофункциональных

отношений 70–75%. Одним из главных направлений работы ДОУ являются

обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья

С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему

физического воспитания в детской образовательной организации должны

быть включены различные формы занятий, физические упражнениями,

повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика,

физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

планируется в соответствии с принципами последовательности,

систематичности, комплексности использования естественных сил природы и

гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.

Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста

будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения

педагогами методикой организации и проведения традиционных

физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов

оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия,

металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т.д.).

1. Антонов Ю.Е. "Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21

века", "Аркти" М., 2001 г.

2. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка" М, 1993 г.

3. Алямовская В.Г. "Профилактика психоэмоционального напряжения

детей средствами физического воспитания"

4. Глазырина Л.Д. "Физическая культура дошкольникам" "Владос" М.,

5. Гурич А.Г. "Теория биологического поля" М, 1944 г.

6. "От рождения до школы" программа развития и воспитания детей в

детском саду, С-П, 2002 г.

7. Ильенков Э.В. "Диалектическая логика" М, 1984 г.

8. Казначеев В.П. "Космопланетарный феномен человека" Новосибирск,

9. Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В., "Развитие двигательной активности и

оздоровительная работа с детьми 4-7 лет", М., 1997 г.

10. Казначеев В.П. "Космопланетарный феномен человека" Новосибирск,

11. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. "Закаливание детского организма"

12. Материалы Всероссийского совещания "Пути оптимизации здоровья и

физического развития детей в ДОУ" М., 2001 г.

13. Манахеева М.Д. "Воспитание здорового ребенка", "Аркти", М., 2000 г.

14. Маркова Л.С., "Программа развития дошкольного образовательного

учреждения", М., 2002 г.

15. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные

игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

16. Праздников В. П." Закаливание детей дошкольного возраста"

"Медицина" 1998 г.

17. Поноиарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание

детей от 3 до 6 лет) - М.: Советский спорт, 1999.

18. Сивачева Л.Н. "Физкультура - это радость" Санкт-Петербург "ДетствоПресс"

19. Современные образовательные программы для дошкольных

учреждений. - М.: Академия, 2000.

20. Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденнии" - М,

21. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных

учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.

22. Щербак А. К гармонии через движение! // Ж "Дошкольное воспитание

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.


Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно, помогают достичь определенных результатов стабилизации улучшения детского здоровья.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной и моторики, развитие зрительно-двигательной и слухозрительной-двигательной координации.

Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его общение с другими людьми. Организация правильного режима дня, которое строго соблюдается в дошкольном учреждении является одним из условий воспитания здоровых детей. Целенаправленные занятия физической культурой, которые включают в себя и решаются педагогом следующие задачи: утренняя гимнастика (перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание), физкультурные занятия в зале, физкультурные занятия на прогулке (обладание и развитием движений, получать более значительные нагрузки, соответственно возрасту для дальнейшего формирования опорно-двигательного аппарата).

Но огромное значение для сохранения и укрепления здоровья дошкольников имеют большое значение технологии в течение всего дня пребывания дошкольника в ДОУ, а именно физкультминутки, динамические паузы (при проведении занятий), закаливание, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, свободная двигательная деятельность ребенка (с физкультурным оборудованием).

Эти технологии решают следующие задачи:

  1. Физкультминутки и динамические паузы — способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, обогащение творческого потенциала детей, прежде всего — возможностей их воображения.
  2. Закаливание — снижение заболеваемости, повышение резистентности организма, и переход от сна к бодрствованию.
  3. Пальчиковая гимнастика — развитие мелкой моторики, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти здоровьесберегающие технологии используются всеми педагогами ДОУ, они интересны детям, что в свою очередь может заинтересовать родителей воспитанников тем самым провести взаимосвязь между педагогом и родителями воспитанников.

Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Использование различных средств физического воспитания с учетом индивидуального подхода удается добиться положительной динамики даже у детей, имевших отклонения со стороны костно-мышечной системы, физической подготовленности и устойчивости организма к заболеваниям (иммунитет).

Целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки и плоскостопия.

Система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых длительных (воздушные ванны) и сильных кратковременных (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействий, направленных на отдельные области тела и на весь организм, на фоне разной двигательной активности (физкультурные занятия в зале и на улице) существенно улучшают функцию терморегуляции, повышает резистентность организма.

Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи — это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание), а также и специальные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

На занятиях физической культурой перед ребенком всегда ставятся задачи на физическое и психическое развитие. Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка, а именно:

— воспитание у детей эмоционального отклика на физическую активность и возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками;

— воспитание умения слушать педагога и выполнять задания разного уровня сложности;

— построение занятий с опорой на образы-представления, которые сложились у детей (пример) [3, с. 228–229].

Чем раньше ребенок овладевает конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной, повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильном, рабочем, радостном состоянии.

Также занятия физической культурой помогают нивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье дошкольника. Конечно, родители многих детей стараются и приобретают своим детям спортивные игрушки (мячи, скакалки, обручи и т. д.) и дети их знают и имеют навыки владения ими, но очень сложно приобрести те же тренажеры, мягкие модули, спортивные уголки и тем более бассейны. Ребенок впервые может видеть и знать что это такое.

Главное условие эффективности в пропаганде здорового образа жизни ребенка четко отлаженное взаимодействие между педагогами родителями. Родители — первые и главные воспитатели в жизни ребенка, поэтому большая часть ответственности за его воспитание лежит на их плечах. Сотрудничество родителей и педагогов позволит любую сложную задачу (даже такую, как воспитание здорового человека) сделать немного проще [1, с. 114].

Задача родителей и персонала ДОУ — выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства, потому что у ребенка нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Потребность в его здоровье есть у родителей, детских учреждений далее школ и т. д., и все мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому в образовательных программах ДОУ большое значение уделяется изучению организма человека и обеспечению безопасности его жизни и каждому ребенку нужно помочь выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье — все это в физкультурно-образовательной деятельности.

Ведь каждое физическое упражнение несет в себе определенные задачи, направленные на здоровье и безопасность ребенка.

Таким образом, физическая культура является главным основным центром для жизни, здоровья и безопасности дошкольника.

  1. Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
  2. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. — ДЕТГИЗ, 1961.–24 с.
  3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, вид деятельности, дошкольный возраст, жизнь ребенка, пальчиковая гимнастика, родитель воспитанников, физическое воспитание.

Читайте также: