Цель музыкотерапии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Через движения под музыку, жест, мимику высвобождаются накопленные негативные эмоции, происходит релаксация.С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. В своем мастер-классе я знакомлю с некоторыми методами активной музыкотерапии. Здесь и движения под музыку, ритмические движения, и пропевание звуков, игра на муз инструментах. Все эти методы перекликаются с ведущими видами деятельности музыкального образования: восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных переживаний, но и от многих физических недугов. Итак, как действует музыкотерапия, и кому она может помочь? Рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое музыкотерапия

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

Формы и виды музыкотерапии

Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии:

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Как проводятся сеансы музыкотерапии

Обычно сеансы не занимают много времени. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием пациента. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют сеансы без наушников.

При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируясь с каждым новым сеансом. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.

Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах пациентов (неврозы, апатия, бессонница и так далее).

Музыкотерапия для детей

Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Музыкотерапия для пожилых людей

Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Примеры терапевтической музыки

К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

Музыкотерапия на уроках в начальной школе.

Работая в общеобразовательной школе, замечаю, что детей с нарушениями в личностной сфере, требующих особого внимания, становится больше. Поэтому на своих уроках изобразительного искусства начала использовать музыку (музыкотерапию).

Положительное влияние музыки на здоровье человека известно еще с древних времен.

Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас.

Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Платон, Плутарх. Аристотель считал музыку не только средством лечения, но и очищения души. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.

Сегодня музыкальную терапию в более-менее широких масштабах используют практически во всех странах Западной Европы. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — самый могущественный источник энергий, которые влияют на эмоциональный мир человека.

В начале ХХ века психоневролог В. М. Бехтерев на основе своих исследований сделал вывод, что детям полезно слушать классическую и народную музыку.

Классическая музыка обогащает человека эмоционально и интеллектуально, наполняет положительной энергией, формирует оптимистическое мироощущение, дает уверенность, созидает личность человека, утверждает его достоинство и самоценность.

Благозвучное сочетание звуков положительно воздействует на организм человека, успокаивает, стабилизирует его внутреннее состояние, нервную систему и тем самым оказывает лечебное воздействие. Это музыка И. С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и многих других композиторов. При этом следует отметить, что образы одиночества, безысходности звучат во многих произведениях Ф. Шуберта, М. Мусоргского, А. Шенберга и других композиторов. Поэтому необходимо тщательно отбирать музыку для оздоровительных целей, учитывая индивидуальные особенности слушателя (если это возможно, или исходить из объективных особенностей музыки. Она должна вселять уверенность, оптимизм, утверждать радость и красоту жизни, располагать к светлому, спокойному сосредоточению и размышлению.

Народная музыка (кроме драматических, трагических песен, плачей) тоже помогает человеку успокоиться, прикоснувшись к родным истокам, к корням своего народа. Она помогает наполниться народной мудростью, силой, полнокровным ощущением жизни во всей ее полноте и связи с огромным миром природы.

Различают три основные формы музыкотерапии : рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) основана на прослушивание музыки.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

На уроках изобразительного искусства и технологии в основном используется интегративная музыкотерапия. Это и веселые приветствия в начале урока, и рассказ - беседа под музыку, и движения, рисование и творчество под музыку.

На литературном чтение, применяя народную музыку, дети спокойно и ярко воспринимают устное народное творчество.

На математике использую музыкальные математические считалочки. Дети проговаривая под музыку счёт, чувствуют себя увереннее.

После длительного письма на уроке русского языка применяю музыкальные физминутки, так у детей быстро проходит усталость.

Предложенная интегративная музыкотерапия направлена на преодоление у школьников таких отрицательных личностных характеристик, как комплекс вины, завышенная самооценка, неуверенность в себе, внешняя и внутренняя агрессия, страхи, повышенная тревожность, негативное отношение к окружающим. Направлена на снятие напряжения после долгого сидения, на создание благоприятных условий в которых повышается внимание детей и улучшается восприятие учебного материала, направлена на снятие нервно-психического напряжения, внутреннего напряжения через наслаждение красотой звуков и собственного движения под музыку.

Применяя элементы музыкотерапии, наблюдаются положительные результаты: обучающиеся становятся более спокойными и доброжелательными, усиливается вовлеченность детей в процесс работы, лучше усваивается учебный материал; наблюдается стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; уменьшение конфликтных ситуаций между учащимися и учителя, сформированность нравственных и эстетических ценностей; стабильность физической и умственной работоспособности.

На моих уроках звучит разная музыка. Выбор музыкальных пьес зависит от типа, формы, темы урока. И от того, что данная группа учащихся предпочитает. Например, на занятиях по декоративно-прикладному искусству чаще всего используется фольклорный материал: песенный и поэтический. Но чаще всего использую музыку Моцарта, т. к. она способствует развитию умственных способностей у детей и рекомендуется при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам. Музыку Брамса – избавляет от усталости. Чайковского - борется с раздражительностью и неврозами. Рекомендуется такая музыка детям, которые плохо спят по ночам.

Музыка может заставить наслаждаться, любоваться красотой мира, а может показать этот мир уродливым и жестоким. Негативное воздействие музыки на человека возможно если человек отвергает то, что не соответствует его возрастным или личным интересам. Возможно также неприятие народной или религиозной музыки другой, чуждой для данного человека культуры вследствие того, что ему не понятны интонации, ритмы этой музыки, чужды духовные, нравственные и эстетические ценности.

Итак, музыка может успокоить или взбодрить, сообщить настроение радости или печали, внушить уверенность или внести сомнение, утвердить в своих силах или спровоцировать состояние отчаяния или депрессии. Поэтому только грамотно, специально подобранная музыка – с определенным характером, настроением, образом, с желаемым типом мелодии, ритма, гармонии, а также исполнением музыки – может оказывать влияние на улучшение самочувствия человека. При соблюдении этих условий музыка становится средством позитивного общения учителя со школьниками, способствует формированию у них чувства собственного достоинства, благотворно действует на развитие гармоничных отношений с окружающим миром, повышает стрессовую устойчивость школьников, формирует жизненный оптимизм и гуманное мировоззрение.

Список используемой литературы:

• Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985

• Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004

• Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков. -К. ,1990

• Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2002

• Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998

• Побережная Г. Музыка в детской душе. — К., 2007

• Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. — М., 1999

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что слушание музыкальных произведений даже в дородовой период чрезвычайно важно для последующего развития человека.

К музыкотерапии никак не относятся (это ошибочные понятия):

Прослушивание какой-либо специальной музыки с целью оздоровления.

Музыкальное образование или обучение игре на инструментах.

Прослушивание музыки ради удовольствия в свободное время.

Выступление с музыкальным номером перед публикой любого размера.


Влияние музыкотерапии на человека и его состояние:

Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.

Еще в античном мире было замечено, что музыка обладает лечебным эффектом.

Аристотель доказывал, что музыка влияет на душевное состояние и мы неодинаково относимся к ладам. Фригийский лад действует возбуждающе, под него призывали в бой, на войну, а для воспитательных целей лучше всего подходит лад дорийский. Некоторые мелодии укрепляют в человеке чувство прекрасного, другие вызывают жестокость.


Постоянно растет интерес к музыкотерапии современных педагогов и психологов. Российские ученые М. Догель, Н. Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц.

Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно утверждать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта.

Музыкотерапия в начальной школе:

Элементы музыкотерапии включают в уроки музыки и внеклассные занятия, помогая своим воспитанникам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии используют прежде всего классическую музыку, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм.

Согласно Американской ассоциации музыкальных терапевтов, музыкотерапия для младших школьников повышает концентрацию внимания, улучшает коммуникативные и социальные навыки, ускоряет адаптацию к школьному режиму и новым обязанностям, улучшает общий психологический фон в классе. Она также доказала свою эффективность для детей с синдромом дефицита внимания.

Младшие школьники с интровертивным темпераментом часто испытывают сложности в общение со сверстниками. Будучи не в состоянии выразить свои чувства и эмоции, они ещё больше замыкаются в себе. Дети-экстраверты, наоборот, излишне бурно проявляют своё настроение, что также отрицательно сказывается на их взаимоотношения с другими детьми. Музыкальная терапия даёт возможностям и тем, и тем опознать и раскрыть собственные чувства и научиться выражать их приемлемыми способами.

Это групповое занятие, которое длится от 15 до 25 минут. Терапевт заранее подбирает музыкальные композиции, отображающие ярость: звуки бушующего моря, грозы, стихии или битвы.

Использование музыкотерапии в работе с детьми требует соблюдения следующих правил:

Сочетание музыки с ритмическими движениями позволяет быстрее решить поставленные задачи психокоррекции. Музыкальная ритмика применяется в работе с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста. Методика облегчает социализацию для детей с ЗПР.

Программа занятий по музыкотерапии для детей должна включать в себя разные жанры музыкальных произведений. Использование однотипных мелодий приводит к потере интереса ребенка к занятиям.

При организации музыкальной психотерапевтической работы с детьми следует отдать предпочтение коротким произведениям, фрагментам классических произведений, аудиозаписям со звуками природы.

Для достижения положительного эффекта музыкотерапии нужно, чтобы музыка звучала не только в кабинете психолога. Родители могут самостоятельно оказывать влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, включая ему классическую музыку днем, когда он занят конструированием, рисованием или лепкой. Классика способствует интеллектуальному развитию детей, дисциплинирует. Перед сном можно петь ребенку колыбельные – такие песенки не только успокаивающе действуют на нервную систему малыша, но и усиливают его эмоциональную связь с матерью.

Опыт применения рецептивной музыкотерапии разными народами свидетельствует, что наиболее восприимчивы к данному виду психокоррекции дети 5–7 лет. В работе с детьми 8–15 лет арт-терапевты отдают предпочтение активным формам музыкальной коррекции.

С детьми среднего и старшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Это развивает эмоциональную сферу подростков, помогает им научиться понимать свои и чужие переживания.



Упражнения по музыкотерапии для детей начальной школы:


Музыкотерапия – это эффективный метод коррекции эмоциональной сферы людей разных возрастных категорий. В некоторых случаях музыка в качестве психокоррекционного средства оказывается эффективнее, чем медикаментозное лечение. Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения неврозов, приобретенных учащимися как в процессе получения образования, так и в современной жизни.

Читайте также: