Цель изучения орфоэпии в школе
Обновлено: 05.07.2024
Не всегда важно – что говорят, но всегда важно, как говорят.
Наш язык – это стройная система, в которой существуют правила не только написания, но и произношения слов. Эти правила называются произносительными нормами. Произносительные нормы изучает специальный раздел лингвистики – орфоэпия. Орфоэпия определяет нормы произношения и охраняет их.
Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения. Кроме того, соблюдение орфоэпических норм устной речи – один из показателей владения культурой русской речи. Однако современные школьники испытывают серьезные затруднения в освоении орфоэпических норм. Таким образом, существует противоречие между необходимостью знать и соблюдать правила постановки ударений в словах и реальным уровнем овладения орфоэпическими нормами современными подростками.
Цель данной работы – изучить особенности освоения орфоэпических норм современными подростками.
Изучить научно-популярную литературу по данной теме.
Раскрыть роль орфоэпических норм в русском языке.
Подобрать и систематизировать материал, способствующий овладению орфоэпическими нормами русского языка.
Выявить уровень овладения учениками 5-х классов орфоэпических норм.
Провести презентацию проекта.
База исследования – обучающиеся 5-х классов Мурманского академического лицея.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её материал может быть использован во внеклассной работе по русскому языку.
Из истории русской орфоэпии
Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения.
Несоблюдение единых правил произношения может привести к отклонению от орфоэпических норм, стать помехой в общении с аудиторией. Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека.
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.
Орфоэпия (от греческих orthos – прямой, правильный + epos – речь, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения.
Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам – она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже – негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего.
Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом.
Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта – [чн] и [шн] – правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.
Произношение определенного слова можно узнать в Орфоэпическом словаре русского языка.
Особенности ударения
Самая сложная область русского языка – ударение. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.
1. Разноместность – это способность ударения падать на любой слог:
на первый – икОнопись, на второй – экспЕрт, на третий – жалюзИ, на четвертый – апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.
2. Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА – вОду, хожУ – хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов дается словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Сравните: магАзин, – неправильно; магазИн – правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.
Правила произношения
Ударение в начальной форме глаголов.
В глаголах, заканчивающихся на и-ть, ударным чаще всего является суффикс -и
Именно в начальной школе закладываются основы универсальных учебных действий, которые создают базу для дальнейшей успешной учебы и одним из таких важных умений является умение строить речевое высказывание и формулировать свою мысль.
Интенсивный процесс усвоения литературных норм русского языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи, то есть в изучении орфоэпии. Орфоэпия (греч. orthos- прямой, правильный и epos- речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.
Основной целью орфоэпической работы в начальной школе является обучение младших школьников нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться орфоэпически грамотно читать написанное и напечатанное, грамотно записывать орфоэпически диктуемое, орфоэпически правильно строить свою устную речь [2].
Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений: слушать звучащую речь; слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи; правильно воспроизводить услышанное на основе образца; дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи; соотносить слышимое и произносимое слово с видимым; определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова; самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.
Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Его составляющие:
9) произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.
В учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы отобраны такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний с орфоэпической точки зрения в речи говорящих, являются предметом усвоения в младшем школьном возрасте. Это:
Общеупотребительные слова с трудным ударением
алфавит звонить мусоропровод
библиотека каталог простыня
водопровод квартал столяр
диалог километр средства
договор компас хозяева
документ красивее щавель
Слова с трудными звукосочетаниями: асфальт, балерина, бульон, велосипед, женщина, йод, комбайн, конечно, мужчина, помощник, радио, район, скворечник, скучно, трамвай, что.
Имена существительные с неподвижным ударением
- на основе (во всех формах): кран- кранов, торт- тортов, флаг-флагов, бант-бантов, стержень-стержней, туфля-туфель, шофёр-шофёров, шарф-шарфов;
-на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа): плод- плода, бинт- бинта, блин-блина, герб-герба, пруд-пруда, серп-серпа.
Имена существительные с подвижным ударением
- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе: директор- директора, доктор- доктора, слесарь- слесаря, шкаф- шкафы;
- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа: гусь- гусей, лось- лосей, волк- волков, вор- воров, корень- корней, новость- новостей;
- ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения: доска- доску, доски- досок-доскам-досками- о досках; стена- стену, стены- стен- стенам- стенами- о стенах; щека- щёку, щёки- щёк- щёкам- щёками- о щёках.
Метапредметность при обучении нормам правильного произношения можно выстраивать на деятельных и мыследеятельных основаниях. Метапредметные результаты включают усвоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Отсюда возникает вопрос: какие методические приёмы будут наиболее эффективны для формирования метапредметных результатов?
Для формирования орфоэпически правильной речи можно использовать упражнения, с помощью которых школьники не только усваивают установленные нормы произношения, но параллельно совершают речемыслительные действия, ставят и планируют пути достижения цели, соотносят свои действия с планируемым результатом, определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, осуществляют контроль своей деятельности, строят логические рассуждения, умозаключения, учатся работать с орфоэпическим словарём. Работа осуществляется от простого к сложному.
1. Чтение учащимися записанных на доске слов.
на доске даны буквы Ы Н А Б Т.
У-ль: 1) прочитайте буквы, 2) составьте из букв слово
3) прочитайте слово, 4) проверьте по словарю, оцените себя 5) напишите букву, которая обозначает гласный ударный звук.
В 3-4 классе работу можно усложнить. (Можно использовать на минутке чистописания или словарной работе)
На доске набор букв О Д Г Р О В
У-ль: 1) Предложите задание, связанное с этими буквами.
2) Прочитайте слово
3) Как проверить, кто прав в постановке ударения?
Проверьте и оцените себя
4) Составьте предложение с этим словом
5) Определите букву для минутки чистописания. Она обозначает согласный непарный твёрдый звук и напишите её в соединении с буквой, которая обозначает гласный ударный звук.
При выполнении такого упражнения у детей развиваются регулятивные и познавательные УУД. Идёт поиск пути решения, осуществляется самопроверка
2. Орфоэпические разминки.
1.Мы разговаривали до самого аэропорта.
2.Линия обороны растянулась на километр.
3.Звонят- откройте дверь.
4.Иван Петрович сохранил важный документ.
Уч-ль: 1.Прочитайте самостоятельно
2.Прочитайте друг другу
3.Сравните ударение в подчёркнутых словах.
4.Докажите, что надо так произносить данные слова
3. Нахождение отличия в лексическом значении слов. Детям предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведённых парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям: рУки-рукИ, языкОвая-языковАя, пОлки-полкИ, прОпасть- пропАсть, стрУны- струнЫ, парИть- пАрить, моЮ- мОю, крУжки- кржкИ, хлОпок- хлопОк.
В 3-4 классах работу можно усложнить, используя предложения.
Столяр сделал книжные полки. По дороге двигались вооружённые полки.
2.Обсудите в парах, что общего есть у последних слов в предложениях и в чём различие.
3.Почему в данных словах по-разному ставится ударение?
1.Читаю предложение про себя.
2.Определяю лексическое значение слов в предложении.
3.При необходимости пользуюсь словарём.
4.Читаю предложение вслух.
При выполнении таких упражнений у детей формируется умение работать по плану, извлекать информацию, договариваться и приходить к общему решению и оценивать свой результат. Обращение к словарю формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращение к словарю, выработает у детей привычку обращаться к ним и вне урока.
монолог, диалог, каталог, филолог;
связАла, понялА, принялА, началА;
пОнял, нАчал, ждалА, зАнят
тУфля, шАрфы, гербЫ, тОрты
Данное упражнение работает на формирование познавательных УУД: осуществляют анализ слов, устанавливают причинно-следственные связи
Моя мама- удивительный человек. Она работает помощником директора фирмы. Ей часто приходится подписывать документы и договоры. На работе она строгая и серьёзная, а дома весёлая и заботливая. Красивее моей мамы никого нет, и я хочу быть на неё похожа. Летом на велосипедах мы отправляемся в поход. Всегда берём с собой компас, средства связи, термос, свитер, бутерброды, бинты, йод. Мама прочитала мне много интересных книг, из которых я узнала, что такое недуг, каталог, щавель, компьютер, дециметр и километр, водопровод и мусоропровод. А сколько бессонных ночей она провела, когда я болела. Мне хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно.
Это упражнение работает на формирование умения строить предложения и связный текст, выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдая нормы литературного произношения.
6. Восстановление пропущенных слов в пословицах и их произнесение: … смехами, кончил слезами; … хорошее, да конец плохой; … лён трепать, так над ним не стоять. Слова для справок: начало, начали, начал. Задания учителя:
1) Поставьте ударение в словах для справок.
2) Вставьте пропущенное слово в каждую пословицу.
3) Объясните, что означают данные пословицы.
7. Поочерёдное исключение слов.
На доске написаны слова: докумЕнт, хвОя, Адрес, пОнял, шофёр, Искра.
1) Прочитайте слова.
2) Поставьте ударение.
3) Исключите по одному слову из цепочки. ( Понял- глагол, остальные имена существительные, документ- 3 слога, в остальных по 2 слога, шофёр- одушевлённое, остальные неодушевлённые, хвоя — звуков больше, чем букв, а в остальных- одинаковое количество, искра — все согласные звуки- твёрдые, а в слове адрес- один мягкий согласный звук).
4) Составление нового словарного слова. Задание учителя:
- выделите букву, обозначающую согласный звук во втором слоге слова документ.
- найдите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове хвоя.
- выделите букву, которая обозначает глухой согласный звук в слове адрес.
- выделите букву, которая обозначает согласный глухой мягкий звук в слове понять
- выделите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове шофёр.
- выделите букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук в слове искра.
Систематическое использование такого рода упражнений на уроках русского языка может стать залогом успешного овладения младшими школьниками нормами правильного литературного произношения слов, что в свою очередь обеспечит умение строить речевые высказывания любого содержания. Такое умение придает ученику уверенность в своих силах, создает основу для успешной учебы. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, умению пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Лабутина С.В. Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе //Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Матер. Всерос. заоч. науч. практ. конф. с междунар. участием. Киров, 2012.
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в своеменном русском языке. СПб., 2000.
Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русскоо языка. М., 1984.
Лекант П.А., Леденва В.В. Шкрольный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней шкроле. М., 1989.
1. Жезек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике // РЯШ, 1982, № 5.
2. Ладыженская Г.А. Изучение фонетики и графики в IVклассе // РЯШ, 1981, № 5.
4. Леонова Н.А. Орфоэпия в учебнике русского языка для IV класса // РЯШ, 1972, № 5.
Содержание занятий по школьному курсу фонетики, графики, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку.
Фонетика и графика в школьном курсе русского языка
Это обстоятельство обуславливает исключительную важность работы по привитию правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку в школе. Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки:
слышать и различать звуки;
различать звуки и буквы;
уметь акцентировать ударные слоги;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.
С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков родного языка, повторяя, подражая учителю. В 5 классе осуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д. Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования.
Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово. При этом фонетические единицы и закономерности их употребления в речи усваиваются детьми естественным путем, еще в дошкольном возрасте, как правило, до 3 — 5 лет, что происходит на основе восприятия речи окружающих их взрослых и в практике собственной речевой деятельности.
Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы: экстралингвистический; функциональный; принцип межуровневых и внутриуровневых связей; нормативно-стилистический; исторический.
При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:
опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.
Итак, содержание работы по фонетике, графике, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку; упражнения по фонетике обычно комбинируются с орфоэпическими и орфографическими, а также с обучением выразительному чтению.
В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997):
деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;
выделение и характеристика отдельных звуков - гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;
обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;
обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих);
транскрибирование с мотивировкой и пр.
Примеры таких упражнений:
В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек.
Составить рассказ, включив в него приводимые ниже слова, и затем выписать из него те слова, в которых букв больше, ем звуков. Снег, если, комья, буря, буран, метель, мрак, ночь, свет, юг, вьюга.
В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.
Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).
Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформление отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прилагательных на -кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетической системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.
Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:
ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога;
ударный слог выделяется большей длительностью;
3) ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.
Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, ручка - на первом слоге; учебник, тетрадь — на втором; ударение, орфоэпия - на третьем и т.д.).
Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах неподвижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь - календаря; дневник - дневника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (около 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и составляют базисную лексику языка 1 . К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.
Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском языке к области произношения в собственном смысле слова.
Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.
В задачи обучения орфоэпии входит: 1) формирование и развитие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; 2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих знаний; 3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравнодушного отношения к ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля; 4) налаживание единого речевого режима в школе; 5) языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя (Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989).
К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:
1) прослушивание образцов произношения;
2) повторение образцов, их копирование;
3) работа со словарями ударения и произношения и др.
Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.
При обучении орфоэпии следует учитывать стили произношения. Известно, что в произношении выделяются три стиля - разговорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу нейтральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разговорного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейтральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в устных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стилистическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.
Естественно, что литературный язык предполагает строгий отбор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой - прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.
ГОСТ
Общие принципы изучения орфоэпии
Под орфоэпией понимают раздел науки о языке, предметом которого является литературное произношение. При расширенной трактовке данного термина к области орфоэпии также относят акцентологические нормы и интонационно-ритмические характеристики литературной речи.
Орфоэпия в школьном курсе относится к области культуры речи и тесно связана с такими разделами, как фонетика и орфография. Фонетика для орфоэпии является базовым разделом, поскольку особенности русского литературного произношения обусловлены фонетическими процессами, протекающими в устной речи:
- Редукция (ослабление звучания) гласных [а], [о], [э] в безударных позициях: л[иэ]сной, л[ь]б[иэ]диный.
- Случаи позиционного оглушения или озвончения парных по признаку глухости / звонкости согласных: [з]бил, ду[п]ки, пло[т], во[г]зал.
- Упрощение групп согласных, слогов: гина[нс]кий, окре[сн]ый, ме[сн]ый.
Понимание особенностей русского ударения (его подвижность, свободный характер) позволяет освоить основные акцентологические нормы, разграничить омографы, тождественные графически, но отличающиеся местом ударения в слове: бронИрованный (зарезервированный) – бронирОванный (покрытый бронёй), слЕпит (склеит; вылепит) – слепИт (ослепляет).
Орфоэпия связана также с орфографией, поскольку ведущий принцип русского правописания соотносится с соблюдением единообразного воспроизведения морфем, а не звукового облика слова. Иногда ученики начинают произносить слово так же, как оно написано, что приводит к орфоэпическим ошибкам: коне[чн]о (вместо: коне[шн]о), ску[чн]о (вместо: ску[шн]о).
Общими принципами орфоэпической работы в школе являются:
- Принцип опоры на речевой слух детей, его развитие и совершенствование.
- Принцип различения графического и фонетического облика слова.
- Принцип учёта фонетических процессов, происходящих в устной речи.
- Принцип учёта смыслоразличительной роли звука и ударения в слове.
- Принцип развития произносительных навыков на основе литературных образцов.
Готовые работы на аналогичную тему
Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка
Рассмотрим более подробно содержание орфоэпической работы в начальной школе.
Обучение орфоэпии осуществляется в несколько этапов:
- Подготовительный период приходится на время обучения грамоте. На данном этапе ученики знакомятся с фонетической системой литературного языка, усваивают характеристики звуков, их позиционные чередования, получают основные сведения об ударении, его свойствах и роли в слове. Зпадач данного этапа – создать необходимые предпосылки для формирования орфоэпических навыков.
- Основной период включает целенаправленную и систематическую работу по формированию навыков литературного произношения и ударения, а также работу по предупреждению и коррекции орфоэпических недочётов. Это длительный период, который охватывает всё время обучения в начальной школе.
- Закрепление усвоенных орфоэпических норм и правил происходит в четвёртом классе.
Выделим основные типы упражнений, направленных на развитие орфоэпических навыков:
- Упражнения на отработку норм произношения: воспроизведение слов по образцу; чтение вслух и по цепочке слов, трудных в произносительном отношении; знакомство с орфоэпическим словарём; составление и пополнение собственных орфоэпических словариков.
- Задания, направленные на формирование акцентологических норм: расставить ударение в словах; образовать формы слов и сделать вывод об изменении ударения (жилА – жИли, нАчали – началА); выбрать правильный вариант ударения из предложенных и обосновать свой выбор; объяснить, как изменение ударения влияет на значение слова (пАрить – парИть); работа с акцентологическим словарём.
- Упражнения, направленные на развитие интонационно-ритмической структуры речи: выразить голосом и интонацией различные чувства (радость, печаль, недоумение, сожаление); сравнить интонационный рисунок вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений и сделать вывод о роли интонации в формировании целевой установки высказывания; выразительное чтение.
- Задания, ориентированные на развитие чёткой дикции: чтение текста вслух, по ролям; разучивание скороговорок и чистоговорок; заучивание наизусть стихов.
- Упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию произносительных недочётов: наблюдение и самонаблюдение за звучащей речью; ведение орфоэпических и акцентологических словариков; скандирование сложных в акцентологическом отношении слов; орфоэпические диктанты и их анализ; запись слова по его транскрипции.
Читайте также: