Цель школьной географии имеет 3 уровня

Обновлено: 06.07.2024

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.

ВложениеРазмер
tsennostno-smyslovoy_potentsial.ppt 1.07 МБ
tsennostno-smyslovoy.doc 223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

"Ценностно - смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС". 1 Орёл В.Ю.-учитель географии МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ

Зачем нужен новый образовательный стандарт? 2

Понимание изменений в содержании образовательной программы по географии № 4

География будет относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам). 1.В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих. В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям освоению деятельностного и компетентностного подходов. 2.В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета. И З М Е Н Е Н И Я В С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н О Й Ч А С Т И. № 5

Три уровня главной цели школьной географии. формирование научной картины мира; приобретение школьниками знаний и умений; воспитание и всестороннее развитие личности. № 6

учитель ученик Транслирует информацию Получает готовую информацию Традиционная Система обучения Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Обучение в соответствии С требованиями ФГОС Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию информации Изменение роли участников педагогического процесса (учитель-ученик). № 8

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC. 9

Предметные результаты освоения ООП основного общего образования Предметная область Общественно-научные предметы включает изучение курсов: История России. Всеобщая история Обществознание География 10 10

Характерные черты системы школьного географического образования На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход 11

Универсальные учебные действия Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обще­стве), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов. 12

17 Переосмысление роли учителя в образовательном процессе.

В чем состоит ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС? № 18 выше перечисленные направления в методике преподавания являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.

Предварительный просмотр:

Слайд№1.Тема моего выступления «Ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.

Слайд№2. Основной вопрос, который возникает – « Зачем нужен новый образовательный стандарт?

Слайд №3 Советское образование было одним из лучших в мире. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

1. ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

Слайд№4. Очень важно понимание изменений в содержании образовательной программы по географии и в чём состоят эти изменения.

Слайд №5 ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса в преподавании географии. Согласно ФГОС основной образовательной школы, в содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

География будет теперь относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам).

Слайд №6. На современном этапе цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.

Слайд №8. Несколько иная методическая задача стоит теперь перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения.

1.Согласно прежним ГОСам:

Учитель------Транслирует, т.е. сообщает информацию ученикам;

ученик--------Получает готовую информацию.

2. Согласно ФГОСам:

Учитель------Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде.

Ученик--------Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию

информации, а затем применяет ее в проектах, в практических работах.

Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.

Слайд №9. Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC.

Слайд № 10. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе не предусмотрен новым стандартом, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю).

Слайд №11. ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях.

Слайд№12. Так же разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования. Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.

ИТАК : Какие же новации характерны для современной школьной географии?

Ранее Традиционно (было)

Теперь Новации (стало)

1. Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы (установки), соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

2.Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

3.Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

5.Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

1. Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

2.Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

3.Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

4.Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.

5.Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.

Слайд №14. Что изменилось в содержании учебников?

1. Уменьшилось количество терминов;

2. Уменьшилось количество дат;

3. Увеличилось количество исторических текстов;

4. Увеличилось количество иллюстраций.

Слайд №15. Что изменилось в методическом аппарате учебников?

1. Увеличилось число вопросов в тексте

2. Увеличилось число вопросов, направленных на установление логических связей, на сравнение, выявление общего.

Слайд №16. Что должен учитель изменить в себе для работы по ФГОС?

1. Перейти от преподавателя, организующего учебный процесс в соответствии с поставленными им целями и задачами к наставнику, помогающему построить учебный процесс наиболее оптимально.

Слайд №17. Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе, а именно:

Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Слайд №18. Все, выше названные направления в методике преподавания являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они-то и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д. В ней раскрываются требования к результ.


Конструкт урока по географии в соответствии с ФГОС на тему:" Особенности рельефа России"

В конструкте отражены цели,задачи урока и планируемые результаты:предметные,метапредметные,личностные.На каждом этапе урока деятельность учителя и ученика.


Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у.


Доклад раскрывает тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе.

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.

Основная образовательная программа начального общего образования (школа России) в соответствии с ФГОС


Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной

Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика.


Статья посвящена особенностям современного географического образования, требования к которому изложены в ФГОС ООО. В данной статье рассматривается история необходимости появления и разработки ФГОС, подробно рассматривается каждая цель (планируемый результат) современного школьного образования. Многообразие целей, задач и требований к выпускнику основной школы зачастую не совсем понятны педагогам, многим из них не хватает конкретизации требований ФГОС на тех или иных примерах. Материал данной статьи опирается на теоретические положения ФГОС, которые обязательно приводятся вмести с примерами из школьного курса географии. Понимание учителями современных требований к географическому образованию в школе — залог успешной работы в образовательной организации.

Ключевые слова: ФГОС, географическое образование, системно-деятельностный подход, цели образования, планируемые результаты.

До 2009 года в РФ действовали государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования первого поколения — т. е. ГОС ООО и ГОС СОО, соответственно. Помимо этого, в 2004 году был принят федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), определивший обязательный минимум содержания всех образовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Всё это было первой попыткой со стороны государства стандартизировать систему образования в постсоветской России. Необходимость в этом была обусловлена двумя основными причинами:

1) сохранение базового единства образовательного пространства, что позволяет обеспечить единый уровень образования в различных типах общеобразовательных учреждений — эта причина возникла в первые десятилетия после развала СССР, когда школам была предоставлена полная свобода в формировании учебных планов, которые в итоге разнились в пределах даже одного небольшого города, что вызывало некоторые трудности при переводе обучающегося из одной школы в другую;

2) стремление руководства РФ обеспечить признание российских документов об образовании за рубежом, а также войти в мировое образовательное поле — эта причина явилась желанием руководства страны войти в Болонский процесс, дабы обеспечить гражданам РФ возможность беспрепятственно получать образование в европейских государствах.

Основным документом, который отразил новые требования образования, является стандарт второго поколения — федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС), принятый в 2009 году. Данный документ позволил не только надёжно закрепить начавшийся процесс стандартизации образования, но и заключил в себе современные требования к школьному образованию, которые теперь базируются не на задачи сформировать у школьника крепкие научные знания, а, главным образом, на развитии его мышления и на формировании умений, которые выпускник школы будет применять в своей повседневной жизни [2].

Стандарт второго поколения определил совершенно новые требования к результатам освоения образовательных программ, что отличает его от предыдущего стандарта (ГОС). ФГОС выдвинул три группы результатов обучения (см. рис. 1), формирование которых в настоящее время является обязательным условием реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях РФ. Достижение обучающимися данных результатов разработчиками ФГОС предполагается осуществлять в процессе использования системно-деятельностного подхода [1].


Рис. 1. Результаты обучения географии [Выполнено автором с использованием источника 1]

Цель географического образования в современной школе — формирование у обучающихся не только прочных знаний и умений географической направленности, но и развитие творческой и инициативной личности, что отвечает запросом информационного общества [4]. Именно поэтому в ФГОС были включены и другие результаты обучения (метапредметные и личностные), формирование которых является залогом успешного существования в современном обществе.

Метапредметные результаты — это освоенные обучающимися способы деятельности, которые применимы как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Их достижение происходит как в рамках обучения географии, так и при освоении программы любого другого школьного предмета. Данные результаты призваны развивать у школьников не только интеллектуальные способности, но и творческие, а также помогают сформировать умения самообразования и самоконтроля. Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее — УУД).

Более подробно в ФГОС изложены позиции, характеризующие формирование у обучающихся УУД — тех способов действия, которые школьник сможет применять не только в рамках учебного процесса на том или ином уроке, а, что более важно, в своей повседневной жизни, при решении тех или иных задач. А. Г. Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО — выделил в многообразии УУД несколько групп: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные [3].

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Примером данной группы УУД являются: установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные УУД позволяют обучающимся правильно выстроить траекторию своей деятельности, спрогнозировать результат той или иной деятельности, разработать план действий, достигнув результата, организовать контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, т. е. данный тип УУД обеспечивает формирование у обучающихся умений правильно организовать свою деятельность. Для развития регулятивных УУД на уроках географии следует, например, акцентировать внимание обучающихся на том, что необходимо использовать для сравнения (или описания) природы материков и океанов, каким образом его провести, по какому плану и т. п. Также следует постоянно предоставлять обучающимся возможность оценить свою деятельность, подумать над тем, где и почему были совершены ошибки, каким образом можно было бы их избежать, т. е. из урока в урок следует организовывать процесс рефлексии.

Познавательные УУД способствуют развитию у обучающихся таких умений, с помощью которых они могут осуществлять поиск и отбор необходимой информации, устанавливать связи между объектами, процессами и явлениями, позволяют производить высшие мыслительные процессы: анализ и синтез. На уроках географии данные УУД формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебником, атласом и контурными картами. Примером заданий, направленных на формирование познавательных УУД, могут быть следующие:

1) с использованием текста учебника, а также Интернет-ресурсов, отразите на контурной карте особенности географического положения Австралии;

2) используя ресурсы Интернета, найдите убедительные доказательства теории тектоники литосферных плит;

3) выделите черты сходства и различия в тектоническом строении и рельефе Восточно-Европейской равнины и Среднесибирского плоскогорья.

Таким образом, цель современного географического образования в школе — это не только овладение обучающимися знаний и умений предметного характера, но и приобретение ими метапредметных компетенций (через овладение и применение УУД и межпредметных понятий), а также воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном динамично изменяющемся мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации.
  2. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
  3. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения / География в школе. — 2011. — № 6. — С. 25.
  4. Школьная география: единство в многообразии / География в школе. — 2013. — № 4. — С. 41.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, формирование, географическое образование, умение, урок географии, какой образ, образовательная организация, образовательный процесс, общее образование, повседневная жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внедрение ФГОС в образовательную область география

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Зачем нужен новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в мире. Примерно так думают многие родители и учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

Сравнительный анализ образовательных систем PISA-2009 направлен не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:

грамотность чтения (Россия – 41-43 места)

естественнонаучная грамотность (37-40 места)

Глобализация экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как российское образование интегрируется в мировую систему образования?

3. На интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Причинами изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования, с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

1) ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения , усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий , которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

Электронная библиотека изданий программы "МГУ-школе"

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

География стала относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

Сейчас перед учителем географии стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы стоит вопрос: Как подготовить учителя к работе по новым стандартам?

Здесь есть свои трудности: неподготовленность учителей к созданию условий для реализации деятельностного подхода, формированию универсальных учебных действий, новой системы оценки знаний; устаревшая система педагогического образования.

Современный учитель должен иметь ряд компетенций для реализации поставленных задач. Согласно материалам Н.Л. Галеевой (к.пед.н, доцент кафедры управления развитием школы (ФПК ППРО) МПГУ) была разработана система компетенций современного учителя географии (Рис. 1).

На современном этапе произошло изменение роли учителя: от учителя-лектора, к роли учитель-наставник.

При построении уроков теперь необходимо придерживаться новых принципов в работе:

  1. Принципы преемственности, последовательности, систематичности образования;
  2. Принцип формирования и использования универсальных учебных действий;
  3. Принцип развивающей познавательной деятельности;
  4. Принцип формирования межпредметных связей.


При всем при этом, учитель должен создать условия для успешности обучающихся. Сформировать социально-активную, гармонично развитую, профессионально компетентную личность обучающегося. А это все возможно, если отношения между учителем и учеником будут направлены на сотрудничество, совершенствование, сопереживание и созидание. Вследствие чего выпускник сможет самовыражаться, самообразоваться и саморазвиваться.

Список литературы:

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., 2011.

9.Содержание, структура и цели географического образования в школе.

Школьная география включает физическую (относящуюся к предметам естественнонаучным) и экономическую географию (относящуюся к гуманитарным наукам). Изучаются элементы других наук, тесно связанные как с землеведеньем, так и с региональной географией – климатологии, геологии, океанографии, палеогеография, демография и др. Объединяющий характер носят страноведенье и картография. Содержание курсов в основном разработано в 60-е годы, но постоянно совершенствуется, что находит отражение в новых учебниках и программах. В основе курса лежит логика, которая обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение ЗУН. Логика учитывает взаимозависимость между науками, составляющими основу школьной географии. Поэтому физ. география изучается раньше экономической. Т.к. при изучении отдельных регионов исходят из общих закономерностей, то изучение общих положений землеведенья предшествует изучению региональной географии.

При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы.

Структура курса (2 часа в неделю по базисному плану):

Природоведенье или естествознание

Начальный курс географии

География материков и океанов

Физическая география России

Экономическая и социальная география России

Экономическая и социальная география мира

В зависимости от учебного заведения, профильности и на основе вариативной части могут быть изменения учебного плана.

Курс географии насыщен практическими работами, обеспечивающими активность, самостоятельность учащихся, развивающих творчество и способствующих сознательному усвоению ЗУН.

Основное направление совершенствования курса школьной географии- усиление научности и обеспечение доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного потенциала. (См. научные основы школьной географии).

Один из принципов построения курса географии – учёт широких межпредметных связей. Он позволяет не включать в содержание ряд сведений, известных из других дисциплин, а опираться на них. Но имеет место рассогласованность между программами разных дисциплин.

В современной географии при определении содержания делается упор на краеведческий материал и увеличение доли экологических вопросов (в основном из области природопользования и ресурсоведения).

В программы вводится региональный компонент, который обеспечивается выпуском учебных пособий и методических руководств.

Содержание географии также определяется принципами гуманизации, социологизации и экономизации.

Особенность традиционной программы – отражение структуры географической науки в структуре школьной географии. Она имеет линейно-ступенчатое построение. Каждый курс изучается в течении одного года. Обеспечивается преемственность между курсами, постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

Подробно содержание курсов излагается в программах. (См. практическое занятие).

Программы различают традиционные, авторские (Просвещение 1993), профильные (Просвещение 1994)..

География – дисциплина, которая одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, она тесно связана с экономикой, демографией и социологией. Это позволяет говорить о значительной роли дисциплины в образовании, развитии и воспитании школьников.

Цели географического образования широки и многообразны. Они определяются тремя направлениями:

Формирование знания основ географических наук, рационального природопользования,

Раскрытие роли географ. наук в решении народно-хозяйственных проблем,

Способствование экономич. и экологич. воспитанию, овладению методами учебной работы, самообразованию.

Способствование нравственному воспитанию учащихся, воспитанию экологической культуры, чувства патриотизма. ответственности за судьбу родного края, страны.

Способствовать формированию активной жизненной позиции, ориентации в выборе жизненного пути.

Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи, наблюдательности, др. интеллектуальных качеств, развитию познавательного интереса, умения решать геогр. проблемы, вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам, умение мыслить пространственно.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Одной из основных задач является осмысление природных и общественно-экономических закономерностей.

Важным является осмысление терминологии, развитие умения работать с картой.

Современное обучение ориентировано на ученика, поэтому в практике широко используются технологии дифференцированного обучения, элементы программированного, проблемного, индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение.

10.Основные компоненты содержания географического образования.

Школьная география включает знания, умения, мировоззренческие идеи, опыт творческой деятельности который полностью не разработан.

Знания - идеальное воспроизведение объективной действительности.

Это обобщённые знания. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения. (Законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности).

Отражают внешние особенности явлений и предметов. (Представления, факты).

Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний.

Понятия - форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений.

Общие – посредством которых мыслятся однородные объекты и явления. Составляют научный фундамент географии.

Единичные – понятия о конкретных явлениях и объектах, имеющих собственное географическое название.

Служат основой географических описаний, характеристик.

о материках и природных областях,

о странах и народах.

2. об э-г объектах,

3. о взаимосвязях между различными природными элементами,

4. о геогр. карте, способах изображения предметов и явлений.

Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями. Ведущую роль имеют пространственные представления.

На основе непосредственного восприятия объекта

На основе описаний, отражающих действительность

Причинно-следственные связи – выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.

Закономерности - отражают наиболее существенные, повторяющиеся и устойчивые связи между географическими объектами, явлениями, процессами.

Теории – обобщение опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества.

Факты – географическая номенклатура, сведенья, данные.

В психологии, педагогике и методике нет однозначного определения понятий умений и навыков. Поэтому, мы рассмотрим концепцию Кабановой-Меллер Е.Н. обобщённых приёмов и умственного развития учащихся.

Умения – это способы деятельности посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, приобретают новые и применяют их при решении учебных задач. Их применение требует обдумывания и не характеризуется автоматизмом.

Навык отличается автоматизмом, в его основе лежит учебный приём, использование которого не требует обдумывания.

Таким образом, умение является первым этапом формирования навыка. Показателем усвоения приёмов, умений и навыков служит их перенос, т.е. использование в решении новых задач. Сложный перенос требует перестройки приёма для решения задачи. Основные умения, которыми должны овладеть школьники, изложены в стандарте географического образования.

Мировоззренческие идеи – это идеологическое обобщение имеющихся конкретных географических знаний. Примером может служить идея, отражающая диалектические взгляды на природу – тесная взаимосвязь всех компонентов природы, постоянное развитие и изменение природы. Идеи отражающие роль антропогенного фактора в формировании окружающей среды, необходимости её охраны.

География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:

I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке (ГО) и ее частях:

географическая оболочка - качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов ГО проявляется в обмене веществ и энергии;

географическая оболочка неоднородна в своей структуре:
каждая ее часть (зональные и азональные природные компо­ненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;

географическая оболочка — саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противо­речивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.

II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в
экономико-географической действительности:

все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;

хозяйство - это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.

III. Идеи, охватывающие проблему "природа и общество":

человек как часть природы;

природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;

роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;

человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.

Опыт творческой деятельности – это надпредметное содержание, умственные действия разного характера (обобщение, классификация, умозаключения …).

И.В.Душина, Г.А. Понурова указывают также на опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Который включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, мотивы деятельности, нравственные проблемы.

В современной школе урок является основной структурной единицей обучения. Важнейшее педагогическое требование к уроку – это его единство в дидактическом, психологическом и логическом отношении.

Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осу­ществляется спонтанно по ходу обучения. Цель современного урока — формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприя­тия, внимания, памяти, речи, воображения. При постановке целей каждого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обеспечить? На какие ценности должно быть ори­ентировано содержание? Цели урока — это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать у них такие качества, как: социальная активность, умение осмысливать события, окружающую действительность в ее раз­ных масштабах, принимать самостоятельные решения, способ­ность к переучиванию и непрерывному самообразованию.

Условия организации современного урока географии:

активность познавательной деятельности учащихся (в процессе самостоятельной работы, постановки проблемного вопроса, частично-поисковой и исследовательской деятельности…),

усвоение учебного материала должно осуществляться в основном на уроке (объяснение, самостоятельная работа, закрепление изученного, проверка ЗУН),

четкая организация урока (начало со звонком, готовность учебного оборудования, включение учеников в работу с первой минуты),

осуществление индивидуального подхода.

Требования к уроку:

Точное и творческое выполнение программно-методических требований.

Грамотное определение типа урока, структуры, его места в теме, разделе, курсе географии (связь урока с предыдущим и последующим), в системе внутри и межкурсовых связей.

Учёт межпредметных связей с целью формирования целостной картины мира.

Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития школьников, последовательная реализация поставленных задач в ходе урока.

Оптимальность выбора методов обучения, стимулирования и контроля, применения ТСО и наглядности.

Учёт учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности и развития, уровня сформированности классного коллектива.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем обучаемости и отношения к учению, оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Обеспечение доступности, научности, практической направленности учебного материала, связи урока с жизнью.

Общение с учащимися на основе высокой требовательности и уважения к личности.

Выделение главного в содержании обучения, выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

Определение содержания и объёма домашних заданий с учётом имеющегося времени, комментированием смысла и рациональной методики выполнения, не допуская перегрузки.

Концентрация внимания школьников на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих идей учебного материала.

Формирование у учащихся осознанного и активного отношения к учебной деятельности, навыков рациональной организации труда.

Обеспечение санитарно-гигиенических и эстетических условий на уроке.

Анализ уроков и учёт полученных результатов при планировании следующих.

Подготовка к уроку.

Подготовка к уроку начинается с ана­лиза программы, методических пособий, учебника и другой методической и географической литературы. На предварительном этапе осуществляется тематическое планирование. Непосредственно к уроку – поурочное (конспект урока).

Определение целей урока (конкретное, чёткое): образовательных (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию), развивающих (интеллекта, восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы), воспитательных (формирования мировоззрения, активной жизненной позиции, готовности к самовоспитанию).

Среди методических умений задачи конструирования целей урока относятся к одним из самых сложных и требуют особого внимания учителя.

Рассмотрим примеры. Формирование теоретических знаний в целях можно представить так: введение понятия, расширение его объема, конкретизация и закрепление его существенных признаков, углубление или применение понятия; повторение, закрепление научных фактов и т.д.

Задачи формирования умений, опыта творческой деятельно­сти можно отразить в следующих формулировках: раскрыть по­следовательность действий, обеспечить усвоение (например, приема ориентирования на местности), совершенствовать уме­ние (например, определять географическое положение матери­ка); раскрыть мировоззренческую идею развития географиче­ских процессов и явлений во времени и пространстве, способ­ствовать развитию творческого мышления, познавательного ин­тереса; научить школьников определять разрыв в связях, выделять проблему в учебной задаче, выдвигать гипотезу, от­личать следствие от причины и т.д.

Определение содержания урока. 1. В соответствии с программой, учётом текста учебника, дополнительной литературы, статистических материалов. (Отмечается в конце конспекта или в тематическом планировании).

2. Материал делится на основной, вспомогательный, воспитывающий.

3. Часть материала выносится на домашнее задание, доля которого растёт с возрастом учащихся.

4. Определение логики изучения. Главное на уроке - применение знаний и умений в про­цессе решения учебных задач, построенных на новом материа­ле. В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового.

На следующем этапе подготовки к уроку учитель отбирает материал содержания урока, выделяет смысловые блоки, четко разграничивает основной, вспомогательный и дополнительный материал. Затем в соответствии с содержанием отбирает средст­ва и методы обучения.

Выбор средств и методов определяется несколькими показате­лями: целями урока, его содержанием, этапами обучения (мес­том урока в теме и темы в целом курсе), опорными знаниями и межпредметными связями, уровнем умений школьников, их возрастными особенностями, а также методическим мастерст­вом учителя применять комплекс методов и средств обучения географии.

Определение методов и средств обучения. Зависит от содержания учебного материала, целей урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и класса, дисциплины, опыта учителя, материально-технической базы.

Похожие документы:

Образовательная программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

. кабинеты – 6 Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям . реализации основной образовательной программы: Для успешной реализации образовательной программы необходимо выполнение ряда .

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

. требованиям данного подпункта. Численный результат выполнения учащимся всего теста определяется как . для ХХI века. М., Интернет-Диалект. Егорова В.В., Малютина В.Н. Рекомендации по разработке образовательной программы . базой для успешного . для оформления .

Адаптированная образовательная программа основного общего образования мбскоу "Школа-интернат №37 VIII вида"

. ) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"; - требований к структуре основной образовательной программы основного . по одному в колонну по два, три; как осущест­влять страховку при выполнении .

Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. Рекомендации по оснащению кабинета географии в основной школе …………………………………………………………………….112 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по природоведению и географии для основной .

Читайте также: