Цель театральной студии в школе
Обновлено: 05.07.2024
Сущность проблемы развития творческих способностей у школьников в рамках театральных студий. Анализ игровых элементов актерского тренинга. Исследование влияния театральной студии на развитие психологических процессов ребенка и становление его личности.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.03.2016 |
Размер файла | 16,1 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Басистая Кристина Владимировна
Сургутского Государственного Педагогического Университета,
Научный руководитель Воронцова Мария Юрьевна
преподаватель кафедры социально-художественного образования,
Одной из главных проблем современного общества является воспитание личности, которая готова жить в меняющихся социально-экономических условиях и активно воздействовать на существующую действительность, постоянно меняя ее к лучшему. Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры детей школьного возраста определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт.
Современные научные исследования и работы доказывают, что развитие творческих способностей необходимо развивать с первых дней пребывания ребенка в школе. Ведь образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России огромное внимание обращается на развитие эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов а так же студий[1].
В системе нынешнего школьного образования рассматриваются различные предметы художественного цикла, в это число входит и театр. Как сделать жизнь детей в школе более привлекательной? Как школьников приобщить к творчеству? Как раскрыть каждого школьника, проявить себя в коллективе и в творчестве - таким средством является школьный театр.
Деятельность театральной студии в школе обладает множеством возможностей в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование эстетического и художественного вкуса, нравственных ценностей личности а так же ответственности), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности[2].
Двигаясь вверх по ступеням к творчеству, ребята смогут узнать увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Очень важно, что, занимаясь в театральной студии, дети учатся работать в коллективе, работать с партнером, общаться со зрителем, работать над характером персонажа, приобретают навыки адекватно оценивать различных героев и т.д.
Главная роль в формировании художественных способностей школьников, отдается регулярному тренингу, где проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задачей тренинга является открытие в себе творческой фантазии и особенность сценической условности. Тренинг располагает к развитию гибким качествам психики и устойчивой нервной системы на разные раздражители. Ребенок на много постигает свое Я, к выражению себя как творческой личной индивидуальности.
Актерский тренинг включает в себя игровые элементы. Настоящая заинтересованность ученика - это главное условие успеха выполнения задания в театральной деятельности. Только игровая деятельность может принести чувство свободы, самостоятельность, смелость выступления на сцене[4].
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса улучшают речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает овладеть своим телом, узнать свои пластические возможности. Театрализованные игры и представления позволяют ребятам с огромным интересом погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся на много раскрепощеннее, общительнее; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, чувствовать и познавать окружающий мир[2].
Занятия театральной деятельностью развивают память учащихся, внимание, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, учат владению голосом, эмоциональным состоянием, речью, физическим телом. Учитывая сложность современной социальной обстановки, можно считать, что первой задачей в работе становится снятие психологических стрессов, комплексов, которые раскрепощают детей, способствуют раскрытию их творческих возможностей, данных им от природы.
Школьная театральная студия - это особый мир! С этим миром у многих ребят связано множество добрых воспоминаний. Ведь подготовка школьного спектакля - это не только репетиции, это и работа над костюмами, декорациями и реквизитами. В этом деле могут принимать участие дети, педагоги а так же родители. В театральной студии есть простор для творчества, самореализации и фантазии ребят[4].
Театральная студия в школе ценится потому, что она способна активно подтолкнуть к работе самостоятельное мышление школьника. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы ребенок не просто запоминал и затем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике - блистал эрудицией, отличной памятью, своим умением выразительно читать стихи и произносить монологи. Еще одна задача школьной театральной студии состоит в том, чтобы научить школьника ориентироваться в мире информации, брать самостоятельно знания, ответственно подходить к процессу познания.
Театральная студия в школе может имитировать взрослый театр в его хороших аспектах. То есть, принцип коллективности, как ответственность за то дело, которое выполнит он сам. Этот принцип может быть реализован как в большом школьном коллективе, так и в маленьком коллективе, созданном для постановки одного представления. И тогда становится не важно - выходит ребенок на сцену, как главный герой, или играет второстепенную роль[3].
Театральная студия в школе широко охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов:
· легкость воображения и вера в превращение;
· восприятие окружающего мира;
· двигательной активности и образного мышления.
Это говорит нам о том, что широко развивается потенциал театральной деятельности у школьников.
Так же театральная студия рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития.
Некоторые исследователи выделяют две группы способностей, главных для развития школьников: моделирование и символизация. В основе развития познавательных способностей школьников лежат действия наглядного моделирования. К этому типу действий относятся действия замещения - это игровое употребление предметов. Данное действие является важной характеристикой сюжетно-ролевой деятельности, а значит, и театрализованной деятельности. В основу театральной мастерской входит: создание мнимых и воображаемых ситуаций. Главная функция воображения заключается в способности образно мыслить и структурировать данный образ. Особенность студии заключается в том, что в ней используется воображение в настоящей форме, то есть, употребляя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, школьник осуществляет символизацию. Таким образом, происходит различие между реальным значением предмета и того смысла, который вкладывает школьник в этот предмет[1]. школьник театральный актерский личность
Из выше сказанного можно сделать вывод, что школьный театр имеет главное значение для всестороннего воспитания и развития детей: у них развивается эстетический и художественный вкус, творческие способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. А также жизнь школьников становится интересней и содержательной, наполняются яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - это навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Планируя работу с детьми, необходимо опираться на существующий комплекс методик и определенную систему, для лучшего и полного освоения театральной культуры обучающихся и их духовного развития. Уже с раннего возраста необходимо создавать условия для развития театральных способностей. Результатом может стать разный уровень, но главное, что с раннего возраста дети начинают воспринимать театр не только как средство игровой деятельности, но и как важное явление духовной культуры.
Список литературы
1. Виноградова, Л. В. Методические пособия для учителей // Музыка в школе. - 1996. -№1 - С.203-205
2. Гойхман, О.Я.Организация и проведение мероприятий: Учебное пособие / О. Я. Гойхман. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2012.
3. Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е. Е. Кравцова. - М. : Форум, 2009.
Подобные документы
Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.
курсовая работа [33,3 K], добавлен 08.04.2014
Принципы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Цель музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе. Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки. Исследование их творческого потенциала.
курсовая работа [56,4 K], добавлен 16.01.2015
Подготовка школьников к беспрерывному обучению и самообучению. Необходимость развития творческого потенциала ребенка в период формирования личности. Использование учителем творческих методов работы, игр и игровых ситуаций на уроках английского языка.
курсовая работа [16,3 K], добавлен 24.02.2014
Театральная педагогика как наиболее гармоничное средство социальной адаптации ребенка. Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии "Шанс" Полянской школы-интерната, результаты исследования адаптации ребенка в коллективе.
дипломная работа [51,0 K], добавлен 28.10.2010
Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей. Система работы по развитию творческих способностей в изодеятельности.
Целью работы театральной студии является формирование гармонично развитой личности средствами театрального искусства, социальная адаптация.
Для осуществления цели ставятся следующие задачи:
- выявление одаренных детей;
- формирование художественного и эстетического вкуса;
- овладение элементами актерского мастерства;
- формирование постоянного состава коллектива;
- создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Цель занятий – расширение сферы осознания детьми собственных возможностей, формирование положительного образа, как основы развития абстрактного мышления, развития социальных умений созданием возможности взаимодействия и сопереживания в группе, обеспечение возможности творить и реализовывать новые способы поведения, раскрытие творческой индивидуальности.
Содержимое разработки
Творческое и социальное развитие детей
в театральной студии.
Карауш Н.В., педагог дополнительного образования
Жизнь каждого человека состоит из бесконечной смены ролей. Взрослея и меняя круг общения, ребенку и самому приходится меняться. Каждый ребенок в глубине души артист. Дети еще не знают стеснений и рамок, они еще не научились взрослой фальши в делах и поступках. Мы пытаемся уловить момент, когда они еще живут эмоциями: душой и сердцем. Ведь современная тенденция к компьютеризации, популяризация технократических идей подавляет эмоциональную сферу ребенка, упрощает многообразный мир его чувств, сводя его воображение до уровня рекламного ролика, ежедневно навязываемого ТВ и интернетом. В связи с этим театральная студия становится чрезвычайно эффективным инструментом психологического, творческого и социального развития ребенка. Каждый берет для себя в творчестве то, в чем нуждается на данном этапе жизни:
- хорошую физическую форму;
- самореализацию через творчество и т. д.
Целью работы театральной студии является формирование гармонично развитой личности средствами театрального искусства, социальная адаптация.
Для осуществления цели ставятся следующие задачи:
- выявление одаренных детей;
- формирование художественного и эстетического вкуса;
- овладение элементами актерского мастерства;
- формирование постоянного состава коллектива;
- создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
В основе театрального обучения лежит принцип единства воспитания, образования и развития, принцип научности, систематичности, преемственности, активности, увлеченности, индивидуального и дифференцированного подхода.
В настоящей детской постановке все должно быть создано воображением и руками самих детей, и только тогда театральное творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку.
Занятия коллектива составляются с учетом возрастных особенностей детей.
Цель занятий – расширение сферы осознания детьми собственных возможностей, формирование положительного образа, как основы развития абстрактного мышления, развития социальных умений созданием возможности взаимодействия и сопереживания в группе, обеспечение возможности творить и реализовывать новые способы поведения, раскрытие творческой индивидуальности.
Для организации занятий использую групповую, индивидуальную и репетиционную формы.
Занятия в театральном коллективе дают возможность родителям, учителям и воспитателям наблюдать ребенка в новых для взрослых ситуациях, которые не доступны в атмосфере учебных занятий и семейных бытовых условиях. Возможность увидеть ребенка в поисках нестандартных задач, в новых ситуациях:
- в эстетической деятельности (беседы о спектаклях, рисунки, творческие работы );
- в художественной деятельности ( участие в спектаклях ) ;
- в общении со сверстниками ( партнеры в творческих играх ) ;
- в общении с взрослыми (консультации, создание атрибутов спектакля, мнение о спектакле ).
При формировании содержания коллективных творческих дел включается опыт самого ребенка. Только смена дел – соответственно, и содержаний, и форм работы детей – открывает уровень компетентности каждого из них.
Необходимым завершающим этапом занятий и формой подведения итогов работы театральной студии является показ сценических работ зрителю. Это требует развития внимания, воображения, чувства ритма и других элементов актерского мастерства; развития познавательных интересов, расширения знаний, кругозора; повышения уровня общей и художественной культуры и т.д. Все это имеет общепедагогическое значение, а процесс посильного творческого овладения действием, основой реалистического драматического искусства, является средством развития творческой личности.
неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники
студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам
зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,
общение с окружающими людьми.
Практико -ориентированная деятельность театрального объединения
способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на
воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к
оздоровлению отношений между детьми.
Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности,
оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому
отношению к художественному слову.
Направленность
Актуальность
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Отличительные особенности
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 13 – 15 лет.
Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Объём и срок реализации программы
Срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Через 45 минут делается 5 минутный перерыв.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.
Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса.
Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Образовательные:
помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
обучить саморегуляции и самоконтролю;
развивать чуткость к сценическому искусству;
знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Развивающие:
развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.
Условия реализации программы
Дети принимаются в возрасте 13 – 15 лет Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы одновозрастные. Наполняемость 15 человек.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
быть доброжелательными и контактными.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
уметь двигаться в заданном ритме;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто практические навыки, и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьезное эмоциональное психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей, пришедших на спектакль.
Приложение 1.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Директор МБУ ДО ДДТ
___________А.Н.Прокопьева
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Кружка театрального искусства
Педагог дополнительного образования
Микулянич Наталия Васильевна
Пояснительная записка.
Занятия в театральной студии проводятся по группам, в зависимости от возраста детей и от выбранного репертуара. Так же проводятся индивидуальные занятия (работа актера над ролью).
Программа рассчитана на три года обучения. Из расчета 2-х часовой учебной нагрузки в неделю для учащихся первого года обучения (младшая группа) -72 часа в год.
Для учащихся второго года обучения (средняя группа) 3-часовой учебной нагрузки -108 учебных часов. И для учащихся три года обучения (старшая группа) - 3- часовой учебной нагрузки-108 учебных часов.
Продолжительность занятий с обучающимися: 1год-30-35минут
2год- 40-45 минут
Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто практические навыки, и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Театр, в силу своей специфики, оказывает серьезное эмоциональное психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей, пришедших на спектакль.
Цели программы
Формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи программы:
Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения ребенка личности, для открытия и развития способностей детей в артистической, художественной деятельности.
Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
Раскрыть индивидуальные способности ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира.
Создать условия для художественно- эстетического развития, для творческой самореализации учащихся.
Контрольно-диагностический модуль театральной студии:
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний и навыков учащихся.
На занятиях театральной студии используются три вида контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.
- промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в общественной жизни студии.
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Содержание программы
Программа театральной студии рассчитана на три года обучения. В нее включены такие предметы как: сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, театральная игра, творческая мастерская.
Сценическое движение: обучение элементам пантомимы, физическое воплощение роли актера (освобождение от мышц), жесты, развитие гибкости, пластичности и подвижности тела.
Сценическая речь: работа над правильным дыханием, развитие голосовых связок, имитация звука, скороговорки, поговорки, дикция, темп речи.
Актерское мастерство: классификация основных эмоций, процесс переживания, эмоциональная память, творческое воображение, импровизация, этюды.
Театральная игра
На первом году обучения предусматриваются групповые занятия по предметам: актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, сценический танец, постановочная работа.
Два раза в год (первое учебное полугодие и второе) планируется проведение творческих зачетов.
С целью создания единого творческого коллектива во время проведения игровых творческих зачетов учебные группы могут переформироваться и выступать в смешанном составе. С этой же целью в организации и проведении творческих зачетов участвуют старшие студийцы.
На втором и третьем году обучения, учитывая специфику таких предметов, как сценическая речь, сценическое движение и актерское мастерство, в систему работы вводятся индивидуальные занятия с детьми.
На групповых занятиях по предметам продолжается работа, начатая на первом году обучения, остается система зачетов, но, в зависимости от уровня подготовки группы, зачетной работой может являться постановка спектакля.
Постановочные группы студии работают над выпуском спектаклей и театрализованных представлений.
Читайте также: