Цель изучения орфоэпии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Не всегда важно – что говорят, но всегда важно, как говорят.

Наш язык – это стройная система, в которой существуют правила не только написания, но и произношения слов. Эти правила называются произносительными нормами. Произносительные нормы изучает специальный раздел лингвистики – орфоэпия. Орфоэпия определяет нормы произношения и охраняет их.

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения. Кроме того, соблюдение орфоэпических норм устной речи – один из показателей владения культурой русской речи. Однако современные школьники испытывают серьезные затруднения в освоении орфоэпических норм. Таким образом, существует противоречие между необходимостью знать и соблюдать правила постановки ударений в словах и реальным уровнем овладения орфоэпическими нормами современными подростками.

Цель данной работы – изучить особенности освоения орфоэпических норм современными подростками.

Изучить научно-популярную литературу по данной теме.

Раскрыть роль орфоэпических норм в русском языке.

Подобрать и систематизировать материал, способствующий овладению орфоэпическими нормами русского языка.

Выявить уровень овладения учениками 5-х классов орфоэпических норм.

Провести презентацию проекта.

База исследования – обучающиеся 5-х классов Мурманского академического лицея.

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её материал может быть использован во внеклассной работе по русскому языку.

Из истории русской орфоэпии

Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Считается, что к XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы современного русского литературного произношения.

Несоблюдение единых правил произношения может привести к отклонению от орфоэпических норм, стать помехой в общении с аудиторией. Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.

Орфоэпия (от греческих orthos – прямой, правильный + epos – речь, т.е. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения.

Орфоэпия изучает правила образцового литературного произношения. Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам – она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже – негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего.

Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом.

Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта – [чн] и [шн] – правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.

Произношение определенного слова можно узнать в Орфоэпическом словаре русского языка.

Особенности ударения

Самая сложная область русского языка – ударение. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.

1. Разноместность – это способность ударения падать на любой слог:

на первый – икОнопись, на второй – экспЕрт, на третий – жалюзИ, на четвертый – апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.

2. Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА – вОду, хожУ – хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов дается словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Сравните: магАзин, – неправильно; магазИн – правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.

Правила произношения

Ударение в начальной форме глаголов.

В глаголах, заканчивающихся на и-ть, ударным чаще всего является суффикс -и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно в начальной школе закладываются основы универсальных учебных действий, которые создают базу для дальнейшей успешной учебы и одним из таких важных умений является умение строить речевое высказывание и формулировать свою мысль.

Интенсивный процесс усвоения литературных норм русского языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи, то есть в изучении орфоэпии. Орфоэпия (греч. orthos- прямой, правильный и epos- речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Основной целью орфоэпической работы в начальной школе является обучение младших школьников нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться орфоэпически грамотно читать написанное и напечатанное, грамотно записывать орфоэпически диктуемое, орфоэпически правильно строить свою устную речь [2].

Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений: слушать звучащую речь; слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи; правильно воспроизводить услышанное на основе образца; дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи; соотносить слышимое и произносимое слово с видимым; определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова; самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.

Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Его составляющие:

9) произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.

В учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы отобраны такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний с орфоэпической точки зрения в речи говорящих, являются предметом усвоения в младшем школьном возрасте. Это:

Общеупотребительные слова с трудным ударением

алфавит звонить мусоропровод

библиотека каталог простыня

водопровод квартал столяр

диалог километр средства

договор компас хозяева

документ красивее щавель

Слова с трудными звукосочетаниями: асфальт, балерина, бульон, велосипед, женщина, йод, комбайн, конечно, мужчина, помощник, радио, район, скворечник, скучно, трамвай, что.

Имена существительные с неподвижным ударением

- на основе (во всех формах): кран- кранов, торт- тортов, флаг-флагов, бант-бантов, стержень-стержней, туфля-туфель, шофёр-шофёров, шарф-шарфов;

-на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа): плод- плода, бинт- бинта, блин-блина, герб-герба, пруд-пруда, серп-серпа.

Имена существительные с подвижным ударением

- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе: директор- директора, доктор- доктора, слесарь- слесаря, шкаф- шкафы;

- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа: гусь- гусей, лось- лосей, волк- волков, вор- воров, корень- корней, новость- новостей;

- ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения: доска- доску, доски- досок-доскам-досками- о досках; стена- стену, стены- стен- стенам- стенами- о стенах; щека- щёку, щёки- щёк- щёкам- щёками- о щёках.

Метапредметность при обучении нормам правильного произношения можно выстраивать на деятельных и мыследеятельных основаниях. Метапредметные результаты включают усвоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Отсюда возникает вопрос: какие методические приёмы будут наиболее эффективны для формирования метапредметных результатов?

Для формирования орфоэпически правильной речи можно использовать упражнения, с помощью которых школьники не только усваивают установленные нормы произношения, но параллельно совершают речемыслительные действия, ставят и планируют пути достижения цели, соотносят свои действия с планируемым результатом, определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, осуществляют контроль своей деятельности, строят логические рассуждения, умозаключения, учатся работать с орфоэпическим словарём. Работа осуществляется от простого к сложному.

1. Чтение учащимися записанных на доске слов.

на доске даны буквы Ы Н А Б Т.

У-ль: 1) прочитайте буквы, 2) составьте из букв слово

3) прочитайте слово, 4) проверьте по словарю, оцените себя 5) напишите букву, которая обозначает гласный ударный звук.

В 3-4 классе работу можно усложнить. (Можно использовать на минутке чистописания или словарной работе)

На доске набор букв О Д Г Р О В

У-ль: 1) Предложите задание, связанное с этими буквами.

2) Прочитайте слово

3) Как проверить, кто прав в постановке ударения?

Проверьте и оцените себя

4) Составьте предложение с этим словом

5) Определите букву для минутки чистописания. Она обозначает согласный непарный твёрдый звук и напишите её в соединении с буквой, которая обозначает гласный ударный звук.

При выполнении такого упражнения у детей развиваются регулятивные и познавательные УУД. Идёт поиск пути решения, осуществляется самопроверка

2. Орфоэпические разминки.

1.Мы разговаривали до самого аэропорта.

2.Линия обороны растянулась на километр.

3.Звонят- откройте дверь.

4.Иван Петрович сохранил важный документ.

Уч-ль: 1.Прочитайте самостоятельно

2.Прочитайте друг другу

3.Сравните ударение в подчёркнутых словах.

4.Докажите, что надо так произносить данные слова

3. Нахождение отличия в лексическом значении слов. Детям предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведённых парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям: рУки-рукИ, языкОвая-языковАя, пОлки-полкИ, прОпасть- пропАсть, стрУны- струнЫ, парИть- пАрить, моЮ- мОю, крУжки- кржкИ, хлОпок- хлопОк.

В 3-4 классах работу можно усложнить, используя предложения.

Столяр сделал книжные полки. По дороге двигались вооружённые полки.

2.Обсудите в парах, что общего есть у последних слов в предложениях и в чём различие.

3.Почему в данных словах по-разному ставится ударение?

1.Читаю предложение про себя.

2.Определяю лексическое значение слов в предложении.

3.При необходимости пользуюсь словарём.

4.Читаю предложение вслух.

При выполнении таких упражнений у детей формируется умение работать по плану, извлекать информацию, договариваться и приходить к общему решению и оценивать свой результат. Обращение к словарю формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращение к словарю, выработает у детей привычку обращаться к ним и вне урока.

монолог, диалог, каталог, филолог;

связАла, понялА, принялА, началА;

пОнял, нАчал, ждалА, зАнят

тУфля, шАрфы, гербЫ, тОрты

Данное упражнение работает на формирование познавательных УУД: осуществляют анализ слов, устанавливают причинно-следственные связи

Моя мама- удивительный человек. Она работает помощником директора фирмы. Ей часто приходится подписывать документы и договоры. На работе она строгая и серьёзная, а дома весёлая и заботливая. Красивее моей мамы никого нет, и я хочу быть на неё похожа. Летом на велосипедах мы отправляемся в поход. Всегда берём с собой компас, средства связи, термос, свитер, бутерброды, бинты, йод. Мама прочитала мне много интересных книг, из которых я узнала, что такое недуг, каталог, щавель, компьютер, дециметр и километр, водопровод и мусоропровод. А сколько бессонных ночей она провела, когда я болела. Мне хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно.

Это упражнение работает на формирование умения строить предложения и связный текст, выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдая нормы литературного произношения.

6. Восстановление пропущенных слов в пословицах и их произнесение: … смехами, кончил слезами; … хорошее, да конец плохой; … лён трепать, так над ним не стоять. Слова для справок: начало, начали, начал. Задания учителя:

1) Поставьте ударение в словах для справок.

2) Вставьте пропущенное слово в каждую пословицу.

3) Объясните, что означают данные пословицы.

7. Поочерёдное исключение слов.

На доске написаны слова: докумЕнт, хвОя, Адрес, пОнял, шофёр, Искра.

1) Прочитайте слова.

2) Поставьте ударение.

3) Исключите по одному слову из цепочки. ( Понял- глагол, остальные имена существительные, документ- 3 слога, в остальных по 2 слога, шофёр- одушевлённое, остальные неодушевлённые, хвоя — звуков больше, чем букв, а в остальных- одинаковое количество, искра — все согласные звуки- твёрдые, а в слове адрес- один мягкий согласный звук).

4) Составление нового словарного слова. Задание учителя:

- выделите букву, обозначающую согласный звук во втором слоге слова документ.

- найдите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове хвоя.

- выделите букву, которая обозначает глухой согласный звук в слове адрес.

- выделите букву, которая обозначает согласный глухой мягкий звук в слове понять

- выделите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове шофёр.

- выделите букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук в слове искра.

Систематическое использование такого рода упражнений на уроках русского языка может стать залогом успешного овладения младшими школьниками нормами правильного литературного произношения слов, что в свою очередь обеспечит умение строить речевые высказывания любого содержания. Такое умение придает ученику уверенность в своих силах, создает основу для успешной учебы. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, умению пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Лабутина С.В. Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе //Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Матер. Всерос. заоч. науч. практ. конф. с междунар. участием. Киров, 2012.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в своеменном русском языке. СПб., 2000.

Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русскоо языка. М., 1984.

Лекант П.А., Леденва В.В. Шкрольный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней шкроле. М., 1989.

1. Жезек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике // РЯШ, 1982, № 5.

2. Ладыженская Г.А. Изучение фонетики и графики в IVклассе // РЯШ, 1981, № 5.

4. Леонова Н.А. Орфоэпия в учебнике русского языка для IV класса // РЯШ, 1972, № 5.

Содержание занятий по школьному курсу фонетики, графики, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку.

Фонетика и графика в школьном курсе русского языка

Это обстоятельство обуславливает исключительную важность работы по привитию правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку в школе. Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки:

слышать и различать звуки;

различать звуки и буквы;

уметь акцентировать ударные слоги;

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков родного языка, повторяя, подражая учителю. В 5 классе осуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д. Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования.

Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их вари­анты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово. При этом фонетические единицы и закономерности их употребления в речи усваиваются детьми естественным путем, еще в дошкольном возрасте, как правило, до 3 — 5 лет, что происходит на основе восприятия речи окружаю­щих их взрослых и в практике собственной речевой деятельности.

Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы: экстралингвистический; функциональный; принцип межуровневых и внутриуровневых связей; нормативно-стилистический; исторический.

При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:

опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.

Итак, содержание работы по фонетике, графике, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку; упражнения по фонетике обычно комбинируются с орфоэпическими и орфографическими, а также с обучением выразительному чтению.

В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997):

деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;

выделение и характеристика отдельных звуков - гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;

обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;

обнаружение и объяснение действия законов фонетики (ре­дукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвонче­ние глухих);

транскрибирование с мотивировкой и пр.

Примеры таких упражнений:

В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек.

Составить рассказ, включив в него приводимые ниже слова, и затем выписать из него те слова, в которых букв больше, ем звуков. Снег, если, комья, буря, буран, метель, мрак, ночь, свет, юг, вьюга.

В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.

Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).

Наконец, в понятие произношения входит звуковое оформле­ние отдельных грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных суффиксов глаголов; прила­гательных на -кий, -чий и т.п.), что выходит за рамки фонетиче­ской системы, но характеризует произношение как таковое. Все эти и подобные случаи, не всегда относящиеся к фонетической системе русского языка, тем не менее относятся к произношению. Следовательно, произношение представляет собой понятие более широкое, нежели фонетическая система, хотя она и служит базой произношения.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основ­ными признаками:

ударный слог произносится с большей силой; ударение ха­рактеризуется большей громкостью ударного слога;

ударный слог выделяется большей длительностью;

3) ударный слог в отличие от безударного характеризуется зна­чительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Русское ударение является разноместным, потому что может быть в слове на любом слоге (книга, руч­ка - на первом слоге; учебник, тетрадь — на втором; ударение, орфоэпия - на третьем и т.д.).

Вместе с тем русское ударение, будучи в одних словах непод­вижным, в других является подвижным, так как при образовании разных грамматических форм одного и того же слова его место может меняться (сравните: календарь - календаря; дневник - днев­ника). В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. По данным ученых, большая часть слов русского языка (око­ло 96 %) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4 % являются наиболее употребительными словами, которые и со­ставляют базисную лексику языка 1 . К сожалению, твердых правил о том, на каком слоге ставить ударение, в большинстве случаев нет, и в каждом подобном случае необходимо запомнить слово вместе с ударением.

Таким образом, ударение является весьма важной стороной оформления устной речи, хотя оно и не относится в русском язы­ке к области произношения в собственном смысле слова.

Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения.

В задачи обучения орфоэпии входит: 1) формирование и разви­тие речевого слуха учащихся, т. е. способности фиксировать внима­ние на фонетических особенностях звучащей речи, а также анали­зировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; 2) систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих зна­ний; 3) развитие у школьников языкового вкуса и чутья, неравно­душного отношения к ненормированному произношению, фор­мирование навыков речевого самоконтроля; 4) налаживание еди­ного речевого режима в школе; 5) языковое самообразование, ре­чевое самосовершенствование учителя (Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989).

К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие:

1) прослушивание образцов произношения;

2) повторение образцов, их копирование;

3) работа со словарями ударения и произношения и др.

Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка.

При обучении орфоэпии следует учитывать стили произноше­ния. Известно, что в произношении выделяются три стиля - раз­говорный, нейтральный и высокий. При обучении же русскому литературному произношению и ударению берется за основу ней­тральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разго­ворного стилей произношения. Это и понятно, поскольку нейт­ральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и преобладают в уст­ных и письменных высказываниях любого рода, к тому же стили­стическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.

Естественно, что литературный язык предполагает строгий от­бор языковых фактов в качестве нормы. При этом учитываются, с одной стороны, языковые традиции, в чем состоит устойчивость нормы, с другой - прогрессивные тенденции в развитии языка, и в этом проявляются динамизм и гибкость норм современного русского литературного языка.

Гост

ГОСТ

Общие принципы изучения орфоэпии

Под орфоэпией понимают раздел науки о языке, предметом которого является литературное произношение. При расширенной трактовке данного термина к области орфоэпии также относят акцентологические нормы и интонационно-ритмические характеристики литературной речи.

Орфоэпия в школьном курсе относится к области культуры речи и тесно связана с такими разделами, как фонетика и орфография. Фонетика для орфоэпии является базовым разделом, поскольку особенности русского литературного произношения обусловлены фонетическими процессами, протекающими в устной речи:

  1. Редукция (ослабление звучания) гласных [а], [о], [э] в безударных позициях: л[иэ]сной, л[ь]б[иэ]диный.
  2. Случаи позиционного оглушения или озвончения парных по признаку глухости / звонкости согласных: [з]бил, ду[п]ки, пло[т], во[г]зал.
  3. Упрощение групп согласных, слогов: гина[нс]кий, окре[сн]ый, ме[сн]ый.

Понимание особенностей русского ударения (его подвижность, свободный характер) позволяет освоить основные акцентологические нормы, разграничить омографы, тождественные графически, но отличающиеся местом ударения в слове: бронИрованный (зарезервированный) – бронирОванный (покрытый бронёй), слЕпит (склеит; вылепит) – слепИт (ослепляет).

Орфоэпия связана также с орфографией, поскольку ведущий принцип русского правописания соотносится с соблюдением единообразного воспроизведения морфем, а не звукового облика слова. Иногда ученики начинают произносить слово так же, как оно написано, что приводит к орфоэпическим ошибкам: коне[чн]о (вместо: коне[шн]о), ску[чн]о (вместо: ску[шн]о).

Общими принципами орфоэпической работы в школе являются:

  • Принцип опоры на речевой слух детей, его развитие и совершенствование.
  • Принцип различения графического и фонетического облика слова.
  • Принцип учёта фонетических процессов, происходящих в устной речи.
  • Принцип учёта смыслоразличительной роли звука и ударения в слове.
  • Принцип развития произносительных навыков на основе литературных образцов.

Готовые работы на аналогичную тему

Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка

Рассмотрим более подробно содержание орфоэпической работы в начальной школе.

Обучение орфоэпии осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный период приходится на время обучения грамоте. На данном этапе ученики знакомятся с фонетической системой литературного языка, усваивают характеристики звуков, их позиционные чередования, получают основные сведения об ударении, его свойствах и роли в слове. Зпадач данного этапа – создать необходимые предпосылки для формирования орфоэпических навыков.
  2. Основной период включает целенаправленную и систематическую работу по формированию навыков литературного произношения и ударения, а также работу по предупреждению и коррекции орфоэпических недочётов. Это длительный период, который охватывает всё время обучения в начальной школе.
  3. Закрепление усвоенных орфоэпических норм и правил происходит в четвёртом классе.

Выделим основные типы упражнений, направленных на развитие орфоэпических навыков:

  1. Упражнения на отработку норм произношения: воспроизведение слов по образцу; чтение вслух и по цепочке слов, трудных в произносительном отношении; знакомство с орфоэпическим словарём; составление и пополнение собственных орфоэпических словариков.
  2. Задания, направленные на формирование акцентологических норм: расставить ударение в словах; образовать формы слов и сделать вывод об изменении ударения (жилА – жИли, нАчали – началА); выбрать правильный вариант ударения из предложенных и обосновать свой выбор; объяснить, как изменение ударения влияет на значение слова (пАрить – парИть); работа с акцентологическим словарём.
  3. Упражнения, направленные на развитие интонационно-ритмической структуры речи: выразить голосом и интонацией различные чувства (радость, печаль, недоумение, сожаление); сравнить интонационный рисунок вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений и сделать вывод о роли интонации в формировании целевой установки высказывания; выразительное чтение.
  4. Задания, ориентированные на развитие чёткой дикции: чтение текста вслух, по ролям; разучивание скороговорок и чистоговорок; заучивание наизусть стихов.
  5. Упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию произносительных недочётов: наблюдение и самонаблюдение за звучащей речью; ведение орфоэпических и акцентологических словариков; скандирование сложных в акцентологическом отношении слов; орфоэпические диктанты и их анализ; запись слова по его транскрипции.

Читайте также: