Цель разноуровневых заданий в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

• При изучении нового материала

• При контроле за усвоением знаний, умений и навыков

• При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Применение уровневых заданий при обучении весьма актуально. Такие задания помогают поддерживать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Уровневое обучение – это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося

Цель уровневого обучения : организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.

По функциональному описанию выделяют следующие уровни усвоения учебной деятельности:

· репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание);

· продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение);

· творческий (применение знаний в новой ситуации).

Сегодня я представлю уровневые задания в следующем порядке :

1 уровень-узнавание

2 уровень-воспроизведение

3 уровень-понимание

4 уровень- применение в знакомых условиях

5 уровень-применение в новых условиях

Для этого уровня я предлагаю задание - установи соответствие между божествами и их функциями.

Цель задания- формирование умении группировать факты по теме «Верования древних славян. Обучающимся предлагается установить соответствие между божествами и их функциями. Для выполнения этого задания обучающемуся необходимо внимательно прочитать задание и установить соответствие.

Следующий уровень- воспроизведение. Цель - воспроизведение ранее полученных знаний. Задания этого уровня могут быть применены на этапе постановки учебной задачи, а также актуализации знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание

Обучающимся предлагается заполнить пропущенные слова в тексте. Задание способствует формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы. На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающемуся предлагается текст в котором пропущены слова. При нажатии на пустой прямоугольник появляются несколько понятии из которых обучающийся должен выбрать один вариант. Для того чтобы правильно выполнить это задание обучающемуся необходимо внимательно прочитать текст и выбрать нужный вариант. При правильном выполнении выбранные понятия загораются зеленым цветом и появляется словесное суждение при неправильном выполнении загорается красным цветом. Критерии оценивания задания :

Следующий уровень-понимание; Цель: понимание и применение полученных знаний; Задания этого уровня могут быть применены на этапе открытия новых знаний. Обучающимся необходимо применить полученные знания и распределить слова по двум группам, с одной стороны древние славяне, с другой древняя Русь. Данное задание способствует формированию умений отличать образ жизни древних славян от древней руси.

На задании этого уровня я использовала платформу леннинг апс. Обучающимся предлагаются слова, они должны их распределить, после распределения всех слов, можно нажать в нижнем правом углу на синюю галочку и проверить правильность выполнение задания, при правильном выполнении задания распределенные слова загораются зеленым цветом, если в группе есть лишние слова загораются красным цветом.

4 уровень- применение в знакомых условиях

Цель: применение полученных знаний на практике, без заранее заданных норм действий и правил

Обучающимся необходимо составить схему управления древнерусского государства, без заранее заданных норм действий и правил. Данное задание способствует формированию умения структурировать полученную информацию в виде схемы.

Предполагаемые ответы детей:

2. -Дружина-старшая (бояре, дума, совет князя, воеводы) митрополит.

3. -Младшая (отроки, гриди-мечники, вирники)

Критерии оценивания задания :

5 уровень- Применение в новых условиях

Цель: творческое применение знаний по изученной теме

Обучающимся необходимо составить рассказ от имени Ярослава Мудрого

Данное задание способствует развитию интеллекта и исторического мышления

Выполняется с использованием дополнительной литературы, интернет источников.

Предполагаемые ответы детей:

Рассказ: Я князь Ярослав Мудрый, сын Великого Владимира Святославовича. Свое прозвище Мудрый я получил за любовь к просвещению и за то что создал первого известного на Руси свода законов. Родился я в 978 году, в семье, который принадлежал роду Рюриковичей. .

Критерии оценивания задания :

Таким образом, применение уровневых заданий на уроке предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся быть вовлеченными в учебный процесс, чувствовать себя причастным к открытиям, получать удовольствие от процесса обучения.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход для того, что оценить сформированность планируемых результатов обучающихся. Данным вопросом занималась Тимофеева Лилия Львовна, кандидат педагогических наук, которая предложила 5 уровней освоения знаний, которые являются основой моей разработки.

Задание нацеливают учащихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию. Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции. Правильно выполнено задание – 3 балла; неточно, неполностью – 2 балла; неправильно – 0 баллов.

4 уровень – Применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в виде интерактивного задания, карточки.

Данное задание составляет основу тематическому контролю, то есть свидетельствует об освоении планируемых результатов на базовом уровне. Правильно выполнено задание – 4 балла; неточно, неполно – 3-2 балла; неправильно – 0 балла.

5 уровень – Применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях. Рассмотрим одно из заданий, которое можно использовать на этапе включение нового в систему знаний и повторение.

Задание нацеливает обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы. Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи. Правильно выполнено задание – 5 балла; неточно, неполно – 4-3 балла, неправильно – 0 балла.

Данные задания можно предложить на разных платформах: например, в виде презентации, интерактивных заданий на смарт-доске, на планшетах или на сайте ленинг-аппс. Разработка данных заданий может использоваться на учебном занятии при изучении темы, в рамках тематической проверочной работы, а также для дистанционного самостоятельного обучения.

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Федорова Юлия Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.
  • Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.
  • Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для ребенка образовательной среды, где видна его индивидуальность.

Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы

  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень – базовый

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

  • Что называется…
  • В каком году…
  • Кто написал…
  • Как формулируется…
  • Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).

  • Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, что произошло…
  • Зарисуйте схему (рисунок, график)…
  • Прочитайте отрывок…
  • Составьте план…

2 уровень

Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

  • Какова причина…
  • Что объединяет…
  • Чем отличается…
  • Почему…
  • Какова основная мысль…
  • Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.

  • Найдите факты, подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…
  • Постройте схему (диаграмму, график)…
  • Заполните таблицу…
  • Составьте схему по рисунку…

3 уровень

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

  • Чем будут отличаться…
  • Доказать или опровергнуть утверждение…
  • Какой вывод можно сделать…
  • Какие условия необходимы для…
  • Применения знаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования),
  • Решаемая несколькими способами,
  • Олимпиадная (требующая догадки).
  • Сделайте сравнительный анализ (классификацию)…
  • Обобщите…
  • Оцените значимость…
  • Смоделируйте…
  • Предложите способ…
  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишите сочинение…
  • Выполните модель…
  • Сделайте проект…

Алгоритм применения заданий.

Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

  • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
  • Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Создание ситуаций выбора на уроке.

Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:

  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
  3. Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
  4. Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
  5. Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
  6. Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.

Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:

  1. Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию выбора.
  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого планируется применить ситуацию выбора.
  4. Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления выбора.
  5. Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся.
  6. Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
  7. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций выбора на уроке:
    • подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора,
    • определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени протекания ситуации выбора,
    • определение степени свободы действий учащихся в ситуации выбора,
    • разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач.
  8. Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации выбора, включение в план урока.
  9. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.

Одной из важных задач учителя, работающего в личностно-ориентированной технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение. Реализации этой задачи могут способствовать памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка может выглядеть так:

  1. Внимательно прочти все варианты заданий.
  2. Осмысли каждое задание.
  3. Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения вариантов учебной задачи.
  4. Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
  5. Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для тебя.
  6. Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

  1. Инструкция:
    • Выполните одно задание по выбору (из 3).
  2. Инструкция:
    • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
    • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
    • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.
  3. Групповая форма работы (формирование группы):

Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать:

  • Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе;
  • Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу;
  • Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  2. учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
  3. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  4. такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.

Литература:

Читайте также: