Цель модернизации школьной библиотеки

Обновлено: 02.07.2024

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Вступление

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения:

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи [3].

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий, выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

Информационная культура

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации. Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации. Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения. Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений. Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств. Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами [7].

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
– техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки, безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
– педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы. Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

Модернизация и оснащение информационно-библиотечных центров в образовательных организациях

Модернизация библиотек — неотъемлемая составляющая эпохи перемен. Инновации активно внедряются во все сферы жизни и социальные институты. Библиотеки нового поколения призваны не только накапливать, хранить, систематизировать и предоставлять информацию на бумажных носителях. Они должны давать возможность пользователю получать знания из любых источников: книжного фонда, аудио- и видеоконтента, систем виртуальной реальности, мировых и общероссийских электронных ресурсов.

sovremennaya-biblioteka-v-obrazovatelnoj-organizacii

Задачи информационно-библиотечного центра в современной школе, колледже, ВУЗе

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) в образовательной организации — многофункциональное пространство со свободным доступом к интеллектуальным ресурсам на всех носителях информации.

  • формировать учебный фонд для педагогов и обучающихся, включающий учебники, методические материалы, пособия, проектные и исследовательские работы, периодические издания;
  • создавать условия для быстрого и постоянного доступа к учебной и художественной литературе, аудиокнигам, видеоматериалам, электронным библиотекам и образовательным ресурсам;
  • помогать педагогическому составу в организации метапредметного учебного процесса, реализации основной, дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности;
  • развивать навыки самообразования, самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и творческой работы обучающихся, обработки информации из разных источников.

informacionno-bibliotechnyj-centr-v-vuze

Благодаря этому информационно-библиотечный центр расширяет возможности для обучения, делает доступными новые формы и методики и позволяет повысить качество образования.

Новые функции библиотеки

Обновленные информационно-библиотечные центры позволяют использовать различные формы работы с пользователями, включая живое общение. Они становятся не только пространством для получения информации и чтения, но и местом коммуникации.

В них можно создавать лектории для разных возрастов и дискуссионные клубы, проводить выставки. На базе библиотек могут работать тематические студии и проходить факультативные занятия. Фонды и доступ к электронным ресурсам дают возможность организовывать турниры, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы.

zona-otdyha-v-biblioteke

kinozal-v-shkolnoj-biblioteke

Структура информационно-библиотечного центра

Планировка и площадь помещений ИБЦ зависят от возможностей здания образовательной организации, её деятельности и расчетного контингента обучающихся. Требования к современным библиотекам для школ, средних специальных и высших учебных заведений определяют СП 251.1325800.2016, 279.1325800.2016 и СП 278.1325800.2016.

В соответствии с правилами предусматриваются:

  • фонды открытого и закрытого хранения;
  • читальный зал с посадочными местами;
  • кафедры выдачи и приема материалов в читальных залах и помещениях абонемента;
  • зоны для индивидуальной работы с ИКТ, электронными, видео- и аудиоресурсами;
  • места для работы с периодикой и каталогами;
  • лекционные залы.

chitalnyj-zal

kompyuternyj-zal-dlya-individualnoj-raboty-s-ikt

lekcionnyj-zal-s-proektorom

Оборудование для информационно-библиотечных центров

Информационно-библиотечные центры оснащают:

  • стационарными и передвижными стеллажами под литературу;
  • открытыми, закрытыми и каталожными шкафами под периодику, формуляры, мультимедиа носители, наушники, документ-камеры;
  • библиотекарскими и регулируемыми ученическими столами для читательских залов и мест коллективной работы; ;
  • креслами для библиотекарей и мест отдыха и чтения посетителей; со специализированным программным обеспечением и периферийным оборудованием; и мультимедийными проекторами.

osnashchenie-bibliotek-oborudovaniem-mebelyu-i-tekhnikoj

Оборудование библиотек для посетителей с ОВЗ

Библиотека должна быть общедоступной. В ней необходимо создать комфортные условия для посетителей и обучающихся с ОВЗ, чтобы сделать их полноценными участниками процесса обучения и интеллектуально-творческого развития.

Для оснащения используют:

  • учебники и художественную литературу со шрифтом Брайля, аудиокниги;
  • портативные устройства с камерой для распознавания, чтения и сканирования;
  • компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих;
  • цифровые видеоувеличители или электронные лупы;
  • стойки высотой не более 0,85 м для выдачи книг инвалидам-колясочникам;
  • добавочное освещение стеллажей и мест в читательском зале;
  • тактильные таблички, информационные стенды и аудиовизуальные табло.

Для удобства посетителей на колясках предусматривают увеличенные рабочие места и проходы шириной более 1,2 м.

kniga-so-shriftom-brajlya-v-biblioteke

rabota-s-invalidami-v-biblioteke

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект модернизации школьной библиотеки и школьного музея в новое структурное подразделение "Библиотеке-Музей".

Общий объем финансирования

Общий бюджет проекта

Вид проекта - научно-практический

Маркина Галина Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ропшинская средняя общеобразовательная школа (МОУ Ропшинская СОШ)

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

Разносчикова Светлана Владимировна

Телефон руководителя организации

Р/с 40204810700000002107 в ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ИНН 4720014741/472001001 БИК 044106001,

Адрес: 188514 Ленинградская обл., Ломоносовский район, д. Ропша, Стрельнинское шоссе , д.11а

Общий объем финансирования проекта на 2010-2015 г.г. - 500 тыс. рублей

Год начала проекта

Год окончания проекта

Фамилии, имена, отчества основных исполнителей

Разносчикова Светлана Владимировна

Маркина Галина Владимировна

Социальные партнеры проекта

Глава попечительского Совета школы –Богатырев А. О.

Глава администрации ропшинского поселения Морозов Р. М.

Подпись руководителя проекта

Маркина Галина Владимировна

Дата подачи заявки

Идея проекта:

Проект направлен на создание и апробирование эффективной системы взаимодействия школьной библиотеки и музея, включающей в себя организацию новой структуры библиотечного пространства, новых видов услуг, развитию новых направлений деятельности.

Обоснование значимости проекта:

"Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну".

В.В.Путин

Трудно не согласиться со словами нашего президента. Ведь судьба подрастающего поколения, в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование успешно-активных и информационно-грамотных членов нашего общества, патриотов своей Родины. Большое внимание уделяется совершенствованию нашей образовательной политики.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса, предъявляя требования к их новым свойствам. В тоже время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития.

Историческое прошлое поселка Ропша, а также 163-летняя история школы предопределили пути дальнейшего развития школьной библиотеки. На протяжении последних нескольких лет школьная библиотека находится в тесном взаимодействии со школьным комплексным историко-краеведческим музеем. Создавался музей, как форма образовательной и воспитательной работы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности.

Миссия подразделения:

- создание и обеспечение дополнительных условий для образования, творческой деятельности и работы в книжной, музейной и электронной среде;

-формирование любви к своей Малой Родине с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного пространства;

Цель проекта:

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели:

Новые аспекты и дополнительные возможности сотрудничества школьной библиотеки и школьного музея включают в себя как нетрадиционные и увлекательные методы работы с информацией, так и создание новых видов услуг для участия в образовательных и творческих проектах.

* азы исследовательской деятельности;

* учит выбирать и формулировать темы исследования;

* производить историографический анализ темы;

* заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования;

*сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, накопленные школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Участие детей в поисково-собирательной работе, исследовательской и издательской деятельности, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

Задачи проекта:

-Провести реконструкцию школьной библиотеки и школьного комплексного историко-краеведческого музея;

-Разработать программу дополнительного образования;

-Внедрять в деятельность объединения инновационные и эффективные формы работы по патриотическому воспитанию. Развивать у подрастающего поколения через библиотечно-музейные проекты социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, любовь к своему Отечеству, уважение к Малой Родине, интерес к ее истории, культуре;

-Формировать у обучающихся навыки информационного поиска, отбор и критическую оценку информации для повышения уровня работы над образовательными и творческими проектами, через библиотечно-музейные формы работы;

-Расширять поля образовательного пространства за счет проведения внеурочной работы на базе новых источников информации, а также участия во всевозможных конкурсах как библиотечного, так и музейного направления;

-Активизировать сбор, накопление и умение обработки информации через библиотечно-музейные формы работы;

-Расширять и укреплять материально-техническую базу подразделения техническими средствами, позволяющими внедрять новые технологии, как основы свободного и равного доступа обучающихся к информации.

Основные направления по реализации проекта:

*Духовно-нравственное направление:-воспитание через книгу и работу с музейными экспонатами высокой гражданской активности, духовности, воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

* Краеведческое и культурно- историческое направление:

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

*Гражданско-правовое направление:

-изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

*Военно – патриотическое:

-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей поселения в годы Великой Отечественной войны;

-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда,

-формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Общий план работы за период с 2010-2017 г.г. и результаты реализации проекта


8 августа 2019 года в КГАНОУ "Краевой центр образования" (г. Хабаровск, ул. П. Морозова, 92 Б) проходила межрегиональная научно-практическая конференция "Модернизация школьных библиотек как условие обеспечения современного качества образования", участниками которой стали более 100 человек.

Организаторами конференции выступили: министерство образования и науки Хабаровского края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования", краевое государственное нетиповое автономное общеобразовательное учреждение "Краевой центр образования".

В работе научно-практической конференции приняли участие Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", к.п.н. (г. Челябинск), Еговкина Надежда Васильевна, старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики (он-лайн), Киселева Ольга Васильевна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения ХГИК, Копытин Сергей Михайлович, главный библиотекарь отдела методико-образовательной деятельности краевой детской библиотеки им. Н.Д. Наволочкина, к.филос.н., специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и педагоги-библиотекари муниципальных информационно-библиотечных центров, библиотекари общеобразовательных организаций, методисты по библиотечным фондам информационно-методических центров управлений образования, представители других субъектов Российской Федерации.


В ходе конференции были обсуждены вопросы, связанные с модернизацией школьной библиотеки как пространства, обеспечивающего современные условия обучения и воспитания, с реализацией региональных проектов, направленных на развитие школьных информационно-библиотечных центров, возможности социального партнёрства по продвижению чтения и обозначены стратегические задачи для дальнейшей работы.

Собравшимися отмечено, что школьная библиотека как ключевое звено в обеспечении необходимыми ресурсами учителей и обучающихся должна работать на основе "Концепции развития информационно-библиотечных центров", которая является отправной точкой и мощным стимулом для трансформации школьных библиотек в информационно-библиотечные центры.

Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, школьная библиотека/ информационно-библиотечный центр должны воспитывать читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации. Соответственно должно меняться содержание деятельности школьных библиотек, возрастать их влияние на обеспечение результатов образовательной деятельности.

Чтобы получить новые результаты, необходимы: новое содержание работы, новое пространство, новые инструменты, новое управление и новая система сопровождения.


В Хабаровском крае такие преобразования проведены в 84 библиотеках школ разного типа: городских, сельских, образовательных организациях, осуществляющих коррекционное или инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Преобразования определили ход дальнейшего развития всех библиотечных ресурсов: информационной среды, фондов, материально-технической базы. Для реализации такой модели нужен специалист, обладающий определенными компетенциями и выстраивающий свою работу на основе когнитивных методов обучения.

Изменение подходов к деятельности специалистов школьных библиотек и усложнение их профессиональных обязанностей требуют специальной подготовки.

На уровне региона роль учебно – методического центра для данной категории осуществляет Хабаровский краевой институт развития образования. Развитию профессиональной компетентности и мотивации специалистов способствует совершенствование форм повышения квалификации, система аттестации, разработка и использование единых критериев оценки деятельности педагогов-библиотекарей.

В рамках работы "открытых площадок" состоялась презентация опыта победителей и участников краевого конкурса "Лучший информационно-библиотечный центр-2019". Вниманию участников конференции были представлены достойные и увлекательные библиотечные проекты, направленные на развитие читательской компетентности обучающихся. Педагог-библиотекарь МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре Коваева Оксана Викторовна представила проект "По следам гольдов". Перегоедова Татьяна Васильевна, педагог-библиотекарь МОУ гимназия №45 г. Комсомольска-на-Амуре, поделилась опытом включения детей в театрализованную деятельность в ходе внеурочных занятий.


Участники познакомились с опытом продвижения Всероссийского проекта "Читающая мама - читающая страна" в г. Комсомольске-на Амуре, старт которому был дан в 2018 году. Проект направлен на приобщение обучающихся начальных классов к чтению книг и библиотеке через организацию совместной деятельности библиотеки с детьми и родителями и предусматривает популяризацию семейного чтения, как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации.

Прошло обсуждение вопросов формирования познавательной и информационной культуры обучающихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, презентации лучших практик инновационного опыта их использования в деятельности педагога-библиотекаря, продемонстрирован проект создания виртуального музея "По тропинкам Хабаровского края" из опыта работы Селезневой А.В., педагога-библиотекаря информационно-библиотечного центра МБОУ СОШ №15 г. Хабаровска.

Заслушав и обсудив выступления, проанализировав имеющийся опыт организации деятельности школьных библиотек/информационно-библиотечных центров Хабаровского края, рассмотрев организационные, содержательные и методические аспекты развития школьных библиотек, участники межрегиональной научно-практической конференции пришли к следующему заключению.


Для обеспечения дальнейшего эффективного развития школьных библиотек/информационно-библиотечных центров в системе образования региона необходимо:

развитие инновационных моделей школьных библиотек в общеобразовательных организациях, функционирующих в различных условиях;

создание условий для развития профессиональной компетентности специалистов школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

внедрение автоматизированной информационно-библиотечной системы "1С: Школьная библиотека" в информационно-библиотечных центрах края;

внедрение сетевых форм работы в деятельность школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

активное участие во Всероссийском фестивале-смотре школьных программ развития детского и юношеского чтения "Пять шагов к читающей школе: стратегия роста" и в реализации краевого проекта "Читаем вместе дальневосточную книгу";

дальнейшее развитие регионального ресурсного информационно-библиотечного центра как координационного и научно-методического центра сопровождения профессионально-педагогического развития специалистов школьных библиотек/информационно-библиотечных центров;

подключение школьных информационно-библиотечных центров к электронным ресурсам библиотек, в том числе "Национальной электронной библиотеки".

дальнейшее материально-техническое оснащение, приведение библиотечных фондов в соответствие с современными требованиями;

развитие межкультурных коммуникаций и социального партнёрства с библиотеками министерства культуры.

В работе курсов приняли участие Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", к.п.н. (г. Челябинск), Еговкина Надежда Васильевна, старший методист МАУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики, Стрелова Ольга Юрьевна, профессор кафедры ТиМО КГБОУ ДПО ХК ИРО, д.п.н., специалисты отдела учебно-методической литературы Хабаровского краевого института развития образования.

В ходе теоретических занятий слушатели ознакомились с методами и приемами сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся. На практических занятиях, которые проходили в формате фасилитационной сессии, слушателям было предложено составить ментальную карту "Школьная библиотека и школьный информационно-библиотечный центр", сопоставив миссию, функции, задачи школьной библиотеки и информационно-библиотечного центра. В ходе деловой игры участники курсов, проведя сравнительный анализ, предложили кластер функций школьного информационно-библиотечного центра.


Особое внимание на данных курсах было уделено проблеме совершенствования профессиональных компетенций библиотекарей, педагогов-библиотекарей в области ИКТ-технологий, формирования медиа - информационной грамотности обучающихся в рамках сетевых библиотечных проектов.

Немалый интерес у слушателей курсов вызвал мастер-класс Надежды Васильевны Еговкиной по исследованию книжных фондов и созданию электронных читательских дневников, который прошел в форме скайп-конференции.

Можно сказать, что курсы получили высокую оценку слушателей, они узнали много нового, интересного, нужного и полезного для проектирования индивидуальной профессиональной деятельности, об этом они отмечают в итоговых анкетах. Более 50 респондентов выразили благодарность руководителю курсов Кармановской Лидии Петровне, лекторско-преподавательскому составу.

Читайте также: