Цель учения в школе

Обновлено: 06.07.2024

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.
В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название "формальное образование". Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название " материальное образование".
Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;
- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;
- формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств;
- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации и информационных технологий; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;
- формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
С 50 годов 20 века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умеиях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б.Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.
Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так.
1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей. (Более подробно см. Текст 15.4)
Вот пример формулировки целей обучения в терминах поведения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов. Другой пример: ученик по окончании изучения темы должен уметь употреблять систему настоящих (или прошедших) времен глагола в английском языке в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в устной и письменной речи на таком-то лексическом материале
Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения - состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Друг друга берегите, дорожите! Ведь жизнь она у каждого одна. И в радости, и в горе поддержите, иначе - нам как людям "ГРОШ" цена! © Автор неизвестен ==> читать все изречения.

Образование – это процесс освоения достигнутых результатов развития общества. В процессе социализации человек приобщается к стандартам поведения, ценностям, совокупности знаний, которые произвело общество за длительный период развития.

Учебная деятельность как элемент системы образования

Образование осуществляется поэтапно, в зависимости от цели, возраста, задач обучения. Дошкольное, для детей в возрасте 6-7 лет, дает начальные представления об окружающем мире. Занятия осуществляются в игровых, наглядных формах, которые наиболее доступны для восприятия в этом возрасте.

какова цель деятельности ученика

Право на получение обязательного общего образования закреплено в Конституционной норме, что подчеркивает его значимость в процессе социализации – адаптации личности к системе общественных связей. Это важный этап обучения, поэтому необходимо понимать, какова цель деятельности ученика и при каких условиях она достигается.

Учебная деятельность

Учение — это психический процесс специфической деятельности человеческого общества, который регулируется осознанной целью. Учение имеет место только в том случае, когда деятельность управляется и регламентируется определенными учебными задачами для достижения поставленной цели.

цели обучения

Для успешного осуществления процесса обучения необходим набор волевых и познавательных качеств. Их совокупность (память, воображение, психологическая готовность) определяется в зависимости от того, какова цель деятельности ученика, и может существенно отличаться на разных этапах учебной деятельности.

Учебная деятельность отличается от иных форм преобладанием в ней гностического аспекта. Цель ее – познание окружающего мира.

характеристика основных видов деятельности ученика

Это направленный целесообразный процесс, в результате которого человек приобретает новый уровень познания, выходит на новое качество жизнедеятельности.

Процесс и цели обучения

Процесс обучения имеет смысл в том случае, если он направленный, с определенным вектором движения и системой координат, позволяющих оценить степень соответствия курса этому вектору. От поставленной цели зависит набор средств, методов, форм, приемов обучения, виды деятельности ученика. В свою очередь, совокупность форм и методов влияет на качество, результативность и скорость достижения цели.

В настоящее время подходы в обучении называются личностно ориентированными. Что это значит? Ученик рассматривается в таком подходе не как объект учебной деятельности, за которого решают, куда и как он движется в познании. Сам ученик определяет цели своего развития. Понятно, что ребенок, подросток в этом процессе не всегда может сформулировать цель обучения, оценить свои возможности и выбрать методики развития. Все это остается в компетенции педагогов. Однако задача мудрого педагога – помочь школьнику в его самоопределении. Какова цель деятельности ученика? Достичь в процессе учения того уровня компетенции, который возможен в рамках его личных психолого-социальных характеристик и максимально раскрывает его личность.

Задачи учения

Для достижения цели деятельности в процессе учения решается комплекс задач, которые являются теми маркерами процесса, что одновременно не позволяют сбиться с пути и выступают критериями успешности обучения. Учебная деятельность ученика определяется следующими задачами:

  • Знания. Расширение объема информации по предмету учения.
  • Умения. Формирование способности применить приобретенные знания на практике.
  • Навыки. Достижения определенного уровня практического результата при систематическом использовании приобретенных умений.

Задачи и цель учения предопределяют виды, формы и методы осуществления учебной деятельности. Их эффективность и выбор зависит от социально-психологических особенностей ученика.

Условия для успешной учебной деятельности

Результаты процесса познания зависят от того, кто ученик. Характеристика деятельности ученика должна учитывать его пол, возраст, личные особенности, уровень интеллекта, особенности воспитания. Есть характеристики объективные и субъективные, которые важно учитывать в выборе определенных форм обучения учеников.

учебная деятельность ученика

В число объективных параметров входят: возрастные и половые особенности, психотипы личности. Субъективными факторами станут особенности воспитания, личные способности и наклонности ребенка. Учебная деятельность ученика в обязательном порядке должна строиться с учетом как объективных данных, возрастных отличий, так и с учетом сугубо индивидуальных особенностей. Если это ребенок экстраверт, гипердинамичный мальчик 5-летнего возраста, то вряд ли можно сформировать навык шить одежду для кукол, впрочем, всегда есть исключения.

Виды и формы учебной деятельности

Формы и виды деятельности можно комбинировать, разнообразить и изменять под особенности учения. Существует большое количество вариантов, при помощи которых можно достичь отличных учебных результатов (при условии их правильного выбора):

  • Уроки в форме дискуссий.
  • Театрализованные уроки.
  • Викторины.
  • Творческие мастерские.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Защита проектов.

Формы также могут быть групповые, индивидуальные, командная работа, самостоятельная деятельность, самоконтроль и проч.

характеристика деятельности ученика

Все они формируют поле возможности для проявления талантов и особенностей учащихся. Характеристика основных видов деятельности ученика должна раскрыть мотивы его действий, выявить потребности и поставить адекватные процессу задачи.

Характеристика учебной деятельности

Известный в сфере педагогической психологии ученый Леонтьев А. Н. выделил следующие основные характеристики, которые и в настоящее время являются исчерпывающими для анализа учебной деятельности учеников. Чем определятся характеристика деятельности ученика?

Прежде всего, это потребность ученика в процессе обучения, важной является учебная задача, которая решается на определенном этапе в процессе учения. Эффективность процесса зависит напрямую от мотивов учебной деятельности ученика и соответствующих им операций, действий и приемов.

  • Учебная задача. Особенность этого момента состоит в том, что при грамотной ее постановке ученик не просто находит ответ на вопрос, он приобретает универсальный алгоритм действий в неограниченном количестве вариантов с аналогичными параметрами.
  • Потребность. Стремление освоить предметную область, в которой происходит учебная деятельность учащихся с целью достижения учебной цели.
  • Мотивы. Личные потребности ученика, которые решаются в результате освоения определенных знаний, достижения цели.

Обучение и развитие

Стандарты современного образования направлены на гармоничное сочетание обучения и развития детей. Но реальное решение этого важнейшего вопроса напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, культуры родителей, их знания и применения в процессе воспитания базовых понятий возрастной психологии и педагогики.

виды деятельности ученика

При грамотном ответе на вопрос о том, какова цель деятельности ученика, задаются параметры зоны его ближнего развития. Что это означает?

По мнению Выготского Л. С., существует определенный разрыв между актуальным развитием ребенка (то, что он способен решить и сделать самостоятельно) и тем, на что способен ребенок в результате сопровождения компетентного инструктора (учителя). Именно этими параметрами и определяются цели обучения. Для того чтобы эта дистанция была преодолена успешно и у ребенка сформировалась устойчивое желание развивать свои способности, важно обратить внимание на мотивы учения. В этом процессе должны принимать участие не только педагоги, но, что еще более важно, родители ученика.

учебная деятельность учащихся

Рекомендации по формированию мотивации ученика

  1. Изначально ребенок должен понять, что учение – это область его личной ответственности. Не следует за ребенка выполнять прямые его функции – подготовка домашней работы, сборы в школу. Лучше оставить это на уровне контроля, с постепенным переходом на самоконтроль.
  2. Проявлять личный искренний интерес к области, в которой осуществляются виды деятельности ученика, и оценке результатов (даже, на ваш взгляд, незначительных) в процессе учения.
  3. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Отмечать его личный рост по сравнению с тем, какой он был вчера и что изменилось лично в нем. Всегда есть за что похвалить вашего ребенка! Все дети – гениальны.
  4. Концентрироваться на достижениях, не ругать за неуспех, нужно учить ребенка с достоинством выходить из трудных ситуаций, не теряя веры в себя. Характеристика деятельности ученика должна осуществляться только в позитивном ключе.
  5. Помочь ребенку увидеть реальную связь успешности в освоении теоретических знаний с уровнем практической выгоды и целесообразности.
  6. Разработать систему поощрений с короткой целью – за день, неделю, месяц, учебный период (четверть, полугодие) и с перспективой – на год.

Помнить, что самостоятельность ребенка зависит во многом от позиции родителя – друга, советчика, авторитета. А успешность – от умения помочь ребенку поверить в свои силы.

Педагогическая деятельность имеет целесообразный характер и направлена на достижение поставленных целей, решение задач. Цель – это системообразующий фактор педагогического процесса. Она приводит к иным компонентам обучающей системы. Цель определяет выбор средств, формы организации обучения.

Подходы к определению педагогической цели

Цель обучения – это определение популярно в педагогике. Означает совокупность представлений о результатах взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса. Они определяют характер, формы этой деятельности, способность субъектов предугадать взаимодействия после совместной работы.

Цель формирует как учитель, так и ученики. Педагог ставит цель, как заранее планируемый результат. На его достижение направлены обучающие воздействия выбранными приемами и средствами обучения. Для учителя цель – это идеальное видение результатов обучающей деятельности, для учеников – это результат учебы. Если цели обеих сторон совпадают, то работа проделана эффективно и успешно.

Подходы и классификация целей обучения

Выделяют несколько подходов и систематизаций педагогической цели. Определяют 3 основных типа целей обучения. Это:

  • Нормативные государственные.
  • Общественные.
  • Социальные.

Первый тип имеет общие формулировки, зафиксированные в государственных стандартах образования. Общественные цели зависят от потребностей, интересов и требований людей по отношению к профессиональной подготовке.

Инициативные цели создаются субъектами образовательно-воспитательного процесса, опираясь на особенности учебного заведения, профиля дисциплины, уровня подготовки учеников и т.д.

Создавая структуру цели, учитель прописывает такие моменты:

  • Предмет – это то, на что направлена мысль, качества, которые изменяются при обучении.
  • Объект – конкретный ученик или группа, поддающееся педагогическому воздействию.

На основе обозначенного предмета выделяют несколько групп результатов педагогических воздействий. Цели могут формировать сознание, мировоззрение, поведение. Цели социализации предусматривают отношение в обществе, к труду, профессии, семье, искусству и т.д. Еще из предмета можно выставить цели воспитания творческой деятельности, способностей, задатков ученика.

У педагога выделяют организационные цели, позволяющие применять самоуправление при планировании и воспроизведении работы, расширении функций учеников, оказании помощи на занятиях.

Методические цели учителя – это перестройка технологий, методики обучающей и внеучебной деятельности, имплементация новых форм, методов и приёмов в воспитательно-образовательном процессе.

Этапы целеполагания в педагогике

Целеполагание – это поэтапный логико-конструктивный процесс с несколькими процессами:

  • Сравнения и обобщение информации;
  • Отбор актуальных данных;
  • Нахождение объекта, предмета цели и ее выражение;
  • Реализация работы для достижения результатов и целей.

Цели обучения в педагогике – это системообразующий фактор педагогического процесса. Обуславливается выбором форм, средств, приемов организации учебной работы.

Гост

ГОСТ

Сущность процесса обучения

Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.

Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.

Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.

Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:

  • двусторонняя природа
  • руководяще роль принадлежит учителю
  • планомерная организация
  • целостность
  • учет возрастных особенностей
  • управляемость процессом

Основные цели процесса обучения

Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.

Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:

  • образовательные цели
  • развивающие цели
  • воспитательные цели

Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.

Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.

Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:

Готовые работы на аналогичную тему

  • освоение главных научных знаний, в ходе реализации этой цели происходит развитие идейных взглядов, учащиеся должны научиться внедрять полученную информацию в практической деятельности, ученики должны освоить методы самостоятельного исследования необходимой информации.
  • организация практической работы учащихся, эта практическая деятельность потребуется для общественной деятельности, развитии культуры, улучшении окружающей среды. Все эти аспекты осуществляются главным образом через познавательную деятельность.
  • развитие научных взглядов и мировоззрения, основанного на науке

С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:

  • стимулирование мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей
  • развитие мотивации и подкрепление интереса к учебной деятельности
  • ориентирование на самообразование, саморазвитие

Основные задачи процесса обучения

Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности. Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.

В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.

Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.

В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал. Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.

Движущие силы в реализации целей и задач обучения

Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.

Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.

Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.

Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.
В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название "формальное образование". Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название " материальное образование".
Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;
- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;
- формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств;
- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации и информационных технологий; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;
- формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
С 50 годов 20 века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умеиях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б.Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.
Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так.
1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей. (Более подробно см. Текст 15.4)
Вот пример формулировки целей обучения в терминах поведения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов. Другой пример: ученик по окончании изучения темы должен уметь употреблять систему настоящих (или прошедших) времен глагола в английском языке в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в устной и письменной речи на таком-то лексическом материале
Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения - состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.

Читайте также: