Цель хорового пения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Значение хорового пения на уроках музыки. История развития хорового пения и вокально-хоровые навыки у школьников. Методика разучивания песни на уроке. Опыт практической деятельности учителя по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.10.2011
Размер файла 141,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство общего и профессионального образования

Государственное образовательное учреждение среднего

Каменский педагогический колледж

по методике музыкального образования

Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки

специальности 050709 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель высшей

квалификационной категории Юрьева Г.С.

г. Каменск- Шахтинский

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников

1.1 Значение хорового пения на уроках музыки

1.2 История развития хорового пения

1.3 Вокально - хоровые навыки

1.4 Методика разучивания песни на уроке

Глава II Опыт практической деятельности учителя по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников

2.1 Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой

2.2 Певческое самовыражение на уроках Александровой В.В.

2.3 Использование вокальной методики М.Глинки на уроках Козловой М.Б.

Введение

При всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания. Приобщение младших школьников к музыкальному искусству, воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей осуществляется на уроках музыки и является в настоящее время особенно актуальным. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально - осознанного восприятия и выразительного исполнения.

Целью нашей работы является теоретическое обоснование необходимости вокально-хорового воспитания младших школьников.

Объект исследования: вокально-хоровая подготовка младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения младших школьников.

Задачи исследования :

Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в России.

Определить конкретную последовательность фор мирования первоначальных певческих навыков

Ознакомиться с системой работы учителя по развитию у учащихся вокально-хоровых навыков в процессе музыкальной деятельности. .

Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогич е ских приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования пе р воначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следую щие методы: научного исследования, изучения и обобщения педагогического опыта, теоретического анализа педагогических идей, наблюдения.

Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников

1.1 Значение хорового пения

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе - способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорошего исполнительства.

- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально - хоровым репертуаром;

- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;

- развивающее: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

- петь песни разного эмоционального содержания;

- чувствовать настроение музыкального произведения и передать его в своём исполнении;

- петь двухголосные песни;

- соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

2. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

5. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

6. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

Итак, хоровое пение - одно из главных средств музыкального воспитания школьников. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности, формируют такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. На уроках музыки развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. А так же специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность, ораторское искусство. Хоровые занятия развивают психические способности школьника: эмоции, чувства - восприятия, ощущения, память (эмоциональную, образную, слуховую, механическую, логическую, двигательную), сознание, волю, внимание, сосредоточенность, воображение, мышление, речь.

1.2 История развития хорового пения

хоровой пение музыка урок школьник

Воспитательная - формирование духовной культуры

Образовательная - знание русской музыкальной литературы

Развивающая - обучение приёмам пения

1. Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания.

2. Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике [3, 67]. .

На умственные силы детей: сознание, память, воображение

3.Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки [ 1,79 ].

С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов. Анализ планов и программно-методических материалов показывает, что в этот период происходило постепенное сокращение уроков музыки. Считалось, что дети, имеющие желание и способности, могут заниматься хоровым пением и музыкой во внеурочное время. Хоровое пение способствовало созданию детских хоровых коллективов, отличавшихся высоким профессионализмом. Традиционными становились городские и областные школьные праздники песни. Расцвет детского хорового исполнительства имел большое значение для музыкального воспитания подрастающего поколения. Поскольку основным критерием оценки являлась вокально-хоровая работа в школе, многие учителя, стремясь показать свой высокий уровень, использовали сложный репертуар, часто без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей. Непосильные исполнительские задачи, частые репетиции, форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге - к заболеваниям детских голосов. Сложившееся положение побудило начать серьезную работу по изучению, охране и воспитанию детских голосов. Проводились специальные исследования, организовывались вокальные конференции, сыгравшие положительную роль в разработке методики вокально-хоровой работы.

С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).

1.3 Вокально-хоровые навыки

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

Певческая установка непосредственно связанна с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные - дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание.

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;

- брать дыхание незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:

- перед возникновением звук должен быть оформлен в мысленно - слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов - дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Автор: Полищук Наталья Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №13 "Академ"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Хоровое пение в общеобразовательной школе"
Раздел: дополнительное образование

Хоровое пение в общеобразовательной школе.

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских,

так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью

отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором

формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его

воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и

слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных

культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и

личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять

основную воспитательную функцию.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот

развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в

прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным

образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить

распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские

хоровые студии, хоровые классы. Все активнее развиваются и детские хоровые

коллективы в общеобразовательных школах.

При таком подходе большую роль в школьном музыкальном образовании

играет пение. Пение, понимаемое как состояние души, - важнейшая роль этой

методическим богатством, которое таится в этом виде музыкального искусства.

музыкальному интонированию; поиски литературных произведений, родственных

разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее

непроизвольно формировать у детей

внутреннее слышание интонации данной

песни и т.п. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные

культурной и духовной личности. Большое место в пении принадлежит пению

материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки,

игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Практика показывает, что

пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них

формируется слуховой контроль и т.д.

Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического

интонирования, - как одну из возможностей “проживания” образов, когда любой

жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест,

очень многое, ибо эти движения могут настолько “заразить” детей эмоциями, что

отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в

младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при

хотят участвовать в этом музыкальном театре. Для школьников пластическая игра

наполняется тем же смыслом, который она имела и имеет в народном искусстве:

исполнить песню – значит сыграть песню. При этом на уроке достигается высокая

процесс. Пантомима приходит педагогу на помощь там, где требуется кропотливая

работа по формированию вокально-хоровых навыков, ярко, образно, понятно для

дикционных, слуховых навыков, навыков коллективного исполнения, выработку

навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам

значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения

многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе

музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и

звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи,

расширяя диапазон певческих возможностей детей.

необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей.

произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое

значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой,

формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные

моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто

встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе

принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность

внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью

разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе

развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом

куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания

модифицированной программе для хоровых отделений ДМШ. Цель проекта -

развитие у детей 7-15 лет способностей к коллективному созданию музыкально-

исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в

Задачи обучения, воспитания и развития, обучающихся в связи с обозначенной

проблем мы дифференцировали следующим образом по годам обучения.

1 год – приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая

трудностей. Я, как педагог, стремлюсь, чтобы дети убедились на практике, что

достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному

2 год - обучающая направленность образовательного процесса означает на

создают хоровой коллектив.

3-7 год - воспитывающая направленность обучения означает, что продукты

своего труда мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, я реализую

Наличие хоровых ступеней. (Хоровые группы в каждой параллели).

Особое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей, разучивая с

ними песни о Родине, В.О.В., природе, дружбе. В последние годы у нас опять

возродились фестивали патриотической песни, в которых мы принимали самое

активное участие и имели высокие результаты. Очень радует искренний интерес и

воодушевленное пение детьми этих песен. Наша школа, вот уже несколько лет

подряд, проводит благотворительные концерты в Краевом онкологическом центре,

госпитале для ветеранов, детском доме-интернате.

Дети с большой радостью и гордостью принимают участие в этих концертах,

отдавая всю теплоту своих душ и получая в ответ еще большее – благодарность и

Рабочая программа кружка "Хоровое пение" (общеобразовательная школа).

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6.Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ _______ (в новой редакции), утвержденной приказом по МАОУ ______ от ______________ № ___.

7.Учебного плана начального общего образования на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом по МАОУ СШ №8 от _____________ № ____.

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель программы:

привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству.

Задачи программы:

а) совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать;

б) развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память;

в) развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.

Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости;

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы.

Организационные условия реализации программы

Исходя из возрастных особенностей кружковцев, хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

первая (1-2 классы);

вторая (3-4 классы);

третья (5-11 классы).

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

третья группа – 1 раза в неделю по 2 часа.

Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:

- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;

- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал, видео- и аудиопособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, магнитофон, фортепиано.

Предметные результаты программы

Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.

В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Учащиеся получат возможность:

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Учащиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

Учащиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.

Формы и режим занятий:

- участие в конкурсах, фестивалях;

- посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;

- работа над произведениями;

Принципы и методы работы:

В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы:

- единство технического и художественно-эстетического развития учащихся;

- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;

- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;

- принцип эмоционального положительного фона обучения;

- индивидуальный подход к учащемуся.

1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);

3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);

4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.

Критерии определения оценки

Основными критериями определения оценки учащихся являются:

- уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;

- степень выразительности исполнения;

- проявление совместной творческой активности;

- умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания.

При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.

Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля.

Материально-техническое оснащение

- наличие специального кабинета;

- наличие репетиционного зала (сцены);

- фортепиано, другой инструмент;

- музыкальный центр, компьютер;

Первая группа

дать первоначальное представление о музыке;

формировать певческие навыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, движения под музыку;

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Хоровое пение - одно из главных средств воспитания детей. Являясь активной формой музыкального образования, хоровое пение само является предметом искусства. Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.

Актуальность эстетического развития детей посредством хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ, среди других видов деятельности, что объясняется рядом причин:

  • общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);
  • адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;
  • значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

1. Занятия пением затрагивают важные для жизни человека сферы:

  • здоровье (в процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности, развитие и улучшение состояния дыхательной системы, кровообращения, способствующие росту и укреплению мышц гортани);
  • интеллектуальное развитие (благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием – креплением памяти);
  • самоатуализация (как одного из способов самовыражения, приобретения жизненного смысла, упорядоченности и духовной свободы).

2. Хоровое пение – коллективное творчество, доступное всем детям, не требует наличия выдающихся вокальных данных и больших материальных затрат.

3. В вокально – хоровых произведениях воедино соединены музыка и слово, что способствует глубокому пониманию музыкальных произведений, глубже воздействует на психику ребенка.

5. Воспитание слуха и голоса положительно сказывается на формировании речи, которая является материальной основой мышления. Дети, поющие в хоре и занимающиеся музыкой, лучше успевают в школе и отличаются творческой инициативностью и общительностью.

Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности.

Главная цель – создание условий для полнейшей творческой самореализации через приобщение к вокальной культуре, через развитие и совершенствование наиболее доступного вида музыкального исполнительства – пения.

Задачи:

  • формировать у детей навыки правильного пения в пределах их диапазона
  • привить эстетические критерии певческого голоса
  • развитие голосовых данных
  • формирование вокально-хоровых навыков
  • воспитать художественную осмысленность исполняемых произведений
  • воспитание организованности, внимания, трудолюбия, умения работать в коллективе
  • расширение и обогащение музыкального кругозора
  • выявление творческой индивидуальности учащегося

Принципы вокально-хоровой работы:

  • воспитания и всестороннего развития
  • сознательности и творческой активности учащихся
  • перспективности
  • систематичности
  • учета индивидуальных возможностей учащихся
  • посильной трудности
  • положительного фона обучения
  • единства художественного развития учащегося и технического совершенствования их голоса
  • предшествование слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию
  • целенаправленного управления регистровым звучанием голоса

Основные методы работы:

  • концентрический
  • фонетический
  • объяснительно-иллюстративный
  • мысленного пения
  • сравнительного анализа
  • повторения и закрепления
  • интеграции
  • оптимизации

Каждый метод представляет собой систему приемов:

  • развития слуха
  • развития голоса
  • психолого-педагогического воздействия

Программа включает 3 уровня обучения:

1. Музыкально-певческое развитие дошкольников (дети 6-7 лет)

2. Младший хор (учащиеся 1-3 годов обучения)

3. Старший хор (учащиеся 4-7 годов обучения )

Ведущим принципом организации обучения является принцип преемственности. Это обеспечивает логику построения образовательной деятельности.

Форма проведения занятий – групповая.

В целях расширения индивидуального контроля и интенсивности музыкально-певческого развития вводятся занятия по подгруппам, в которые дети распределяются по признакам: одинаковый возраст (год обучения),

тембр голоса (по партиям), индивидуальные особенности.

Количественный состав групп – от 10 до 15 человек.

дошкольники – 2 раза в неделю по 1 часу

младший хор - 2 раза в неделю по 1 часу

старший хор - 2 раза в неделю по 2 часа

Процесс обучения хоровому пению способствует:

  • формированию мышления, развитию воображения, эмоциональной отзывчивости;
  • развивает и улучшает состояние дыхательной системы, кровообращения;
  • способствует росту и укреплению мышц гортани;
  • развивает слух, голосовой аппарат, чувство ритма, обогащает речь;
  • воспитывает дисциплинированность, чувство ответственности;
  • коммуникативную культуру.

В результате обучения хоровому пению учащиеся приобретут:

  • систему основных специфических знаний , умений и навыков;
  • опыт творческой деятельности;
  • опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей системы ценностей.

Программа будет успешно реализована:

  • если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал;
  • будет создана библиотека специализированной музыкальной и вокально-хоровой литературы
  • будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

I. Музыкально - певческое развитие дошкольников

Этот раздел программы ориентирован на детей 6-7 лет и рассчитан на 2 года обучения.

Цель: -создание условий для активизации природных творческих задатков

каждого ребенка, используя комплексный музыкальный подход

Задачи: -реализация природой обусловленных задатков в музыкально-

творческой и познавательной деятельности;

-обеспечение беспрепятственной творческо-познавательной

-интеграция направлений и видов творческо-познавательной

деятельности, обеспечивающая многоуровневое развитие

воспитания и образования.

Обучение ведется преимущественно в игровой форме. Игра – школа сотрудничества. Используются игры следующих назначений:

-обучающие (развитие навыков)

-психо-технические (перестройка психики для успешного усвоения

Основные игры – обучающие – направлены на развитие:

Занятия при планировании делятся на Блоки, которые строятся в соответствии с уровнем готовности учащихся к постановке и реализации музыкально-творческих задач. Перечень блоков:

1. Вокально-хоровая работа

2. Восприятие музыки

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игровые и творческие задания.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

Первые 2 блока – дидактические, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности выполнения их формы. Последующие - носят творческий характер, т.к. являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

Учебно-тематический план.

Содержание и виды работ

Общее

кол-во

часов

I. Вокально-хоровая работа.

Читайте также: