Цель школьного музея боевой славы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Петровская СОШ

Музей – хранитель воинской славы

Работа выполнена

Учителем географии

х.Нижнепетровский

1.Введение. Цели и задачи школьного музея.

2.Школьный музей – хранитель воинской славы.

2.1.Система работы школьного музея.

2.2.Экспонаты школьного музея.

2.4.Использование краеведческого материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

1.Цели и задачи школьного музея.

В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.

Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Своеобразное музейное учреждение – школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Музей в МБОУ Петровская СОШ был создан в 1996 году. Основателем музея стала учитель истории Пынзарь Н.А. С этого дня и до сего времени основным направлением работы школьного музея является патриотическое воспитание школьников.

Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров и молодым людям трудно определиться в жизни.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.

Школа при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности школы по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности.

Наш школьный музей стабильно работает на протяжении шестнадцати лет, совершенствуя работу и пополняя фонды новыми экспонатами (награды, благодарственные письма, удостоверения к наградам погибших воинов, оружие времен ВОВ и другие немые свидетели тех лет (каски, термосы, фляжки, полевые сумки командира и многое другое) - всего около 70 подлинных экспонатов). Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое

воспитание личности школьника.

Деятельность школьного музея отражается во всех сферах жизни школы – учебной и воспитательной работе, работе классных руководителей, а также во внешних связях школы. Возможности музея широко используются учителями гуманитарного цикла при изучении вопросов, связанных с событиями Великой Отечественной Войны.

На базе музея проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, встречи с ветеранами ВОВ, выставки, встречи с интересными людьми. Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Прежде всего воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Цель работы школьного музея : Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :
1. Воспитывать гражданственность и патриотизм на использовании краеведческого материала;

2.Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

3. Организовывать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, Северного Кавказа;
4. Проводить экскурсии в школьном музее;
5. Организовывать и проводить школьные военно-патриотические праздники;
6. Участвовать в районных военно-патриотических мероприятиях.

2.Музей – хранитель воинской славы.

2.1.Система работы школьного музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

В Совет музея входит председатель Совета и руководители секций: поисковой,

экскурсионной, архивной, оформительской.

Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея.

Следующей структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой, но при этом учитываются интерес и склонность к музейной работе, коммуникабельность и чувство ответственности. Выпускники обязаны передать свои знания и опыт начинающим активистам.

Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную работа музея : лекции, экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников. Но актив музея должен состоять из тех, кого интересует и сама работа в музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 12 человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность.

В соответствии с родом работы члены актива делятся на секции:

• архивная (комплектование и учет фондов)

Большое внимание уделяется экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности. В шк ольном музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии, уроки-экскурсии.


Одной из форм внеклассной работы является школьный музей. Музей есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в музее превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Музей – это то место, где продолжает жить память о конкретном человеке, об односельчанах, защитниках родной земли, о тех событиях, участниками которых они были. Деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей. В проекте указаны задачи, план и направления работы, экспозиции,

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С.ВЫСОКИНИЧИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УЛ.ШКОЛЬНАЯ, Д.23, ТЕЛ/ФАКС: (48432) 23-261, 23-171, E-MAIL: [email protected]

Руководитель музея: Томаш Оксана Васильевна.

Участники проекта: учащиеся

с. Высокиничи .

ВЫСОКИНИЧИ -2020

Пройдут века, уйдут слова из жизни,

Такие, как ВОЙНА, АТАКА, БОЙ.

Но тех, кто пал когда-то за Отчизну,

Чтить будем вечно – это долг святой!

75 лет прошло по окончании Великой Отечественной войны, но память о ней хранят люди, а еще музейные экспонаты - немые свидетели тех страшных событий. Мемориальные доски на зданиях и улицы, музеи не дают нам забыть имена тех, кто геройски защищал нашу землю от врага. Площадь Комаленкова, улицы Химушина и Ермакова, улица Народного Ополчения, Музей Боевой славы…

В тяжелое время для страны русские и украинцы, татары и казахи… православные и мусульмане…все они плечом к плечу встали на защиту своей Родины.

Не остались в стороне и жители Высокиничского района (ныне в составе Жуковского района Калужской области). Сотни односельчан пополнили ряды защитников Отечества. Николай Агеев, Иван Бреев, Илья Астахов, Андрей Брыленко, Николай Химушин, братья Костенко и многие - многие другие… Многие из них не вернулись домой с войны…

Время неумолимо … не осталось в живых ни одного ветерана.

И мы обязаны помнить о тех событиях, людях, свершивших подвиг во имя мира на земле.

«Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути" - эти замечательные слова принадлежат известному писателю Виктору Астафьеву.

Эти слова в полной мере отражают значение и смысл создания и существования музеев.

Музейная педагогика, воспитывающая гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире. Поэтому инициативная группа учителей пришла к решению создания школьного музея Боевой славы с.Высокиничи.

21 сентября 2018 года, в год 75 - летия освобождения Калужской области от немецких захватчиков, в нашей школе открыт Музей Боевой славы с. Высокиничи.

Актуальность:

Музей нужен, чтобы люди знали и помнили историю. Чтобы знали, как было трудно, но люди выдержали все испытания. Чтобы сохранить историю для будущих поколений!

Изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые требования к отечественной системе дополнительного образования, усилению ее воспитательной функции, формированию гражданственности.

Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета и истории культуры родного края. Наряду с уроками, как основной формой педагогического процесса, важное значение имеет и внеклассная работа.

Одной из форм внеклассной работы является школьный музей. Музей есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в музее превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.

Наш музей работает только третий год. Важную роль в реализации плана работы музея призван сыграть деятельный подход, предусматривающий:

- экскурсии в краеведческие и военно- исторические музеи г. Москвы, г. Калуги. работа в архиве района,

- сотрудничество с Жуковской районной библиотекой и модельной библиотекой с. Высокиничи,

- встречи с жителями села,

- переписки с архивами области, и т.д.

Разработанная программа и календарно-тематическое планирование к ней охватывает изучение страниц биографии ветеранов-земляков. Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками истории своей малой родины, на воспитание патриотизма.

Обоснование необходимости:

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Музей – это то место, где продолжает жить память о конкретном человеке, об односельчанах, защитниках родной земли, о тех событиях, участниками которых они были.

Деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей. Исследовательская работа в школьном музее - это есть, не что иное, как еще одна сфера их образования, в данном случае – дополнительное.

В ходе создания школьного музея к сбору материалов и его оформлению были привлечены все учащиеся, их родители, педагоги и просто неравнодушные люди. Был создан актив музея на уровне школы, в который входят педагоги и учащиеся школы. Создана группа экскурсоводов.

На протяжении трех лет ведется работа над сбором материала. Создание музея в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой родины. Учащиеся познакомились с приёмами собирательской и музейной работы через экскурсии, интересные встречи, переписку с интересными людьми, исследовательскую работу.

Цель создания школьного музея:

Патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность, формирование и развитие социально активной личности с чувством национального самосознания и гражданской позиции на базе школьного Музея Боевой славы с. Высокиничи.

Задачи школьного музея:

Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.

Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.

Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей.

Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения биографии известных людей родного края.

Продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного музея. Собрать как можно больше материала.

Научить добывать информацию, используя различные формы исследовательской деятельности: анкетирование, интервьюирование, работу с документальными материалами, научно - популярной литературой, обработку статистических данных.

Активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся через создание и реализацию проектов. Развивать творческие способности обучающихся.

Формы работы: экскурсии, викторины, конкурсы рисунков, встречи с интересными людьми, участие в литературных вечерах, выставках.

Данный проект долгосрочный.

На протяжении трех лет ведется работа над сбором материала. Создание музея в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой родины. Учащиеся познакомились с приёмами собирательской и музейной работы через экскурсии, интересные встречи, переписку с интересными людьми, исследовательскую работу.

В ходе создания школьного музея к сбору материалов и его оформлению были привлечены все учащиеся, их родители, педагоги и просто неравнодушные люди. Был создан актив музея на уровне школы, в который входят педагоги и учащиеся школы. Создана группа экскурсоводов.

Структура и этапы реализации проекта:

I. Организационная работа:

1. Создание Совета музея и актива музея, разработка этапов его деятельности, распределение ролей.

2. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.

3. Планирование работы музея.

4. Составление программы деятельности музея на перспективу и программы исследовательской деятельности.

5. Составление плана экскурсий по экспозициям.

6. Организация встреч, поздравлений ветеранов, выставок творческих работ учеников и учителей школы, оформления к общешкольным мероприятиям и т. д.

7. Оснащение и оборудование школьного музея.

8. Составление архива музея. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

Советом музея был составлен долгосрочный план работы музея и план мероприятий, посвященных 75 - летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.

II. Экспозиционная деятельность:

Результатом поисково – исследовательской работы обучающихся является создание и оформление музейных экспозиций:

1). Бессмертный полк

2). Мужество, как знамя пронесли… ( о воинах-интернационалистах).

3). Экспонаты – свидетели военных действий.

4). Партизанское движение с. Высокиничи.

5). Н.Ф. Химушин – наш земляк. Герой Советского Союза.

6). Дмитрий Веснин - кавалер ордена Мужества (посмертно).

7). По местам боевой славы.

8). Города-герои.

9). Незабываемые встречи (с ветеранами и интересными людьми).

III. Поисковая, научно-исследовательская работа:

Работа музея ведется по разделам:

1). Бессмертный полк. Сбор материала о ветеранах ВОВ, воспоминаний родственников и земляков о героях. Просмотр видео и фильмом о военных событиях.

2). Мужество, как знамя пронесли… Сбор материалов о воинах-интернационалистах, встречи с ними, проведение совместных патриотических мероприятий.

3). Экспонаты – свидетели военных действий. Сбор и поиск предметов, составляющих экспозицию музея. Встречи с поисковыми группами следопытов.

4). Партизанское движение с. Высокиничи. Сбор материалов, воспоминаний о партизанском отряде, действовавшем на территории Высокиничского района Московской области (ныне Жуковского района Калужской области), установление фактов и событий периода 1941-1942гг. на территории нашего района.

5). Н.Ф. Химушин – наш земляк, Герой Советского Союза. Сбор материалов о герое-земляке, встреча с шефами ТК 21 г. Москва, встречи с интересными людьми.

6). Дмитрий Веснин - выпускник школы, кавалер ордена Мужества (посмертно).

Встреча с родителями и родственниками, сослуживцами выпускника нашей школы, сбор материала о его жизни и подвиге, проведение уроков Мужества.

8). По местам боевой славы. Проведение экскурсий по местам боевой славы, встречи с ветеранами войн, составление фотоотчетов, оформление альбомов о проведенной работе.

9). Незабываемые встречи ( с ветеранами). Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и войн в горячих точках, проведение уроков Мужества, совместных участий в митингах, шествиях, пробегах и т.д.
10). Навыки литературно-краеведческой деятельности.

Составление вопросника и запись воспоминаний рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать стихи поэта. Умение работать с книгой и другими литературными источниками. Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.


11). Навыки культурно-просветительской деятельности.
Организация и проведение встреч и вечеров. Проведение литературно-краеведческих викторин, конкурсов, выпуск стенгазет, посвященных истории ВОВ.

12). История солдата.

Потомки ветеранов, местные жители, которые знали ветеранов, запись воспоминаний.

13). Наше село в годы войны - в художественной и мемуарной литературе.

VI. Организация экскурсий и сетевого взаимодействия

Главная задача данного направления – вовлечение в работу значительного числа школьников, учителей, родителей учащихся.

1.Организовать экскурсию в г. Москва Музей Победы в Великой Отечественной войне.

2.Организация экскурсий по экспозициям музея для учащихся школы, гостей и жителей поселения.

3.Создать в сети Интернет сайт школьного музея.

4.Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных предметов.

5. Сотрудничество с музеями других школ и регионов, с общественными организациями.

6. Работа с Советом ветеранов и воинами Боевого Братства.

V. Ожидаемые результаты:

1. Удовлетворение потребностей общения детей в неформальном общении, реализация творческого потенциала школьников, увеличение количества учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности.

2. Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия.

3. Активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Привлечение более широкой общественности к сбору экспонатов и пополнению фонда школьного музея.

4. Обновление банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны и участниках локальных войн.

5. Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.

6. Составление сценариев, создание презентаций, фильмов, видеороликов по общешкольным мероприятиям, публикации в СМИ.

7. Оцифровать архивные материалы.

VI. Достигнутые результаты:

Проведено экскурсий - 220.

Количество участников - больше 1000 человек.

Количество мероприятий- 60.

Участие в конкурсах -29.

Вахта памяти – приведение в порядок памятников и захоронений, поздравление ветеранов, экскурсии в музеи, участие в акциях.

По материалам музея учащиеся пишут рассказы и сочинения, доклады и проекты, участвуют в конкурсах и конференциях.

VII. Методы работы:

Словесные - беседы, рассказ, объяснение.

Наглядные - фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и др.

Игровые - игра-путешествие, викторины.

Репродуктивные - повторение, закрепление, обобщение материала.

Эвристический - поисковые задания.

Исследовательский – исследование, изучение находок, их описание.

VIII. Обеспечение:

Площадь музея: 25 м 2 . Экспозиций - 9. Фонд музея насчитывает – около 1000 экспонатов.

Учет и хранение фондов музея ведется в соответствии с предъявляемыми требованиями. Имеется книга описи фондов музея, все фонды хранятся в музее.

Перспектива развития музея – создание сайта школьных музеев. Благодаря Internet-ресурсам мы сможем найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом. Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными.

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе.

Музей – не просто хранилище экспонатов. Он должен работать, поддерживать связь поколений, воспитывать молодежь. Именно в этом мы видим главную задачу музея. Совет музея разработал программу работы музея. Эта программа создана на основе общеобразовательной программы школы. Главная задача программы – активное использование музея в образовательно-воспитательном процессе школы. Программа предусматривает дифференцированный возрастной подход в музейных мероприятиях. Школьникам каждой возрастной ступени предлагаются соответствующие экскурсии и мероприятия. Посещение музея и экскурсии включены в планы воспитательной работы классных руководителей.

30 ноября 2019г. на территории нашего поселения проходили работы по поиску захоронения в д.Тимашово и эксгумация могилы близ д.Стехино. Руководитель музея и один активист из учащихся присутствовали при раскопках. Ощущений и эмоций не передать словами!

22 декабря 2019г. группа учащихся школы с. Высокиничи с педагогами и группа краеведов из с. Тростье побывали в г. Подольск Московской области. Целью нашей поездки было посещение музея, созданного бойцами отряда поискового объединения "Память" под руководством Дмитрия Николаевича Шипилова.

Дмитрий Николаевич, поисковик с огромным стажем, рассказал нам о буднях бойцов поискового отряда. Тяжелая работа, но такая необходимая! Возвращение имен солдат из забвения.

В тот день наш музей пополнился новыми экспонатами .

В канун Дня Победы 7 мая 2020 г. останки двух бойцов РККА были торжественно преданы земле.

За время существования музея была проведена огромная работа: поиск информации о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, о воинах 60-й стрелковой дивизии под командованием М. Зашибалова, защищавших нашу столицу и сложивших головы за нашу землю. Важную роль играет поиск оригинальных материалов - фотографий и документов, предметов. Я понимаю, что прошло много времени, многое утеряно, но надо приложить все усилия, чтобы сохранить память о защитниках Отечества на том последнем рубеже защиты Москвы.

Данный проект может быть реализован не только в нашей школе, но и в любой другой, где есть заинтересованность краеведческой работой. Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональных программ для школ Калужской области.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из ключевых целей современной идеологии общества – цель воспитания подрастающего поколения.

Определённое место в воспитании молодёжи отводится и музеям образовательных учреждений, так как они являются составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса и должны воспитывать у подрастающего поколения должное уважение к прошлому, традициям и истории своего народа.

Цель работы музея: –формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

Задачи музея:

создание условий для развития гражданско-патриотического воспитания в школе;

развитие чувств патриотизма у учащихся;

формирование собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;

развитие социальной ответственности у школьников;

освоение практических навыков поисковой и исследовательской работы;

воспитание у учащихся музейной культуры.

Цель и задачи музея благородные и имеют актуальное значение в современное время.

Направления работы музея:

1. Краеведение (история поселка Малиновского, история школы);

2. История Великой Отечественной войны (величайшие битвы, военачальники, города-герои, большие и маленькие герои страны и края, земляки – ветераны войны и труженики тыла, военное детство и т. д.);

3. Они прославляли Россию;

4. История школы.

По всем этим направлениям проводятся различные формы работы:

• лекции, • экскурсии, • устные журналы, • уроки мужества, • уроки памяти,

Система выстроена в соответствии с такими основными принципами патриотического воспитания, как:

▪ научность, ▪ системность, ▪ преемственность;

а также в соответствии с принципами досуговой педагогики:

▪ добровольности, ▪ взаимодействия, ▪ сотворчества, ▪ культуросообразности.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, так как его деятельность, безусловно, имеет определённую ценность для воспитанников образовательного учреждения.

Музейная деятельность развивает сотворчество, активность и самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества.

Подросток, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий, устных журналов, тематических игр и других, воспринимает накопленный исторический опыт, т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.

А музейная педагогика, цель которой – формирование духовно-нравственных ценностей и творческое развитие личности, предусматривает не только обучение и воспитание учащихся на музейном материале, но и теоретическое его осмысление.

Школьный музей расширяет кругозор учащихся, помогает овладевать им практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополняет знания школьников и прививает навыки исторического мышления, а в целом, способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников.

Новизна её проявляется в том, что она предлагает более интересные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается работа с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми по освоению ими основ исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Для реализации предлагаемой программы – для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся создан Актив музея,

Все ребята поделились на 4 группы:

• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов,

• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу;

• экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются

подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;

• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Согласно данной программе вариативно используется комплекс методов:

репродуктивный: диалог, беседа, рассказ, лекция, экскурсия;

метод проектов: реферат, исследование, выставка;

метод творческого поиска;

Формы работы:

- тематические классные часы; экскурсии; устные журналы

- посещение музеев боевой и трудовой славы,

- участие в конкурсах и концертах, митингах, посвященных патриотической тематике;

- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме;

В работе с учебными классами обязательно учитывается смена возрастных периодов, и соблюдается дидактический принцип – от простого изложения материала к сложным формам работы.

Ожидаемые результаты:

II – работа в музее или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);

III – работа в школьном научном обществе (исследовательская работа).

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:

любознательность – стремление всё знать и всему учиться;

оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;

требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;

самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;

человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;

радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;

совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.

Предполагаемые результаты

Реализация данной программы способствует расширению кругозора детей, приобщает школьников к общероссийским культурно-историческим нормам, ценностям и традициям, помогает сформировать им гражданско-патриотическую позицию, раскрыть и реализовать индивидуальные способности детей (организаторские, интеллектуальные, лекторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие) Таким образом, в процессе участия школьников в деятельности музея, имеет место выраженная динамика ролевой позиции от пассивных форм до различных видов творческой активности. Такое постепенное усложнение коммуникативной задачи увеличивает долю самостоятельности музейщиков, активизирует их память, мышление, воображение, то есть развивает интеллект.

А это всё в свою очередь работает на главную цель: на формирование базовой культуры личности подростка.

Формы подведения итогов реализации программы:

Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.

Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру.

Конечный результат претворения в жизнь этой программы:

Учащиеся, прошедшие через деятельность Актива музея, приобретают и владеют важными потенциалами личности:

1). Познавательный потенциал: познавательная активность, развитость мышления, сформированность навыков исследовательской деятельности;

2). Коммуникативный потенциал: знание норм этикета и правил хорошего тона, умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую

3). Нравственный потенциал: сформированность нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, ответственности, уважения к старшим людям;

4). Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь ребят более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.

А учащиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят свою Родину.

А это и есть положительный результат деятельности музея.

«Всякая благородная личность глубоко осознаёт

(В. Г. Белинский).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторник с 16.00 – 17.00

Возраст учащихся: 14- 15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год

Занятие поисковой группы Сбор материала

по истории школы:

•медалисты - выпускники школы;

• ветераны педагогического труда

посвящена Дню старшего поколения. (Поздравительные листовки ветеранам войны, труженикам тыла)

Занятие поисковой группы. Сбор материала по истории поселка Малиновского:

• Малиновцы на фронтах Великой отечественной войны

Занятие экскурсионно – лекторской группы

(Игровая программа) для воспитанников детского сада

Работа с фондом музея

Экскурсия «Как жили наши бабушки и дедушки

Занятие экскурсионно – лекторской группы

посвящён Дню Воинской Славы России – дню снятия блокады Ленинграда Занятие оформительской группы

Занятие оформительской группы. Оформление выставки памяти Ветерана войны, бывшего директора школы, поэта Григория Чарикова

Работа с фондом музея

посвящён Дню Воинской Славы России – 75-летию Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943)

Занятие экскурсионно – лекторской группы

Занятие поисковой группы Сбор материала

по истории Великой Отечественной войны:

• о воевавших родственниках, •труженики тыла,

Экскурсия в музей. Бессмертный полк Алтайского края.

(Поздравление с Днём Победы)

посвящена Дню Воинской Славы России – Дню Великой Победы

Занятие экскурсионно – лекторской группы

(Г. Чариков на фронтах Великой Отечественной…) – оформительская группа

Работа с фондом музея Подведение итогов

План работы фондовой группы

Описание имеющихся в музее и поступивших в течение учебного года экспонатов;

Маркировка и упаковка

В течение учебного года

Оформление текущей учётной документации, актов приёма,

и вспомогательного фондов

В течение учебного года

План работы поисковой группы

Поисковая работа

по истории школы:

•школьные предметы разных лет;

• пионерское детство учителей – выпускников школы

В течение учебного года

по истории Великой Отечественной войны:

• о ветеранах войны,

•труженики тыла, • о детях войны,

В течение учебного года

по истории поселка Малиновского:

• рассказы о людях интересной судьбы

В течение учебного года

Сбор материала, необходимого для создания

В течение учебного года

В течение учебного года

Этапы реализации программы:

Второй этап – основной. Реализуются основные цели и задачи, проводится традиционная экскурсионно-лекторская работа, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей края, страны через проведение экскурсий, встреч с жителями поселка.

Третий этап – итоговый. Анализируется работа музея: каждой группы, Совета музея. Награждаются наиболее активные учащиеся.

Механизм реализации программы.

Категория детей

Организационно-содержательные формы работы

• учебно-познавательный курс (экскурсии, лекции, музейные уроки и другие мероприятия);

• учебно-практический курс (составление планов мероприятий, музейных заданий классам);

• организация и проведение музейных дел.

• учебно-познавательный и учебно-практический курс;

• отработка умений и навыков экскурсовода;

• организация и проведение экскурсионно-лекторской работы.

• отработка умений и навыков по оформлению временных и монтажу витринных выставок;

• организация и создание различных выставок.

• учебно-практический курс (работа с книгами основного и вспомогательного фондов, с музейными предметами;

• отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089) и среднего (полного) общего образования.

2. Авторскаяпрограмма Беловой Т.П., Кузнецова А.А. (программу реализует ГОУ СОШ №50 ЦАО г. Москвы с 2007 года). Сборник Образовательные программы педагогов дополнительного образования детей. - М.: Глобус, 2007 г

3. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 11

4. Учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год

Данная образовательная программа имеет военно-патриотическую направленность, рассчитана на дополнительное образование подростков от 11 до 17 лет.

Актуальность и педагогическая целесообразность состоит в том, что школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Предполагается работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Цель программы:

1. Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела; 2. Подготовка школьных музейных экскурсоводов; 3. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; 4. Расширить и углубить знания учащихся о родном городе; 5. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций; 6. Воспитывать нравственные качества.

Задачи:

· Знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

· Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.

· Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.

· Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

· Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и понимания судьбы россиян. Воспитание гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту Отечества.

· Формирование знаний, умений, навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил РФ, физкультуры, спорта, гигиены, медицины.

· Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных экстремальных ситуациях.

· Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

· Формирование у учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения.

В программе предусмотрено взаимодействие с различными видами Вооруженных Сил РФ, МЧС, с силовыми структурами, различными учреждениями и организациями системы образования.

В основу данной программы положен анализ типовой программы Беловой Т.П., Кузнецова А.А.,в программу внесены следующие изменения:

1. Программа адаптирована под график работы школы и календарь памятных дат.

2. Введена собственная система контроля;

Данная программа рассчитанана длительный период поэтапного освещения каждого года ВОВ и опирается на знания обучающихся по разным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, МХК, географии и т.д.), на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается на тщательном отборе материалов, учитывает особенности развития школы.Поэтому представленная программа является адаптационной.

А также подразумевает ответственную подготовку лекторской группы каждого года обучения. Так, нынешние шестиклассники в текущем году получат представление о событиях начала ВОВ, в следующем – 2014 учебном году – о событиях 1942 года, в 2015 – о событиях 1943года, в 2016 – 1944 года, в 2017 – о 1945, т.о. к 10-му классу нынешние шестиклассники уже будут иметь широкие познания и, заинтересованность, в отечественной истории.

Программа помогает социализации школьников и развитию самоуправления в школе, что на современном этапе является очень важным, способствует развитию и улучшению воспитательной системы школы, так как приоритетами воспитательной системы школы являются гражданско-патриотическое воспитание и здоровьесберегающие технологии.

Для успешной реализации программы музея Боевой славы создан целый ряд новых экспозиций:

Новизна программы заключается в том, что она деидеологизирована, отличается витагенностью, интерактивностью, целостностью в подходе к развитию индивидуальности личности в процессе освоения содержания программы, большей практической направленностью, включением местного краеведческого материала, основ туристской подготовки в ее содержание, элементами интеграции. Изучение учебного материала строится по принципу спирали с повторением изученного материала и с переходом от простого к более сложному.

Программа предполагает комплексное, взаимосвязанное изучение музейного и краеведческого материала: вопросы истории края изучаются музейными средствами, знания и умения по основам музееведения формируются на основе краеведческого материала.

Особенность данной программы состоит в том, что музей Боевой Славы МБОУ СОШ №11 должен стать центром гражданско-патриотического воспитания школы. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга. Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия и искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги красногорцев.

Программа кружка рассчитана на работу с учащимися 6 -11 классов на 68 часов в год (2 часа в неделю), в каникулярный период заплпнировано проведение ряда экскурсий.

Обучение производится по следующим темам:

1. Заседание совета музея (2 часа)

Школьный музей как общественное объединение учащихся. Совет и актив музея образовательного учреждения. Планирование работы. Взаимодействие школьного музея с общественными, ветеранскими и иными организациями, государственными музеями и другими учреждениями.

2. Укрепление материально-технической базы музея (8 часов)

Основные направления работы актива школьного музея, план работы на текущий год. Выборы органов управления музея: Совета, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Составление плана поисково-собирательской деятельности музея на текущий учебный год. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательской группы. Определение объектов и источников поступления памятников в фонды музея.

3.Работа с музейным фондом (10 часов)

Понятие о фондах музея. Структура фондов: основного и научно-вспомогательного. Обменный, дуплетный фонды. Учетная документация школьного музея: Главная инвентарная книга, инвентарные книги и описи, паспорта музейных предметов и картотеки. Атрибуция и шифровка музейных предметов.

Знакомство с документацией школьного музея, оформление текущих поступлений в фонды музея. Атрибуция и шифровка музейных предметов.

Концепция и художественный замысел экспозиции. Последовательность создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно- художественного проекта, изготовлении оборудования, текстов, монтаж и оформление. Виды экспозиции: Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Основные приемы экспонирования музейных предметов.

4. Научно-методическая работа (30 часов)

Подготовка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея в соответствии с планом работы. Участие в подготовке и проведении тематических классных часов согласно плану работы музея.

5. Работа с ветеранами (18 часов)

В результате реализации программы ожидается, что:

- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению, появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

Формы и методы работы:

Следуя принципам личностно- ориентированного обучения, рекомендуется использовать разнообразные формы организации деятельности и учебных занятий:

· Практические занятия: проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций, викторин;

· посещение музеев города,

· Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

· организация встреч с интересными людьми, уроков Мужества.

Предпочтение отдается работе в парах и группах, развивающей коммуникативные способности учащихся. Предполагается применять активные методы обучения:

· метод проблемного обучения,

· создание мультимедийных проектов,

Очень важно учить детей творчеству через овладение ими приемами логического мышления (составление маршрутов, схем, таблиц и др.)

Основной формой обучения является групповая, так как эта форма работы наиболее приемлема для подросткового возраста, когда есть желание у детей проявить себя. В качестве самостоятельной работы учащимся можно рекомендовать итоговые занятия по изучаемым темам – защита проектов.

Формы контроля:

2.Составление кроссвордов, викторин, написание сочинений и другие виды творческих работ.

3. Создание и защита проектов.

4. Создание мультимедийных проектов.

5. Написание исследовательских работ.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы- выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д. Все это оказывает влияние на:

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;

Читайте также: