Цель профессиональных проб в школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации

по организации профессиональных проб

Правильный профессиональный выбор - один из наиболее важных жизненных задач. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению становится все более актуальной. Больше всего не подготовленными к рыночному взаимодействию оказываются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это объясняется тем, что в неблагополучных семьях жизненный уклад родителей не может быть положительным примером для детей. Ребята, поступающие в детский дом из таких семей, отличаются очень низким уровнем учебной мотивации, что приводит к неуспеваемости в школе и отсутствию знаний. Это является серьезной причиной, ограничивающей выбор профессии. Еще одним фактором, влияющим на ограничение профессионального выбора воспитанниками, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, проявляющаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, низкий уровень информированности о существующих профессиях, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокое мастерство. Нередко у ребят вообще отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

В процессе профессиональных проб для обучающихся: даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

· диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

· результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;

· процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

· развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

· профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Работа по профориентации и построению образовательного маршрута воспитанников, как и вся воспитательная работа в детском доме, основывается на возрастных особенностях детей. Каждая возрастная группа ставит и реализует свои задачи.

Работа с дошкольным и младшим школьным возрастом предполагает введение в мир профессий. На данном этапе работа в основном носит информационный характер, применяются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсионная поездка, игровая программа, конкурс, сюжетно ролевая игра. А также – практический характер, где воспитаннику даются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Работа по формированию профессионального самоопределения детей среднего школьного возраста носит диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), у детей усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания). Деятельность информационного характера на этом этапе предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: психологом, врачом, социальным педагогом, специалистами Центра занятости населения. На данном этапе работы большое значение придается практической работе, помощь ребятам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.

В работе со старшими школьниками (9-11 класс) большое значение имеет практическая деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте, современных экономических условиях рыночной экономики. Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале и личностно ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.

Таким образом, роль профессиональных проб как способа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении заключается в создании эффективных условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, активной пробы сил в различных видах профессиональной деятельности, расширения знаний о мире профессий, формирования способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.



Профессиональная проба. Этапы прохождения профессиональной пробы. Содержание профессиональных проб. Организация и проведение эксперимента.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.

Сформированность профессионального самоопределения определяется по следующим критериям:

  • мотивационно-потребностный
  • информационный
  • деятельностно-практический.

Показателями мотивационно-потребностного критерия выступают такие, как наличие мотивов, положительное отношение и активная позиция обучающегося в осуществлении процесса самоопределения, способность руководствоваться общественно значимыми ценностями в конструировании и реализации образовательного маршрута.

Информационный критерий сформированности профессионального самоопределения включает в себя наличие спектра вариантов выбора образовательно-профессионального маршрута, интереса к конкретной сфере деятельности, умение работать с источниками профориентационно-значимой информации, распознавать внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор профессии. Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения, а также основные ограничители и способы их компенсации. Ему необходимо владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор.

Умение ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии являются показателями деятельностно-практического критерия.

Кем хотят стать старшеклассники?

Что такое профессиональная проба?

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

В каком возрасте делаются профессиональные пробы

Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.

  • Первый — подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части.
  • Второй — практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному.

Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.

Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.

К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы и другой информации по проблеме; конструированием принципиально новых изделий; выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур; использованием новых методов решения поставленного задания.

Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.

К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей обучающихся, так как важно знать их мнение, учитывать пожелания, конструктивные предложения.

Целью пробы являлось формирование навыков практической деятельности в области растениеводства и сопоставление характера деятельности со склонностями, способностями и умениями обучающихся.

Пробу второго уровня прошли обучающиеся, которые проявили интерес к данной сфере профессиональной деятельности, склонные к созидательной работе. Они описывали почвенно-климатические условия своего района. Обучающиеся составляли список сортов районирования культур с выделением сроков созревания. Выявляли местные сверхранние сорта редиски, огурцов и томатов. Далее внедряли в практику выращивания культурных растений агротехнологические приемы, ускоряющие созревание и увеличение урожая. Производили закладку компоста, определяли кислотность почвы полевым методом. Осуществляли калибровку семян по удельному весу, протравливали и барботировали семена на последующем этапе. Итогом являлось определение сроков уборки и сбор урожая.

Обучающимся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющим устойчивые профессиональные интересы в области растениеводства предлагалось пройти третий уровень профессиональной пробы, определить возможность и целесообразность возделывания различных культур на почвах разного механического состава и кислотности (pH). Участники группы составляли календарный план агротехнологических мероприятий по уходу за почвой и культивируемыми растениями. Затем получали биологический гумус. На заключительном этапе выращивали томаты, огурцы, зеленые культуры, подвязывали растения.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся проанализировали содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам, сопоставили со своими способностями и склонностями. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоисследовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, создали презентацию о выполненных пробах, презентовали продукты собственной деятельности.

Повторное анкетирование показало, что недостаток информации об интересующей профессии сохранился у 5% респондентов; недостаточно знают свои способности в отношении выбранной профессии – 5% обучающихся; сомневаются в собственном выборе – 10%; сформированы профессиональные предпочтения у 80% опрошенных.

Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта - создание условий для профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающихся.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проектная линия

(организация профессиональных проб для учащихся образовательного учреждения)

директор школы Н.Р. Исаева

заместитель директора по ВР С.Б. Постникова

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.

Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности школьников к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Цель проекта:

- создание условий для профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающихся.

Задачи проекта:

- использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации;

- расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению;

- воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда;

- привлекать учащихся к участию в профессиональных пробах через анкетирование и выявлять сферу интереса к той или иной рабочей профессии;

- оформить сменный информационный стенд о востребованных профессиях в Перми и Пермском крае.

- ориентировать учащихся на востребованность определенных профессий в Перми и Пермском крае.

Длительность проекта - 3 года

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту учащихся

Таблица 1. Классификация профессиональных проб по возрасту

Характер профессиональных проб

По уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации

Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;

3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная ориентация – включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, освоение практических навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятий по психологии.

Аспекты профессиональной ориентации:

социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический, практический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Практический аспект - включает задачи по освоению элементарных навыков трудовой деятельности учащихся, в выбранной ими сфере деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях района;

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия поселка;

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;

обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.

Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

Встречи с представителями предприятий, учебных заведений

Проектная деятельность, профессиональная проба.

Работа с родителями

проведение родительских собраний, (общешкольных., классных.);

лектории для родителей.

индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

анкетирование родителей учащихся;

привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

Этапы организации работы по овладению профессиональными пробами и социальными практиками среди учащихся основной школы

Основное содержание

Форма работы

1. Диагностика способностей, личных характеристик, соотнесение своих возможностей;

2.Знакомство с особенностями разных профессий;

3.Участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной деятельности;

-встречи с интересными людьми

Ученики познают мир профессий, требования профессии к человеку, проводят диагностика качеств личности, получают представления о себе в этом мире.

1.Изучение профессиональной направленности учащихся и будущей сферы деятельности.

2. Сбор пакета документов по организации профессиональной пробы (нормативно-правовая база организации проф. проб);

3. Распределение учащихся на группы и микрогруппы.

4. Распределение и закрепление мест прохождения профессиональных практик.

5.Разработка заданий для профессиональной пробы.

6.Посещение занятий по профессиональной пробе.

7.Организация и проведение итоговой конференции по окончанию профессиональных проб и практик (представление отчётов, проектов, презентаций учащихся)

-проведение мастер-классов по профессиям с получением готового продукта;

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, круглых столов, внеурочных мероприятий (праздники, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),

Осознанный выбор профиля обучения, а в дальнейшем и профессии

Организация взаимодействия с учреждениями и предприятиями г. Пермь

Социальные партнеры (предполагаемые):

Пермский Национальный Исследовательский Политехнический университет.

Критерии эффективности и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

4.Положительная динамика качественных результатов по итогам за год, в том числе и успешная сдача ЕГЭ по предметам соответствующего профиля;

5.Успешное поступление выпускников соответственно профиля в ВУЗы Пермского края и России;

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

5.Успешная адаптация выпускника к новым условиям;

Предполагаемые трудности и способы их преодоления

Способы их преодоления

Делегирование полномочий педагогов.

Приглашение специалистов (психологов из психологического центра)

Срыв сроков плана мероприятий проекта по объективным причинам

Корректировка плана мероприятий проекта.

Приглашение специалистов (психологов из психологического центра).

Делегирование полномочий ответственных за проведение мероприятия.

Отказ от социального партнерства

Поиск новых социальных партнеров для организации профессиональных проб.

Перспективы проекта

В ходе профессиональных проб учащимся даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности школьников к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Учащиеся соотносят свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составляют личный, профессиональный план, используют приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения, анализируют информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка, пользуются сведениями о путях получения профессионального образования.

Список литературы

Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.


Учащиеся знают: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся умеют: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Содержимое разработки

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №22

Раздел 11. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).

Тема: Проведение профориентационных проб. Профессиональная проба, и

ее роль в профессиональном самоопределении личности человека.


Подготовила учитель технологии

Чигирь Татьяна Анатольена

Горловка 2017 г.

Раздел 11. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).

Тема: Проведение профориентационных проб. Профессиональная проба, и

ее роль в профессиональном самоопределении личности человека.

Познакомить обучающихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.

Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности обучающихся.(значимые профессии республики: спрос на рынке труда)

Формирование мотивов труда, желания овладеть профессией.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Методическое оснащение урока:

Презентация по выбору учителя

I. Организационная часть

1.1 Проверка посещаемости обучающихся

II. Изложение нового материала

Всем известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

Запись в тетрадь. Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

III. Профориентационная игра

Обучающиеся разделены на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему (Д/З)

1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.

Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.

Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)

Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)

Эскиз, игла, подиум (модельер)

Шахта, каска, уголь (шахтер)

Уход, волосы, прическа (парикмахер)

Дети, урок, задания (учитель)

Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)

Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)

Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)

Камуфляж, защита, оружие (Воин – защитник)

Мольберт, краски, пейзаж (художник)

Помощь, дети, тесты (психолог)

3. Конкурс “Профессиональный словарь”

Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

Профессия, инструмент, условия труда, халтура, климат.

Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата, завод.

4. Конкурс “ Эрудит”

Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)

П (повар), М (модельер), Л (летчик), Ш (шофер), Б (библиотекарь), В (воспитатель), О (оператор), У (учитель), М (механизатор), Д (доярка), К (коневод), Х (хлебороб), Т (телеграфист), Т (ткач), Ш (шахтер),Б (бульдозерист), П (программист), В (водитель).

Конкурс капитанов команд.


1. Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?

3.Что должен знать каждый рыбак?

(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

4.Что должен знать каждый ученик?

6. Конкурс кроссвордов

Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см. приложение 1, 2).

7. Конкурс “Подумай – отгадай”

Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

Читайте также: