Цель стартового контроля в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цели контроля:

организация повторения на начало учебного года и получение объективной информации о состоянии знаний, умений, навыков учащихся по пройденному программному материалу;

отслеживание уровня усвоения школьниками базового учебного материала;

организация своевременной коррекционной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях в целях подготовки к итоговой аттестации.

Сроки: 10.09.16. -. 27.09.16.

Группа контроля:

Добриева З.И.- директор школы;

Арчакова М.И– зам. директора по УВР, учитель математики.

Бацаева Л.А. – зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы.

Нальгиева Л.Б. – зам. директор ВР.

Бекова К.Ю. – зам. директора по УВР, учитель математики.

Характеристика проводимых диагностических процедур: проведены входные контрольные работы по русскому языку, математике во 2-9,10, 11 классах. Контрольные работы по математике и русскому языку во всех классах проводились согласно учебному плану. Во 2,3,4, классах по русскому языку, и по математике работы проводились по текстам администрации школы в форме традиционных письменных работ, с 5-9 классы по заданиям Всероссийских Проверочных работ. В 10, 11 классах проводились по текстам администрации.

Результаты контроля: контрольные работы проведены по графику, проверены и проанализированы учителями своевременно.

Результаты входных контрольных работ по русскому языку (основное звено)

Основные ошибки

§ Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением

§ Употребление –ь- и –ъ- знаков

§ Определение корней с непроизносимой согласной

§ Определение личных местоимений

§ Определение слова в переносном значении

§ Определение слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами

§ Определение приставки в слове.

Нальгиева Ф.У., учитель русского языка и литературы

1. Падежные окончания существительных и прилагательных

2. Написание слов с проверяемой безударной гласной в корне

3. Написание словарных слов

4. Корни с чередованием

5. Написание –не- с глаголами

6. Написание приставок

7. Раздельное написание предлогов

Пунктограммы

1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

2. Знаки препинания в сложных предложениях

3. Выделение обращения на письме

Гадаборшева З.А., учитель русского языка и литературы

- определение разряда имён прилагательных;

- гласные в суффиксах существительных -ек и -ик;

- буквы ы и и после приставок;

- гласные в приставках пре- и при-;

- буквы е и и в корнях с чередованием;

- правописание не с разными частями речи;

- буквы ы и и после приставок;

- одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Гагиева М.Х., учитель русского языка и литературы.

- фонетический анализ слова;

- правописание производных предлогов;

- правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных;

- определение степени сравнения имени прилагательного;

- определение разряда прилагательного

определение степени сравнения прилагательных;

морфологические признаки наречия;

Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

Угурчиева Ф.М., учитель русского языка и литературы.

§ Соблюдение грамматических норм языка,

§ Слитное и раздельное написание не с разными частями речи,

§ Знаки препинания в простом предложении,

§ Художественные средства выразительности речи,

§ Простое предложение, осложненное однородными членами предложения.

Аушева Д.У., учитель русского языка и литературы.

Выводы:

Успеваемость составила 78%, качество знаний – 42%, средний балл по основному звену составил 3,3. Низкую успеваемость показали учащиеся 9 класса, а низкий показатель качества знаний у учащихся 7 и 9 классов.

Причины возникновения ошибок:

§ Педагоги не используют в работе алгоритмы рассуждения, позволяющие учащимися логически и грамотно выстроить свой ответ.

§ Не отрабатываются навыки правописания наиболее сложных орфограмм на уроках и дополнительных занятиях.

§ Не всегда педагогами продумываются формы и методы работы по формированию и развитию навыков правописания.

§ Не всегда педагоги используют приёмы и методы, способствующие предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Рекомендации:

· проанализировать результаты ВКР на школьном методическом объединении, родительских и классных собраниях;

· организовать комплексное повторение учебного материала прошлого учебного года;

· использовать в работе алгоритмы рассуждения, позволяющие учащимися логически и грамотно выстроить свой ответ;

· отрабатывать навыки правописания наиболее сложных орфограмм на уроках и дополнительных занятиях;

· использовать приёмы и методы, способствующие предупреждению речевых и грамматических ошибок;

· организовать повторение программного материала в соответствии с кодификатором ГИА (9 класс);

· продолжить работу с ИОМ учащихся;

· проанализировать работу по каждому учащемуся и представить план ликвидации пробелов конкретно по учащимся и темам администрации школы;

· использовать в работе с перспективными (высокомотивированными) обучающимися эффективные инновационные технологии обучения, развивающие творческую активность школьников.

Результаты входных контрольных работ по русскому языку (старшее звено)

Основные ошибки

§ Определение верного лексического значения слова (паронимы)

§ Определение слов с ошибкой в образовании формы

§ Ошибки в установлении соответствия между

§ предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками

§ Написание –нн- в суффиксах прилагательного, причастия, отглаголенного прилагательного

§ Определение высказывания, соответствующего содержанию текста

§ Определение типа речи заданного текста

§ Определение средств выразительности.

Нальгиева А.У., учитель русского языка и литературы.

Нальгиева Л.Х., учитель русского языка и литературы.

Выводы:

Успеваемость составила 90 %, качество знаний – 42 %, средний балл составил 3,5.

Причины возникновения ошибок:

§ Педагоги не используют в работе алгоритмы рассуждения, позволяющие ученику логически и грамотно выстроить свой ответ.

§ Не всегда педагоги используют приёмы и методы, способствующие предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Рекомендации:

· проанализировать результаты ВКР на школьном методическом объединении, родительских и классных собраниях;

· организовать комплексное повторение учебного материала прошлого учебного года;

· использовать в работе алгоритмы рассуждения, позволяющие учащимися логически и грамотно выстроить свой ответ;

· организовать повторение программного материала в соответствии с кодификатором ГИА (10 класс);

· продолжить работу с ИОМ учащегося;

· проанализировать работу ученика и представить план ликвидации пробелов администрации школы.

Общие выводы по результатам ВКР по русскому языку:

· В среднем успеваемость по русскому языку составила – 84%.

· 80% успеваемость составляет только в 11 классах.

· Качество знаний – 42 %.

· качество знаний 20 % показали учащиеся 11

· Средний балл по школе – 3,4.

Результаты входных контрольных работ по математике (основное звено)

Основные ошибки

§ Решение уравнений – 56% выполнено

§ Решение текстовых задач на движение– 56% выполнено

§ Действия с многозначными числами- 67%чел.

§ Решение задач с геометрическим содержанием- 22%.

§ Решение текстовых задач на покупку -56%.

Евлоева М.А.учитель математики.

§ нахождение значения выражения с десятичными дробями;

§ решение задачи с десятичными дробями;

§ решение задачи алгебраическим методом

§ Действия с рациональными числами-2 чел.

§ Решение уравнений -2 чел.

§ Определение координат точек на координатной прямой-2 чел

§ Решение задач с геометрическим содержанием, с процентами- 4 чел.

§ Решение текстовой задачи на движение-1 чел.

§ - неправильно найден наименьший общий знаменатель;

§ - неверно вычислено число в нулевой степени.

§ незнание формул сокращенного умножения;

§ - неумение выносить общий множитель за скобки.

§ неумение применять способ подстановки при решении системы линейных уравнений;

§ -при упрощении уравнений не правильно поставлены знаки при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую.

§ Ошибка при внесении множителя под знак квадратного корня.

§ Незнание формул сокращенного умножения.

§ Ошибка при делении неравенства на отрицательное число.

§ не правильно определен вид треугольника, поэтому неправильно вычислен угол при основании равнобедренного треугольника

Выводы:

Успеваемость составила 84%, качество знаний – 40 %, средний балл по основному звену составил 3,4.

Причины возникновения ошибок:

· Не в системе организовывается работа по развитию стойких вычислительных навыков через систему разноуровневых упражнений.

· Недостаточно ведется работа по выработке прочных вычислительных навыков, осознанного понимания смысла математических понятий, терминов, определений.

· Мало уделяется внимания систематизации знаний, их обобщению, повторению прошлогоднего пройденного материала в начале учебного года.

· Недостаточно используется индивидуальный подход при проведении работы над ошибками, устранении пробелов в знаниях учащихся.

Рекомендации:

· составить индивидуальные образовательные маршруты по подготовке к итоговой аттестации (9 класс), с учетом результатов ВКР;

· на каждом уроке планировать материал для повторения ранее изученного, используя устный счёт, индивидуальную, групповую работу учащихся и т. п. в соответствии с кодификатором и спецификацией КИМ для подготовки к РЭ и ОГЭ;

· уделять внимание урокам обобщения, систематизации знаний, умений, навыков, работать над осознанным усвоением материала, выработкой прочных вычислительных навыков;

· шире использовать на уроках, дополнительных занятиях тестовые технологии при осуществлении контроля уровня математической подготовки учащихся;

· уделять внимание отработке навыков не только в решении однотипных заданий, но и применению знаний в измененной ситуации;

· для систематизации, расширения знаний, формирования умений и навыков по математике шире использовать дополнительные источники, пособия, цифровые образовательные ресурсы, он-лайн тестирование и другие формы работы;

· систематически вести тематический учет знаний, выполняя поэлементный анализ ошибок, анализ причин появления ошибок и работу над ликвидацией пробелов;

· предусмотреть в своих поурочных планах повторение тем, которые оказались наиболее проблемными с целью повышения качества преподавания математики.

Результаты входных контрольных работ по математике (старшее звено)

Основные ошибки

Допущены ошибки:

· При выполнении задания по теме область определения функции.

· По теме геометрическая прогрессия.

· При решении системы уравнений.

· При решении задачи на среднее арифметическое.

· При решении задачи на взаимное расположение треугольника и окружности.

Выводы:

Успеваемость составила 100 %, качество знаний – 58 %, средний балл составил 3,7.

Причины возникновения ошибок:

· Недостаточно ведется работа по выработке прочных вычислительных навыков, осознанного понимания смысла математических понятий, терминов, определений.

· Мало уделяется внимания систематизации знаний, их обобщению, повторению прошлогоднего пройденного материала в начале учебного года.

Рекомендации:

· составить индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к итоговой аттестации (ЕГЭ), с учетом результатов ВКР;

· на каждом уроке планировать материал для повторения ранее изученного в соответствии с кодификатором и спецификацией КИМ для подготовки к ЕГЭ;

· уделять внимание урокам обобщения, систематизации знаний, умений, навыков, работать над осознанным усвоением материала, выработкой прочных вычислительных навыков;

· шире использовать на уроках, дополнительных занятиях тестовые технологии при осуществлении контроля уровня математической подготовки учащегося;

· уделять внимание отработке навыков не только в решении однотипных заданий, но и применению знаний в измененной ситуации;

· для систематизации, расширения знаний, формирования умений и навыков по математике шире использовать дополнительные источники, пособия, цифровые образовательные ресурсы, онлайн тестирование и другие формы работы;

· систематически вести тематический учет знаний, выполняя поэлементный анализ ошибок, анализ причин появления ошибок и работу над ликвидацией пробелов;

· предусмотреть в своих поурочных планах повторение тем, которые оказались наиболее проблемными с целью повышения качества преподавания математики.

Общие выводы по результатам ВКР по математике:

· В среднем успеваемость по математике составила – 92 %.

· 100 % успеваемость составляет в 10-11 класс (Оздоева Р.А.).

· Низкая успеваемость в 6 классе.

· Качество знаний –49%.

· Средний балл по школе – 3,5.

· Самый низкий средний балл получили учащиеся 8 класса.

Общие предложения учителям русского языка и математики:

· С целью повышения качества обученности и степени устойчивости знаний учащихся учителям необходимо на уроках более эффективно использовать принцип оптимизации обучения, обеспечивающий максимально возможную эффективность решения задач образования и развития школьников; более умело сочетать на уроках различные формы организации познавательной деятельности- групповую, коллективную, индивидуальную; продолжить работу по формированию положительной учебной мотивации в тесном сотрудничестве с родителями; осуществлять на практике личностный подход; продолжить работу по формированию прочных предметных и общеучебных компетенций.

· Учителям выпускных 4 и 9 классов необходимо эффективнее использовать на уроках задания на развитие логического мышления учащихся, больше проводить тренировочных упражнений, систематизируя предметные компетенции, готовя учащихся к выпуску из начальной и основной школы в течение всего учебного года.

· Каждому педагогу провести анализ уровня обученности учащихся по результатам входных контрольных работ с целью выработки действенных мер по устранению наиболее существенных пробелов в знаниях учащихся, повышения прочности и качества усвоения программного материала.

· Для повышения уровня преподавания предметов, сохранению и повышению качества знаний обучающихся, подготовке использовать эффективные приёмы и методы преподавания, инновационные (в том числе информационные) технологии, систематически вести работу по повторению и обобщению изученного материала, дифференцировать задания на всех этапах урока, в системе планировать индивидуальную работу с обучающимися; чаще использовать в своей практике задания, способствующие развитию и совершенствованию мыслительных операций (установление причинно- следственных связей, анализ, синтез).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

__________ А.А. Лукашова

ПОЛОЖЕНИЕ

о стартовом контроле по предмету

МКОУ Новокулындинская СОШ

1. Общие положения

1.2. Стартовый контроль знаний является частью внутришкольного контроля и предназначен для определения уровня готовности каждого ученика и класса в целом к дальнейшему обучению, а также для выявления типичных пробелов в знаниях обучающихся с целью организации работы по ликвидации этих пробелов.

1.3. Одновременно стартовый контроль выполняет функцию первичного среза обученности и качества знаний учащихся класса по предмету и определения перспектив дальнейшего обучения каждого ученика и класса в целом с целью сопоставления этих результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы учителя с классом.

1.4. Являясь составной частью педагогического мониторинга качества образования, стартовый контроль, в сочетании с другими формами контроля, которые организуются в течение учебного года по плану администрации (административные контрольные работы), обеспечивает объективную оценку качества работы каждого учителя независимо от контингента учащихся и их предшествующей подготовки, т.к. результаты каждого ученика и класса в целом сравниваются с его собственными предшествующими показателями. Таким образом, стартовый контроль играет роль нулевой отметки для последующего определения вклада учителя в процесс обучения.

2. Порядок проведения стартового контроля

2.1. Стартовый контроль проводится во всех классах, начиная со 2, по всем основным предметам федерального компонента, которые изучались ранее, в период с 5 сентября по 30 сентября после повторения учебного материала прошлого года, организованного учителем в течение первых дней обучения или в ходе сопутствующего повторения при изучении нового материала.

В 1 классе с целью выявления уровня подготовленности учащихся к обучению проводится входная диагностика.

2.2. Формы работ: контрольные диктанты, контрольные работы, зачет (устный или письменный), защита рефератов, творческих работ или тесты по усмотрению учителя. В работах и заданиях к ним должны быть проверены знания по всем основным изученным темам в прошедшем учебном году. Предпочтительно составлять тексты работ, содержащих задания базового уровня, т. к. основная цель стартового контроля – определение готовности учащихся к дальнейшему обучению. Количество заданий определяется временем на выполнение работы и степенью сложности заданий.

Зачёт как форму контроля целесообразно проводить с учащимися, проявившими интерес в избранной области знаний в 7 – 11-х классах.

Защита рефератов предполагает предварительный выбор учащимися интересующей его темы работы с учётом рекомендации учителя – предметника, глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов по теме реферата.

Устная аттестация предполагает ответы на вопросы, предложенные учителем за неделю до проведения контроля, выполнение предложенных практических заданий (решение задач, разбор предложений, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т.д.).

2.3. Время на проведение работы предоставляется в зависимости от количества часов, которые отводятся на изучение данного предмета в классе:

• 10–20 мин при одно-двухчасовых курсах;

• 20–45 мин, если на изучение предмета в неделю отводится 3 ч или более.

- стартовая контрольная работа;

2.4. Оценки за работу выставляются в журнал по пятибалльной системе, в соответствии с положением о системе оценивания обучающихся. Неудовлетворительные оценки за стартовый контроль в классный журнал не выставляются, но фиксируются в отчете учителя-предметника.

2.5. По результатам стартового контроля из учащихся, получивших за работу неудовлетворительную оценку, формируются группы учебного риска и определяются меры по ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроках и в рамках индивидуальной работы с отстающими учащимися в процессе внеурочной деятельности в течение 10 учебных дней, по истечение которых обучающийся повторно выполняет работу с целью получения удовлетворительной оценки, которая и вносится в классный журнал в соответствующую графу.

2.5. Тексты работ и работы учащихся, в том числе переписанные хранятся у обучающего учителя в течение одного учебного года. Анализ работы составляется учителем.

2.6. По результатам стартового контроля в каждом методическом объединении проводится обсуждение, выявляются пробелы по изученным в прошедшем году темам и намечается план работы с учащимися по ликвидации пробелов в рамках мониторинга качества образования и качества педагогической деятельности.

2.7. Учитель составляет анализ по результатам стартового контроля. (Приложение 1)

Одновременно входной контроль выполняет функцию первичного среза обученности и качества знаний учащихся класса по предмету и определения перспектив дальнейшего обучения каждого ученика и класса в целом с целью сопоставления этих результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы учителя с классом.

Порядок проведения входного контроля

Прежде чем спланировать уроки повторения, учитель должен составить список контрольных элементов содержания, освоенных в прошлом учебном году, наиболее важных для дальнейшего изучения предмета, выделив те, которые будут включены в стартовый контроль. Возможно, некоторые элементы содержания будут активизированы в ходе изучения нового материала и не войдут в стартовую контрольную работу. Подготовив список контрольных элементов содержания для повторения, учитель составляет тексты стартовых срезов (тестов или контрольных работ), на которые он и будет ориентироваться в процессе уроков повторения.

Вид заданий и формы проведения определяет сам учитель по основным темам, изученным в прошлом учебном году.

Предпочтительно составлять тексты работ в виде тестов, содержащих в основном задания базового уровня, т. к. основная цель стартового контроля – определение готовности учащихся к дальнейшему обучению. Количество заданий в тестах определяется временем на выполнение работы и степенью сложности заданий. Каждая контрольная работа должна содержать задания нескольких уровней: от уровня распознавания до уровня творческого применения знаний в нестандартной ситуации.

Важно, чтобы задания подбирались в соответствии с перечнем основополагающих тем, определенных в образовательных стандартах 2004 г.

Перспективным направлением организации стартового контроля является составление контрольных работ и тестов метапредметного характера. Такие работы позволяют определять не только знание учащимися межпредметных понятий и владение ими, но и уровень сформированности таких ключевых компетенций учащихся, как универсальные учебные действия.

Допустимо использование текстов итоговых контрольных работ прошлого года. В качестве входных контрольных работ могут быть также использованы задания внешних экспертиз (тексты министерских контрольных срезов) при условии, что они охватывают все элементы контролируемого содержания.

Каждое задание теста оценивается соответствующим баллом, определенным сложностью задания. Для каждого ученика и класса в целом подсчитывается процент выполнения заданий (процентное отношение набранных балов к количеству максимально возможных баллов за всю работу).

Считается, что ученик справился с работой, если он выполнил не менее 50% заданий. Оценки за работу могут быть выставлены в журнал по пятибалльной шкале: оценка “5” – если выполнено 90–100% заданий, оценка “4” – выполнено 70–89% заданий, оценка “3” – выполнено 50–69% заданий.

По результатам входного контроля из числа учащихся, выполнивших менее 50% заданий, формируются группы учебного риска и определяются меры по ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроках и в рамках индивидуальной работы с отстающими учащимися в процессе внеурочной деятельности. Учитель в установленный планом ВШК сдаёт образец заданий, работы учащихся, анализ по итогам входных контрольных работ.

Анализ работы и отчетные материалы.

По результатам входного контроля каждым учителем составляются аналитические справки (Приложение 1), которые передаются вместе со спецификациями, текстами и ключами контрольной работы в учебную часть для дальнейшего использования в рамках мониторинга качества образования и качества педагогической деятельности (в электроном виде).

Тексты работ и работы учащихся хранятся в учебной части в течение одного учебного года.

В аналитической справке выводится важный показатель – уровень готовности класса к дальнейшему обучению, который определяется с учетом основных параметров – процента выполнения заданий, процента качества (количество “4” и “5”) и предшествующей годовой аттестации.

Основной характеристикой качества образовательного процесса должно быть не количество оценок “4” и “5”, а процент учащихся, справившихся с работой, и средний процент выполнения заданий. По различным источникам минимальной зачетной границей процента выполнения заданий сегодня считается показатель от 50 до 60%.

Для определения показателя сохранности (прочности) знаний можно воспользоваться сравнительной таблицей

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стартовый контроль по физической культуре в 5-6х классах проводиться в начале учебного года (сентябрь).

Цель работы: оценить уровень сформированности предметных результатов по предмету физическая культура у обручающихся 5-6 классов за курс прошлого года.

Стартовая контрольная работа составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, при составлении работы использовался следующий УМК:

Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Я. Виленский; 4-е изд., – М.: Просвещение, 2015.

Характеристика работы:

Стартовая контрольная работа представлена в виде теста, который включает в себя 13 заданий для 5 класса и 15 заданий для 6 класса. Тестовая работа состоит из двух частей.

Для 5 класса:

Часть I содержит 10 заданий, в каждом из которых нужно выбрать один правильный вариант ответа из трёх предложенных, все задания базового уровня.

Часть II содержит 3 задания, где нужно написать краткий ответ.

Для 6 класса:

Часть I содержит 12 заданий, в каждом из которых нужно выбрать один правильный вариант ответа из трёх предложенных, все задания базового уровня.

Часть II содержит 3 задания, где нужно написать краткий ответ.

Для каждого класса работа представлена в 3 вариантах и рассчитана на 25-30мин. Каждому обучающемуся предоставляется распечатанная работа.

Критерии оценивания:

Для 5 класса:

Каждый правильный ответ в I части с 1 по 10 вопрос оцениваются в 1 балл, во II части с 11 по 13 вопрос, правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов за тест – 16.

Для 6 класса:

Каждый правильный ответ в I части с 1 по 12 вопрос оцениваются в 1 балл, во II части с 13 по 15 вопрос, правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальное количество баллов за тест – 18.

Читайте также: