Цель егэ в школе

Обновлено: 05.07.2024

Организация и проведение ЕГЭ осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами.

Выпускники (поступающие) при подготовке к сдаче ЕГЭ могут использовать демоверсии контрольно - измерительных материалов (КИМ) по предметам, по которым проводится ЕГЭ.

Содержание КИМ определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, и не выходит за пределы указанных программ.

Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами по стобалльной шкале. Выпускникам (поступающим), сдававшим ЕГЭ, выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, срок действия которого истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве выпускных экзаменов, а вузами и ссузами - в качестве результатов вступительных испытаний.

В чем заключается смысл ЕГЭ?

Единый государственный экзамен в тестовом режиме впервые был проведен в 2001 году, в 2009 году он стал обязательным для всех выпускников школ, лицеев и гимназий. Без успешного прохождения ЕГЭ невозможно поступить ни в один вуз страны, если выпускник недоберет баллы, то он не получит аттестат, поэтому в преддверии ГИА ребята испытывают вполне оправданное волнение. Многих интересует вопрос о том, в чем заключается смысл ЕГЭ? Ответ на него мы дадим прямо сейчас. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Смысл и задачи ЕГЭ

Главная задача ЕГЭ – беспристрастная и честная оценка знаний, полученных в рамках учебной программы. Рассмотрим другие задачи ЕГЭ:

  • повышение доступности высшего образования;
  • создание равных условий для выпускников из разных социальных слоев и регионов;
  • формирование прозрачной системы оценивания.

Сложная схема перевода баллов, строгий контроль, длительная подготовка – все это не оставляет места для кумовства, нечестных схем и даже взяточничества. Во время экзамена выпускник остается один на один с заданиями и своими знаниями, поэтому имеет возможность на все 100% раскрыть личностный потенциал.

Проблемы и особенности ЕГЭ

Залог успешного прохождения ЕГЭ кроется не только в хорошем уровне знаний, но и в аналитических способностях. Например, во время анализа заданий по русскому языку, литературе, обществознанию и другим предметам можно заметить определенную шаблонность. Тесты типовые, долю творчества можно проявить во время написания эссе, сочинения и других схожих работ по заданным темам. Однако и здесь все не так просто, ведь нужно придерживаться установленных стандартов и правил, иначе высокий балл получить не выйдет.


Потребность в дополнительной платной подготовке

Успешно сдать ЕГЭ без дополнительной подготовки удается лишь небольшому количеству ребят, в остальных случаях высоким баллам предшествует сложное и многоступенчатое обучение. Будущие выпускники активно посещают репетиторов, проходят экспресс-курсы, самостоятельно штудируют задания прошлых лет, в это же время они продолжают обучаться в школе. Многие ребята, надеясь на дополнительные баллы, занимаются спортом или волонтерской деятельностью, грызут гранит науки, чтобы получить аттестат с отличием.

Такой ритм жизни связан с огромными моральными и физическими нагрузками, его сможет выдержать не каждый взрослый человек, что уж говорить о подростках. Еще один важный нюанс связан с финансовыми возможностями, ведь не все родители могут оплатить именитых репетиторов или дорогие курсы.


Всестороннее развитие

В 2015 году ЕГЭ по математике был разделен на 2 уровня: упрощенный базовый и сложный профильный. Гуманитарии вздохнули с облегчением, но в рамках экзамена все равно приходится сдавать два кардинально разных предмета. Не каждый человек умеет одинаково хорошо решать задачи и писать сочинения, однако без этих талантов ГИА преодолеть не получится. Поэтому за несколько месяцев или лет до ЕГЭ школьники начинают заниматься с репетиторами, которые не только дают им знания, но и прививают правильное мышление, помогают понять специфику и алгоритм экзаменационных заданий.


Чрезмерное волнение

Школьники боятся не сдать ЕГЭ, ведь без результатов экзамена они не смогут поступить в вуз. Чрезмерное волнение и нагрузки, связанные с активным учебным процессом, являются сложным испытанием для ребят, которое может оказывать прямое или косвенное влияние на результат ГИА. Волнение, стресс, легкая паника могут вывести из строя самого подготовленного ребенка.

В заключение

ЕГЭ помогает решить большой пул проблем, открывая двери вузов для ребят, которые имеют отличные знания. Экзамен имеет ряд недостатков, однако их можно умело обойти, занимаясь правильной и спокойной подготовкой. Не нужно слишком давить на ребенка, стоит оказывать ему помощь во время выбора приоритетных предметов, изучения материала и применения полученных знаний на практике. Подготовка имеет огромное значение, однако еще более важны моральное и психологическое состояние выпускника!


ТАСС-ДОСЬЕ. 29 мая в России стартует основной период единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Экзамен со стажем: закону о ЕГЭ исполняется 10 лет

Выпускники российских школ будут сдавать один из необязательных предметов - географию или информатику (по выбору). Экзамены по обязательным дисциплинам пройдут 31 мая (математика базового уровня), 2 июня (математика профильного уровня) и 9 июня (русский язык). Согласно утвержденному расписанию, последний экзамен - по химии или истории - состоится 19 июня. Кроме того, предусмотрены резервные экзаменационные дни по всем предметам. До 1 июля (включительно) в дополнительные сроки смогут пройти аттестацию участники ЕГЭ, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, а также пропустившие экзамен по болезни или другой уважительной причине.

Единый государственный экзамен в России - это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ служит вступительным экзаменом в российские высшие учебные заведения. Среди основных целей его введения - стандартизация выпускных экзаменов в школах и борьба с коррупцией при поступлении в вузы.

История введения

Списать нельзя использовать: шпаргалки на экзаменах

16 февраля 2001 г. вышло постановление правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001-2003 гг. Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ (ныне - Министерство образования и науки РФ, Минобрнауки). Затем эксперимент трижды продлевался - на 2004, 2005 и 2006-2007 гг. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 г., 2 марта 2005 г. и 29 декабря 2005 г. соответственно).

Впервые единый госэкзамен прошел в 2001 г. в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам (или предметам), в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ.

В 2002 г. в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 г. - 47, в 2004 г. - 65 (в т. ч. впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 г. - 78, в 2006 г. - 79. В последний год проведения эксперимента, в 2007 г., ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 - по 3-7 и семь - по 1-2 предметам).

Введение обязательной сдачи ЕГЭ по всей России

9 февраля 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (принят Госдумой РФ 26 января 2007 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 г.).

Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 г. госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 г., единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты - вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.

Организация и порядок проведения

Организацию ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден 26 декабря 2013 г. приказом Минобрнауки России (последние изменения внесены 9 января 2017 г.).

Предметы

В настоящее время единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам (дисциплинам).

Даром преподаватели время свое потратили: типичные ошибки школьников на ЕГЭ

В число обязательных дисциплин входят русский язык и математика (включает базовый и профильный уровни). Их сдача необходима для получения аттестата о полном среднем образовании.

К дополнительным предметам, которые выбираются по желанию, относятся: биология, география, история, литература, обществознание, физика, химия, информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) - английский, немецкий, французский и испанский. Решение сдавать устную часть по иностранному языку (введена в 2015 г.) экзаменуемый принимает добровольно. Кроме того, на добровольной основе и по выбору можно сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе из числа языков народов РФ.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации - ЕГЭ или государственный выпускной экзамен. В случае выбора ЕГЭ продолжительность экзамена для них по желанию может быть увеличена на 1,5 часа.

Задания и баллы

Итоговое сочинение

Одним из обязательных условий допуска к ЕГЭ является написание итогового сочинения (дети-инвалиды могут писать вместо него изложение), оно было введено с 2014/2015 учебного года. Сочинение по выбранным Рособрнадзором темам одиннадцатиклассники пишут в первой половине учебного года - в первую среду декабря (с возможностью пересдачи в феврале и начале мая).

Результаты ЕГЭ и итогового сочинения действительны в течение четырех лет.

Поступление в вузы

Для поступления в вузы, помимо обязательных дисциплин, ЕГЭ сдается также по предметам, необходимым для конкретных специальностей.

Высшие учебные заведения могут также устанавливать дополнительные экзамены или творческие конкурсы в качестве вступительных испытаний. Многие вузы присваивают абитуриентам дополнительные баллы (но не более 20) за индивидуальные достижения, например, за аттестат с отличием, за статус победителя международных олимпиад по образовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников, призера или чемпиона международных спортивных соревнований, волонтерскую деятельность, за сдачу норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Кроме того, вузами могут приниматься во внимание и результаты итогового сочинения (до 10 баллов).

ЕГЭ-2016

В 2016 г. экзамены проводились во всех 85 субъектах РФ, а также в 52 странах ближнего и дальнего зарубежья. В Республике Крым и Севастополе, как и в 2015 г., государственная итоговая аттестация была организована по выбору учеников и их родителей - в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов (добровольная сдача ЕГЭ в этих регионах продлена также на 2017 и 2018 гг.).

Андрей Фурсенко: ЕГЭ — лучшая из систем оценки знаний, которые были в нашей стране

Самым популярным дополнительным предметом стало обществознание, его выбрали более 59% выпускников 11-х классов; на втором месте - физика (28%). Популярными были также история (22%) и биология (21%). Число выпускников, набравших 100 баллов по одному или нескольким предметам, составило 5,1 тыс. человек (в 2014 г. их было 3,6 тыс.).

В досрочной сдаче единого госэкзамена, которая проходила с 21 марта по 23 апреля (включая резервные дни), приняли участие 18,9 тыс. человек, из них 17,3 тыс. - выпускники 2016 г. В основной период проведения ЕГЭ - с 27 мая по 30 июня (включая резервные дни) - участвовали более 750 тыс. человек, из них более 640 тыс. - выпускники 2016 г. Экзамены в форме ЕГЭ сдавали более 5 тыс. выпускников с ограниченными возможностями здоровья (88% от общего числа таких школьников), в 2015 г. их было меньше - 4,2 тыс.

ЕГЭ-2017

При проведении ЕГЭ-2017 будет исключена тестовая часть в трех предметах - химии, биологии и физике. Правильное решение экзаменуемый будет принимать самостоятельно практически по всем предметам, тестирование остается только у экзамена по иностранному языку. Как и в прошлом году, для аттестации по основным предметам необходимо будет набрать 24 балла по русскому языку и 27 по математике профильного уровня. Для поступления в вузы по русскому языку нужно будет иметь 36 баллов, по математике профильного уровня - 27 баллов.

Сочинение в основной срок, 7 декабря 2016 г., написали большинство выпускников 2017 г. "Зачет" получили 618 тыс. школьников (порядка 98%).

В досрочной сдаче ЕГЭ-2017, которая проходила с 23 марта по 14 апреля (включая резервные дни), приняли участие около 26,5 тыс. человек. В основном экзамены сдавали выпускники прошлых лет, которые пожелали улучшить свой результат по тому или иному предмету.

Выпускники 2017 г., получившие неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике базового уровня), смогут пересдать госэкзамен в сентябрьский дополнительный этап (с 5 по 16 сентября).

Будущие изменения ЕГЭ

В настоящее время изучается возможность введения устной части на экзамене по русскому языку. Пилотная апробация устной части ЕГЭ по русскому языку была проведена в октябре 2016 г. среди выпускников 9-х классов. В ней приняли участие школьники из трех регионов: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики.

Новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут исключены задания с кратким однозначным ответом (планируется, что она будет состоять только из творческих заданий), будет введена не раньше 2018 г. Ее первая апробация была проведена в апреле-мае 2016 г. в 13 субъектах РФ (в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге), в ней приняли участие более 1 тыс. учащихся из 60 школ.

В 2020 г. в число обязательных предметов ЕГЭ планируется ввести историю, в 2022 г. обязательным может стать иностранный язык.

Нарушения

Для предотвращения нарушений в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 г. были внесены изменения. Председателей экзаменационных комиссий стал утверждать Рособрнадзор (раньше этим занимались региональные органы). В каждую региональную комиссию входит представитель этого надзорного ведомства с полномочиями федерального инспектора. Пункты проведения экзамена, центры обработки информации оборудуются средствами видеонаблюдения и металлоискателями. Кроме того, ведется онлайн-наблюдение на экзаменах (в 2016 г. им было обеспечено 84% аудиторий). Планируется, что с 2019 г. печать и сканирование экзаменационных материалов будет осуществляться непосредственно в местах проведения ЕГЭ повсеместно. Данные технологии начали внедряться с 2014 г., в 2017 г. их будут использовать более 50% пунктов проведения госэкзамена.

Кроме того, увеличено количество экзаменационных вариантов для регионов, находящихся в разных часовых поясах, что не позволяет школьникам из центральной части России использовать задания, которые были на Дальнем Востоке.

Для обеспечения объективности госаттестации привлекаются также общественные наблюдатели. Так, в 2016 г. общее число привлеченных экспертов составило почти 60 тыс. человек. Они контролировали проведение ЕГЭ, а также выборочно государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов.

История создания ЕГЭ

1. 1997 год. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи был министр образования Владимир Филиппов.

3. 2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ — уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

«ЕГЭ — это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.

Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ — не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп — а именно населения крупнейших городов страны — оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом — бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы — и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.

Читайте также: